Применение технологии организации проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе
статья по биологии (9 класс)
При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с условиями новой информационной действительности, в которой всё меньше места остаётся для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей.
Портрет ученика средней школы в соответствии с ФГОС включает среди основных следующие черты:
• креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;
• осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
• владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
• мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
• готовый к сотрудничеству;
• способный осуществлять учебную, исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Цель: изучить содержание проектной технологии обучения в школе, научиться использовать проектную технологию в образовательной практике.
Задачи:
- Проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
- Выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;
- Изучить содержание данной технологии;
- Определить возможность применения технологии в практике учителя биологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Санкт Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Кафедра естественно-научного образования
Выпускная аттестационная работа
«Применение технологии организации проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе»
Работа выполнена слушателем курсов
повышения квалификации по программе
«Теория и методика обучения в контексте ФГОС (биология)»
Абрамовой Кариной Юрьевной,
ГБОУ Лицей № 369 Красносельского района Санкт–Петербурга,
.
Куратор Левашко Елена Викторовна,
к.б.н., ст. преподаватель КЕНО АППО
Санкт – Петербург
2018
Содержание
- Введение. Актуальность работы, цель, задачи……………………………………..3
- Характеристика технологии «Организация проектной деятельности школьников»
- Описание технологии..……….………………………………………………… 4
- Этапы занятия, предусмотренные технологией, приемы……………….. ….. 5
- УУД, формированию которых способствует использование данной технологии……………………………………………………………………….. 8
- Критерии оценки проектной работы………………………………..………………12
- Заключение……………………………………………………………………………14
- Список литературы……………………………………………………………………………15
2
Введение
Роль проектной и исследовательской деятельности в реализации федерального государственного образовательного стандарта
При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с условиями новой информационной действительности, в которой всё меньше места остаётся для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей. Современный работник любой сферы производства вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию, принимать нестандартные решения, уметь эти решения обосновать и защитить.
Взаимопроникновение технологий и теоретических знаний достигло такой степени, что становится необходимым по-новому строить процесс обучения школьников, готовя их
к профессиональной деятельности.
Портрет ученика средней школы в соответствии с ФГОС включает среди основных следующие черты:
• креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;
• осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
• владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
• мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
• готовый к сотрудничеству;
• способный осуществлять учебную, исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность.
Согласно ФГОС, в школе должны быть созданы условия для реализации программ внеурочной деятельности, а также самостоятельной работы учеников по подготовке и за-
щите учебных проектов.
Актуальность
В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся (TIMSS, CIVIC). В исследованиях принимают участие и российские школьники, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.
Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:
· к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
· к целеполаганию;
· к самообразованию и самоорганизации;
· к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
· делать выбор и принимать решения.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Цель: изучить содержание проектной технологии обучения в школе, научиться использовать проектную технологию в образовательной практике.
Задачи:
- Проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
- Выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;
- Изучить содержание данной технологии;
- Определить возможность применения технологии в практике учителя биологии.
Характеристика технологии «Организация проектной деятельности школьников»
Проектная деятельность — последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей — с другой.
Очень часто можно встретить сочетание проектная и исследовательская деятельность. Очевидно, что эти понятия взаимосвязаны, однако их следует различать. Безусловно, проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. В этом смысле проектная деятельность является более объёмным понятием. Проведение опытов, наблюдение за ростом растений, природными явлениями, написание рефератов школьниками относятся к исследовательской деятельности. Принципиальное различие проектной деятельности заключается в том, что в результате её создаётся конкретный собственный продукт (проект), который отличается новизной (объективной или субъективной) и может быть использован в практике. Исследование — это поиск в определённой области, который может завершаться получением каких-либо сведений по проблеме, позволяющих ученику сделать самостоятельные выводы.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
4
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы проекта | Содержание |
Подготовитель | Изучение общественного мнения. |
ный (подготов- | Формулировка проблемы (или нескольких проблем), |
ка проектного | требующей решения. |
задания) | Определение причин существования данной проблемы |
Определение целей и задач проекта. | |
Выявление социальных и индивидуальных потребно- | |
стей в данной деятельности. | |
Определение возможностей команды исполнителей | |
Технологиче- | Составление плана работы с указанием основных |
ский | мероприятий и времени их проведения. |
(разработка | Распределение обязанностей между участниками про- |
плана проекта | екта. |
и его реализа- | Определение необходимых ресурсов и источников их |
ция) | получения. |
Разработка системы оценки проекта и способа оформ- | |
ления результатов. | |
Реализация проектного задания согласно составленно- | |
му плану. | |
Контроль и коррекция промежуточных результатов. | |
Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта | |
Завершающий | Общественная презентация проекта. |
Экспертиза проекта. | |
Самооценка и рефлексия результатов |
МАТРИЦА СОГЛАСОВАНИЯ ЭТАПОВ ТЕХНОЛОГИИ И УУД ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Этап | Деятельность учащихся в терминах | Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС) | |
технологии | |||
• изучают социаль- | Личностные УУД: | ||
ную ситуацию в | • ориентация в системе моральных норм | ||
1. | местном сообществе | и ценностей, устанавливают взаимосвязь | |
с целью определе- | между общественными и политическими | ||
ния актуальности | событиями; | ||
проблемы; | • освоение основ социально-критического | ||
• формулируют про- | мышления; | ||
блему, в решении | • реализация потребности в самовыраже- | ||
которой могут при- | нии и самореализации, социальном призна- | ||
нять участие; | нии; | ||
• анализируют ин- | • реализация потребности в участии в об- | ||
формацию и опреде- | щественной жизни ближайшего социально- | ||
ляют причины суще- | го окружения, общественно полезной дея- | ||
ствования пробле- | тельности; | ||
мы; | • умение вести диалог на основе равно- | ||
• формулируют | правных отношений и взаимного уважения | ||
цель проекта; | и принятия; | ||
• определяют кон- | • умение конструктивно разрешать кон- | ||
кретные задачи, рас- | фликты; | ||
крывающие содер- | • формирование устойчивого познаватель- | ||
жание работы по | ного интереса и становление смыслообра- | ||
решению выбранной | зующей функции познавательного мотива. | ||
проблемы; | Регулятивные УУД: | ||
• определяют «ауди- | • целеполагание, включая постановку но- | ||
торию» проекта, т.е. | вых целей, преобразование практической | ||
ту группу, на кото- | задачи в познавательную; | ||
рую будет направ- | • умение самостоятельно анализировать | ||
лен проект; | условия достижения цели, на основе выде- | ||
• изучают ресурс- | ленного руководителем проекта ориенти- | ||
ные возможности по | ров действия в новом учебном материале; | ||
выполнению проек- | • планировать пути достижения целей; | ||
та. | • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать • выделять альтернативные способы дост • основы прогнозирования как предвиде | ||
Коммуникативные УУД: | |||
• учитывать разные мнения и стремиться | |||
к координации различных позиций в со- | |||
трудничестве; • формулировать собственное мнение и | |||
позицию, аргументировать и координиро- | |||
вать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в | |||
совместной деятельности; | |||
• устанавливать и сравнивать разные точ- | |||
ки зрения, прежде чем принимать решения | |||
и делать выбор; | |||
• задавать вопросы, необходимые для орга- | |||
низации собственной деятельности и со- | |||
трудничества с партнером; | |||
• использовать адекватные языковые сред- | |||
ства для отображения своих мыслей, моти- | |||
вов и потребностей; | |||
• устанавливать рабочие отношения | |||
в группе, эффективно сотрудничать. Познавательные УУД: | |||
• ставить проблему, аргументировать ее | |||
актуальность; • создавать и преобразовывать модели | |||
и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффектив- | |||
ных способов решения задач в зависимости | |||
от конкретных условий; | |||
• строить логическое рассуждение, вклю- | |||
чающее установление причинно- | |||
следственных связей. | |||
• определяют пере- | Личностные УУД: | ||
чень основных ме- | • уважение к личности и ее достоинству, | ||
роприятий по осу- | доброжелательное отношение к окружаю- | ||
ществлению цели и | щим; | ||
2. | задач проекта; | • умение вести диалог на основе равно- | |
• устанавливают | правных отношений и взаимного уважения | ||
время проведения | и принятия; | ||
как подготовитель- | • умение конструктивно разрешать кон- | ||
ных, так и основных | фликты; | ||
мероприятий проек- | • готовность к самообразованию и само- | ||
та; | воспитанию; |
• продумывают и | • способность решения моральных дилемм | |||||||
описывают основное | на основе позиций участников дилеммы; | |||||||
содержание каждой | • эмпатия как осознанное понимание и | |||||||
обязанности; | сопереживание чувствам других. | |||||||
• распределяют обя- | Регулятивные УУД: | |||||||
занности между чле- | • организовывать и планировать учебное | |||||||
нами команды; | сотрудничество с учителем и сверстниками; | |||||||
• определяют систе- | • уметь самостоятельно контролировать | |||||||
му оценки проекта | свое время и управлять им; | |||||||
и способа оформле- | • умение принимать решение в проблем- | |||||||
ния результатов; | ной ситуации на основе переговоров; | |||||||
• составляют список | • осуществлять констатирующий и пред- | |||||||
необходимых ресур- | восхищающий контроль по результату и | |||||||
сов и источников их | способу действия, актуальный контроль на | |||||||
получения; | уровне произвольного внимания; | |||||||
• работают с раз- | • адекватно самостоятельно оценивать | |||||||
личными источника- | правильность выполнения действия и вно- | |||||||
ми информации; | сить необходимые коррективы в исполне- | |||||||
• анализируют и | ние как в конце действия, так и по ходу его | |||||||
систематизируют | реализации; | |||||||
полученную инфор- | • основы саморегуляции в учебной и по- | |||||||
мацию по теме про- | знавательной деятельности; | |||||||
екта; | • основы саморегуляции эмоциональных | |||||||
• проводят меро- | состояний; | |||||||
приятия по реализа- | • умение прилагать волевые усилия и пре- | |||||||
ции проекта; | одолевать трудности и препятствия на пути | |||||||
• фиксируют полу- | достижения целей. | |||||||
ченные результаты; | Коммуникативные УУД: | |||||||
• обсуждают полу- | • учитывать разные мнения и стремиться | |||||||
ченные результаты с | к координации различных позиций в со- | |||||||
руководителем про- | трудничестве; | |||||||
екта и членами ко- | • аргументировать свою точку зрения, спо- | |||||||
манды; | рить и отстаивать свою позицию не враж- | |||||||
• оценивают и при | дебным для оппонентов образом; | |||||||
необходимости кор- | • задавать вопросы, необходимые для орга- | |||||||
ректируют промежу- | низации собственной деятельности и со- | |||||||
точные результаты; | трудничества с партнером; | |||||||
• оформляют резуль- | • брать на себя инициативу в организации | |||||||
таты в выбранной | совместного действия; | |||||||
форме (доклад, ста- | • осуществлять взаимный контроль и ока- | |||||||
тья, модель, фильм, | зывать в сотрудничестве необходимую | |||||||
спектакль и др.); | взаимопомощь; | |||||||
• адекватно использовать речевые средства | ||||||||
для решения различных коммуникативных | ||||||||
задач; владеть устной и письменной речью; | ||||||||
строить монологическое контекстное вы- | ||||||||
сказывание; | ||||||||
• осуществлять контроль, коррекцию, | ||||||||
оценку действий партнера, уметь убеждать; | ||||||||
• работать в группе: устанавливать рабочие | ||||||||
отношения, эффективно сотрудничать | ||||||||
и способствовать продуктивной кооперации; | ||||||||
• отображать в речи (описание, объясне- | ||||||||
ние) содержание совершаемых действий; | ||||||||
• в процессе коммуникации достаточно | ||||||||
точно, последовательно и полно передавать | ||||||||
партнеру необходимую информацию как | ||||||||
ориентир для построения действия; | ||||||||
• учитывать и координировать отличные | ||||||||
от собственной позиции мнения других лю- | ||||||||
дей в сотрудничестве; | ||||||||
• учитывать разные мнения и интересы | ||||||||
и обосновывать собственную позицию; | ||||||||
• продуктивно разрешать конфликты на | ||||||||
основе учета интересов и позиций всех | ||||||||
участников, поиска и оценки альтернатив- | ||||||||
ных способов разрешения конфликтов; | ||||||||
• вступать в диалог, а также участвовать | ||||||||
в коллективном обсуждении проблем; | ||||||||
• в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее • устраивать эффективные групповые об • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные | ||||||||
• объяснять явления, процессы, связи и | ||||||||
отношения, выявляемые в ходе выполнения | ||||||||
проекта; | ||||||||
• структурировать тексты, включая умение | ||||||||
выделять главное и второстепенное, глав- | ||||||||
ную идею текста, выстраивать последова- | ||||||||
тельность описываемых событий; | ||||||||
• самостоятельно проводить исследование | ||||||||
на основе применения методов наблюдения | ||||||||
и эксперимента; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. | ||||||||
• представляют ре- | Личностные УУД: | |||||||
зультаты проекта на | • уважение к личности и ее достоинству, до- | |||||||
общественных слу- | брожелательное отношение к окружающим; | |||||||
шаниях; | • потребность в самовыражении и само- | |||||||
• осмысливают и | реализации, социальном признании; | |||||||
учитывают оценку, | • готовность к самообразованию и само- | |||||||
полученную на об- | воспитанию; | |||||||
3. | щественной экспер- | • формирование адекватной позитивной | ||||||
тизе продукта; | самооценки и Я-концепции; | |||||||
• соотносят цели и | • умение строить жизненные планы с уче- | |||||||
результаты проекта; | том конкретных социально-исторических, | |||||||
• осознают личную | политических и экономических условий; | |||||||
значимость получен- | • готовность к выбору профильного обра- | |||||||
ного результата. | зования; | |||||||
Регулятивные УУД: | ||||||||
• адекватно самостоятельно оценивать | ||||||||
правильность выполнения действия и вно- | ||||||||
сить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной • адекватно использовать речевые средства | ||||||||
сказывание; | ||||||||
• вступать в диалог, а также участвовать | ||||||||
в коллективном обсуждении проблем, уча- | ||||||||
ствовать в дискуссии и аргументировать | ||||||||
свою позицию, владеть монологической | ||||||||
и диалогической формами речи в соответ- | ||||||||
ствии с грамматическими и синтаксически- | ||||||||
ми нормами родного языка; | ||||||||
• учитывать разные мнения и интересы | ||||||||
и обосновывать собственную позицию; | ||||||||
• понимать относительность мнений и под- | ||||||||
ходов к решению проблемы; | ||||||||
• эмпатия как осознанное понимание | ||||||||
и сопереживание чувствам других; | ||||||||
• следовать морально-этическим и психо- | ||||||||
логическим принципам общения и сотруд- | ||||||||
ничества на основе уважительного отноше- | ||||||||
ния к партнерам, внимания к личности | ||||||||
другого, адекватного межличностного вос- | ||||||||
приятия, готовности адекватно реагировать | ||||||||
на нужды других, в частности оказывать | ||||||||
помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных • основы рефлексивного чтения; • умение работать с метафорами — пони- | ||||||||
| мать переносный смысл выражений. |
Традиционное обучение | Проектное обучение | |
1. Целевая установка у учащихся. | Получить хорошую отметку. | Проявить свои способности, сделать важное дело. |
2.Организационные формы работы. | Индивидуальная. | Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы. |
3.Источники информации. | Как правило, один— два источника. | Различные источники из разных областей знания. |
4. Предметная область. | Один учебный предмет. | Как правило, содержание полипредметно. |
5. Характер работы по содержанию. | Реферирование. | Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования. |
6. Презентация или защита работы | Не обязательна. | Обязательна
|
Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.
Мы имеем дело с проектным обучением, если:
- учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
- учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;
- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;
- сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
- учитель выводит педагогический процесс в окружающий мир;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
- учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
- учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
- учитель организует экспертизу проектов;
- учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;
- ученики анализируют свою работу над проектом.
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- творческий проект — максимально свободный авторский под ход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
- ролевой проект — литературные, исторические и т.п. дело вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
- минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные — на 4-6 уроков;
- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Выделяют следующие типы проектов:
● проекты-сообщения или исследовательские проекты
● проекты-интервью
● проект-производство
● проекты - ролевые игры и драматические представления
Перечень возможных результатов проектной деятельности:
1. атлас;
2. бизнес-план;
3. web-сайт;
4. видеоклип;
5. видеофильм;
6. выставка;
7. газета;
8. журнал;
9. законопроект;
10. карта;
11. коллекция;
12. костюм;
13. макет;
14. модель;
15. музыкальное произведение;
16. мультимедийный продукт;
17. оформление кабинета;
18. пакет рекомендаций;
19. публикация;
20. путеводитель;
21. справочник;
22. статья;
23. сценарий;
24. учебное пособие;
25. чертеж;
26. экскурсия.
Критерии оценки проектной работы
1. Точность и конкретность целей и задач проекта.
0 - Цели и задачи не сформулированы.
1 - Цели и задачи сформулированы не полно или с ошибками.
2 - Цели и задачи сформулированы полностью и без ошибок.
2. Наличие обоснования актуальности (социальной значимости) проекта.
0 - В проектной документации нет описания актуальности работы.
1 - В проектной документации описание актуальности есть, но носит общий, размытый характер .
2 - В проектной документации есть точное и конкретное описание актуальности проекта.
3. Описание (оценка) ресурсов проекта (в т.ч. рациональное распределение обязанностей в проектной группе).
0 - В проектной документации нет оценки ресурсов.
1 - В проектной документации оценка ресурсов присутствует, но неполно или с ошибками.
2 - В проектной документации оценка ресурсов в полном объеме и без ошибок.
4. Описание критериев успешности проекта, соответствующих целям и задачам проекта.
0 - Критерии успешности проекта не описаны.
1 - Критерии успешности проекта указаны, но связь между ними и целями и задачами проекта не показана.
2 - Критерии успешности проекта указаны, показана связь между критериями успешности и целями и задачами проекта.
5. Последовательность и логичность этапов реализации проекта.
0 - В проектной документации нет описания этапов и сроков реализации проекта.
1 - В проектной документации описание этапов и сроков реализации проекта носит общий характер.
2 - В проектной документации есть точное и конкретное описание этапов и сроков реализации проекта.
6. Соответствие результатов проекта поставленным задачам.
0 - Планируемые результаты проекты не связаны с целями и задачами проекта.
1 - Планируемы результаты не полностью связаны с целями и задачами проекта.
2 - Связь планируемых результатов с целями и задачами проекта точная и конкретная.
7. Информационное обеспечение проекта (фото, видео, мультимедиа, справочный аппарат и т.д.).
0 - Нет в проектной документации.
1 - Есть, но не отражает содержание проекта, важные элементы продукта отсутствуют.
2 - Полностью отражает содержание проектной работы.
8. Наличие авторской оценки эффективности реализации проекта (в том числе перспектив развития проекта).
0 - В проектной документации отсутствует оценка успешности и эффективности проекта.
1 - В проектной документации есть оценка эффективности успешности проекта, но не соответствует заявленным критериям, не указаны перспективы развития проекта.
2 - В проектной документации есть точная и конкретная оценка эффективности успешности проекта, указаны перспективы развития проекта.
9. Степень (уровень) практической реализации проекта.
0 - В проектной документации отсутствует информация о практической реализации.
1 - Информация об уровне (степени) практической реализации носит общий характер.
2 - Информация об уровне (степени) практической реализации точная и конкретная.
10. Оценка экспертом сложности и актуальности проекта.
0 - Проект простой или является актуальным.
1 - Проект сложный, но не представляется актуальным или проект актуальный, но простой.
2 - Проект сложный и актуальный.
Заключение.
Зачем современному учащемуся необходимо владеть проектированием?
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. В конце ХХ века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоубизнесе, образовании и др. — позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. В чем феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение?
Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и все взаимосвязано. Деятельность современного человека может быть небезвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безвредность для человека и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.
Человек, принимающий решение, осмысливает ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые затрагиваются при принятии решения. Работа с проблемой всегда связана с процессом принятия решения. Для того чтобы принять ответственное решение, необходимо продумать именно те проблемы, которые затрагиваются этим решением.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Выводы.
Используя метод проектов в процессе обучения, я отметила рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая навыки работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, учащиеся применяют их на традиционных уроках. Кроме того, проектная деятельность открывает лидеров, умеющих организовывать работу в группе, способных доказать свою правоту, основываясь на найденных фактах. У учащихся повышается двигательная активность, возникает возможность общения, творчества, самовыражения, формирования характера.
14
Литература.
Даутова О.Б., Иваньшина Е.В, и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС// КАРО.-2013
Беседина Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании / Л. А. Беседина // Биология в школе. — 2010. — № 2. - С. 52-54.
Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. — № 5. — С. 35-38.
Власова С. С. Формирование проектного типа мышления при изучении экологии в школе / С. С. Власова // Педагогические науки. — 2011. — № 1. — С. 15.
Денисова А. А. Исследовательская деятельность в современной системе образования / А. А. Денисова // Биология в школе. - 2008. - № 1. - С. 39.
Леонтьева А. В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А. В. Леонтьева, Ю. О. Шевякова // Биология в школе. — 2009. — № 4. — С. 47.
Носова Е. В. Урок-исследование по теме «Пищевые добавки и здоровье человека» / Е. В. Носова // Биология в школе. — 2007. - № 1. - С. 30.
Обуховская А. С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А. С. Обуховская // Биология в школе. — 2004. — № 8. - С. 27.
Петрова О. Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникационной предметной среде / О. Г. Петрова // Биология в школе. — 2011. — № 6. — С. 35—40.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 2011.
Русских Г. А. Технология проектного обучения / Г. А. Русских // Биология в школе. — 2003. — № 3. — С. 21.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 1 (теория)
ФГОС второго поколения предполагает активное использование проектной деятельности школьников в учебном процессе. Презентация содержит теоретический материал по проектной технологии (...
Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)
Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Методика организации проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе
В статье описывается алгоритм проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС...
Методика организации проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе
В статье предлагается алгоритм проектной деятельности учителя биологии, работающего в условиях ФГОС...
Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)
Организация проектной деятельностишкольников на уроках технологиив условиях реализации ФГОС( из опыта работы)...
успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе
Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников на уроках матем...