Валеологтческая конференция "Верные спутники долгожителя"
олимпиадные задания по биологии (8 класс) по теме

Мамедалиева Наталья Борисовна

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса. Хорошо встраивается в раздел "Обмен веществ и энергии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

В 26 веке кардинал Арманьяк проезжая по улице города увидел 80 летнего старца, горько плакавшего на крыльце своего дома. На сочувственный вопрос кардинала старец ответил, что его наказал отец. Удивленный кардинал пожелал увидеть отца этого старца. Вышел седобородый  энергичный мужчина, которому было 113 лет. Он гордо сказал, что вправе наказывать своего сына пока у него будет хватать силы, тем более, что наказание заслуженное. Сын непочтительно разговаривал с дедушкой, которому 147 лет.

По мнению многих ученых жизнь человека может быть гораздо длинее нежели в этом примере, если организм обеспечить всеми необходимыми для жизни веществами.

Вот о некоторых таких веществах мы сегодня и поговорим. Мы поговорим о витаминах и минеральных веществах.  Сегодня о существовании витаминов и минеральных веществ знает каждый. Процент их содержания определяет ценность продуктов питания. И хотя одни витамины и минеральные вещества играют более важную роль, а другие менее  и те и другие необходимы для поддержания молодости и здоровья.

И так мы начинаем парад витаминов и минеральных веществ.

Группа учащихся рассказывает заранее подготовленные сообщения.

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых лет часто подвергались мучительной болезни, если находились без свежих продуктов и овощей. У них развивалась цинга. Десны распухали, кровоточили, лицо опухало, чувствовалась общая слабость. От цинги погибало гораздо больше моряков, чем от сражений. Из практического опыта люди знали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, смородину.

Причину заболеваний, связанных с неполноценным питанием первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Он кормил мышей искусственными смесями и коровьим молоком. Первые мыши умирали, а другая группа мышей чувствовала себя превосходно. У ученого возникла мысль, что в искусственных смесях чего-то не хватает.  Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, находящиеся в молоке в ничтожно малых количествах.  Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества, позже названные витаминами.

В 1890 году голландский  врач  Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги. Наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей.  Название этой болезни «бери-бери», что означает оковы. Выяснить причину этой болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курицами. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормят очищенным рисом, появились признаки бери-бери, судороги сводили им шею и лапы, многие из них, в конце концов, погибали. Куры же свободно разгуливающие по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу.

Последовали многочисленные опыты. Всякий раз,  когда кормили кур очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. Когда больных куриц начинали кормить неочищенным рисом, они выздоравливали. С тех пор врачи начали лечить людей от бери-бери рисовым отваром.

Славным достижением витаминологов стало открытие витамина К.  Его вырабатывают микроорганизмы кишечника. Витамин К один из факторов свертываемости крови. В организме новорожденного нет бактерий. Только на 3-4 день  жизни  крошечного организма, в кишечник проникают множество микроорганизмов.  Впервые дни жизни у младенцев кровь не свертывается. А вдруг кровотечение? Тогда неизбежна гибель только, что начавшего жить организма. Страхуют ребенка от опасности путем инъекций витамина в кровь матери.

Большинство минеральных веществ не оказывают существенного эффекта на организм человека. Но 15 из них все-таки являются незаменимыми для жизнедеятельности человека. Они выполняют три основные функции:

Участвуют в оформлении скелета

Содержатся в составе органических жидкостей

Полезны при формировании химических веществ необходимых для обмена

Минеральные вещества, находящиеся в составе тканей и органов постоянно расходуются.  Дефицит их может стать причиной заболевания растений, животных и людей. Таким образом наше здоровье зависит от содержания в почве минеральных веществ. По этому поводу профессор Стентон заметил: «Следует помнить, : то, что сегодня растет в поле будет определять силу и здоровье нашего организма».

Выходит группа ребят, на груди у них прикреплены таблички с названием витаминов и минеральных веществ.

Витамин А – это  витамин роста. Он очень эффективен при аллергии, предотвращает выпадение волос и ухудшение зрения. Недостаток витамина А увеличивает вероятность несчастных случаев. Чтобы у вас  была хорошая реакция, самочувствие и здоровье дружите с витамином А. Найти его можно в морковке, капусте, рыбьем жире, молочных продуктах.

Витамин С. Дефицит витамина С очень опасен для организма. Он необходим для создания и оздоровления соединительных тканей. С его помощью повышается эластичность и  прочность сосудов. Он защищает организм от инфекций и блокирует токсины в крови. Найти его можно легко: в помидорах и перцах, черной смородине и шиповнике, и, конечно же, в цитрусовых.

Витамин Д необходим для свертывания крови и нормальной работы сердца, а так же регуляции возбудимости нервной системы. Как вы все знаете витамин Д участвует в процессе роста костной ткани.

Кальций и Фтор. Неразлучными друзьями витамина Д являются фосфор и  кальций. Если бы не витамин Д они не смогли бы усваиваться в организме. А они очень нужны и важны нам.

Все эти вещества защитят нас от рахита, и наши кости будут в полном порядке. Найти их можем в морепродуктах, грецких орехах, молоке и молочных продуктах.

Витамины группы В. А теперь о семье витаминов группы В.  Действия этой семейки очень разнообразны. Они делают эластичной кожу, нормализуют действия нервной системы и обмен веществ, контролируют углеводный и жировой обмен в организме, «приводят в порядок» кишечник.  Их источниками являются: ячмень, овес, капуста, горох, яйца, молоко репа.

Витамин Е –  чудесный витамин и это не преувеличение. Он обеспечивает нормальное функционирование сердечной мышцы, используется при лечении астмы и сахарного диабета. Содержится этот витамин в листьях салата, зернах злаков, растительном масле.

Железо. Наш организм постоянно теряет железо при потоотделении и отмирании клеток кожи и внутренних органов. У многих людей железо находится в дефиците. Основная причина этого то, что  железо плохо усваивается в организме. Оно очень нукжно нашему организму для кроветворения, обеспечивает транспорткислорода от легких к тканям. Этот микроэлемент входит в состав гемоглобина. Найти его мы можем в репе, сухофруктах, морепродуктах.

Медь, как и железо, играет важную роль поддержании оптимального состава крови.  Без присутствия меди железо  не сможет участвовать в образовании гемоглобина. Доказано, что в  темных волосах содержится больше меди чем в светлых. При дефиците меди у человека начинается появление седины. Суточная доза меди – 2 мг. Чтобы ее получить необходимо есть ржаной хлеб, яйца, печень, орехи.

Йод необходим для синтеза гормона щитовидной железы. Недостаток йода приводит к нарушению обмена веществ и развитию заболеваний щитовидной железы. Во избежание этого нужно есть морепродукты, лук, дыни.

Кремнезем. Содержание этого элемента в крови очень мало, но если наступает даже незначительная потеря, организм сразу же реагирует. Вы начинаете «чувствовать погоду», ухудшается психическое состояние, волосы становятся ломкими и тонкими, вследствие чего начинается облысение. Ломкость костей в среднем возрасте так же увеличивается из-за недостатка кремнезема, усиливается ревматизм, ожирение. Богаты кремнеземом лук, помидоры, репа, редис, молоко.

УЧИТЕЛЬ:

Очень важно чтобы организм не испытывал недостатка в этих элементах. Для этого нужно не только употреблять их в нужном количестве, но и заботиться о том, чтобы эти вещества хорошо усваивались организмом.

Во всем должна быть мера. Избыток витаминов и минералов, которые применяются в виде аптечных препаратов, может быть вреден. Избыток может поражать печень, способствовать отложению солей в суставах, а также вызвать отравление. Поэтому лучше применять витамины находящиеся в продуктах питания в естественном виде. Для этого наш рацион питания должен быть сбалансированным и полным.

Дети поют частушки.

Что за чудо витамины

Как мне повстречаться с ними,

Чтоб набраться высоты

Мне на конкурс красоты.

Витамины все нужны,

Витамины все важны.

Нам продляют жизнь они,

Употреблять мы их должны.

Чахну я день ото дня,

Аллергия у меня.

Что мне делать, как мне быть?

Витамины чтоль попить.

Ну конечно, дорогая,

Витамин А предлагаю.

Вылечит тебя в серьез,

И прибавит даже рост.

Подскажу к нему дорогу.

В рыбьем жире его много

Почки, печень покупай

Капусту ты не забывай.

Витамин С полюбила,

Аскорбинку раздобыла.

Грипп ее не уважает.

Насморк тоже убегает.

Ешь, сказали, апельсины.

Ешь лимоны, мандарины,

Красный перец полюби

И смородины нарви.

Не дружи с холестерином,

Кушай больше витаминов.

Станешь вмиг богатырем,

И болезни нипочем.

Чтобы сердце укрепить

Витамин Д нужно пить,

Будешь есть продукты моря

И не будешь знать ты горя.

Кислородом кровь снабди

И болезни победи,

А орех морковка, сыр

Самый лучший эликсир.

Бабка с дедом много лет

Тянут репу на обед.

Я любому человеку

Посоветую, есть репу.

Для кроветворения,

Всем на удивление

Яблоки употребляй

И железо нагоняй.

Витамины группы В

Очень нам нужны в еде.

Где найти нам витамин

В12, В1?

Отруби  да молоко

С задачей справятся легко

Черный хлеб – это клад

Будь ему всегда, ты, рад.

В конце мероприятия проводится опрос при помощи «ромашки». Ученики по желанию отрывают лепестки и отвечают на вопросы.

Какой витамин мы теряем во время умывания?

Какой витамин нужен для усвоения фтора и кальция?

При недостатке какого элемента человек начинает седеть?

Какой витамин называют витамином «роста»?

Как максимально сохранить витамины в продуктах питания?

Какое влияние оказывает витамин С на артериальное давление?

Назовите основные источники витаминов.



Предварительный просмотр:

Задача «Загадка крови». Биология

Кровь — сок совсем особенного свойства.       Гете. «Фауст»

С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Каковы особенности «сока», находящегося внутри тела человека? Ответы порой бывали самые парадоксальные, но то, что «здоровая» кровь — это основа

жизни, не вызывало сомнения. Поэтому в средние века было распространено кровопускание как панацея от любой болезни. Считалось, что если выпустить из человека «больную» кровь, то он поправится. Также лекари рекомендовали пить «свежую» кровь при таких болезнях, как подагра, мигрень, малокровие и чахотка и др.

А какие только свойства не приписывали крови! Например, считалось, что количество крови определяет характер человека, или цвет крови — принадлежность к определенному сословию (у аристократов «голубая кровь») и т.д. В наше время состав и функции крови хорошо изучены.

Так, человеческая кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании, она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой — слегка желтоватая жидкость — плазма — и нижний — осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) — эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками — тромбоцитами, которые содержат тромбопластин. Плазма содержит белки, углеводы, соли кальция (Са2+), фибриноген (растворимый белок, без которого невозможно свертывание крови). Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. В кроветворных органах (костном мозге, лимфатических узлах, селезенке) происходит непрерывное образование новых клеток крови.

И хотя врачи научились по состоянию крови определять тип заболевания, лечить многие болезни, но тем не менее остается много опасных заболеваний крови. Одно из них — гемофилия. Гемофилия — генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов даже небольшие раны могут приводить к смертельным кровопотерям.

РАНА

ТРОМБОЦИТ РАЗРУШАЕТСЯ

ТРОМБОПЛАСТИН

Ca (2+)                                            ФИБРИНОГЕН                       ГЛОБУЛИНЫ (БЕЛКИ)

                                     ФИБРИН(белок - создает каркас для тромба)

                                          ТРОМБ    

                                                КЛЕТКИ КРОВИ

Задание 1

Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.

A.        Унаследовал ген гемофилии от отца.
Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.

B.        Заразился гемофилией от сестры Анастасии.

Задание 2

Переведите схему процесса свертывания крови в текст с указанием местонахождения всех компонентов, участвующих в свертывании крови.

Задание 3

Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.

Задание 4

Соотнесите тексты с рисунками.

Эритроцит — двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо — железо; глобин — белок). Основная функция — перенос кислорода.

Тромбоциты — маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови.

Лейкоциты — «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.

Рис. 1        Рис. 2        Рис. 3

Задание 5

В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где чей анализ. У него три пациента с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость, головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих
пятен на ногах и теле.

        

Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

Анализ № X (фрагмент)

Результат

Норма

Гемоглобин

140 г/л

120-160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180-320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЭ (V оседания эритроцитов

10 мм/ч

2-10 мм/ч

Анализ крови № Z (фрагмент)

Результат

Норма

Гемоглобин

100 г/л

120-160 г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180-320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЭ (V оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Анализ крови № Y (фрагмент)

Результат

Норма

Гемоглобин

130 г/л

120-160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

410 тыс./л

180-320 тыс./л

Лейкоциты

5 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЭ (V оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Задание 6

На  основе текстов сделайте вывод, в чем заключаются основные функции крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.Автор-составитель: Тихонова Н.А. Классный руководитель Рекомендации будут интересы не только для классных р...

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В данных рекомендациях классным руководителям предлагаются различные технологические приемы, которые можно использовать на стадии планирования воспитательной деятельности с детьми.   ...

Сценарий театрализованного представления книги В.Вересаева "Спутники Пушкина"

Внеклассное мероприятие по литературе рассчитано на учащихся 8 - 9 классов; расширяет и углубляет представления школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его эпохе,  служит привлечению подрос...

Конкурсный урок физики по теме "Искусственные спутники Земли"

 Представлен    конспект урока физики в 9 классеТема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость».Цели  урока:  изучить движение тел в гравитационном п...

Проект "Спортивные долгожители"

Проект по формированию у школьников мотивации здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом....

Долгожители моего села

Теоретико-экспериментальное исследование  продолжительности жизни человека....

Проект "Спортивные долгожители"

laquo; В здоровом теле здоровый дух!» Должен быть… Печально осознавать, что в сегодняшней  школе ребят, к которым применима эта старая, как мир фраза, становится всё меньше. Ухудшен...