Рабочие программы по биологии для 6-11 классов.
рабочая программа (биология) по теме

Малец Владимир Франкович

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса "Бактерии. Грибы. Растения ", 7 класса "Животные", 8 класса "Человек и его здоровье" авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М. Пакуловой, " 9 класса "Общая биология"   авторов В.Б. Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т. Захаровой, 10-11 классов "Общая биология" авторов Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцова и др.(Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Рабочие программы биология 2012-2013231.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естеств.математич. цикла

 /______/ Малец В.Ф.

Протокол № 1

от  28.08. 2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 42  »

/_______/ Крупкина Н.Н.

31. 08.  2012г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 42  ».

 /_________/

Бастрикова О.А

Приказ № 182

 от 01. 09.2012г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «биология»

для обучающихся  6 класса МБОУ «СОШ № 42»

Энгельсского муниципального района

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Малец Владимир Франкович, учитель биологии,    экологии, химии              высшей квалификационной категории.

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 29.08.2012г .

г. Энгельс

2012 год

Раздел 1

Пояснительная

 записка

Программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42»ЭМР  Саратовской области для 6 класса.

             Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности обучающихся, формирования их научного мировоззрения.

             В соответствии с БУПом (базисным учебным планом) курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс природоведения, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Государственный образовательный стандарт общего образования, принятый в марте 2004 года, определяет, помимо общей концепции образования, цели и содержание обучения по предметным областям.

        На изучение биологии на базовом уровне в 6 классе отводится 34 часа.

        Биология входит в образовательную область естественно-математического цикла.

           Главные цели основного общего образования состоят в:

          1) формировании целостного представления о мире, основанного на       приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;

          2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и   самопознания;

          3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

            Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

 проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;

для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

     Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения по биологии:

-    приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;

-   овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:

-  Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование и др.);

-  Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

-  Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;

-  Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

-  Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;

-  Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

-  Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;

-  Творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-  Использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-  Самостоятельная организация учебной деятельности;

-  Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

-  Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

      Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

       В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

      Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

      Учащиеся получают представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

        Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

       Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

        Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Приоритетной задачей  преподавания школьного курса биологии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:

- познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта  экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;  выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки;

-информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания

информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

- рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Формы организации образовательного процесса

урок-консультация

урок-практическая работа

урок-деловая игра

урок-соревнование

компьютерный урок

урок с групповыми формами работы

уроки взаимообучения учащихся

урок-зачет

урок-конкурс

уроки общения

урок-игра

урок-конференция

урок-семинар

интегрированные уроки

Технологии, используемые в образовательном процессе

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе  объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышению познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникативные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Исследовательская деятельность

Применение ИКТ

Формы контроля

Индивидуальный

Групповой

Фронтальный

Виды контроля

Предварительный

Текущий

Тематический

Итоговый

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

Информационная компетенция – готовность работать с информацией.

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной.

Раздел 2

Учебно-тематический

план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

Введение.

2

1.

Клеточное строение организмов

3

1

1

2.

Царство Бактерии

2

1

1

1

3.

Царство Грибы

3

1

1

1

4.

Царство Растения

5

1

2

1

5.

Многообразие покрытосеменных растений. Классификация

4

1

1

1

6.

Строение покрытосеменных растений

6

1

1

1

7.

Жизнь растений

8

1

1

1

8.

Природные сообщества

1

1

Итого:

34

7

8

7

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела и  темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения.

Введение.

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

1. Клеточное строение организмов

3

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний

Комбинированный урок

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. ЛР 1.«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы». 2.«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». 3.«Рассматривание пластид под микроскопом».

Тест

2. Царство Бактерии

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний Комбинированный урок

ЛР 4.«Рассматривание культуры сенной палочки и картофельной палочки под микроскопом»

Тест

3. Царство Грибы

3

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний

Комбинированный урок

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. ЛР5.

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. 6.Изучение строения тел шляпочных грибов.

Тест

4. Царство Растения

5

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний

Комбинированный урок

строения мха (на местных видах) . 10.Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). 11.Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Тест

5.Многообразие покрытосеменных растений. Классификация

4

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

ЛР. 12.Ознакомление с различными видами соцветий. 13.Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Тест

6.Строение покрытосеменных растений

6

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

ЛР.14

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

15.Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. 16.Изучение внутреннего и внешнего строения корня. 17.Изучение строения почек и расположение их на стебле. 18.Изучение строения листа. 19.Изучение макро- и микростроения стебля. 20.Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица). 21.Изучение строения цветка.

7. Жизнь растений

8

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

ЛР. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия. Зимние явления в жизни растений. Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями СО2 и выделение О2 на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Тест

8. Природные сообщества

1

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний

ЛР.

2.Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия. Природное сообщество и человек.

Итого:

34

Раздел 3

Содержание

тематического

плана

Биология как наука. Методы научного познания.

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Проведение  биологических исследований: наблюдение клеток растений под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

ОРГАНИЗМ

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Деление клеток – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений .

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Экосистемы

 Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схемы передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Раздел 4

Календарно-

 тематический

план

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Конт-роль, л/р, п/р и т.д.

Дата

Повторение

план

факт

1 триместр

Введение

2

1

Биология- наука о живой природе

1

ЛР №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений»

2 нс

2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

1

3нс

Тема1

Клеточное строение организмов

3

3

Строение растительной клетки и ткани

1

ЛР №28.1 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука».

4нс

4

Жизнедеятельность клетки

1

5нс

5

Ткани

1

1но

Тема

2

Царство бактерии

2

6

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

2но

7

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

3но

Тема 3

Царство грибы

3

8

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы

1

ЛР №5 «Изучение строения плесневых грибов»

4но

9

Шляпочные  грибы

1

ЛР №6 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

2нн

10

Грибы-паразиты

1

3нн

Тема 4

Царство  растения

5

11

Общая характеристика царства растений.

1

4нн

12

Водоросли .

1

ЛР №19.1 «Распознавание водорослей разных отделов». ЛР №10 «Изучение внешнего строения водорослей».

5нн

2 триместр

13

Высшие споровые растения. Выход растений на сушу

1

ЛР №11

«Изучение внешнего строения мхов» ЛР №19.2 «Распознавание растений отдела Моховидные».

ЛР №24 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания».

1нд

14

Папоротники

1

ЛР №19.3 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные». ЛР №12

«Изучение внешнего строения папоротников»

2нд

15

Голосеменные

1

ЛР №19.4 «Распознавание растений Голосеменные растения.». ЛР №13 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». ЛР №24

«Выявление приспособлений у растений к среде отдела

3нд

Тема 5

Многообразие покрытосеменных растений. Классификация

4

16

Общая характеристика покрытосеменных растений

1

ЛР №19.5 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения.» ЛР №14 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений».

4нд

17

Строение семян

1

3ня

18

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

1

ЛР №20 «Распознавание наиболее распространённых растений класса Двудольные в Саратовской области». ЛР №21 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений». ЛР №22.1

«Определение принадлежности растений к классу Двудольные».

4ня

19

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные.

1

ЛР №20 «Распознавание наиболее распространённых растений класса Однодольные в Саратовской области». ЛР №21 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных однодольных растений». ЛР №22.2

«Определение принадлежности растений к классу Однодольные».

5ня

Тема 6

Строение покрытосеменных растений

6

20

Строение и функции корня

1

1нф

21

Побег. Строение почки

1

ЛР «Строение почек. Расположение на стебле»

2нф

22

Строение и функции листа

1

ЛР №28.2 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа».

3нф

23

Строение стебля

1

ЛР №28.1 «Изучение клеток растений. Клеточное строение стебля.    

4нф

24

Цветок. Соцветия

1

ЛР №24 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания». ЛР «Классификация плодов»

5нф

3 триместр

25

Плоды. Распространение плодов и семян

1

1нм

Тема 7

Жизнь растений

8

26

Обмен веществ у растений

1

2нм

27

Фотосинтез .Передвижение органических веществ.

1

3нм

28

Дыхание растений

1

1на

Клеточное    строение организмов. §2-4

29

Способы размножения растений.

1

2на

Царство Бактерии. §5-6

30

Размножение споровых растений

1

3на

Царство Грибы . §7-8

31

Размножение голосеменных растений

1

4на

Царство Растения §11-15

32

Размножение  покрытосеменных растений

1

1нм

Голосеменные

§16  

33

Прорастание семян

1

2нм

Общая характеристика покрытосеменных растений §17,23,26

34

Рост растения

1

ЛР №1 «Наблюдение за ростом и развитием растений».

3нм

Строение семян §18

Тема 8

Природные сообщества

1

35

Растительные сообщества

1

4нм

Рост и развитие растений. §22,29

Раздел 5

Информационно-методическое

обеспечение

Учебник :

1.Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии , грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.;

 методические пособия для учителя:

1/ Н.В. Дубинина, В.В.Пасечник « Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с;

2/ Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - 172.

дополнительная литература для учителя:

1/ А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2012,- 96с.

2/ Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа

3/ Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с. 6 ил.- (Дидактические материалы)

4/ Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.:Дрофа, 2004. – 112с.

 для учащихся:

1/ Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2012– 80 с.: ил.

2/ Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.

3/ Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.:Агропромиздат,1989. 383с.

4/ Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.

5/ Биология и анатомия: Универ. энцикл. шк./Сост. А.А.Воротников. – Мн.: Валев, 1995.-528с.: ил.

6/ Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Авента+», 1994, с. 92-684.

7/ Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред. и ст. шк. возраста. М.: Просвещение, 1994. – 218с.

8/ Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Энциклопедия природы России. Грибы. – Мю: 1997. 350с.

9/ Головкин Б.Н. О чём говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.

10/ Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996.-556с.

11/ Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002.- 320с.

12/ Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994.-381с.: ил.

13/ Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас- определитель высших растений.: Кн. для учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

2.Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (учебное электронное издание), Дрофа, Физикон, 2006

3.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (учебное электронное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Литература, использованная при подготовке программы:

1/ Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

2/Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова; В.В.Пасечника; И.Н.Пономарёвой). авт.-сост.: И.П.Чередниченко, М.В.Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – (Новый образовательный стандарт).

3/Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Животные»

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное пособие), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http:// bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Образовательные диски:

1.1С: Биология, 6 класс, 151437248, 2004

2.Биология 6-11. практикум. СД-1

3.Биология 6-11. практикум. СД-2

4.1С: Репетитор. Биология.

5.Биология. Кирилл и Мефодий.

6.Биология. Кирилл и Мефодий. 6-9 кл. 2003

7.Биологические и экологические экскурсии. Весна.

8.Биологические и экологические экскурсии. Лето.

9.Биологические и экологические экскурсии. Зима.

10.Биологические и экологические экскурсии. Осень. 2003

11.Основы биологической безопасности. В. Ю. Крестьянинов, 2008

12.Лабораторные работы. 6-11 кл. Биология. СД-1,2

13. Природа России. Центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.

Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...