Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Данный урок способствует развитию структурно-логичскому мышлению, развитию умения решать пролемы, сравнивать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchenie_ch.darvina_o_estestvennom_otbore.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе.
1 вариант
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
Цель: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции
Задачи:
обучающая: уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора борьбу за существование и её виды;
развивающая: продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетради;
воспитательная: воспитывать умение работать в разных группах.
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивные, частично – поисковые
Природа хочет жить, и потому она
мильоны зёрен скармливает птицам.
Но из мильона птиц к светилам и зарницам
едва ли вырвется одна.
Н. Заболоцкий
Ход урока
Беседа по д/з
- Эволюция?
- Биологическая эволюция?
- Как разрешил Ч.Дарвин вопрос о предках домашних животных?
- В чем состоит основной метод выведения новых сортов и пород?
- Как меняется строение и поведение домашних животных в процессе одомашнивания? Приведите примеры.
II. Изучение нового материала
1. - Как понимаете слова Н. Заболоцкого? Почему так происходит?
-Дать определение естественного отбора
-Что является исходным материалом для отбора искусственного и ЕО? (индивидуальные признаки)
- Отбирающий фактор? Искусственный отбор – человек ЕО – природа
- Характер действия Творческий – направленное Творческий – отбор накопление признаков приспособительных при-
на пользу человеку знаков на пользу особи,
популяции, вида, приводя-
щий к возникновению новых форм
- Формы отбора Массовый, индивидуальный, Движущий, поддерживающий
бессознательный и уклонения в изменяющихся методический условиях среды и стабилизи-
рующий. Поддерживающий
постоянство средней нормы
- Путь изменений Отбираются, становятся Остаются, накапливаются, производительными. передаются по наследству
Отбираются,уничтожаются Уничтожаются в БЗС
- Результат отбора Новые сорта, породы Новые виды
и штаммы
2. Давайте пройдем с Ч.Дарвиным путь, который привел его к научному открытию о направляющем факторе эволюции
ЗАДАЧА № 1
Наблюдение 1 Наблюдение №2
В природе любой вид растений и животных Число особей каждого вида остается
стремится к размножению в геометрической относительно постоянным
прогрессии
? Предложение
Вывод
Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе проходит БЗС
ЗАДАЧА №2
Предположение ЕО может служить механизмом эволюции
Наблюдение (картинки) Организмы обладают изменчивостью
- Приведите примеры возможных наблюдений Ч.Дарвина о размножении растений и животных в геометрической прогрессии
Примеры учителя: (Слайды с картинками представителей)
- Подсчитано, что для потомства одного одуванчика через 10 лет потребовалась бы территория в 15 раз больше планеты. Но этого в природе не происходит. Почему? Какое положение эволюционного учения могут объяснить такое явление?
- Луна – рыба мечет сразу до 300млн икринок, совершенно не проявляя заботу о потомстве. Плодовитость трехиглой колюшки от 60 до 80 икринок. Самка икринки откладывает в гнездо, построенное самцом из водорослей и охраняемое им. Как вы думаете, какая из этих видов рыб может сохраняться более длительное время? Используйте для объяснения определенные положения эволюции-онной теории.
- Одна пара слонов – одного из менее плодовитых животных дает за период размножения не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность потомства этой пары достигла бы 19 млн особей. Почему этого не происходит? При объяснении опирайтесь на основные положения эволюционной теории.
- В каждой шишке ели более 100 семян. Вычисления показывают, что одно дерево ели может дать 9000 семян в год. Одна особь ели плодоносит 50 – 60 лет. Почему же людям приходится постоянно заботиться об искусственных насаждениях ели?
Учитель: - Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?
- Что может быть причиной их гибели?
- Какой вывод делает из сопоставления этих фактов Ч. Дарвин
Формулировка понятия БЗС и запись в тетрадь
- Опишите проявление изменчивости, которое мог наблюдать Ч.Дарвин
Примеры: Колорадский жук наносит картофельным посадкам большой урон. Сам жук и его личинки могут съесть все листья на картофельном кусте, но иногда можно найти кусты, незначительно поврежденные жуками. Почему?
- У 100 пчел длина губы с язычком оказалась неодинаковой: 12 ос. – самый маленький хоботок, 10 –наиболее длинный, а 78 – имели хоботки средних размеров. Какое значение для жизни популяции имеют эти различия?
- Гориллы обычно имеют темный цвет шерсти. В Барселонском зоопарке содержалась белая горилла Снежинка. Все ее особенности в остальном были схожи с собратьями. Какими положениями эволюционного учения можете объяснить это явление?
- Голландский ботаник Г. де Фриз выращивал энотеру (ослинник) и обнаруживал постоянно среди потомства до 0,5% особей, резко отличающихся от нормальных растений по высоте стебля, форме и окраске листьев. Интересно то, что эти изменения передавались по наследству. Может ли такое явление иметь практическое значение?
- У северных оленей размеры рогов всегда различны, редко встречаются животные, имеющие совершенно одинаковый размер рогов. Какое значение доля жизни и эволюции популяции имеет это обстоятельство?
Вопросы: - Какие виды изменчивости являются материалом для эволюционного процесса?
- Какую гипотезу выдвигает Ч.Дарвин на основе наблюдений изменчивости?
Сам. работа с учебником:
III Закрепление
- Слушаем внимательно: «…Состязание будет всегда ожесточеннее между формами, наиболее между собой близкими по строению, складу и образу жизни. Отсюда все промежуточные формы – между ранними и более совершенными формами того же вида, а равно и родоначальная видовая форма будут обнаруживать стремление к вымиранию…»
Вопросы: - О каком состязании говорится в тексте Ч. Дарвина?
- Какая форма БЗС является наиболее напряженной и почему?
Рефлексия.
Выставление оценок
Д/з стр. 32 – 40, заполнить таблицу, составить опорный конспект или схемы
Формы БЗС | Определение | Примеры | Причины возникновения | Значение для эволюции |
Учитель биологии: Беркетова С.С.
9 класс.
2 вариант
Тема «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»
Конспект урока в № 3 «Учение Ч. Дарвина о естественном отборе»
Методическая цель: развитие информационной и коммуникативной компе- тенции, формирование творческого мышления с использованием ИКТ, развитие интереса обучения, расширение опыта исследовательской деятельности на основе имеющихся знаний.
Задачи:
обучающая: уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора, борьбу за существование и её виды;
развивающая: продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, с ЭОР, учебником, слайдами, таблицами, делать выводы и фиксировать записи в тетради;
воспитательная: воспитывать интерес к урокам биологии, бережное отно-шение к природе, умение работать в разных группах.
Тип урока: урок – поиск (овладение учащимися новыми знаниями)
Методы: словесные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, самостоятельной работы,
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картинки, таблица
Образовательные технологии: структурно-логические, тестовые, НИТ, диалоговые
Используемая литература:
Астахова В.Г. Дубровский Е.В. Мир вокруг нас. М.Политиздат, 1976
Яблоков А.В. Мир Эволюции. Научно-популярная литература. М.:
Дет. Лит,1985
Акимушкин И.И.Невидимые нити природы.М.: «Мысль» 1985
Природа хочет жить, и потому она
мильоны зёрен скармливает птицам.
Но из мильона птиц к светилам и зарницам
едва ли вырвется одна.
Н. Заболоцкий
Этап урока | Метод. приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вре-мя |
Орг. мо-мент | Организационные | Довести до обучающихся цель урока | Слушают, записывают тему в тетрадь | 2 мин |
Актуал Знаний | Логичес-кие, проб-лемные | Фронтально: Эволюция? Сорт? Порода? Систематика | Отвечают, анализи-руют, делают выво--ды | 3 ми |
Ознакомление с новым материалом | Логичес-кин, проб- лемные | Как понимаете слова поэта? Почему так происходит? Дать определение ЕО | Осмысливают, вы-сказывают свои ре-шения проблемы. Делают вывод.Запи сывают определе-ние в тетрадь | 32 мин |
Работа в парах, с таблицей | Заполнить табл. 3 кол | Обсуждают, заполня -ют таблицу | 5мин |
Решение логических задач. Портрет Ч.Дарвина | Предлагаю задачи 1, 2. Решая подобные задачи природы, Ч. Дарвин пришел к выводу | Осмысливают, предлагают свои решения | 5 мин |
Слайды1-9 Логичес-кие Поиско-вый | Что значит БЗС? Какие формы БЗС выделил Ч. Дарвин? Составьте схему. Сделайте вывод Приведите свои примеры | Смотрят презентацию, составляют схему, делают вывод. Приводят свои примеры | 22 мин |
Закрепление изучен. м-ла | Аналитический | Читаю отрывки из текстов. Определить формы БЗС и роль ЕО | Выделяют формы БЗС и делают вывод: ЕО- направляющий фактор эволюции | 5 мин |
Дом. Зад. | Табл. на доске | Стр. 32-40, заполнить табл. | Записывают зад. в дневник, переносят табл. в тетрадь | 1 мин |
Рефлексия | - Выполнили ли цель урока? -Что главное узнали? - Что было трудно? Выставление оценок | Отвечают на вопросы | 2 мин |
Учитель биологии: Беркетова С.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест - викторина к уроку: "Эволюционное учение Ч.Дарвина"
Тест - викторина предназначена для закрепления и обобщения полученных знаний. Игровые приемы помогают раскрепостить, заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.Использовани...
План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"
Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...
Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"
Презентация предназначена для 9-х классов, изучающих биологию по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.Слайд № 1: Заглавный слайдСлайд № 2: Определение естественного отбора и борьбы за с...
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
Развитие эволюционного учения (Аристотель, К. Линней, Ж.БЛамарк), Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина...
Учение Ч.Дарвина об естественном отборе 9 класс Презентация
Презентация к уроку 9 класс "Учение Ч. Дарвина об естесвенном отборе"....
Разработка урока "Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе"
УМК Н.И. Сонин...
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
Цель урока заключалась в изучении сущности учения об искусственном отборе для понимания процессов, происходящих в природе. Где систематизировались знания учащихся о причинах многообразия сортов растен...