Строение и жизнедеятельность бактерий
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
В разделе "Царства Бактерии и Грибы" - это первый урок. Его тема "Строение и жизнедеятельность бактерий". На данном уроке учитель знакомит учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрывает особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий с использованием различных форм деятельности: мультимедиа презентация, работа с учебником, изображение изучаемых обьектов, беседа с использованием проблемных вопросов. Таким образом, комбинирование на уроке традиционных и современных технологий дает положительный результат при изучении большого объема материала, стимулирует познавательный интерес учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_zhiznedeyatelnost_bakteriy.docx | 22.94 КБ |
stroenie_i_zhiznedeyatelnost_bakteriy.ppt | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по биологии в 6 классе.
«Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе и жизни человека».
Подготовила урок учитель биологии второй
квалификационной категории Севрикеева И.Н.
В разделе "Царства Бактерии и Грибы" - это первый урок. Его тема "Строение и жизнедеятельность бактерий". На данном уроке учитель знакомит учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрывает особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий с использованием различных форм деятельности: мультимедиа презентация, работа с учебником, изображение изучаемых обьектов, беседа с использованием проблемных вопросов. Таким образом, комбинирование на уроке традиционных и современных технологий дает положительный результат при изучении большого объема материала, стимулирует познавательный интерес учащихся.
Задачи на урок.
Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.
Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, делать выводы; продолжать формировать умение изображать биологические объекты.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, мотивировать к соблюдению правил личной гигиены; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам.
Средства.
Методы:
по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;
по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно - поисковые;
по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации;
методы контроля: взаимоконтроль.
Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией, выполнение заданий в тетради с печатной основой, выполнение рисунков в рабочей тетради.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование.
Таблица "Бактерии", компьютерная презентация "БАКТЕРИИ"
Структура урока.
1) Организационный момент.
а) приветствие;
б) учет посещаемости.
2) Актуализация знаний.
Ответ учащегося у доски о строении растительной клетки. Презентация (Слайд 1)
3) Изучение нового материала.
План:
1. Какие они, бактерии? (Слайд 2)
2. История изучения. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули".
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.
В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.
Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.
Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский.
Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е. В 1937 году Э. Чаттон предложил делить все организмы по типу клеточного строения на прокариот и эукариот, и в 1961 году Стейниер и Ван Ниль окончательно оформили это разделение. Развитие молекулярной биологии привело к открытию в 1977 году К. Вёзе коренных различий и среди самих прокариот.
3. Где живут бактерии? Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. (Слайд 6,7)
- Найдите из представленных мест обитаний бактерий то, где они не могут жить.
4. Размеры бактерий
Средний размер бактерий составляет примерно 2 мкм в длину и около 1 мкм в ширину. Среди бактерий имеются такие, которые находятся на границе разрешающей способности микроскопа, то есть -0,15 мкм, а также бактерии-гиганты, достигающие 100 мкм (некоторые серобактерии).
(Слайд 8)
5. Строение и распространение бактерий.
Бактериальная клетка по строению похожа на растительную клетку и состоит из цитоплазмы, вакуоли с клеточным соком и оболочки. Но ядра нет, ДНК располагается прямо в цитоплазме, не отделена от нее оболочкой. Бактериальные клетки имеют оболочку. Эта оболочка упругая, как автомобильная шина, состоит из вещества муреина (от лат. мура - стенка). У ряда бактерий оболочка разбухает и ослизняется, образуя вокруг клетки капсулу.
Из органоидов бактериального организма следует отметить жгутики, с помощью которых бактерии движутся. Вращаясь со скоростью 3000 об/мин, они тянут за собой бактериальную клетку. Скорость движения может быть достаточно велика. Так, например, вибрион холеры может смещаться на 3 тысячи длин своего тела в одну минуту. (Если бы человек двигался с такой скоростью, то он проходил бы за один час 20-30 км.) Жгутиков может быть до нескольких десятков, и они могут располагаться по всей поверхности тела или находиться на одном конце клетки в виде пучка жгутиков. (Слайд 9)
- Запишите отличительные признаки бактерий самостоятельно себе в тетрадь.
- Проверьте себя.
6. Форма бактерий. Форма бактерий разнообразна. Шарообразные бактерии называются кокками. Если они лежат беспорядочно, их называют микрококками. Если образуют пакеты из восьми и более числа клеток, их называют сарацинами. Палочковидные формы бактерий - бактерии и бациллы - различаются по способности к спорообразованию. Бактерии не образуют спор, а бациллы их образуют. Бактерии, имеющие форму запятой, называются вибрионами. Сильно изогнутые - спириллы, а длинные сильно изогнутые - спирохеты. (Слайд 10)
- Выполните задание в тетради с печатной основой № 21.
7. Питание бактерий. Существует два принципиально различных способа питания организмов: гетеротрофное и автотрофное. Автотрофные бактерии могут быть зелеными и бесцветными. У зеленых бактерий автотрофное питание осуществляется путем бактериального фотосинтеза за счет солнечной энергии. У бесцветных бактерий автотрофное питание происходит за счет энергии окисления неорганических соединений. Этот процесс получил название хемосинтеза.
Бактерии-гетеротрофы делятся на две группы: сапрофиты и паразиты. Сапрофиты питаются мертвым органическим веществом, то есть остатками тел животных и растений или их выделениями. Паразиты поселяются на живых растениях и животных и питаются органическими веществами самого организма, называемого хозяином. (Слайд 11)
8. Способы дыхания бактерий.
9. Размножение бактерий. Размножаются бактерии чаще всего путем деления одной бактериальной клетки на две. Одна бактериальная клетка за 10 суток при нормальных условиях может воспроизвести количество клеток, по объему равное объему нашей планеты. Почему же этого не происходит? Истратив все ресурсы, популяция бактерий останавливает рост. Далее численность их начинает снижаться из-за отравления продуктами своего же обмена. (Слайд 12)
10. Образование спор. В неблагоприятных условиях многие бактерии образуют споры - покоящиеся стадии. Большая часть внутреннего содержимого клетки уплотняется, в оболочке откладываются воскообразные вещества. Оболочка спор настолько прочна, что они выдерживают даже кипячение. Попадая в благоприятные условия, спора прорастает. Оболочка лопается, и из нее вырастает бактериальная клетка. Споры некоторых бактерий способны оставаться жизнеспособными многие годы, например споры сибирской язвы в почве сохраняют жизнеспособность десятки лет. (Слайд 13)
11. Разнообразие бактерий.
12. "Последние новости".
бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые архебактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
13. Роль бактерий в природе и жизни человека
- Бактерии разложения и гниения.
- Болезнетворные бактерии.
4) Закрепление изученного материала.
Какое строение имеет бактериальная клетка? Чем отличается бактериальная клетка от растительной? Какие бактерии называют сапрофитами, а какие – паразитами? Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий? В чем значение бактерий в природе? Как человек использует молочнокислые бактерии? Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?.
- Самостоятельно выполнить задания в тетради с печатной основой № 22, 24,25 (без использования учебника и рабочей тетради).
- Взаимопроверка: обменяться тетрадями с соседом по парте, отметить ошибки карандашом, оценить работу.
5)Подведение итогов (рефлексия).
6)Домашнее задание.
Изучить п.5, выполнить задание в тетради с печатной основой № 23.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бактерии
Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет. Термин «бактерия» происходит от греческого слова « bacterion » - палочка.
Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; Микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.
История изучения Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг. В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства. Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский. Микроскоп 1751 года
Где живут бактерии? Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.
Клетки бактерий очень малы Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера.
Сравните растительную и бактериальную клетки Растительная клетка Бактериальная клетка Запишите отличительные признаки бактерий. Отсутствие сформировонного ядра. Отсутствие больших вакуолей с клеточным соком. Наличие органоидов движения ( жгутиков и ресничек) Наличие капсулы вокруг оболочки.
По своей форме бактерии делятся на несколько групп: кокки (имеют округлую форму); бациллы (имеют палочковидную форму); спириллы (имеют форму спирали); вибрионы (имеют форму запятой).
Типы питания бактерий Автотрофы Гетеротрофы живут в воздухе живут в бескислородной среде используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии используют органические соединения для построения органических веществ бактерии Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии) Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии ) Сапрофиты извлекают питатель - ные вещества из мёртвых тел Паразиты питаются органическими веществами живых тел Симбион ты
Способы дыхания бактерий Аэробное –организмам необходим кислород для окисления органических веществ. Анаэробное -Анаэробным организмам кислород не нужен, а для некоторых видов этой группы он даже ядовит.
Размножение бактерий Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут.
Образование спор При неблагоприятных условиях (недостатке воды, пищи, при низких температурах) многие бактерии переходят в состояние покоя-спору. Споры очень стойки. Они выдерживают нагревание, кипячение, высушивание и низкие температуры.
Разнообразие бактерий Бактерия сибирской язвы бактерия вызывает заболевание туберкулёзом. Бактерия холеры Бактерия молочнокислого брожения Бактерия дифтерии Бактерия стафилококка
Проверь себя. Тест. 1. Бактерии относятся к организмам: а) многоклеточным; 6) одноклеточным. 2. Бактериальная клетка включает: а) ядро б) цитоплазму 3. Образование спор у бактерий необходимо для: а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий. 4. Бактерии, использующие неорганические соединения для построения органических веществ называют: а) автотрофами; б) гетеротрофами 5. Бактерии, имеющие палочковидную форму называются: а) спириллами б) бациллами
Спасибо за внимание! Домашнее задание Изучить п.5, выполнить задание в тетради с печатной основой № 23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Строение и жизнедеятельность бактерий"
Содержит сведения о строении, значении и жизнедеятельности бактерий....
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Урок "Строение и жизнедеятельность бактерий" 6 класс
Презентация к уроку в 6 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"...
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...
Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Конспект урока по биологии 5 класс по теме :"Строение и жизнедеятельность бактерий"...
Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Конспект на тему урока:" Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."...