Интеллектуальная игра "Мир человека"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Игра "Мир человека" может быть использована как контрольный урок по анатомии в 8-х классах, также во внеклассных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_cheloveka.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная экологическая игра «Мир человека»
Оборудование:
Стол и стул для жюри;
Столы и стулья для игроков команды;
Стулья для болельщиков;
Музыкальное оформление;
Песочные часы на одну минуту;
Гонг;
Табло для счета баллов; (2 штуки);
Микроскопы (2)
Наборы постоянных микропрепаратов к конкурсу «Лаборатория», задания к конкурсам «Скорая помощь», «Загадочные схемы»;
Задания к конкурсу «Биологические задачки».
Оформление игры:
Эмблема игры
Название игры
Плакаты с тематическими иллюстрациями
Ход игры:
В игре встречаются две команды. Лидер определяется по сумме всех конкурсов. Оценка заданий осуществляется с помощью баллов.
Приветствие командам. Представление членов жюри. Знакомство команд.
1. «Лаборатория».
Командам предлагаются постоянные микропрепараты животных тканей. Нужно составить ответ по схеме.
определить тип ткани;
охарактеризовать по пунктам:
- наличие межклеточного вещества;
- насколько клетки плотно прилегают друг к другу или разрозненны;
- функции.
За верный ответ 1 балл. Время на выполнение 1-2 минуты. Максим. 2 балла.
1 микропрепарат «Большая берцовая кость человека»
- разновидность соединительной ткани - костная ткань,
- межклеточное вещество сильно развито, твёрдое,
- клетки разрозненны,
- функции - опорная, механическая.
2 микропрепарат «Кровь человека»
- разновидность соединительной ткани – кровь,
- межклеточное вещество сильно развито, жидкое,
- клетки разрозненны,
- функции – транспортная, питательная, защитная.
2. «Биологические задачки».
На столе разложены цветные листочки, каждый обозначает номер задачки. Время на обдумывание 1 мин. За верный ответ 2 балла. Максим. кол-во баллов 6.
Оказывается кости человека не гладкие и ровные. Так у людей, выполняющих большую физическую работу, кости имеют утолщения, бугры и другие особенности строения. Как вы можете это объяснить?
Ответ: Утолщения образуются в местах наибольшей нагрузки на кости. Благодаря им повышается прочность косней, а также увеличивается площадь, на которую приходится давление. Расположение костных пластинок противодействует силам сжатия и растяжения.
По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобина ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?
Ответ: При недостатке гемоглобина резко повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, при которой организм испытывает недостаток энергии и как следствие появляется утомляемость, возможна потеря сознания.
Артерии в человеческом организме расположены глубже, чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?
Ответ: Более глубокое расположение артерий имеет большое биологическое значение, так как в артериях кровь находится под большим давлением и повреждение их гораздо опаснее, чем повреждение вен. В процессе эволюции имели преимущества организмы с более глубоким залеганием артерий.
Однажды в больницу был доставлен человек, Его грудная клетка была пробита с двух сторон. Лёгкие при этом остались невредимыми. Тем не менее, через некоторое время больной умер от удушья. Дайте объяснение этому явлению.
Ответ: Человек умер от нарушения герметичности грудной (плевральной) полости (пневмоторакс). Герметичность необходима для осуществления дыхательных движений. Во время вдоха грудная клетка расширяется, давление в полости снижается, в это время лёгкие заполняются воздухом. Во время выдоха, грудная клетка сжимается, давление в полости становится выше, чем в атмосферном воздухе, воздух стремится из лёгких наружу.
5. У людей привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?
Ответ: При растянутом и переполненном желудке создаётся лишнее давление через диафрагму на сердце, затрудняются движения грудной клетки, ухудшается работа лёгких. При слабых мышцах желудка пища хуже перемешивается с соками, медленнее передвигается в желудке.
6. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всём мире учёные думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить?
Ответ: Замена шумного транспорта на бесшумный, увеличение количества зелёных насаждений в городах, применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов, создание новых бесшумовых машин, соблюдение в общественных местах тишины.
3. «Скорая помощь».
Из предложенных лекарственных средств нужно выбрать те, которые должны быть в аптечке для оказания простейшей первой помощи в однодневном походе и назвать когда они применяются. За верный ответ 0,5 балла. Время 1-2 мин. Максим. 7,5 баллов.
Бинты стерильные (перевяз.) | Крем для загара | Бинт эластичный (перевяз.) |
Жгут (перевяз.) | Термометр медицинский | Пластырь в рулоне (перевяз.) |
Перекись водорода (антисептич.) | Йод (антисептич.) | Калия перманганат (антисептич.) |
Альбуцид(глазные капли) (противобактериальное) | Гигиеническая помада | Валидол (сердечно-сосудистые) |
Аммиак (при обмороке) | Анальгин (болеутоляющее и жаропонижающее) | Цитрамон (болеутоляющее и жаропонижающее) |
Ламизил (противогрибковый препарат) | Но-шпа (спазмолитик) | Уголь активированный (при болезнях желудка) |
Ножницы (инструмент) | Поливитамины | Тонометр с фонендоскопом |
«Загадочные схемы».
Командам предлагаются схемы физиологических процессов человеческого организма. Нужно рассказать о процессе, изображённом на схеме. Верный ответ 1 балл. Время 2 мин. Максим. 1 балл.
1 схема: Газообмен в тканях.
Ответ: В тканях кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом. Концентрация кислорода в артериальной крови, которая поступает из лёгких, больше, чем в тканевой жидкости. Поэтому благодаря разнице концентраций углекислого газа и кислорода, путём диффузии, кислород поступает в ткань, а из неё в кровь поступает углекислый газ, который затем по венозным сосудам переносится в лёгкие.
2 схема: Дыхательные движения.
Ответ: Благодаря дыхательным движениям осуществляется вдох и выдох. Дыхательные движения осуществляются при помощи межрёберных мышц и диафрагмы.
При вдохе межрёберные мышцы сокращаются, рёбра приподнимаются, диафрагма опускается. Лёгкие расширяются, давление в них становится ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие.
При выдохе межрёберные мышцы расслабляются, диафрагма приподнимается, становится выпуклой, объём грудной полости уменьшается, лёгкие сжимаются.
5. «Быстрый ответ».
Команды должны дать как можно больше верных ответов на вопросы за 1 минуту. За верный ответ 1 балл. Время на обдумывание не даётся. Максим. кол-во баллов 20.
Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья? (гигиена)
Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу, не имеет межклеточного вещества и выполняет чаще защитную функцию? (эпителиальная)
Рефлекс, приобретённые в результате жизненного опыта? (условный)
Орган человека, способный воспринимать и обрабатывать информацию? (мозг)
Самые маленькие косточки человеческого организма? (молоточек, наковальня, стремечко)
Процесс поглощения и переваривания чужеродных веществ? (фагоцитоз)
Мельчайшие кровеносные сосуды? (капилляры)
Жирорастворимый витамин, влияющий на зрение? (вит А)
Заболевание, при котором нарушается целостность сосудов мозга? (инсульт)
Привычное положение тела человека в покое и при движении? (осанка)
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть? (жевательные)
Нижние конечности? (ноги)
Железы, выделяющие свои секреты наружу? (внутренней секреции)
Оболочка животной клетки? (клеточная мембрана)
Мышцы, образующие стенки сосудов, медленно сокращаются и могут долго находиться в таком состоянии? (гладкие)
Травма, при которой повреждаются связки, соединяющие кости в суставах? (растяжение)
Лёгочные пузырьки по-другому? (альвеолы)
Орган ротовой полости, выполняющий роль перемешивания, передвижения пищи? (язык)
Отдел позвоночника, состоящий из 12 позвонков? (грудной)
Состояние зрения, при котором предметы лучше видны на удалении? (дальнозоркость)
Наука о жизненных функциях организма и его органов? (физиология)
Клетки, какой ткани способны воспринимать раздражения и приходить в состояние возбуждения? (нервной)
Биологически активные вещества? (гормоны)
Органы чувств по-другому? (анализаторы)
Самая крупная кость человека? (бедренная)
Культура ослабленных микробов? (вакцина)
Место выхода зрительного нерва? (слепое пятно)
Структурно-функциональная единица почки? (нефрон)
Недостаток какого витамина вызывает цингу? (вит С)
Наружный слой кожи? (эпидермис)
Ритмичные колебания стенок сосудов? (пульс)
Широкое массовое распространение какой-либо инфекционной болезни? (эпидемия)
Активная часть опорно-двигательного аппарата? (мышцы)
Заболевание зубов, возникающее при повреждении эмали? (кариес)
Дыхательное движение, при котором грудная полость расширяется? (вдох)
Красные кровяные клетки? (эритроциты)
Отдел позвоночника, состоящий из 7 позвонков? (шейный)
Неподвижное соединение костей? (шов)
Мышечная ткань, образующая скелетные мышцы? (поперечно-полосатая)
Часть тела, имеющая определённое строение и выполняющая определённые функции? (орган)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.
Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....
Интеллектуальная игра "Организм человека"
Данная методическая разработка рекомендуется для учащихся 8-11 классов. Это внеклассное мероприятие по курсу биологии "Человек и его здоровье"...
«Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
Родительское собрание в 6 классе« Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»...
Сценарий родительского собрания на тему «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
Цель: формирование культуры досуга родителей и учащихся. Задачи:-создать условия для сплочения детско-родительского сообщества;-Повысить интерес к чтению литературы. Форма проведения: ...
Интеллектуальная игра "Конституция и права человека"
Интеллектуальная игра для учащихся 9-11 слассов....
Открытый урок на тему "Чтение - интеллектуальное развитие человека"
Тема.«Чтение - интеллектуальное развитие человека» Собирать книги не трудно,Трудно уметь просматриватькниги. Просматривать книгине трудно, трудно уметьчитать. Читать книгине трудно, трудно ...