Системный подход к обучению биологии
статья по биологии по теме
Составляющей частью развивающего обучения является системный подход к построению учебного материала, выбору методов и приемов работы, контроля и т.п. О накопленном опыте пойдет речь в данной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_podhod_k_obucheniyu_biologii.doc | 892 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Введение
Развитие современного общества предъявляет требования к развитию личности человека на современном этапе. Одной из главных задач российского образования и нашей школы в частности, является задача воспитания личности школьника, способной к самореализации и личностному росту, умеющей быть мобильной и жить в развивающемся обществе.
Учитель должен создавать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась системная, развивающая учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. На уроке ученик должен чувствовать себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм общественной жизни. Любая мелочь, усвоенная на уроке, любая черточка личности -это необходимая форма самой жизни.
Организовать полноценное учебное занятие сможет каждый учитель, если будет помнить, что только в системе, в развитии происходит развитие и самого человека, его самостоятельное мышление, инициатива.
Составляющей частью развивающего обучения является системный подход к планированию учебного материала, выбору методов и приемов работы, контроля и т.п.
О накопленном опыте работы по этому вопросу пойдет речь в данной работе.
2. Основная часть
2.1. Системный подход к построению учебного материала.
В преподавании биологии есть свои трудности. На них указывал В.Б. Всесвятский. Он отмечал, что недостатком обучения предмету является отсутствие целостности и связи в содержании. Такие биологические дисциплины как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология преподаются зачастую изолированно. Это затрудняет работу по решению задач, которые стоят перед предметом «биология».
А именно:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
методах познания живой природы; - овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма,
биологические эксперименты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и
здоровью других людей; культуры поведения в природе; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний,
травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.
Целостный и системный подход к обучению позволяет воспринимать биологию как единый предмет. Это определяет свои требования к преподаванию.
Красной нитью в обучении является понимание уровней организации живой материи и свойства, проявляющиеся на каждом из них. Именно этот материал дает возможность
1
обеспечить постепенное развертывание и усложнение материала в соответствии с возрастом и подготовленностью, логику усложнения на каждой ступени обучения.
Таблица 1.
Уровни организации живой природы и проявляющиеся свойства на каждом из них
Название уровня | Компонент его | Свойства живой материи, |
составляющий | появляющиеся на нем | |
Кодирование и передача | ||
1. Молекулярно- | наследственной | |
генетический | информации, обмен веществ | |
и превращение энергии | ||
2. Клеточный | Молекула | Размножение, рост и |
развитие организма | ||
3. Тканевый | Клетка | Рост и развитие организма |
4. Органный | Ткань | Выполнение функции, |
присущей данному органу | ||
Система органов, орган | Гомеостаз, химический | |
5. Организменный | состав и физиологические | |
(онтогенетический) | параметры в процессе | |
взаимодействия с | ||
окружающей средой | ||
6. Популяционно-видовой | Особи одного вида | Видообразование |
7. Биогеоценотический | Вид | Круговорот веществ и |
(экосистемный) | энергии | |
8. Биосферный (глобальный) | Биогеоценоз | Вещественно- |
энергетические круговороты |
На биологических уровнях организации живой материи проявляются свойства живой материи:
-обмен веществ и энергии;
-размножение;
-изменчивость;
-рост и развитие;
-раздражимость;
-дискретность;
-саморегуляция.
Выделение и изучение этого основополагающего материала дает возможность обеспечить преемственность и логику в преподавании на всех ступенях обучения биологии.
В 6 классе при изучении живого организма можно использовать модельные схемы при изучении растительного и животного организмов.
Схема 1
Солнечная энергия
Животные и человек
Растения (фотосинтез)
Энергия веществаРас
Микроорганизмы
(разрушение органических веществ)
Минеральные вещества
Энергия (тепловая)
Приведенную схему можно использовать на протяжении всего курса изучения живого организма в 6 классе, а затем и в 11 классе при изучении темы «Круговорот веществ в биосфере».
2
Главная ценность данной работы: опора на знания учащихся, развитие последовательности и логики мышления.
Следующим, не менее важным этапом в работе, является выделение и изучение вышеуказанных биологических свойств и понятий в каждой большой теме.
Приведу пример урока в 6 классе по теме «Космическая роль зеленых растений» (Приложение № 1). Содержание урока, главные его выводы и стержневые понятия можно отобразить в представленной таблице:
Таблица 2 Космическая роль зеленых растений
В ходе изучения данной темы (процесса) происходит формирование целостных знаний, урок концентрируется вокруг ведущих биологических понятий: уровни организации жизни, свойства живого, а именно:
1).Участие клеток, тканей и органов в фотосинтезе (взаимосвязь и
целостность организма).
2).Значение процесса для жизни растения (взаимосвязь органов в организме).
3).Зависимость процесса от окружающей среды (единство живой и
неживой природы).
Разумеется, задача решается на уровне в соответствии с возрастом
учащихся, но одновременно закладывается основа для дальнейшего изучения
материала в старших классах.
2.2. Системный подход к постановке триединых целей и задач урока
При проведении урока учитель на протяжении 40-45 минут должен решить
три вида задач: образовательные, развивающие и воспитательные. При этом учесть
возраст детей, психологические особенности класса и желательно каждого ученика. Такой подход требует не только удачный и методически правильный подбор
методов, приемов, средств обучения, форм организации деятельности своей и
учащихся. Поэтому правильная постановка целей урока, их комплексное
взаимодействие, поможет сделать урок современным, обеспечить системный
подход к преподаванию предмета.
Возьмем в качестве примера уже вышеназванный урок по теме «Космическая
роль зеленых растений» и разберем поэтапно всю подготовку.
1. Формулирование учебно-воспитательных задач всей темы «Питание растений»
Образовательные задачи. Обеспечить закрепление основных биологических понятий;
продолжить формирование общеучебных умений работать с тетрадью,
учебником; продолжить формирование специальных биологических навыков и
умений наблюдать, ставить опыт, исследовать.
Развивающие задачи. Формировать умения выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать результаты опытов.
Воспитательные задачи. Привлечь внимание учащихся к вопросам охраны природы.
2. Выделение общебиологических понятий темы «Питание растений»
1.) Связь между строением и функцией на разных уровнях организации.
- Обмен веществ.
- Взаимосвязь организма с окружающей средой.
- Круговорот веществ и энергии в природе.
3. Выделение частных биологических понятий урока
1). Функции листа.
- Взаимосвязь строения и функции листа.
- Функции клеток и тканей листа (покровной, проводящей, основной).
- Роль хлорофилла и космическая роль зеленых растений.
- Влияние света на растение и процесс фотосинтеза.
4
6) Фотосинтез.
4. Выделение опорных знаний урока.
- Понятия: хлоропласт, хлорофилл, фотосинтез, корневое давление.
- Признаки живого организма: дыхание, питание, обмен веществ.
5. Планирование методов и приемов работы.
- Закладка опыта (помещение колеуса в темный шкаф на 3 дня).
- Проведение опытов:
- обнаружение крахмала в растении, стоявшего на свету;
- обнаружение крахмала в растении, несколько дней стоявшего в темном месте;
• обнаружение на примере листьев колеуса места прохождения процесса
фотосинтеза).
- Работа по заполнению сводной таблицы (см. Таблицу № 2)
- Логические методы: анализ, обобщение, выделение главного.
- Наглядный (демонстрация видеофрагментов по истории изучения фотосинтеза:
(опыты Дж. Пристли, Ван Гельмонта, К.А. Тимирязева).
6. Планирование тематического контроля знаний.
В качестве примера я приведу итоговую проверочную работу, в которую включены задания с вопросами, изучавшимися на уроке и охватывающие весь материал в его целостности и последовательности (Приложение № 2).
При анализе итогов проверочной работы нужно обязательно подчеркнуть, что изучение темы будет продолжено в курсе общей биологии 9-го и 10-го классов и полученные знания пригодятся учащимся и особо отметить тех, кто отлично справился с проверочной работой и им не придется заново изучать данную тему.
Это положительно влияет на детей и позволяет воспитывать у них системный подход к изучению биологии с первых шагов.
2.3. Воспитание и развитие личности в процессе обучения биологии
Урок биологии, как любой школьный урок обязательно должен выполнять воспитывающую функцию. На всем протяжении учебного времени необходимо стараться развивать у учащихся творческие способности, развивать их духовную, интеллектуальные сферы, учитывать возможности каждого ученика. Это можно осуществить через следующие формы организации деятельности учащихся:
- выполнение домашних заданий;
- проведение исследований и экспериментов;
- проведение летних наблюдений;
- творческих работ учащихся (рефератов, слайдовых презентаций и т.п.).
В-первых трех случаях от учащегося требуется максимум самостоятельности и
ответственности.
Выполнение домашних заданий.
Например, при изучении темы «Происхождение человека», 9 класс можно предложить на выбор разные домашние задания:
- составить кроссворд на тему;
- подготовить сообщения (работа с научно-популярной литературой);
- составить синквейн;
- подготовить вопросы для викторины по теме;
- написать рассказ или мини-сочинение (Приложение № 3).
Выдавая учащимся задания на выбор необходимо объяснить учащимся, что следует соблюдать определенные требования. В частности, по теме «Происхождение человека» нужно:
Естественно, на подготовку данных заданий отводится не 1 -2 дня, а больше. При таком подходе к домашнему заданию дается возможность блеснуть знаниями не только сильным учащимся, но и учащимся со слабой подготовкой. Это также дает возможность активизировать самостоятельную деятельность учащихся, усилить их познавательную активность, вселить уверенность при отличном выполнении задания.
5
Проведение исследований и экспериментов.
При изучении темы «Химический состав клетки» учащиеся 6-го класса получили задание проанализировать состав продуктов питания, указанный на упаковках и ответить на вопрос: «С какой целью производители на упаковках указывают не только состав, но и процентное содержание химических веществ и элементов?»
В результате проведенных исследований, учащиеся представили следующие результаты своей работы (см. Приложение № 4).
При изучении темы « Условия прорастание семян» учащиеся должны были не только заложить опыты, провести наблюдения, но и зафиксировать результаты с формулированием выводов в сводную таблицу - отчет и потом, основываясь на сделанных наблюдениях и выводах проводить урок.
Проведение летних наблюдений.
Еще большую самостоятельность учащиеся могут проявить при выполнении летних заданий. В течение года необходимо об этом говорить, а перед наступлением летних каникул, учащимся 6-7 классов можно предложить на выбор темы:
- Собрать гербарий сорных растений.
- Собрать гербарий простых и ложных листьев, стержневой и мочковатой
корневых систем, различного типа стеблей, различного типа
листорасположения листьев на стебле, отметив, что собранный ими материал поможет учителю проводить лабораторные работы в следующем учебном году для младших школьников.
• Сделать зарисовки цветов и соцветий.
• Провести и описать свои наблюдения за поведением животных.
Определяя задачи летних работ, учитель должен выдвинуть требования
выполнения их:
- грамотно ведите себя в природе, не собирайте гербарии растений, взятых под
охрану; - не мешайте животным;
- подумайте о том, как вы будете использовать результаты летних заданий на уроках;
- позаботьтесь об оформлении заданий.
Впоследствии этот материал можно использовать на уроках, при проведении предметной недели, внеклассных мероприятиях.
Творческие работы учащихся.
Кульминацией, результатом совместной деятельности учителя и учащихся являются серьезные творческие работы учащихся. Над данными работами велась кропотливая работа на протяжении не одного месяца. В Приложении № 5 представлены творческие работы учащихся:
- слайдовая презентация по теме «Ученые биологи на службе науки»;
- реферат по теме «Наследственные болезни человека» с соблюдением всех основных
требований к оформлению и написанию.
6
В конце хочется отметить, что, не смотря на объем и сложность выполненной работы, уже само по себе творчество ребенка радует больше, чем равнодушный, хотя и правильный ответ.
2.4. Системный подход к контролю знаний
Проверка результативности учебного процесса осуществляется через контроль знаний и умений учащихся.
Курс биологии - это единая система, в которой все представители живого мира взаимосвязаны, а из класса в класс знания постепенно усложняются, раскрываются в полной мере все свойства жизни и уровни организации живого, формируется системное мышление.
Поэтому при контроле знаний необходимо проверять:
-усвоение биологических понятий;
- связь и взаимозависимость между биологическими системами разного уровня, а
также с окружающей средой;
-практические навыки учащихся через наблюдение, эксперимент,
лабораторные работы, решение биологических задач.
Предлагаемые учащимся задания для контроля должны содержать вопросы не только
теоретического, но и практического характера.
Для осуществления индивидуального подхода задания необходимо
дифференцировать по уровню сложности, обучать формам заданий, входящих в состав единого государственного экзамена. Одновременно задания должны быть направлены на развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, образного мышления, творчества, научности.
Контроль, осуществляемый учителем на уроках должен носить системный,
целостный характер, направленный на всестороннюю проверку знаний, умений и
навыков учащихся.
Приведу пример системного контроля знаний по теме «Строение клетки», 10 класс
(выписка из календарно-тематического планирования по биологии, 10-11 классы):
Приведу примеры заданий поурочного контроля.
Тема «Прокариотическая клетка»:
1. Задания для индивидуального выполнения:
• составьте логические цепочки, соединив стрелочками правую и левую части:
Вид бактерии Форма клетки
кокки
бациллы в виде запятой
вибрионы
спириллы круглая
спирохеты
простекобактерии в виде спирали
стафилококки
диплококки палочковидная
стрептококки
Показать данные формы бактериальной клетки на таблице.
• Заполните схему «Питание бактерий и приведите примеры».
Питание бактерий
а) способы питания
-изобразите рисунок и назовите все части бактериальной клетки.
- дайте определения следующим понятиям: прокариоты, эукариоты, автотрофы,
гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, сапрофиты, паразиты, аэробы, анаэробы.
- сделайте сообщения на тему:
1).«Значение бактерий в природе»;
2).«Значение бактерий в практической деятельности человека».
- выступите в роли врача - эпидемиолога и обоснуйте данные положения по поводу
того, что необходимо делать, чтобы не заразиться кишечными заболеваниями,
вызываемыми бактерией «кишечная палочка»:
Положения | Ваши обоснования |
1. Скоропортящиеся продукты нужно хранить в холодильнике | |
2. Перед едой и после посещения туалета |
8
необходимо мыть руки. | |
3. Соблюдать правила при приготовлении пищи: - хорошо проваривать или прожаривать мясо; - пользоваться разными разделочными досками. | |
4. Не употреблять в пищу просроченные продукты. |
2.3адания для устного ответа:
- «Как размножаются бактерии?»
- «Почему бактерии - просто организованные формы живой материи существуют на
нашей планете 3,5 млрд. лет и окружают нас повсюду?».
3. Тест
Пример заданий 1 варианта:
1) К прокариотам относятся организмы:
- клетки которых не имеют оформленного ядра;
Б) одноклеточные организмы; - клетки которых содержат одно или несколько ядер.
2) Бактерии представляют собой:
A) одноклеточные организмы разной формы;
Б) одноклеточные и колониальные организмы различной формы;
B) многоклеточные организмы.
3) Бактерии передвигаются при помощи:
- жгутиков;
Б) ресничек; - фимбрий;
Г) скольжения по поверхности.
4) Органеллы бактериальных клеток - это:
A) ядро, митохондрии, пластиды;
Б) комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, рибосомы;
B) рибосомы;
Г) хлоропласты, рибосомы.
5) Нуклеоид - это:
- ДНК содержащая зона клетки прокариот;
Б)ядро; - азотистое основание.
6) Бактериальные споры выполняют функцию:
A) размножения;
Б) распространения;
B) перенесения неблагоприятных условий, распространение.
7) По способу питания бактерии являются:
А) автотрофами;
Б) гетеротрофами;
8) миксотрофами;
Г) автотрофами, гетеротрофами;
Д) автотрофами, гетеротрофами, миксотрофами.
8) Что такое коньюгация у бактерий?
- нерасхождение клеток после деления;
Б) образование колонии; - способ прямой передачи участка ДНК от одной бактериальной клетки к другой.
9) Цианобактерии отличаются от настоящих бактерий:
А) наличием ядра;
Б) отсутствием органелл;
9
В) наличием хлорофилла. 10) Азотфиксация - это:
- расщепление органических веществ бактериями с выделением аммиака;
Б) процесс превращения бактериями аммонийных солей в нитраты; - процесс превращения бактериями аммиака в аммонийные соли и нитраты;
Г) связывание азота воздухом и перевод его в соединения, доступные живым
организмам (например, растениям).
Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»:
1. Повторите правила работы с микроскопом: выберите правильный ответ в каждом этапе и самостоятельно оцените свою работу, пользуясь таблицей:
10
Тема урока «Строение и функции органоидов клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы».
- С помощью диапозитивов рассказать о строении и функциях данных органоидов
клетки. - Докажите, что между строением и функциями органоидов клетки существуют
тесная взаимосвязь и зависимость на примерах:
- эндоплазматическая сеть - аппарат Гольджи;
- эндоплазматическая сеть - рибосомы;
- аппарат Гольджи - лизосомы.
Лабораторная работа «Строение растительной, животной, бактериальной клеток. Сравнительная характеристика».
По окончании выполнения лабораторной работы заполните таблицу:
Тема Контрольно-обобщающий урок «Структура и функции органоидов клетки» (в форме единого государственного экзамена, Приложение № 6).
Таким образом, не только при обучении, но и при контроле знаний важно предоставлять учащимся возможность выбрать вид и путь решения учебной задачи.
Необходимо планировать и разнообразить контроль знаний, что приучит учащихся к системе в работе.
Необходимо использовать задания, направленные на проверку усвоения:
- биологических понятий;
- раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами
разного уровня организации; - осуществлять проверку практических умений и навыков;
- подбирать задания творческого характера и связанных с жизнью, дальнейшим
профессиональным становлением..
2.5. Развивающая функция школьного биологического эксперимента
Очень важно научить детей как можно раньше уметь определять цели опыта, обобщать, анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, в конечном счете, самостоятельно мыслить.
Необходимо так научить детей, чтобы результаты их работы не сводились к описанию проделанного опыта (эксперимента), а через него они могли устанавливать биологические закономерности, приобретали умения исследователей, овладевали практическими навыками, умели связывать теоретический материал и его практическую (доказательную) сторону.
Приведу пример постановки эксперимента на уроке по теме «Космическая роль зеленых растений», 6 класс.
С этой целью предлагаю учащимся такой план.
1. Цель опыта (что хотим выяснить?).
11
- Ход опыта (что делаем?).
- Результат опыта (что получили?)
- Выводы (что выяснили?)
Такой план помогает учащимся 6-го класса логически последовательно проводить эксперимент. Одновременно поясняю, что данный план поможет им и должен использоваться в дальнейшей исследовательской деятельности на уроках биологии.
Сначала вместе формулируем цель эксперимента: выяснить, что такое «фотосинтез» и при каких условиях он проходит.
Затем демонстрирую опыты, часть которых была заложена накануне и по ходу демонстраций заполняем таблицу.
Таблица 6
Опыты по фотосинтезу
Составляющие Условия прохождения опыта
опыта Кипящая вода Кипящий Раствор йода Результат
спирт
- Лист Окраска листа Лист Лист посинел Под действием
пеларгонии, не изменилась обесцветился, йода синеет
стоявший спирт окрасился крахмал
постоянно на в зеленый свет (углевод)
свету - Лист Окраска не Лист Лист не посинел Крахмал в
пеларгонии, изменилась обесцветился, листьях не
стоявший спирт окрасился обнаружен
несколько дней в зеленый цвет
в темном месте
3. Лист колеуса, Окраска не Лист Посинел край Крахмал
стоявшего изменилась обесцветился, (зеленый) листа образовался в
постоянно на спирт окрасился хлоропластах,
свету находящихся по
краю листовой
пластинки
Затем вместе с учащимися формулируем выводы:
- Органические вещества образуются только на свету.
- Местом образования органических веществ являются клетки основной ткани,
содержащие хлоропласта с хлорофиллом. - Фотосинтезом называется процесс образования органических веществ в
хлоропластах листа на свету с выделением кислорода (побочного продукта фотосинтеза).
Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили суть опытов, предлагаю им на следующем уроке с соблюдением логической последовательности объяснить ход, результаты эксперимента и сформулировать обобщающие выводы.
В 10-м классе учащиеся уже подготовлены к более глубокому анализу теоретического материала. Поэтому больше времени уделяю теоретической подготовке, предшествующей лабораторной работе, в ходе которой учащиеся проводят опыт самостоятельно.
При изучении темы «Химическая организация клетки. Белки. Ферменты» планируется лабораторная работа по теме «Расщепление пероксида водорода ферментами, содержащимися в живых клетках».
Данную работу провожу после того, как учащиеся познакомятся с понятием, что такое фермент, его структурой, свойствами, механизмом действия.
Эксперимент учащиеся проводят самостоятельно, получив необходимое оборудование и инструктивную карточку - задание. На столы им раздается по две пробирки: в одной кусочек сырого мяса, в другой кусочек отварного и пероксид водорода.
В ходе выполнения работы учащиеся выполняют задания:
- нанести несколько капель пероксида водорода в пробирки на кусочки сырого и отварного мяса;
12
- наблюдайте результат.
Ответьте на следующие вопросы: - Почему реакция происходит только в пробирке с сырым мясом?
- Почему, на ваш взгляд, в эксперименте использовали пероксид водорода?
- Какое значение в жизни клетки имеет наблюдаемое явление?
Прошу результат опыта изложить в той же последовательности, что и в младших классах: цель, ход опыта, результат, вывод.
В ходе проведения лабораторной работы учащиеся находят подтверждение изученному накануне теоретическому материалу.
Постоянно проводимый школьный эксперимент, его усложнение из класса в класс, увеличение доли самостоятельности учащихся, позволяет использовать данный вид учебной работы для развития мышления, научности познания.
2.6. Обобщающие уроки в формировании системного мышления
Обобщающий урок занимает в процессе обучения важное место, так как должен строиться не на механическом повторении пройденного материала, а способствовать формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации и других форм учебной деятельности учащихся.
При планировании таких уроков надо учитывать их отличие от урока повторения и урока закрепления знаний.
Обобщающий урок выполняет следующие функции:
- систематизации знаний;
- установления взаимосвязи между объектами и биологическими явлениями;
- выявление биологических закономерностей;
- использование знаний для формирования собственного мировоззрения.
Продемонстрирую, как можно реализовывать эти задачи на обобщающем уроке на
примере урока-обобщения, завершающего тему «Закономерности наследственности», 11 класс (Приложение № 7).
Образовательными и развивающими задачами этого урока являются:
- Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Генетика. Основные
закономерности наследственности». - Развитие умения характеризовать сущность генетических законов и
закономерностей, иллюстрировать их проявление конкретными примерами,
демонстрировать умение решать генетические задачи, объяснять с точки зрения законов их
результаты.
Перед началом данного урока ставлю перед учащимися вопрос: «С какой целью нами изучались закономерности наследственности живых организмов?». Подобного рода вопроса я ставлю практически перед каждым уроком для того, чтобы учащиеся понимали значимость материала по биологии, необходимость его изучения и дальнейшего использования в деятельности и быту, у них была мотивация на уроке.
Перед началом урока на доске были выписаны опорные знания. Их можно обозначить под заголовком: «Что мы знаем о механизмах наследственности живых организмов».
- Основные генетические понятия.
- Законы Г. Менделя.
- Сравнительная характеристика законов Г. Менделя и Т. Моргана.
- Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
- Взаимодействие генов.
- Новости генетики.
Учащимся были предложены следующие задания:
Урок был начат с проверки и краткого повторения основных генетических понятий в виде терминологического диктанта и анализа стихотворения, в тексте которого необходимо подчеркнуть слова, обозначающие такие понятия как генотип и фенотип.
Стихотворение:
В доме восемь, дробь один
У заставы Ильича
13
Жил высокой гражданин По прозванью Каланча По фамилии - Степанов И по имени - Степан, Из районных великанов Самый главный великан.
У Степана сын родился Малыша зовут Егор Возле мамы на кровати На виду у прочих мам Спит ребенок небывалый Не малыш, а целый малый, Весит он пять килограмм.
Богатырь, а не ребенок
Как не верить чудесам,
Вырастает из пеленок
Не по дням, а по часам.
Без знания данного материала учащиеся не смогут понимать сам язык науки генетики, понимать изучаемый материал.
Для установления основных генетических закономерностей, демонстрации умения решать задачи, использовать полученные знания в новых условиях и объяснять результаты с точки зрения изученных законов, несколько учащихся выполняли, а затем представляли индивидуальные задания.
Виды индивидуальных заданий:
- Задача для «кроликовода». На основе решения данной задачи обобщаются знания
по 1 и 2 законам Г. Менделя. - Задача для «садовода». На основе решения данной задачи обобщаются знания по 3
закону Г. Менделя. - Задача на закон Т. Моргана. На основе решения данной задачи обобщаются знания
по закону Т. Моргана и делается одновременно сравнительная характеристика условий, при
которых действуют 3 закон Г. Менделя и закон Т. Моргана. - Решение задачи, результаты которой помогают ответить и практически убедиться в
том, почему соотношение полов в органическом виде 50:50 и как наследуется признак пола. - Задание с использованием межпредметного материала: исследование
генеалогического древа английской королевской семьи на предмет наследования гемофилии,
формулирование выводов. - Задача на взаимодействие генов: определение групп крови.
Для того, чтобы учащиеся успели подготовиться и осмыслить полученные задания, несколько человек представляют новости генетической науки, рассказывают о необходимости и значимости прохождения медико-генетического консультирования.
Для развития познавательного интереса к предмету, использования всех возможностей учебно-материальной базы кабинета, использованы магнитные динамические модели и схемы.
В конце урока, учитывая высокий уровень подготовки класса, умение самим анализировать свою собственную деятельность были даны задачи на самоконтроль.
Таким образом, шаг за шагом, учащиеся в процессе активной мыслительной деятельности, убеждаются в том, что наследственность — свойство живых организмов, подчиняется определенным закономерностям и связана с наследственным аппаратом живых организмов. На уроке не только повторяются и закрепляются полученные знания, но и получают развитие ведущие биологические понятия такие как свойства живого, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях.
14
Поэтому как сказано А. Дистербегом: «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».
2.7, Системный подход к построению уроков
Урок-семинар повторительно-обобщающего типа по теме «Обмен веществ и энергии в
клетке», 10 класс Задачи:
1.Обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на
понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойствах и функций.
2.Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клетки.
3.Проверить знания о биосинтезе белков, жиров и углеводов и фотосинтезе.
4.Углубить понимание процесса превращения энергии в ходе биохимических
реакций.
5.Проверить понимание учащимися сущности метаболизма, как единства
взаимообусловленных и противоположно направленных процессов: анаболизма и катаболизма.
6.Расширить знания о ведущей роли ферментов во всех процессах
жизнедеятельности.
Ведущие понятия:
- Свойства живой материи. Гомеостаз.
- Этапы обмена веществ и превращения энергии.
- Взаимосвязь строения и функций в организме.
- Проявление свойств живой материи на различных уровнях организации жизни
2. Решите задачи:
- В молекуле ДНК содержится 4 вида нуклеотидов: А, Т, Г, Ц. Какое
максимальное число разных видов триплетов может быть образовано в ДНК при
различном сочетании этих нуклеотидов по три. Достаточно ли такое число для
кодирования 20 аминокислот? - начальная часть молекулы ДНК имеет следующую структуру: цис-фен-тир.
Какие т-РНК участвуют в синтезе белка?
3. Заполните таблицу «Ферменты, участвующие в процессе биосинтеза белка»
Название фермента | Функция | Локализация |
|
4. Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»
Этапы энергетического обмена | Характерные изменения веществ | Биологическое значение |
Подготовительный Бескислородный Кислородный |
5.Объясните:
1).У человека со слабым нетренированным сердцем кислорода, доставляемого к
мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины молочной кислоты:
а)как происходит у него расходование глюкозы на накопление молочной кислоты в
мышцах при беге с такой же скоростью в течение 25 минут?
б)к чему это приведет?
2).В качестве запасного питательного вещества у большинства растений в тканях
откладываются углеводы, а у животных - жиры. Чем это можно объяснить?
3).При беге на дистанцию 100 метров вам стало жарко; у вас участилось дыхание,
но не сразу, а лишь после 50 метров бега. Почему?
4).При окислении 1 грамма белка выделяется столько же энергии, сколько при
окислении 1 грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник
энергии только в крайних случаях?
6.Заполните таблицу «Автотрофные и гетеротрофные организмы»
Организмы | Процесс | Значение для эволюции |
Автотрофы |
16
Выводы по семинару:
- Метаболизм - свойство живой материи, проявляющееся на клеточном уровне и связан с различными мембранными структурами цитоплазмы.
- Выделяются два направления метаболизма: пластический (анаболизм),
энергетический (катаболизм) обмен веществ и энергии. - Примерами пластического обмена являются: биосинтез белка, фотосинтез,
примером энергетического обмена — синтез АТФ.
- Все реакции метаболизма проходят в живом организме с участием ферментов.
- Наиважнейшей функцией процесса обмена веществ является поддержание
постоянства внутренней среды клетки и организма (гомеостаза) в непрерывно
меняющихся условиях существования.
3. Заключительная часть
На основании представленного описания опыта работы можно выделить следующие параметры системного и развивающего подхода к обучению предмету:
- мотивация ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;
- формирование системы знаний, умений и навыков через:
* системный подход к планированию учебно-воспитательных задач;
- системный подход к контролю знаний;
- широкое использование в практике работы эксперимента;
- разнообразие типов и форм уроков;
- системное обобщение изученного материала.
- развитие познавательного интереса к предмету.
В дальнейшей работе я буду продолжать использовать предыдущий опыт, постепенно накапливая и углубляя данный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности
Моя педагогическая концепция в работе как учителя географии и как классного руководителя за определенный период. В работе обобщено использование содержательно-образовательных технологий, обобщен...
Системно-деятельностный подход в обучении биологии как ресурс качественного образования
Системно-деятельностный подход в биологии...
Системно-деятельностный подход в обучении биологии детей с ОВЗ
Презентация о системно-деятельностном подходе в обучении биологии детей с ОВЗ...
Технология «Формирование устойчивого интереса к химии посредством системного подхода в обучении »
Ведущая идея технологии – идея формирования активной жизненной позиции учащегося, необходимой для продолжения образования в современных условиях....
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...
Доклад "Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии"
Доклад был представлен на педчтениях "Инновационные технологии и активные методы обучения один из факторов повышения качества образования в свете ФГОС". Содержит описание применения СП...
«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »
Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....