Класс Земноводные - 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока + презентация к уроку. Урок разработан для 7 класса по программе Н.И.Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_zemnovodnye.ppt | 799.5 КБ |
konspekt_uroka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
http://zveri.on.ufanet.ru/zemnovod.html
Тип ХордовыеПодтип ПозвоночныеКласс Земноводные
Класс ЗЕМНОВОДНЫЕ (Amphibia) Земноводные занимают особое место среди других животных, так как представляют собой первых и наиболее просто организованных наземных позвоночных
Структура урока
Общая характеристика классаПроисхождение земноводныхКлассификацияВнешнее строениеВнутреннее строениеФотоальбомЭлектронная библиотекаАвтор
Общая характеристика класса
Земноводные — самый малочисленный класс позвоночных, включающий лишь около 2100 современных видов Земноводные – организмы, способные обитать и на суше и в воде (в зависимости от их жизненного цикла)В течении всей жизни амфибии претерпевают метаморфоз, в результате которого водная личинка превращается в животное, обитающее на суше. Как обитатели суши, земноводные дышат легкими, но немаловажную роль играет и кожное дыхание.
Стегоцефалы были первыми предками земноводных
Происхождение земноводных
Классификация
Отряды земноводныхБесхвостые земноводные Хвостатые земноводныеБезногие земноводные
Бесхвостые земноводные
Бесхвостые земноводные (Anura) - содержат наибольшее число — около 1800 — видов, приспособившихся к передвижению по суше прыжками при помощи удлиненных задних конечностей. Сюда относятся: Лягушки жабы жерлянки квакши Во взрослом состоянии питаются различными беспозвоночными — членистоногими, моллюсками, червями. Большинство ловит добычу при помощи языка, расположенного во рту задом наперед Распространены бесхвостые по всем материкам, кроме Антарктиды.
Распространены главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Обитают в пресных водоемах или в сырых местах, изредка на деревьях
Хвостатые земноводные
Хвостатые земноводные (Caudata, или Urodela) более примитивны; их всего около 280 видов К ним относятся: саламандры тритоны
Безногие земноводные
Безногие земноводные (Apoda) объединяют примерно 55 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. По-видимому, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к роющему образу жизни.
Барабанная перепонка
Наружные ноздри
глаза
Передние конечности
Задние конечности
рот
кожа
Внешнее строение
Внутреннее строение
Скелет земноводныхВнутренние органы земноводныхГоловной мозг земноводных
кисть
плечо
предплечье
череп
бедро
Повздошные кости
позвоночник
лопатки
стопа
предплюсна
плюсна
ББК и МБК
Скелет земноводных
сердце
легкие
печень
клоака
кишечник
язык
толстая кишка
желчный пузырь
почки
Внутренние органы земноводных
. Головной мозг земноводных отличается от мозга рыб главным образом большим развитием переднего мозга, который полностью разделен на два полушария. Развитие переднего мозга выражено также и в том, что он содержит большое число нервных клеток. Мозжечок у земноводных недоразвит в связи с малой подвижностью и однообразным характером движений этих животных.
Головной мозг земноводных
Песни лягушек в брачный период
Звук прудовой лягушки
Видео прудовой лягушки
Звук лягушка -вол
Фотоальбом
Электронная библиотека
1.http://zveri.on.ufanet.ru/zemnovod.html
2.http://articles.excelion.ru/science/biology/06239115.html
3. http://www.hitz.ru
4. www.floranimal.ru/
5. www.froggygy.ru
6. http//www.apus.us
Автор:
Предварительный просмотр:
Тема: КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ. МЕСТА ОБИТАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ, СКЕЛЕТА И МУСКУЛАТУРЫ ЗЕМНОВОДНЫХ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. обеспечить в ходе урока усвоение особенностей строения земноводных, в связи с приспособленностью к среде обитания
2. показать многообразие земноводных
3. продолжить формирования общеучебных умений и навыков через планирование ответа, сравнение представителей разных отрядов, обобщение изученного материала, работу с учебником, самоконтроль
4. развивать у учащихся логическое мышление - умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученных фактов
5. развить познавательный интерес, самостоятельного мышления, осознанное отношение к предмету через использование частично - поисковых материалов и элементов проблемного обучения, самостоятельных упражнений, нахождение собственных примеров к теме, оказание необходимой помощи
6. развивать память и эмоциональную сферу учащихся
Оборудование: влажные препараты, таблицы, иллюстрации, планшеты, проектор.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Усвоение новых знаний
План урока:
Общая характеристика класса
Происхождение земноводных
Классификация
Внешнее строение
Внутреннее строение
Фотоальбом
1. Общая характеристика класса
Вопрос? Объясните название «Земноводные?»
Это животные, которые обитают и на земле и в воде!
Вопрос? Отражается ли такой образ жизни на жизнедеятельности амфибий и на строении их органов?
Да, отражается. (подводим учащихся к определенным выводам)
Размножение проходит несколько стадий развития
Огромная роль кожного дыхания
2. Происхождение земноводных
Земноводные возникли в нижнем или среднем девоне, т. е. не меньше 300 млн. лет назад. Предками их были рыбы, обладающие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности. Таким требованиям удовлетворяют древние кистеперые рыбы.
3. Классификация
Земноводные — самый малочисленный класс позвоночных, включающий лишь около 2100 современных видов, представленных тремя отрядами: хвостатых, безногих и бесхвостых.
Бесхвостые земноводные (Anura) содержат наибольшее число — около 1800 — видов, приспособившихся к передвижению по суше прыжками при помощи удлиненных задних конечностей. Сюда относятся различные лягушки, жабы, чесночницы, жерлянки, квакши и т.п. Распространены бесхвостые по всем материкам, кроме Антарктиды.
Хвостатые земноводные (Caudata, или Urodela) более примитивны; их всего около 280 видов. К ним относятся всевозможные саламандры и тритоны, распространенные почти исключительно в северном полушарии.
Безногие земноводные (Apoda) объединяют примерно 55 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. По-видимому, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к роющему образу жизни.
Учащиеся заполняют самостоятельно таблицу «Отряды земноводных»
Отряд | Представители | Среда обитания | Особенности строения |
Безногие |
Хвостатые |
Бесхвостые |
4.Внешнее строение
Туловище короткое, широкое, с неподвижной головой, шея не выражена. Хвост, имеющийся у личинок, во время метаморфоза исчезает; оставшиеся хвостовые позвонки сливаются в палочковидную кость — уростиль. Обе пары конечностей хорошо развиты, задние длиннее передних и служат для прыганья.
Большинство ловит добычу при помощи языка, расположенного во рту задом наперед. Корень языка расположен впереди, а свободная часть обращена в глубь рта. При ловле добычи язык выбрасывается вперед и насекомое, прилипшее к кончику языка, втягивается в рот.
5.Внутреннее строение
1. строение скелета
2. строение внутренних органов
3. строение головного мозга
Скелет изучается сначала самостоятельно учащимися на выданных планшетах, а затем идет фронтальная беседа.
При изучении внутренних органов идет заполнение таблицы «Системы органов лягушки»
Системы органов | органы | функции |
1. Дыхательная система |
2. Пищеварительная система |
3. Система анализаторов |
4. Выделительная система |
5. Кровеносная система |
При изучении головного мозга лягушки, учащимся задается вопрос: Сделайте вывод на основе предложенной таблицы (презентация), чем отличается головной мозг лягушки от головного мозга других представленных организмов?
6. Фотоальбом
Просмотр слайда – «фотоальбом» позволить дать представление учащимся о многообразии земноводных, а также можно просмотреть видеоматериал по прудовой лягушке и прослушать звуковые материалы.
III. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения.
Вывод: Итак, ребята, сегодня мы поговорили о земноводных, их строении, многообразии. И выяснили, что земноводные стали следующей ступенью на пути эволюционного развития после рыб, поэтому приобрели особые черты в своем внешнем и внутреннем строении.
IV. Информация о домашнем задании.
Стр. 194 – вопросы 1-2-3-7-8-9 устно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
Класс Земноводные. Урок обобщения знаний. Биология 7класс.
урок в игровой форме....
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....
«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».
Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Презентация "Разнообразие земноводных"-7класс
Презентация "Разнообразие земноводных. Итогово- обобщающий урок"-7класс...
методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...