урок биологии
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Тема:  «Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_kozha.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

«Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья №27, VIII вида»

Урок

«Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении»

9 класс

Учитель биологии

Сарычева О.А.

Кемерово 2010

Урок

«Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении»

Цель: Дать понятие о роли кожи как органа теплорегуляции.

Задачи: 1. Сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.

              2. Учить оказывать первую помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

              3. Коррекция речи, памяти, мышления.

Оборудование:

Табл. «Кожа»

Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства.

Словарная работа:

Теплорегуляция, ожог, обморожение.

Структура и основное содержание урока.

Оргмомент.

Повторение изученного материала.

Беседа по вопросам. Работа у доски по таблице «Кожа».

Каково значение кожи?

Из каких слоёв состоит кожа?

Какое строение имеет наружный слой кожи?

Какое строение имеет внутренний слой кожи?

Расскажите о подкожной жировой клетчатке.

Работа по индивидуальным карточкам.

Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы  будем говорить о роли кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Презентация «Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении ».

Слайд 1. Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Работа с оглавлением учебника.

Задание. Откройте «Содержание». Какую страницу надо открыть, чтобы прочитать статью «Рол кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении».

Изучение нового материала

Актуализация знаний

В середине XVII в. в богатых итальянских городах любили устраивать пышные праздники. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 г. в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение  «Золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался.

      Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провёл в холодном замке. Он сильно мёрз: золотая краска, покрывавшая тело, вызвало резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась. Мальчик заболел и вскоре умер.

 Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма.

Рассказ учителя

Кожа – орган теплорегуляции.

Чтение текста « Кожа – орган теплорегуляции» в учебнике.

Тест для учащихся.

  Задание: Выберите правильный ответ.

1. Температура тела у человека:

             а) постоянная;

             б) она зависит от температуры окружающей среды.

2. При повышении температуры воздуха  сосуды:

             а) не изменяются;

             б) расширяются;

             в) сужаются.

 3. Что происходит с кровеносными сосудами в холодную погоду:

             а) не изменяются;

             б) расширяются;

             в) сужаются.

  4. Где расположены потовые  железы?

           а) в  подкожной жировой клетчатке,

           б) во внутреннем слое коже?

5. В сильную жару, при физической работе:

             а) увеличивается отделение пота;

             б) не изменяется;

             в) при испарении пота кожа и всё тело охлаждаются.

6. Регуляция температуры тела достигается:

             а)  сужением и расширением кровеносных сосудов кожи;

             б) потоотделением;

        в) контролируется нервной системой.

Рассказ учителя.

Слайд 2. Тепловой удар.

    Рассматривание рисунка  в учебнике «Первая помощь при солнечном ударе».

Слайд 3. Солнечный ожог.

Самостоятельная работа с текстом учебника, статьи «Первая помощь при тепловом и солнечных ударах»,  «Оказание первой помощи при ожогах»,  «Оказание первой помощи при обморожении» .

Учащиеся разбиваются на 3 группы.

Задание: Прочитав текст учебника, рассказать о последовательности оказания первой помощи.

1 группа - Укажите порядок оказания первой помощи при тепловом и солнечном  ударах.

2 группа - Укажите порядок оказания первой помощи при ожогах.

3 группа - Укажите порядок оказания первой помощи при обморожении.

Физминутка

На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.

Рассказ ученика.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах:

Больного переносят в прохладное место.

Освобождают от стягивающей одежды.

Голову приподнимают.

Кладут на лоб и  сердце холодные компрессы.

Дают прохладное питьё.

Вызывают врача.

Если необходимо, сделать искусственное дыхание или массаж сердца.

  Беседа: Ребята, некоторые из вас ходили в туристический поход в Кузнецкое Алатау. Что вы  делали, чтобы  не допустить перегревания в летнее время?

 Слайд 4. Профилактические средства.

Задание.

Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства).

Слайд 13. Первая помощь при тепловом ударе.

Рассказ учителя «Оказание первой помощи при  ожогах».

Слайд 5. Ожоги.

Слайд 6-7-8-9. Термические ожоги.

Слайд 10. Классификация ожогов.

На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.

Рассказ ученика.

Оказание первой помощи при  ожогах.

Обожжённый участок  кожи охлаждают под струёй воды.

Протирают одеколоном или слабым раствором марганцевокислого калия.

Накладывают повязку с дезинфицирующей мазью.

Доставляют в больницу.

Беседа

  1.На уроках штукатурно – малярного дела вы говорили о первой помощи при попадании на кожу извести. Если известь попала на кожу, что нужно сделать?

2. Почему нельзя прокалывать пузыри на коже?

Слайд 11-12. Первая помощь при ожогах.

Практическое задание:

Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи.

На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.

Рассказ ученика.

Оказание первой помощи при обморожениях.

Побелевшие нос, уши, щёки растирают рукой.

Доставляют в тёплое помещение.

Конечность укутывают ватой, шерстью.

Дают согревающее питьё.

Беседа

  1. Почему нельзя обмороженные участки тела растирать снегом?

2. Где мы можем ещё прочитать об оказании первой помощи при обморожениях? (В журналах, газетах, интернете).

Задание.

Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства).

Практическое задание:

Покажите, как делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Закрепление изученного материала

Беседа:

?  1. Каково значение потоотделения?

    2.  Как изменяются кровеносные сосуды кожи в зависимости от окружающей среды?

    3. Как оказать первую помощь при обморожении?

    4.  Каковы меры первой помощи при обморожении?

    5.  Как предохранить себя от солнечного и теплового ударов?

6. Задание на дом: 

Дифференцированное задание:

1 группа: Читать и пересказывать текст.

2 группа: Читать текст и отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...