Внеклассное мероприятие по математике игра "Шанс"
классный час по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Приложение
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
«ШАНС»
Цели:
интеллектуальное развитие студентов;
развитие познавательной и творческой деятельности;
развивать культуру коллективного умственного труда;
выявить команду победителей.
Место проведения – кабинет математики.
Оборудование для игроков- бумага , карандаши-ручки, кубик, таблички с названием команды.
Оборудование доски- цветные картинки прикрепленные магнитами, на обороте задания к игре.
Организационный момент.
- Требуется по одному наблюдателю от группы.
- слушать ведущего внимательно,
- соблюдать дисциплину
выполнять указания
Ведущий:
До начала игры наблюдатели садятся с каждой командой за один стол, для ведения протокола игры. Желательно, чтоб наблюдателями были учащиеся, но из разных групп.
Знакомство с протоколом игры:
Консультант в колонке «Шанс» пишет, сколько баллов можно заработать, а в колонке «заработано» пишет, сколько фактически заработано. В конце игры наблюдатель подведет итог, какой шанс был у команды и сколько баллов набрала команда. Победителем будет считаться та команда, у которой окажется наибольшее количество баллов, вычисленных по формуле:
ИТОГ=(«шанс»+ «заработано»)/2
Вступительное слово студентов:
Й. Наш юный друг! Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Й Й. Сегодня вспомнишь формулу Герона . Какую ты не раз писал.
Сегодня вспомнишь и Ньютона, Бином которого познал.
Й. Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья,
Пусть вспомнится известный вам Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Й.Й. Тебе знаком талантливый Декарт - Систем координат создатель. Ты знаешь Лобачевского, он русский брат, Коперник - геометрии творец, ваятель.
Й. Запомни то, что Гаусс всем сказал: «Наука математика - царица всех наук».
Не зря, поэтому, он завещал- Творить в огне трудов и мук.
Й Й. Безмерна роль его в открытии законов, В создании машин, воздушных кораблей. Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов, Каких дала история до наших дней.
Й.Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы. может, стать!
Но будешь ты рабочим, может, и ученым, И честно Родине служить...
Итак начинаем игру «ШАНС»
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Расположить в хронологической последовательности имена ученых и математиков (за каждый правильный ответ - 1 балл, шанс - 7 баллов).
ОТВЕТ: Годы жизни
Пифагор 1 (VI в. до н.э.)
Лобачевский 6 (1792 — 1856)
Ковалевская 7 (1850- 1891)
Герон 3 (I в.)
Архимед 2 (III в. до н.э.)
Декарт 4 (1596- 1650)
Ньютон 5 (1643- 1727)
(Задание на карточке для каждой команды)
От прославленных имен перейдем к их наследию:
2.Проверка теоретических знаний.
Сформулировать теоремы: по жребию ( вытягивают представители команд)
Теорема Виета, Теорема Пифагора, Теорема Фалеса, теорема косинусов.
(шанс заработать 4 балла, в случае неверного ответа- 0б., неточного- 1б.
В случае неточного ответа другие команды имеют шанс заработать еще по одному дополнительному баллу. Даем две минуты на подготовку.
Консультанты: объявляют итог по двум заданиям.
3. «Безопасные игры со спичками»
Задание- Переставить одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
(Задание на таблице. Приложение 1.)
На таблице 7 равенств. Шанс заработать 7 баллов.
Ведущий:
Пока группы работают узнайте факты из истории:
Ребята, вы знаете, что современные цифры 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, О, которыми пользуются все народы мира, являются ценнейшим вкладом народов Индии в сокровищницу математических знаний. У индусов цифры заимствовали арабы, от них же эти цифры распространились в X - XIII в. в Европе, а затем и во всем мире. Европейцы назвали их арабскими. Это название сохранилось до наших дней. То, что одна и та же цифра может обозначать число единиц, десятков, сотен и тысяч, в зависимости от того, какое место (позицию) в записи числа она занимает, было великим открытием. Оно поражает своей простотой.
А в России арабские цифры стали применять в XVIII в., до этого наши предки пользовались славянской нумерацией. Арабская система позиционная.
Еще пользуются римской нумерацией. Римская нумерация десятичная, но не позиционная. Римские цифры произошли не от букв, а в первоначальном виде обозначали, как и у многих народов, палочки: I - один, X - перечеркнутая палочка (десять), V - половина от десяти и т.д.
Итак, перед вами римские цифры, с их помощью записаны примеры.
1.VI - IV = IX 2.VI - IV = XI 3. VI + IV = XII 4. X + X = I 5.X - IX = VI 6. VIII + IV = XVII 7.X= VIII- III |
Задание- Переставить одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Ведущий:
Дадим слово наблюдателям для подведения итогов.
Ведущий:
Конкурс не для протокола. Игра со зрителями.
Для аттракциона нужна коробка (1 дм3) и несколько конфет в ней. Коробку ставят на стул. Одному из играющих завязывают глаза и дают в руки указку. Отводят его на расстояние 6-7 метров. Он должен подойти к коробке и стукнуть по ней указкой. Попавший в коробку имеет шанс заработать содержимое коробки.
Отдохнули! Расслабились! Игра «Шанс» продолжается!
4. Задание: «Задачи для всех, задачи везде».
По одному участнику от команд выбирают задачу. При этом каждый кидает кубик с цифрами от 1 до 6, тем самым указывает, какой шанс у него будет после того, как решит эту задачу. В случае неверного ответа задача может решаться другими командами с тем же шансом. Наблюдатели очень внимательно следят за ходом игры, т.к. шансов здесь может быть очень много. (Приложение 2)
По окончании решения задач будет их обсуждение.
В это время задание болельщикам. Таблица 2, 3. Ответы подавать в письменном виде.
Наблюдателям подвести итог.
5. Задача на разрезание.
Квадрат, состоящий из 16 клеток, разрезать на четыре одинаковые части.
Шанс пять баллов - это пять вариантов ответов.
(ответы подают на карточках –заготовках с квадратами)
| |||
| |||
Дополнительно( по обстоятельствам) . Или другая задача на разрезание (более сложная). Из квадратного куска картона со стороной 8 единиц нужно вырезать 9 не конгруэнтных разверток куба. Каждая развертка должна складываться в куб с ребром 1 единица.
(Раскроить лист, начертив на нем 9 неконгруэнтных разверток куба).
Итак, шанс заработать 9 баллов, фактически заработано будет -сколько разверток получится
Правильный ответ. Приложение 4.
В это время задание болельщикам. Таблица 4. Ответы подавать в письменном виде.
«Знание - сила» Написать названия наук
6. Викторина «Шанс». Приглашаются по одному участнику от команды
Экспресс вопрос-экспресс ответ.
(За правильный ответ – 1б., шанс – зависит от количества участников, фактически, покажут жетоны).
Предложение, которое доказывается (теорема).
Уравнение второй степени (квадратное).
Наука о свойствах геометрических тел (геометрия).
Сколько корней у квадратного уравнения, если Д = 0? (два равных корня).
На какое число нельзя делить? (нуль).
Что значит- решить уравнение? (найти его корни или доказать что корней нет).
Формула площади прямоугольника? (S = аЬ).
Предложение, принимаемое без доказательства (аксиома).
И существительное, и прилагательное (имя).
Когда отмечается День Космонавтики? (12 апреля).
Сколько раз в году встает солнце? (365 раз).
Первая планета от солнца (Меркурий).
Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1? (приведенное).
Мера измерения жидкости (литр).
Какой угол меньше 900? (острый).
Есть у любого слова, у растения, и может быть у уравнения (корень).
Углы с общей стороной, сумма которых 1800 (смежные).
Сторона, противолежащая углу 90° (гипотенуза).
Направленный отрезок (вектор).
График квадратной функции (парабола).
Делит угол пополам (биссектриса).
Независимая переменная (аргумент).
Виды прогрессии (арифметическая, геометрическая).
Параллелограмм с равными сторонами (ромб).
Подсчет жетонов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подсчет баллов
Вычисление победителя игры «Шанс».
Слово наблюдателям по листам контроля.
Что, ребята понравилось вам е этой игре? Какая задача, вопрос понравились больше?
Что не понравилось? Ваши предложения.
VI - IV = IX
VI - IV = XI X - IX - VI
VI + IV = XII VIII + IV = XVII
X = VIII - III
Ответ: V + IV = IX X - IX = I
+ V = XI XI-IX-=II
+ V = XII VIII + IX = XVII
X = VIII+ 11
Приложение 2
№ 1 Восьмилитровая байка заполнена водой. Есть еще пустые банки 5 литров и 3 литра. Как отлить четыре литра воды из восьмилитровой банки?
Решение;
Из 1 - пять литров во 2, из 2 - три литра в 3, из 3 - три литра в 1, из 2 - два литра в 3, из 1 - пять литров во 2, из 2 - один литр в 3, из 3 - три литра в 1. Теперь по четыре литра.
№ 2, Ребята приехали в соседний лагерь. Во время обеда их рассадили за столики, так что за семью столиками сидело поровну ребят, а за восьмым - 6 ребят. Ребята попросили посадить их поровну за каждым столом. Когда их просьбу выполнили, то оказалось занято 12 столов. Сколько ребят приехало в гости, если известно, что их было больше ста, но меньше полутораста?
Решение;
Нужно найти число, которое делится без остатка на 12, а при делении на 7 дает остаток на 6. Это число 132, оно больше стаи меньше 150.
№ 3 Кузнецу принесли пять обрывков цепи по три звена в каждом и заказали соединить их в одну цепь Сколько колец понадобится для этого раскрыть и вновь заковать? Как можно меньше.
Решение: кузнец решил раскрыть и снова закатать четыре звена, но можно раскрыть только три звена. Для этого надо освободить звенья одного обрывка и соединить ими концы остальных четырех обрывков
№ 4 Какое наименьшее целое положительное число можно записать двумя цифрами?
Ответ : 1°, 2°, ...,9°, т.к. а0 =1
N° 5 Какое самое большое число можно записать четырьмя единицами?
Ответ: 1111
№ 6 Разделите полтину на половину.
Ответ- т.к. полтина- это 50 коп., то 50 : 1/2 = 100 = 1 руб.
№ 7. В учреждении стоит 14 канцелярских столов с одним, двумя, тремя и четырьмя ящиками. Всего в столах 33 ящика. Сколько столов с одним ящиком, если известно, что их столько же, сколько с двумя и тремя ящиками вместе? Ответ- пять столов
№8. Этот циферблат надо разрезать на шесть частей любой формы так, чтобы сумма чисел, имеющихся на каждом участке, была одна и та же.
Решение: показано пунктирными линиями
Приложение 3
Составить слова ,содержащие «сто»
Например : простор, стог, сторона,
Приложение
Оформление места проведения вечера Плакаты-изречения о математике и математиках,
«Математика, являясь самой древней из всех наук, вместе с тем остается вечно молодой» (М.Келдыш).
«Мысль выражать все числа знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по занимаемому месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно осознать, насколько она удивительна» (Лаплас (1749 - 1827)).
«Как и все другие науки математика возникла из практических нужд людей, из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики» (Ф.Энгель с).
«Язык, который понятен каждому грамотному человеку, это язык математики».
«... А математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов).
«Химия - правая рука физики, математика - глаз ее» (М. В.Ломоносов).
«Математик должен быть поэтом в душе» (С.В.Ковалевская).
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» (Паскаль).
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» (АС. Пушкин).
«Математика - царица наук, арифметика - царица математики» (К.Гаусс).
«Решение трудной математической проблемы можно сравнить со взятием крепости» (Н.Виленкин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике " А ну-ка ,математики"
Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов....
внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....
внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....
План-конспект внеклассного мероприятия по математике в 10 классе «Математик-бизнесмен»
Внекласное мероприятие по математике для учащихся 10 классов. Проводится в форме деловой игры, основной целью которой является пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".
Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...