Интеллектуальная игра "Мир человека"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Игра "Мир человека" может быть использована как контрольный урок по анатомии в 8-х классах, также во внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_cheloveka.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная экологическая игра «Мир человека»

Оборудование:

Стол и стул для жюри;

Столы и стулья для игроков команды;

Стулья для болельщиков;

Музыкальное оформление;

Песочные часы на одну минуту;

Гонг;

Табло для счета баллов; (2 штуки);

Микроскопы (2)

Наборы постоянных микропрепаратов к конкурсу «Лаборатория», задания к конкурсам «Скорая помощь», «Загадочные схемы»;

Задания к конкурсу «Биологические задачки».

Оформление игры:  

Эмблема игры

Название игры

Плакаты с тематическими иллюстрациями

Ход игры:

В игре встречаются две команды. Лидер определяется по сумме всех конкурсов. Оценка заданий осуществляется с помощью баллов.

Приветствие командам. Представление членов жюри. Знакомство команд.

1. «Лаборатория».

Командам предлагаются постоянные микропрепараты животных тканей. Нужно составить ответ по схеме.

определить тип ткани;

охарактеризовать по пунктам:

- наличие межклеточного вещества;

- насколько клетки плотно прилегают друг к другу или разрозненны;

- функции.

За верный ответ  1 балл. Время на выполнение 1-2 минуты. Максим. 2 балла.  

1 микропрепарат  «Большая берцовая кость человека»

- разновидность соединительной ткани - костная ткань,

- межклеточное вещество сильно развито, твёрдое,

- клетки разрозненны,

- функции -  опорная, механическая.

 

2 микропрепарат «Кровь человека»

- разновидность соединительной ткани – кровь,

- межклеточное вещество сильно развито, жидкое,

- клетки разрозненны,

- функции – транспортная, питательная, защитная.

2. «Биологические задачки».

На столе разложены цветные листочки, каждый обозначает номер задачки. Время на обдумывание 1 мин. За верный ответ 2 балла. Максим. кол-во баллов 6.

 

Оказывается кости человека не гладкие и ровные. Так у людей, выполняющих большую физическую работу, кости имеют утолщения, бугры и другие особенности строения. Как вы можете это объяснить?

Ответ: Утолщения образуются в местах наибольшей  нагрузки на кости. Благодаря им повышается прочность косней, а также увеличивается площадь, на которую приходится давление. Расположение костных пластинок противодействует силам сжатия и растяжения.

По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобина ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?

Ответ: При недостатке гемоглобина резко повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, при которой организм испытывает недостаток энергии и как следствие появляется утомляемость, возможна потеря сознания.

Артерии в человеческом организме расположены глубже, чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?

Ответ: Более глубокое расположение артерий имеет большое биологическое значение, так как в артериях кровь находится под большим давлением и повреждение их гораздо опаснее, чем повреждение вен. В процессе эволюции имели преимущества организмы с более глубоким залеганием артерий.

Однажды в больницу был доставлен человек, Его грудная клетка была пробита с двух сторон. Лёгкие при этом остались невредимыми. Тем не менее, через некоторое время больной умер от удушья. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Человек умер от нарушения герметичности грудной (плевральной) полости (пневмоторакс). Герметичность необходима для осуществления дыхательных движений. Во время вдоха грудная клетка расширяется, давление в полости снижается, в это время лёгкие заполняются воздухом. Во время выдоха, грудная клетка сжимается, давление в полости становится выше, чем в атмосферном воздухе, воздух стремится из лёгких наружу.

5. У людей привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

Ответ: При растянутом и переполненном желудке создаётся лишнее давление через диафрагму на сердце, затрудняются движения грудной клетки, ухудшается работа лёгких. При слабых мышцах желудка пища хуже перемешивается с соками, медленнее передвигается в желудке.

6. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всём мире учёные думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить?

Ответ: Замена шумного транспорта на бесшумный, увеличение количества зелёных насаждений в городах, применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов, создание новых бесшумовых машин, соблюдение в общественных местах тишины.

3. «Скорая помощь».

Из предложенных лекарственных средств нужно выбрать те, которые должны быть в аптечке для оказания простейшей первой помощи в однодневном походе и назвать когда они применяются. За верный ответ 0,5 балла. Время 1-2 мин. Максим. 7,5 баллов.

Бинты стерильные (перевяз.)

Крем для загара

Бинт эластичный

(перевяз.)

Жгут (перевяз.)

Термометр медицинский

Пластырь в рулоне

(перевяз.)

Перекись водорода (антисептич.)

Йод (антисептич.)

Калия перманганат

(антисептич.)

Альбуцид(глазные капли)

(противобактериальное)

Гигиеническая помада

Валидол (сердечно-сосудистые)

Аммиак (при обмороке)

Анальгин (болеутоляющее и жаропонижающее)

Цитрамон

(болеутоляющее и жаропонижающее)

Ламизил (противогрибковый препарат)

Но-шпа (спазмолитик)

Уголь активированный

(при болезнях желудка)

Ножницы (инструмент)

Поливитамины

Тонометр с фонендоскопом

«Загадочные схемы».

Командам предлагаются схемы физиологических процессов человеческого организма. Нужно рассказать о процессе, изображённом на схеме. Верный ответ 1 балл. Время 2 мин. Максим. 1 балл.

1 схема:  Газообмен в тканях.

Ответ: В тканях кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом. Концентрация кислорода в артериальной крови, которая поступает из лёгких, больше, чем в тканевой жидкости. Поэтому благодаря разнице концентраций углекислого газа и кислорода, путём диффузии, кислород поступает в ткань, а из неё в кровь поступает углекислый газ, который затем по венозным сосудам переносится в лёгкие.

        

2 схема: Дыхательные движения.

Ответ: Благодаря дыхательным движениям осуществляется вдох и выдох. Дыхательные движения осуществляются при помощи межрёберных мышц и диафрагмы.

При вдохе межрёберные мышцы сокращаются, рёбра приподнимаются, диафрагма опускается. Лёгкие расширяются, давление в них становится ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие.

При выдохе межрёберные мышцы расслабляются, диафрагма приподнимается, становится выпуклой, объём грудной полости уменьшается, лёгкие сжимаются.

5. «Быстрый ответ».

Команды должны дать как можно больше верных ответов на вопросы за 1 минуту. За верный ответ 1 балл. Время на обдумывание не даётся. Максим. кол-во баллов 20.

Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья? (гигиена)

Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу, не имеет межклеточного вещества и выполняет чаще защитную функцию? (эпителиальная)

Рефлекс, приобретённые в результате жизненного опыта? (условный)

Орган человека, способный воспринимать и обрабатывать информацию? (мозг)

Самые маленькие косточки человеческого организма? (молоточек, наковальня, стремечко)

Процесс поглощения и переваривания чужеродных веществ? (фагоцитоз)

Мельчайшие кровеносные сосуды? (капилляры)

Жирорастворимый витамин, влияющий на зрение? (вит А)

Заболевание, при котором нарушается целостность сосудов мозга? (инсульт)

Привычное положение тела человека в покое и при движении? (осанка)

Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть? (жевательные)

Нижние конечности? (ноги)

Железы, выделяющие свои секреты наружу? (внутренней секреции)

Оболочка животной клетки? (клеточная мембрана)

Мышцы, образующие стенки сосудов, медленно сокращаются и могут долго находиться в таком состоянии? (гладкие)

Травма, при которой повреждаются связки, соединяющие кости в суставах? (растяжение)

Лёгочные пузырьки по-другому? (альвеолы)

Орган ротовой полости, выполняющий роль перемешивания, передвижения пищи? (язык)

Отдел позвоночника, состоящий из 12 позвонков? (грудной)

Состояние зрения, при котором предметы лучше видны на удалении? (дальнозоркость)


Наука о жизненных функциях организма и его органов? (физиология)

Клетки, какой ткани способны воспринимать раздражения и приходить в состояние возбуждения? (нервной)

Биологически активные вещества? (гормоны)

Органы чувств по-другому? (анализаторы)

Самая крупная кость человека? (бедренная)

Культура ослабленных микробов? (вакцина)

Место выхода зрительного нерва? (слепое пятно)

Структурно-функциональная единица почки? (нефрон)

Недостаток какого витамина вызывает цингу? (вит С)

Наружный слой кожи? (эпидермис)

Ритмичные колебания стенок сосудов? (пульс)

Широкое массовое распространение какой-либо инфекционной болезни? (эпидемия)

Активная часть опорно-двигательного аппарата? (мышцы)

Заболевание зубов, возникающее при повреждении эмали? (кариес)

Дыхательное движение, при котором грудная полость расширяется? (вдох)

Красные кровяные клетки? (эритроциты)

Отдел позвоночника, состоящий из 7 позвонков? (шейный)

Неподвижное соединение костей? (шов)

Мышечная ткань, образующая скелетные мышцы? (поперечно-полосатая)

Часть тела, имеющая определённое строение и выполняющая определённые функции? (орган)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Интеллектуальная игра "Организм человека"

Данная  методическая разработка рекомендуется для учащихся 8-11 классов. Это внеклассное мероприятие по курсу биологии "Человек и его здоровье"...

«Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Родительское  собрание  в  6   классе« Роль чтения  в  развитии  интеллектуальных  и  личностных качеств  человека»...

Сценарий родительского собрания на тему «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Цель: формирование культуры досуга родителей и учащихся. Задачи:-создать условия для сплочения детско-родительского сообщества;-Повысить интерес к чтению литературы. Форма проведения: ...

Интеллектуальная игра "Конституция и права человека"

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11 слассов....

Открытый урок на тему "Чтение - интеллектуальное развитие человека"

Тема.«Чтение - интеллектуальное развитие человека» Собирать книги не трудно,Трудно уметь просматриватькниги. Просматривать книгине трудно, трудно уметьчитать.  Читать книгине трудно, трудно ...