Программа по курсу "Общая биология" 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Программа содержит материал, рекомендованый для изучения предмета в 9 классе по курсу " Общая биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_kl_word_97_-_2003.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе по курсу «Введение в общую биологию» (9 класс, 70часов)
Рабочая программа составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерной программы по биологии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 9 декабря 2008 г. № 379, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Преподавание курса «Общая биология» в 9классе ведётся по Программе основного общего образования по биологии. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова опубликованной в сборнике нормативных документов Министерства образования РФ, - М, : Дрофа, 2004г., обновлена «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы» / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
Программа курса «Введение в общую биологию» в 9 классе рассчитана на 70 часов, т.е. 2часа классных занятий в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Ожидаемый результат: -Формирование целостного восприятия органического мира;
-формирование практической значимости биологических знаний.
Ведущие идеи курса биологии - идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи в биологических системах и природной среде – определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Отслеживание результатов проводится через различные формы контроля:
- тематический;
- итоговый;
- групповой;
- фронтальный;
- индивидуальный;
- текущая аттестация (проверочные и самостоятельные письменные работы;практические работы;тестирование;зачеты;контрольные работы;срезовые работы);
- промежуточная аттестация (тестирование;контрольные работы;защита реферата;защита проекта;защита научно – исследовательской работы)
формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основные методы работы и формы: словесные (рассказ, лекции, семинары, зачеты, эвристическая беседа, путешествие, конференция и др.), практические( проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты, доклады, поделки, модели, лабораторная работа и т.д.), наглядные( опыт, эксперимент, демонстрация, работа с видеофильмами, интернет-ресурсами), исследовательские, словесный, описательный, проблемные, частично-поисковые, групповые , элементы модульного обучения, индивидуальные.
Методическое обеспечение программы:
Учебно-методический комплекс для учащихся включает:
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Учебно-методический комплекс для учителя включает:
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.Федеральный базисный учебный план.-М.:Дрофа, 2004.-172с.
Учебник, методическое пособие, мультимедийное приложение к учебнику: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Биология. Общие закономерности / под ред. В,Б, Захарова. 7-еизд. М.: Дрофа, 2004.
.Богданова Т.Л.Биология.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.Аст-Пресс Школа, 2006
Дикарев, Сборник задач, М Дрофа, 2001
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни М. Просвещение , 1992
Лернер Г.И. Тестовые задания, М. Аквариум, 2000
Лернер Г.И. уроки биологии, 8 класс, М.: ЭКСМО. 2005
Лернер Г.И. Подготовка к ЕГЭ.Человек, М.: ЭКСМО. 2007
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека, М: Просвещение, 1998г.
1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.
3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
4. Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.
5. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.
Дополнительная литература учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
Журнал «Биология в школе»
«Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
Список дополнительной литературы для учащихся:
Энциклопедический словарь юного биолога.Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
Журнал «Биология для школьников».
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
MULTIMEDIA-ПОДДЕРЖКА КУРСА «Биология. Общие закономерности»
компакт-диски: «Общая биология», « Библиотека электронных наглядных пособий», Лабораторный практикум 6-11 класс», «1-С репетитор, биология»,
энциклопедийный материал редакции «Аванта+»,
«КИМ.биология»,
мультимедийное приложение к учебнику ,
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://bio.1september.ru/, http://www.uchportal.ru, http://www.uroki.net, http://kozlenkoa.narod.ru/, http://www.it-n.ru, http://www.rusedu.info, http://festival.1september.ru/, http://www.pedsovet.ru, http://www.alleng.ru/, электронный учебник: http://ekol-ush.narod.ru/, и др., на основе материалов данных сайтов ко всем урокам созданы презентации для более информативного насыщения урока.
Тематическое планирование « Общая биология» 9 класс,70часов
Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Демонстрация, оборудование |
Введение | 2 |
РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы | 54 |
Тема 1.1. Молекулярный уровень | 10 |
Тема 1.2.Клеточный уровень | 15 | Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом | Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. |
Тема 1.3.Организменный уровень | 14 | Выявление изменчивости организмов. | Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. |
Тема1.4.Популяционно-видовой уровень | 3 | Изучение морфологического критерия вида. | Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. |
Тема1.5.Экосистемный уровень | 8 | ■ Экскурсия в биогеоценоз. | Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем. |
Тема1.6.Биосферный уровень | 4 | Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек». |
РАЗДЕЛ 2 Эволюция | 7 | ■ Экскурсия Причины многообразия видов в природе. | Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. |
РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни | 7 | Лабораторная работа Изучение палеонтологических доказательств эволюции. ■ Экскурсия | Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...