Применение проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
статья по биологии

В данной статье автор приводит методы и приемы технологии проектной деятельности, которые можно применять и на уроке, и во внеурочной работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность на уроках по биологии и во внеурочное время.

        

        ФГОС нацелены на повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий: формирование компетенций в предметных областях, учебно- исследовательской и проектной деятельности; формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах.

Актуальность технологии проектной деятельности особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Проектная деятельность позволяет учащимся реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выдвигать гипотезы, ставить цели, определять задачи своей деятельности, способы решения проблемных ситуаций. Она учит детей думать, работать в коллективе, выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Проектная деятельность способствует профессиональной ориентации, повышает интерес к изучаемому предмету.

Технологию проектной деятельности можно реализовать через следующие методы обучения:

  1. Метод «мозгового штурма»
  2.  Метод погружения.
  3.  Метод сбора и обработки информации.
  4.  Анализ литературы.
  5.  Социальный опрос.
  6.  Исследовательские методы.
  7.  Поисковый эксперимент.
  8.  Проблемный метод.
  9.  Метод новых вариантов.
  10.  Метод абсурда.
  11.  Метод Дельфи.
  12.  Метод 6-6.
  13.  Метод «черного ящика».

Проектной деятельностью можно заниматься не только во внеурочное время, но и на уроке. При этом учащиеся создают мини-проекты. Это «сжатые» по времени исполнения, как правило групповые, информационные или исследовательские проекты, которые организует педагог в течение одного или двух уроков (лучше сдвоенных) в следующей последовательности: 

  1. Постановка проблемной ситуации или проблемного вопроса. 
  2. Определение  цели и задач, планирование действий, распределение функционала между собой. 
  3.  Изучение информации или проведение небольшого опыта для решения проблемного вопроса или проблемной ситуации.
  4. Организация публичной презентации результатов работы групп. 
  5. Организация публичного обсуждения представленных результатов и их коллективной рефлексии. 
  6. Рекомендации педагога по учету типичных ошибок и совершенствованию в будущем алгоритма выполнения задач (заданий). 

Для проектных задач тематика проблемных заданий может быть нацелена на решение следующих практико-ориентированных вопросов: 

 какое средство поможет в решении проблемы… (опишите, объясните); 

 каким должно быть средство для решения проблемы… (опишите, смоделируйте);

 как сделать средство для решения проблемы … (дайте инструкцию); 

 как выглядело… (опишите, реконструируйте); 

 как будет выглядеть… (опишите, спрогнозируйте). 

Использование в рамках урочного времени различных видов проектных задач чрезвычайно важно для повышения мотивации учащихся к обучению. Учитель на таких уроках выполняет роль ментора. Он оказывает детям информационно-методическую поддержку, при необходимости направляет мысли и действия обучающихся в сторону решения проблемных ситуаций или проблемного вопроса.

        Так, на уроке в 8 классе по теме «Многообразие насекомых» каждой группе учащихся было предложено на основе раздаточного материала и информационной справки выяснить особенности внешнего строения, ротового аппарата, типа развития одного из отрядов насекомых. Результат надо было представить в виде таблицы и поделиться с остальными группами. Практически все группы справились со своим заданием без помощи учителя. Как решить экологическую проблему? Такие задания получили группы из учащихся 11 класса на уроке по теме «Экологические проблемы и пути их решения».  При сообщении результатов работы каждая группа предлагала свои способы решения экологической проблемы. Подобные занятия стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают их способность к самообучению, самообразованию, повышают интерес к изучаемой науке.

   Во внеурочной деятельности технология проектного обучения применяется для участия в различных конкурсах, биологических, экологических турнирах. Если это турнир, то темы проектов заранее известны, как и проблемный вопрос или ситуация. Создается команда из 6 человек, которые должны будут поработать над 3 проектами. Как правило, команда делится на 3 группы, и каждая начинает прорабатывать свою тему. Все одноклассники могут помочь команде. В этом случае очень эффективен метод «Мозгового штурма». В случае турнира команде нужно быть готовой защитить свой проект, ответить на вопросы оппонентов. Так же члены команды должны будут задать вопросы командам-соперницам и дать рецензию на их выступление. Все это предполагает хорошее знание материала по всем трем темам турнира, а так же большую подготовку  всей команды к защите проектов, рецензии. В ходе проектной деятельности у учащихся формируются познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.

При подготовке сообщения были использованы следующие источники литературы:

  1. https://педпроект.рф/edu-04-2023-pb-120923/
  2.  https://school.kontur.ru/publications/2447
  3. https://nikiforova-ozgsch12.edumsko.ru/articles/post/3080865

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...

Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Презентация на тему  "Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности"...

Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

   Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

План по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает условия, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобрет...