Программа курса биологии для одаренных детей
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для занятий с детьми, увлекающимися биологией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_biologii_dlya_odaryonnyh_detey.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса биологии для одарённых детей
Пояснительная записка
Программа предназначена для подготовки одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также развития исследовательских способностей и реализации их на практике. Изучение программы проводится в течение года (1 час в неделю), в её содержание включены основы различных областей биологии. Программу отличает целостность, главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразие жизни на Земле, взаимосвязи этих процессов и роли их в развитии биологической и социальной культуры человека. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для изучения предмета, дальнейшего развития исследовательских навыков, а также профессиональной ориентации школьников.
На занятиях и при выполнении домашних заданий предусмотрено использование ИКТ и изучение дополнительной информации из различных научных источников.
Цель программы: обеспечение учащихся углубленными знаниями по биологии; понимания роли биологии в современной культуре в процессе формирования мировоззрения; формирование интереса и мотивации к изучению биологии; развитие познавательных и исследовательских способностей.
Задачи:
1. Углубить знания по темам: Биологии растений и животных; Человек и его здоровьё; Общая биология; Экология.
2. Закрепить навыки решения задач по общей биологии;
3. Закрепление и развитие системы биологических понятий, законов и закономерностей;
4. Развитие культуры исследовательской деятельности;
5. Формирование навыков практической деятельности и профориентации школьников;
6. Подготовка учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям.
В ходе обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах;
- фундаментальные понятия о биологических системах;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии;
- соотношения социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике
уметь:
- пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты;
- решать генетические задачи;
- работать с учебной и научной литературой, составлять планы, проекты, рефераты;
- владеть языком предмета.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Домашнее задание |
РАЗДЕЛ 1: Биология животных и растений. 13 ЧАСОВ | |||
1 | Отличительные особенности строения клеток разных царств живой природы. | Строение органоидов клетки. Решение тестов | |
2 | Пластический и энергетический обмен в клетке. | Решение тестов | |
3 | Фотосинтез, его роль для нашей планеты. | ||
4 | Способы деления клеток: митоз, мейоз. | Отличительные особенности митоза и мейоза | |
5 | Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. | Овогенез, сперматогенез | |
6 | Основные этапы развития растительного мира | Растительные сообщества нашей местности | |
7 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность | Отрицательная и положительная роль бактерий | |
8 | Грибы. Лишайники. | Симбиоз | |
9 | Классификация растений и животных | Решение тестов | |
10 | Эволюция систем органов у животных: кровеносной, дыхательной. | Решение тестов | |
11 | Эволюция систем органов у животных: пищеварительной, нервной. | Решение тестов | |
12 | Эволюция систем органов у животных: половой, опорно-двигательной. | Решение тестов | |
13 | Животные – обитатели нашей местности. Охрана растительного и животного мира. | Охраняемые территории ХМАО | |
РАЗДЕЛ 2: Человек и его здоровье. 10 часов | |||
1 | Строение и функции нервной системы: спинной и головной мозг. | Регуляция работы организма | |
2 | Эндокринная система: железы внутренней секреции. | Решение тестов | |
3 | Опора и движение. Строение скелета. | Решение тестов | |
4 | Кровеносная и дыхательная системы органов, их взаимосвязь. | Решение тестов | |
5 | Кровь и кровообращение. Иммунитет. | СПИД – сущность заболевания | |
6 | Кожа. Строение, функции, гигиена | Кожные заболевания | |
7 | Строение пищеварительной и выделительной систем. | Нормы питания. Рациональное питание | |
8 | Органы чувств. Высшая нервная деятельность человека. | Рефлексы условные и безусловные | |
9 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим – искусственное дыхание, ПП при кровотечениях и переломах. | Решение тестов | |
10 | Инфекционные заболевания, венерологические заболевания. Профилактика, лечение | Решение тестов | |
РАЗДЕЛ 3: Общая биология. Экология. 12 часов | |||
1 | Эволюционные учения. Дарвинизм. | Додарвиновский период. | |
2 | Главные направления эволюции. | Теории происхождения жизни на Земле. | |
3 | Происхождение и развитие человека. | Решение тестов | |
4,5 | Основные генетические понятия и методы генетики. Законы генетики: первый, второй и третий законы Менделя. | Составление родословной Генетическая символика | |
6,7 | Решение генетических задач повышенной сложности на моно- ди- и полигибридное скрещивание. | Решение генетических задач | |
8 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Решение генетических задач | |
9 | Селекция растений и животных. | Биотехнология | |
10 | Экология, её взаимосвязь с другими науками. Значение экологических знаний на современном этапе. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к условиям среды. | Глобальные экологические проблемы Закон оптимума, его универсальность. | |
11 | Популяция. Вид. Биогеоценоз. Взаимосвязь организмов в природе. Биосфера, распределение жизни в биосфере. Круговорот веществ в природе. | Решение тестов Влияние человека на биосферу. | |
12 | Решение тестов по общей биологии. Защита проектов-презентаций. |
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23
с углублением изучением иностранных языков.
Программа курса биологии
для одарённых детей
Ведет курс: учитель биологии и химии
Парахина Ольга Валентиновна
г. Нижневартовск, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Дополнительная образовательная программа летней профильной смены одаренных детей "Палитра"
Данная программа составлена для детей профильной смены для одаренных детей Тамбовской области на базе Ивановской СОШ,...
Программа профильной смены для одаренных детей "Летний пленэр на Конде"
Данная программа является одним из направлений программы «Районный экспозиционный центр «Радужный мост», которая успешно реализуется в ЦДОД «Подросток» с 2006 года. Наиболее талантливые дети в течение...
Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы
Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы содержит: паспорт, введение, содержание проблемы и ее необходимости решения программным методом, цель, задачи и сроки реализации програ...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Клетки и ткани (элективный курс по биологии для одаренных детей)
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов.Вопросы строения клеток, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека....
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...