Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра" для 10-11 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Данная методическая разработка представляет собой адаптированный аналог телевизионной передачи «Своя игра» (канал НТВ) и применима для проведения внеклассного мероприятия по биологии. Разработка легко воспроизводима любым учителем и не требует от него дополнительных затрат времени при подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Интеллектуальное соревнование «СВОЯ ИГРА»
Предмет: биология
ФИО автора : Сутягина Марина Александровна, зам. директора по УВР
МОУ СОШ №2 р.п. Новая Майна
Аннотация: Данная методическая разработка представляет собой адаптированный аналог телевизионной передачи «Своя игра» (канал НТВ) и применима для проведения внеклассного мероприятия по биологии. По мнению авторов, разработка легко воспроизводима любым учителем и не требует от него дополнительных затрат времени при подготовке.
Участники: учащиеся 10 – 11 классов: 2 команды по 6 человек (возможны другие сочетания)
Время проведения – 30-40 минут.
Оборудование:
Персональный компьютер
Мультимедиапроектор
Распечатка вопросов ведущему (Приложение I)
Распечатка таблиц членам жюри (Приложение II)
Сигнальные карточки команд (альтернатива – поднятая рука капитана команды)
Презентация «Своя игра» в программе Microsoft Office PowerPoint 2003
Цели и задачи урока (внеклассного занятия)
Создать условия для актуализации знаний учащихся по биологии, расширить их знания в объёме содержания вопросов, представленных в игре.
Для подготовки к уроку учителю следует выполнить следующие шаги:
Определить участников из числа учащихся 10-11 классов. Это могут быть группы из оного класса, одной параллели классов, параллели 10-11 классов.
Назначить дату, время поведения: во время урока (или внеклассного занятия)
Выбрать членов жюри из числа учащихся (или учителей, в т.ч. др. предметов, классных руководителей).
Распечатать из конспекта 1 экз. вопросов ведущему (Приложение I) и 1 экз. таблиц членам жюри (Приложение II), число которых соответствует числу команд.
Просмотреть Презентацию «Своя игра» в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.
Слайд №2
представляет собой таблицу, в левом столбце которой перечислены области знаний для выбора участниками игры. Цена вопроса оформлена как гиперссылка и имеет зёлёный цвет. После её использования, гиперссылка приобретает жёлтый цвет и т.о. повторно не используется.
При выборе вопроса нажимаем гиперссылку, появляется слайд с вопросом. Например:
В нижнем правом углу каждого слайда помещена УПРАВЛЯЮЩАЯ КНОПКА «Назад к слайду №2» т.е. к таблице.
ХОД УРОКА (ЗАНЯТИЯ)
Этап урока | Локальные цели | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Особые заметки учителя |
Организационный -1 ДО начала занятия | Создать удобную для работы обстановку | Организует расстановку парт и стульев так, чтобы участники игры могли сесть командами (по 5 человек) на расстоянии примерно 2 метра друг от друга Уточняет у каждой команды капитана, ответственного за работу группы Проверяет функционирование презентации Выбирает членов жюри (если они не определены заранее), объясняет их задачу | Помогают расстановке парт и стульев Занимают места, определённые для команды Выбирают капитана команды Члены жюри (если они определены из числа учащихся) знакомятся со своей задачей, определяют оптимальную методику подсчёта результатов, используя таблицы Приложения 2. | Членами жюри могут выступать и учителя (в т.ч. др. предметов, классные руководители) Для облегчения работы их количество может соответствовать количеству команд. |
Организационный 2 после звонка (3-5мин.) | Создать позитивный настрой на работу. Познакомить с правилами игры. Представить команды друг другу и членам жюри. | Приветствие всех участников. Объяснение правил игры: Каждая команда по очереди выбирает область знаний и цену вопроса (перечень см. слайд №1). Вопросы зачитывает ведущий, нажав на выбранную цену вопроса на слайде №1 презентации. Цена вопроса оформлена как гиперссылка и имеет зёлёный цвет. После её использования, гиперссылка приобретает жёлтый цвет и т.о. повторно не используется. На обдумывание дается 10-15 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с правильным ответом, то его дает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ни одна из команд не ответит на вопрос, то ответ дает ведущий. Выигрывает команда, набравшая max количество баллов. | Команды представляются и приветствуют друг друга. Слушают объяснение правил игры. | В игре принимают участие 5 команд (в нашем примере, из классов: 10 «А», 10 «Б», 11 «А», 11 «Б», 11 «В») Области знаний: - РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ - ЧЕЛОВЕК - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ЭКОЛОГИЯ Цена вопроса: 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50 очков. Можно совместно, большинством голосов участников, определить, как поступать с начислением очков в случае, если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с правильным ответом: Общая сумма очков уменьшается на выбранную стоимость. Общая сумма очков не изменяется. |
2. Проведение игры | Стимулировать познавательную активность учащихся через создание игровой соревновательной среды. Расширить знания учащихся в части содержания вопросов, представленных в игре. Развивать умение вести коллективное обсуждение, работая в группе. | Зачитывает вопрос. Определяет правильность ответа. Сообщает правильный ответ при ошибке. | Каждая команда по очереди выбирает область знаний и цену вопроса. Обдумывают 10-15 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса. | Длительность игры может определяться количеством вопросов (их всего 45) или лимитом времени, например, 30 минут. При апробировании данной разработки, использование всех 45 вопросов презентации заняло у 5 команд 30 минут времени. |
3. Подведение итогов. | Привлечь участников к анализу мероприятия. Определить учащихся - лучших знатоков биологии. Вызвать положительные эмоции успеха у победителей. | Организует рефлексию вопросов: какой был для отвечающих А) наиболее сложный Б) наиболее интересный и запоминающийся. Сообщает итоги: называется победитель и призёры игры. | Желающие по очереди отвечают на предложенные для рефлексии вопросы. Поздравляют аплодисментами. | Жюри подводит итоги. |
ПРИЛОЖЕНИЕ I с.1 из 3
РАСТЕНИЯ
-10б. О плоде какого растения идет речь в загадке?
Не жил в ягоде жучок,
И не кушал червячок,
А сорвал ее с куста,
Глядь - середка вся пуста. (малина, ежевика)
-15б. Крупное однолетнее растение семейства пасленовых, содержащее в своих листьях и стеблях алкалоид никотин. (табак )
-20б. Древесина какого растения используется в кораблестроении. (сосна)
-25б. Это растение - уроженец Африки. До сих пор на окраинах пустыни Калахари он встречается в диком виде. С глубокой древности это растение культивировали в Египте. В Россию эту культуру завезли в ХV веке из средней Азии. Это самая крупная ягода. ( арбуз )
-30б. Лист какого растения может выдерживать нагрузку до 50 кг. ( Виктория - регия )
-35б. Название этого растения состоит из двух греческих слов, переводимых как «золото» и «цветок» Особенно почитается это растение в Японии. ( хризантема )
- 40б. Стебли какого растения за одни сутки могут вырастать на целый метр в длину. (бамбук )
-45б. Самое маленькое цветковое растение. (ряска )
-50б. В составе этого растения с нашей грядки содержится много белка, по содержанию которого оно уступает только мясу. Листья содержат витамины А, В, С, РР. (шпинат)
ЖИВОТНЫЕ
-10б. Эту небольшую птицу отряда воробьиных, не встретишь на Мадагаскаре или в Австралии, зато она даже зимует у нас. Часто висит на деревьях вниз головой и гнездится в дуплах. (синица)
-15б. Как называется наука о собаках. (кинология)
-20б. Этих животных называют горными львами. Обитают они в северных лесах в плоть до лесотундры и в горах Северной и Южной Америки. (пума)
-25б. Название этих островов с испанского переводится как «черепаха». (Галапагосские острова)
-30б. Морская донная промысловая рыба, у которой глаза расположены на одной стороне тела. (камбала)
-35б. Проходная рыба со змеевидным телом, нерестится в Саргассовом море преодолевая для этого путь до 7000 км (угорь)
- 40б. У какой птицы по 2 пальца на ногах. (страус)
-45б. Название этих животных произошло от греческого слова. Оно состоит из 2-х частей, которые в переводе означают: камень и червь – каменный червь. А как его называем мы? (крокодил)
-50б. Эта птица изображена на гербе Новой Зеландии и охраняется государством. (киви)
ПРИЛОЖЕНИЕ I с.2 из 3
ЧЕЛОВЕК
-10б. Как называется кровь бедная кислородом и богатая углекислотой (венозная)
-15б. Назовите самую длинную часть пищеварительной системы. (тонкий кишечник)
-20б. Как называются биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции? ( Гормоны)
-25б. Все видят у человека 2 уха, а сколько их на самом деле? (6)
-30б. Сколько позвонков образуют позвоночник человека (33-34: шейных -7, грудных -12, поясничных – 5, крестцовых 5, копчиковых -4-5)
-35б. Как называется путь крови от правого желудочка к левому предсердию? (малый или лёгочный круг кровообращения)
- 40б. Сколько калорий в час в расчёте на 1 кг веса затрачивает человек в положении лёжа и не совершая никаких движений? (1 кал т.о. массой 60кг. Ок. 1500 ккал в сутки)
-45б. Что такое электроэнцефалография? (– Метод исследования, основанный на регистрации биоэлектрической активности мозга.)
-50б. В какой доле больших полушарий головного мозга располагается зрительная зона? (затылочной зоне)
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
-10б. Как называются пластиды, которые придают листьям желтую, красную, оранжевую окраску? (хромопласты)
-15б. Элементарная единица жизни на Земле (клетка)
-20б. Какое название получил набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида организмов? (кариотип)
-25б. Как называется внутреннее содержимое ядра? (кариоплазма или ядерный сок)
-30б. Какие органоиды клетки называются «энергетическими станциями»? (митохондрии)
-35б. Какое скрещивание используют для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу? (анализирующие)
- 40б. Как называют процессы получения необходимых человеку веществ с помощью живых клеток (биотехнология)
- 45б. Одноклеточные животные, как и бактерии, состоят из одной клетки и питаются готовыми органическими веществами. Почему их относят к разным царствам живой природы? – Бактерии – безъядерные живые организмы (прокариоты), одноклеточные животные (например амеба) – эукариоты, ядерные организмы.
-50б. Как называются прогрессивные, но мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к условиям среды обитания? (идиоадаптация)
ПРИЛОЖЕНИЕ I с.3 из 3
ЭКОЛОГИЯ
-10б. Что является начальным звеном в большинстве цепей питания. ( растения )
-15б. Как называется совокупность всех живых организмов. (биомасса)
-20б. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов. (заказник)
-25б. Почему нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 метров. (нет света)
-30б. Какая наука изучает закономерности распространения животных на земной поверхности. (зоогеография)
-35б. Как называются организмы, использующие для синтеза органических веществ химическую энергию.(хемотрофы)
- 40б. Как называется группа организмов, питающихся мертвым органическим веществом, например: вороны, крысы, жуки-навозники? (детритофаги)
-45б. Отложения органических веществ на дне озера, хорошее удобрение. (сапропель)
-50б. Группа организмов, роль которых заключается в синтезе органических соединений из неорганических. (продуценты)
ПРИЛОЖЕНИЕ II
9А класс
РАСТЕНИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЖИВОТНЫЕ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЧЕЛОВЕК | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЭКОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
9Б класс
РАСТЕНИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЖИВОТНЫЕ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЧЕЛОВЕК | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЭКОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
10 класс
РАСТЕНИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЖИВОТНЫЕ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЧЕЛОВЕК | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЭКОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
11 класс
РАСТЕНИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЖИВОТНЫЕ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЧЕЛОВЕК | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
ЭКОЛОГИЯ | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "Игра сто к одному"
Представлен конспект внеклассного мероприятия по математике "Игра сто к одному". игра проводится на предметной неделе....
Внеклассное мероприятие по математике игра "Поле чудес"
Внеклассное мероприятие по математике - игра "Поле чудес" на тему: " Великие математики"...
внеклассное мероприятие в форме игры "Поле чудес"
Материал посвящен 200- летию Отечественной войны 1812 года. Использовала в рамках Недели истории....
Внеклассное мероприятие по физике игра "Мир физики" для 9 класса
В разработке есть кроссворды, загадки, ребусы, головоломки...
Внеклассное мероприятие по математике. Игра "Счастливый случай"
Внеклассное мероприятие по математикеИгра «Счастливый случай»7 класс Цель мероприятия:- развивать творческие способности;-...
Внеклассное мероприятие по математике игра "Шанс"
формирование интереса к предмету- математика...
Внеклассное мероприятие .Спортивный праздник «Игры, которые мы заслужили» Посвященный Олимпийским играм в г.Сочи в 2014 году
Внеклассное мероприятие .Спортивный праздник «Игры, которые мы заслужили» Посвященный Олимпийским играм в г.Сочи в 2014 году...