Портфолио учителя биологии
методическая разработка по биологии по теме

Лукьяненко Анна Сергеевна

Портфолио учителя биологии МБОУ СОШ № 37

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_-_kopiya.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа № 37 г. Хабаровска



















ПОРТФОЛИО



Профессиональных достижений педагогического работника





Лукьяненко Анны Сергеевны



Учителя биологии

















680000, Хабаровск, ул.Шеронова, д.7 - 198



Телефон: 89145426528





















Хабаровский край



2012




Содержание

Раздел 1         Общие сведения о педагогическом работнике                            

 Раздел 2        Информационно-аналитический отчет  педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период

Критерий 1        Знание информационной основы деятельности    

Критерий 2            Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания

Критерий 3            Высокие результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ

Критерий 4            Результаты деятельности педагогического работника в профессиональном   сообществе

Критерий 5           Профессиональные и личные достижения педагога в межаттестационный  период

Критерий 6          Личностные качества педагогического работника.

 

Раздел 3        Приложения      

Раздел 4          Видеозапись учебных занятий          


Первый раздел

«Общие сведения о педагогическом работнике»

  1.  Лукьяненко Анна Сергеевна,

- 13.12.1969 года рождения.

- Образование высшее, ХГПИ, 1992г., учитель биологии и химии.

- Общий трудовой стаж -20 лет, педагогический -20 лет, в МОУ СОШ№37 -20 лет.

- курсы повышения квалификации при ХК ЦРО «Педагогическая деятельность учителя биологии в условиях перехода ФГОС общего образования» с 14.06-02.07.2011 года, 120 часов.

- первая  категория.

- в настоящее время – учитель биологии.

- Являюсь экспертом по проверке части «С» ЕГЭ  по биологии.

- проявляю гражданскую сознательность, участвую в выборах.

«___» _____________ 201__  г.                _____________________________________

                                                                                подпись аттестуемого педагогического

                                                                                                      работника


Второй раздел

«Информационно-аналитический отчет педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период»

Критерий 1        «Знание информационной основы деятельности»    

Я работаю в школе 20 лет.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающие государственные,  социальные  и личностные потребности и интересы.

Убеждена, что профессия  учителя требует постоянного самообразования, совершенствования и  профессионального роста.   Я изучаю нормативно-правовые акты, касающиеся системы образования, осуществляю свою педагогическую деятельность в соответствии  с законом «Об образовании», национальной программой «Наша новая школа»,  основными направлениями модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2014 годы. Использую ключевые положения  Концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения при подготовке к урокам.

 Я постоянно  отслеживаю   информацию   на сайтах  министерства образования и науки Хабаровского края, ХК ИРО, ФИПИ, ХАБАВИКИ и других образовательных порталах.  Это помогает мне определить свои перспективы, планы, ориентиры в работе.  

 Я  умею пользоваться информационными ресурсами, которые позволяют мне  совершенствовать свою  деятельность как учителя биологии, руководителя ОМО, ШМО учителей биологии и классного руководителя.

Список Интернет-ресурсов  по предмету, которые я использую в своей деятельности:

  1. http://spheres.ru/ 
  2. http://www.mediaterra.ru/project/biology
  3. http://school-collection.edu.ru
  4. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/default.asp
  5. http://www.drofa.ru/cat/cat17.htm
  6. http://bio.1september.ru/urok
  7. http://www.ecosystema.ru/
  8. http://wiki.ipp.ru/indexphp/
  9. http://www.openet.edu.ru 
  10. http://en.edu.ru
  11. http://ege.edu.ru 
  12. http://www.ed.gov.ru
  13. http://www.center.ippk.ru

Я постоянно  учусь у своих коллег, работаю  с сайтами, повышаю квалификацию в области   преподавания биологии. В 2011 году в очередной раз  прошла курсы «Педагогическая  деятельность учителя биологии в условиях перехода на ФГОС общего образования» в объеме 120 часов.


Критерий 2 «Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания»

2.1. Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения:

   

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира;

- биологическая природа и социальная сущность человека;

- уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

  В 10-11 классах я работаю по программе среднего (полного) общего образования по биологии, авторы: И.А.Агафонова, В.И.Сивоглазов.

 Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта  среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии  в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся.

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) или на 2 часа в неделю в течение одного учебного года (в 10 или 11 классе).

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

В программе даётся распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учётом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы».

Программой предусмотрен резерв свободного учебного времени (8 часов), который может быть использован для проведения контрольно-обобщающих уроков или организации экскурсий.

В 2011-12 учебном году я работаю в 11 классе по этой программе.

2.2.  Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

Владею и применяю в практической профессиональной деятельности следующие современные образовательные технологии и методики: 

  1. современные педагогические технологии: дифференцированного обучения, компетентностного подхода, развивающего обучения, информационные, цифровые образовательные ресурсы;  
  2. применяю  методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  3. создаю условия для самостоятельной деятельности обучающихся,                          в том числе исследовательской;
  4. реализую проблемное обучение;
  5. осуществляю связь обучения по предмету с практикой;
  6. обоснованно выбираю программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;
  7. разрабатываю рабочую программу по предмету.
  8. использую методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

Я  систематически   использую в своей урочной и внеурочной работе информационно-коммуникационные технологии,   большое количество обучающих CD- дисков,  цифровых образовательных ресурсов.        При       подготовке уроков  широко использую развивающие  возможности      информационного ресурса, Интернета, позволяющие  добиваться устойчивых позитивных результатов, усиливающие практическую    значимость уроков биологии.

На уроках биологии  использую следующие виды ИКТ:

  1. Презентации на уроках изучения нового материала;
  2. Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе  изучения нового материала;
  3. Проведение практических работ.
  4. При подготовке учащихся  к ЕГЭ;
  5. Подготовка  разноуровневых контрольных работ, тестов.
  6. Выполнение  наглядного материала при оформлении класса.

В моей  методической копилке (См. Приложение 2):

  1. собрано более 40 презентаций,
  2. из них собственных разработок - 18
  3. тестов - 20
  4. электронных учебников, пособий – 35
  5. учебных фильмов, видеофрагментов – 30.

Я  обучаю  учеников работе  с информационными цифровыми ресурсами, учу оформлять результаты исследовательской и проектной деятельности в виде   мультимедийных  презентаций,  буклетов, электронных  кроссвордов, тестов, видеороликов.

 В 2008-2011 учебных годах мной и моими  учащимися под  моим руководством  были созданы мультимедийные  презентации по различным темам.

Я использую презентации во внеурочной деятельности, при проведении элективных курсов, а также на уроках.

С 2009 года   я   являюсь членом  творческой группы    учителей-

предметников школы по внедрению ИКТ в образовательный процесс.   ИКТ использую на различных этапах своих уроков, провожу открытые уроки для коллег.

Обучалась на семинарах по внедрению и использованию ИКТ. Проходила дополнительную подготовку на спецкурсе «Обучение для будущего» в объеме 40 часов.

2.3. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Я  отношусь  к каждому ученику с учётом его возможностей, способностей, интересов, сохраняя его психическое здоровье.  Я использую  в практике уроков, индивидуальные рабочие и технологические карты с разноуровневыми  заданиями, организую психологически комфортную атмосферу на своих уроках, создаю условия по применению групповых и активных форм работы, обеспечивающих  гармоничное сочетание  двигательной, интеллектуальной  и эмоциональной  активности учащихся.

Считаю своей педагогической задачей формирование у школьников такой системы взглядов на жизнь, в которой здоровье являлось бы  важнейшей ценностью.

Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности, я предоставляю рациональные образцы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить качество обучения, воспитания и развития школьников. Даю им конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направляю их на ведение здорового образа жизни, особенно на уроках биологии  в 8,9  классах с использованием презентаций учащихся и готовых фильмов.

Ценность ЗОЖ - владение умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда.

Темы, направленные на формирование этой ценности: «Координация и регуляция», «Анализаторы», «Опора и движение», «Органы кровообращения»,  «Работа  сердца», «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии (витамины)»,  «Высшая нервная деятельность», «Организм и среда»,  «Биосфера и человек».

Формируя у учеников отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как важнейшей ценности, провожу с детьми анкетирование, участвую в конкурсах, разрабатываю буклеты.

Критерий 3 «Высокие результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ»

Я работаю педагогом  20 лет, в МБОУ СОШ № 37 работаю 20-й год. Работаю со 100% успеваемостью и положительной динамикой по предмету.

В своей педагогической деятельности я  опираюсь на потребности современного общества,  требующие от ученика динамических, практико-ориентированных знаний. Ориентируюсь на достижение целей и основного результата образования, т.е развиваю на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения  мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирую его готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Признаю в образовательной деятельности учебное сотрудничество в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Главной составляющей  моей  педагогической  системы является  урок.  И качество знаний, средний балл по предмету - являются определяющими для меня, как учителя. Сложившаяся система работы  позволяет мне добиваться позитивной динамики результатов урочной и внеурочной деятельности.

3.1 Динамика учебных достижений обучающихся

Наблюдается стабильность результатов учебной деятельности по биологии. Средний балл – 3,7; качество знаний – 57,6%; степень обученности – 56,8%., что видно в таблице 2.

3.3.    Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся

Через свою педагогическую  систему воспитательной, урочной и внеурочной  деятельности я создаю условия для успешной социализации учащихся, для формирования у них собственного практического позитивного социального опыта, формирования лидерских  качеств.

Используя профессиональное мастерство и знания предмета и психологических особенностей учащихся, продуктивно работаю в общеобразовательных классах, а также в классах с задержкой психического развития учащихся. В своей педагогической деятельности учитываю различную степень обученности учащихся, возрастные и психологические особенности детей, так же особенности познавательной сферы учащихся.

В 2007 году стала классным руководителем 5  «Б» класса, который довела до 9 класса и выпустила в 2011-2012 учебном году. В классе было 22 человека, один на надомном обучении. В классе было ударников, показатели учебы класса всегда были хорошими и стабильными. После окончания 9 класса 8выпускников остались учиться в нашей школе, остальные поступили в колледжи, техникумы, училища.

С классом было работать интересно. Ребята были отзывчивые, выполняли просьбы классного руководителя, активно участвовали в жизни класса и школы, творчески подходили к подготовке  различных мероприятий. За участие  в конкурсе «Самый классный класс» заняли первое  место. Участвовали в окружном этапе военно-спортивной игры «Патриот». С классом проводилось много различных мероприятий, выезды на природу, посещение музеев, театров. Класс активно участвовал в акциях «Ветеран живет рядом», «Помоги собраться в школу», «Помоги тигру», «Молодежь против наркотиков» и многих других.

конкурс «Фотография класса»

Участие в социально-значимых проектах моего класса и учащихся, которых я обучаю биологии за 5 лет.


год

Доля  участвующих в проектах

Наименование социально-значимых дел, социально-образовательных проектов

Уровень проведения

2008-2012

40%

80%

«Помоги собраться в школу»

«Подарок воину»

школьный

школьный

2009-2012

40%

«Вместе против наркотиков»

школьный

краевой

2008-2011

80%

80%

«Ветеран живет рядом»

«Помоги тигру Жорику»

школьный

городской

городской

краевой

2010-2011

30%

25%

«Мы против курения»

«Акция «Первоцвет 2011»

школьный

городской

2009-2010

30%

90%

Участие в концерте для ветеранов ВОВ

Конкурс «Самый классный класс»

школьный

школьный

  1. Познавательная активность обучающихся по предмету

В 2011-2012 году вела элективный курс по биологии «Здоровый образ жизни» в 9 классе

В 2009-2010 году вела элективный курс по биологии «Косметология. Секреты красоты» в 8 классе.

В 2008-2009 годах вела элективный курс по биологии «Искусство быть здоровым», «Помоги себе сам» в 9 классах.

В 2007-2008 году вела элективный курс  «Экология человека» в 11 классе. А в 9  классе  - «Искусство быть здоровым», «Помоги себе сам».

Чтобы мотивировать учеников и заинтересовать их, я предлагаю им интересные темы и проекты в рамках элективного курса, которые  мы с ребятами представляем  на школьную научно-практическую конференцию  доклады, исследовательские работы, презентации.

Следует указать, что  многие мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии и поступают в ВУЗы города. Моя ученица Далбаева Наталья, участница олимпиад, конкурсов и конференций, учится в Хабаровском Гуманитарном Университете на кафедре биология и экология.

Выпускница 2011-2012 года Жукова Анастасия поступила в Хабаровский Государственный Медицинский Университет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя биологии

Система работы учителя биологии...

Портфолио учителя биологии средней школы

Портфолио в электронном виде учителя биологии ГБОУ ЦО 556 ЮОУО г. Москвы....

Портфолио учителя биологии

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Каменских Ирины Петровны, учителя биологии.Цель – анализ профессиональных результатов и творческого роста учителя. В разделе «Общие сведе...

Портфолио учителя биологии Бирюковой С.В.

Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что, если останется жить земля,Главным достоинством человечестваБудут когда-нибудь учителя…"Р. Рождественский У учителя должно быть некое "досье успехов", в кот...

Портфолио учителя биологии Никитиной В.А.

Успех учителя зависит от желания творить, желание самообразовываться, общение с детьми.При формировании портфолио я руководствовалась тем, что мониторинг - это не контроль достигнутых результато...