Интеллектуальная экологическая игра "Растительный рай"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Интеллектуальная экологическая игра "Растительный рай "может использоваться на уроках биологии и экологии в 6 классах общеобразовательной школы, а также педагогами дополнительного образования эколого-биологического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_ray.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра «Растительный рай»

Цель: Формирование и активизация экологического мышления  у   обучающихся.

Оборудование:

стол и стул для жюри;

столы и стулья для игроков команды;

стулья для болельщиков;

музыкальное сопровождение;

песочные часы на одну минуту;

гонг;

табло для счета баллов; (2 штуки);

наборы смысловых изречений; цветные листочки; наборы гербариев; схемы соцветий;

задания к конкурсу «Биологические задачки».

Оформление игры:  

Эмблема игры

Название игры

Плакаты с тематическими иллюстрациями

Ход игры:

В игре встречаются две команды. Лидер определяется по сумме всех конкурсов. Оценка заданий осуществляется с помощью баллов.

Приветствие командам. Представление членов жюри. Знакомство команд.

1. «Разминка».

 Команды получают набор смысловых изречений, из которых  нужно составить народную примету. Ответ озвучивают вслух. За верный ответ  1 балл. Время на выполнение 1 минута. Максим. 6 баллов.  

Кошка на печку – стужа во двор.                              

Быстрая оттепель – долгий мороз.

Доброе семя – добрый всход.

Ранняя гроза – дождливое лето.

Грач прилетел  – через месяц снег сойдёт.

Цветы пахнут сильнее – дождь близок.

Много одёжки на луковицах – быть зиме холодной.

Чем глубже семя схорониться, тем лучше уродиться.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

Синица к избе - зима на двор.

Поздний грибок - поздний снежок.

Глубже снег - будет хлеб

2. «Биологические задачки».

        На столе разложены цветные листочки, каждый обозначает номер задачки. Время на обдумывание 1 мин. За верный ответ 2 балла.

Одна германская агротехническая фирма разработала аппарат для полива растений газированной водой. Гражданам, далеким от сельского хозяйства, это показалось излишеством, а вот у фермеров аппарат пользуется большой популярностью. Предложите свою гипотезу, объясняющую спрос фермеров на такой поливочный аппарат.

Ответ: Газированная вода увеличивает аэрацию околокорневой зоны почвы. При этом увеличивается пространство между комочками почвы. Часть воды дольше удерживается на глубине, так как воздух препятствует подъему воды на поверхность. Растениям требуется более редкий полив, а за счет воздушного питания корней происходит увеличение урожая.

2. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в дождливое лето – на некотором расстоянии от них. Дайте объяснение этому явлению?

Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их всегда много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева -  у самого ствола, поэтому и жмется гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом, поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

3. Почему крупные и яркие цветки имеют в основном травы и кустарники, а мелкие и невзрачные - деревья?

Ответ: Большинство деревьев ветроопыляемые, а травы и кустарники - насекомоопыляемые.

4.  У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества передвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у них происходит обмен веществ?

Ответ: водоросли низшие растения, не имеющие ни корней, ни стеблей, ни листьев. Они находятся в воде, питательные вещества поглощаются всей поверхностью растения, фотосинтез идёт в каждой клетке.

5. В сельскохозяйственной практике производят окучивание растений, однако многие растения в этом не нуждаются. Объясните целесообразность или нецелесообразность подобного агротехнического приёма.

Ответ: Окучивание проводят для образования придаточных корней, что ведёт к лучшему укреплению растений в почве и усилению минерального питания. В окучивании нуждаются травянистые растения. Не окучивают деревья и кустарники, которые имеют развитую корневую систему.

6. Листья у многих растений-хищников крупные, привлекательные и имеют причудливые формы. Цветки же мелкие и невзрачные. Неопытные ботаники часто именно листья принимают за цветки. Чем объяснить данную особенность внешнего строения листьев у растений-хищников?

Ответ: Именно листья выполняют роль привлечения насекомых - жертв.

3. «Растения Кузбасса».

        Командам раздаются наборы гербариев из 6 растений, которые пронумерованы. Нужно определить растения и назвать их значение в природе и для человека. Ответ записать в таблицу. На обсуждение 2 минуты. За верный ответ 1 балл. Макс. 6 баллов.

Название растения                            

Значение      

Название растения

Значение

1.

Пастушья сумка

Лекарственное

1.

Земляника лесная

Лекарственное

Косметология

Пищевое

2.

Папоротник

Лекарственное

Пищевое

Декоративное, объекты изучения древней растительности

2.

Хвощ болотный

Лекарственное, раньше использовался в качестве чистящего средства

3.

Мох Сфагнум

Торф, образование болот, накопители влаги

3.

Лишайник исландский

Пища для животных, индикаторы состояния воздуха

4.

Клевер луговой

Источник азота, косметология, пища для животных

4.

Жёлтая акация

Озеленение

5.

Василёк синий

Декоративное, лекарственное, косметология

5.

Горошек мышиный

Пища для животных

6.

Голубика

Пищевое, лекарственное, косметология

6.

Клюква

Пищевое, косметология, лекарственное

4. «Цветочная геометрия».

        Командам даются по 7 схематически изображённых соцветий и названия растений. Нужно для каждого растения подобрать соответствующее соцветие. Время на выполнение 1 минута. Верный ответ 1 балл. Максим. 7 баллов.

5. «Гонка за лидером».

        Команды отвечают на вопросы. За верный ответ 1 балл.

Какие видоизменения возникли у гороха, обеспечивающие подъем вверх по опоре? (усики)

Видоизменённый побег у лука? (луковица)

Наука о мхах? (бриология)

Наука о лекарственных растениях? (фармакология)

Зерновая культура, дающая манную крупу? (пшеница)

Зерновая культура, дающая муку для выпечки тёмных сортов хлеба? (рожь)

Что изучает дендрология? (деревья)

Что изучает микология? (грибы)

Видоизмененный лист барбариса, защищающий  растение от поедания? (колючка)

Пластиды, не имеющие окраски? (лейкопласты)

Памятник природы Кузбасса с преобладанием липы?  (Липовый остров)

Преобладающее хвойное растение черневой тайги Кузбасса? (пихта)

Какая ягода растет в пустыне, где даже травы нет? (арбуз)

Какой овощ назвали земляным яблоком? (картофель)

Растения какого семейства, способны вступать в симбиоз с азотфиксирующими бактериями? (бобовые или мотыльковые)

Растения, не образующие семян? (споровые)

Слой клеток, обеспечивающих рост стебля в толщину? (камбий)

Газ, которым дышат растения? (кислород)

Вещества растительного происхождения, убивающие микробов? (фитонциды)

Органы растений, участвующие в половом размножении? (репродуктивные или генеративные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра экологического содержания "Большая охота".

Тематика  игры - животные и птицы. Участие в игре требует опреде­ленной подготовки детей. Ответы на вопросы третьего, четвертого геймов дети смогут найти в соответствующем томе Детской энцик­лопе...

Интеллектуальная экологическая игра "В мире беспозвоночных"

Интеллектуальная игра "В мире беспозвоночных" может быть использована в 7 классах при изучении биологии, а также во внеклассной деятельности....

"Пути совершенствования экологического образования детей с интеллектуальными нарушениями в учебной деятельности."

Матариал для работыс детьми  по экологическому направлению. Выступление с обобщением опыта работы на районном методичеком объединении воспитателей....

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Интеллектуальная экологическая игра активизирует познавательную активность воспитанников в области экологии и охраны природы, привлекает внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, восп...

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы" по экологии может быть использована на уроках и внеклассных мероприятиях....

Интеллектуально-экологическая игра "Думай по-зеленому"

Экологическая игра "Думай по-зеленому". Сценарий  для проведения внеклассного мероприятия по экологии. Включает экологические сведения и соревновние двух команд....