Особенности и циклы развития некоторых водорослей
занимательные факты (биология, 6 класс) по теме

В виде рисунков и схем показаны циклы развития таких водорослей, ккак улотрик, хламидомонада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_i_cikly_razvitiya_nekotoryh_vodorosley.docx530.34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и циклы развития некоторых водорослей.

Хлорелла - одноклеточная зеленая водоросль широко распространенная в пресных водах и почве. Клетки шаровидные, неподвижные, мелкие. Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды вещества, в том числе и органические, поэтому ее применяют при биологической очистке сточных вод. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла помогает поддерживать нормальный состав воздуха. Благодаря способности создавать большое количество органического вещества, ее используют для получения кормов.

Чем хлорелла отличается от хламидомонады?

У хлореллы отсутствуют жгутики и светочувствительный глазок, форма тела округлая.

В чем заключается выгода отношений между водорослью – зоохлореллой и амебой, в которой поселяется водоросль?

  1. Амеба защищает зоохлореллу от внешних условий и поставляет ей необходимый для питания азот.
  2. Животное получает от водоросли сахар, образованный в процессе фотосинтеза (амеба прозрачна и фотосинтез идет нормально).
  3. кроме того, при фотосинтезе водоросль выделяет кислород, и животное использует его для дыхания.

Хламидомонада - зеленая одноклеточная водоросль. Клетки хламидомонады подвижные, двигаются при помощи жгутиков. В клетке располагается чашевидный хлоропласт, ядро, крупная вакуоль с клеточным соком и две мелких сократительных вакуоли. Передвигается хламидомонада к источнику света при помощи красного светочувствительного «глазка» - стигмы.

В течение всего лета хламидомонада размножается вегетативным способом - делением клетки, при этом клетка останавливается, теряет жгутики. Ядро клетки делится митозом, за этим следует деление самой клетки.

  1. оболочка
  2. цитоплазма
  3. ядро
  4. хроматофор
  5. пиреноид, крахмальное тельце
  6. светочувствительный глазок
  7. сократительные вакуоли
  8. жгутики

 Наблюдается также и бесполое размножение - образование спор. Клетка останавливается, теряет жгутики и ее содержимое делится на 4-8 частей, каждая из которых образует подвижную спору с двумя жгутиками. Каждая спора дает начало новой особи.

Половое размножение осуществляется при наступлении неблагоприятных условий жизни (похолодание, пересыхание водоема). Внутреннее содержимое клетки делится на множество гамет. Они выходят в воду и сливаются попарно. При этом образуется зигота, которая покрывается плотной оболочкой и зимует. Весной зигота делится мейозом и образует 4 споры, каждая из которых дает начало клетке хламидомонады.

Размножение одноклеточной водоросли хламидомонады.

А – бесполое размножение (при благоприятных условиях)

  1. деление хламидомонады на две клетки
  2. деление на четыре зооспоры
  3. вышедшие зооспоры
  4. превращение зооспор в хламидомонад

Б – половое размножение (неблагоприятные условия)

  1. образование гамет
  2. выход гамет
  3. слияние гамет
  4. зимующая зигота
  5. выход зооспор.

В благоприятное время содержимое клетки делится и образуется четыре зооспоры, которые вырастают во взрослых хламидомонад.

Половое размножение происходит осенью, содержимое клетки делится на большое количество гамет, которые выходят и сливаются с гаметами других водорослей. Зигота зимует и весной образует четыре зооспоры.

Улотрикс имеет вид ярко-зеленых нитей, прикрепленных к подводным камням и корягам. Обитает в проточных водах. Нить состоит из коротких клеток с хлоропластом в виде незамкнутого кольца. Нить прикрепляется при помощи нижней клетки – ризоида (она мертвая или заполнена бесцветным содержимым). Нить растет в длину при помощи деления клеток.

Размножение улотрикса:

 Вегетативное - при помощи участков нити.

 Бесполое осуществляется при помощи подвижных спор. Они образуются в любой клетке нити по 2-4 и, выходя в воду, плавают. Затем споры прикрепляются к какому-либо предмету и из каждой споры образуется новая нить.

Половое. В половом процессе участвуют две нити. Клетки одной и другой нити образуют множество подвижных гамет. Гаметы выходят в воду и попарно сливаются, так происходит оплодотворение. Образующаяся зигота покрывается толстой оболочкой и может долго находиться в состоянии покоя. При благоприятных условиях зигота делится мейозом, образуя 4 клетки - споры, каждая спора дает начало новой нити     улотрикса.

Строение и размножение улотрикса..

  1. оболочка
  2. цитоплазма
  3. ядро
  4. хроматофор

  1. выход гамет
  2. слияние гамет
  3. зимующая зигота             ( половое)
  4. выход спор
  5. развитие улотриксов
  6. образование зооспор (бесполое)
  7. развитие улотриксов (бесполое)

спирогира

  1. оболочка
  2. нити цитоплазмы
  3. ядро
  4. вакуоли
  5. хроматофор
  6. конъюгация: нити обволакиваются слизью, клетки образуют выросты, которые сливаются, и по образовавшемуся каналу содержимое одной клетки перетекает в клетку напротив, образуется зигота. из каждой зиготы развивается новая спирогира.

Порфира (красная водоросль)

  1. ризоиды
  2. стеблевидная пластина
  3. листовидная пластина

  1. улотрикс (нитчатая зеленая водоросль)
  2. лишайник (гриб +водоросль =симбиоз)
  3. актиния (кишечнополостный, животное)
  4. дрожжи (одноклеточные почкующиеся грибы)

Под какой цифрой обозначена водоросль.

Синезеленые водоросли относятся к прокариотам.( ознакомления)

1. В клетках имеется около 30 пигментов, это способствует осуществлению процесса фотосинтеза в экстремальных условиях.

 2. Клетки имеют толстые многослойные стенки, часто одетые слизистым чехлом, который выполняет защитную функцию.

 3. В клетках синезеленых водорослей часто встречаются газовые вакуоли, наполненные смесью газов, это позволяет всегда находиться в лучших для фотосинтеза условиях, меняя свое положение в толще воды.

 4.  Многие виды синезеленых водорослей могут фиксировать атмосферный азот, благодаря этому обладают пищевой независимостью. Это позволяет им заселить необитаемые (без почвы) скалы. Синезеленые водоросли первыми осваивают безжизненные местообитания - лавовые потоки, вулканические острова.

Представителями синезеленых водорослей являются: анабена, носток, спирулина.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мыслительных процессов и некоторые приемы их формирования у детей школьного возраста с задержкой психического развития

В работе прослеживаются особенности мыслмтельных процессрв у детей с задержкой психического развития. Данная работа полезна педагогам общеобразовательных школ, работающих в коррекционных классах и кла...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Циклы развития растений (занятие по подготовке к ЕГЭ)

Как показали результаты экзамена прошлых лет:У учащихся слабо сформированы - знания об изменении хромосомного набора в клетках  гаметофита и спорофита водорослей, мхов, папоротников, голосем...

Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"

Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....

О некоторых особенностях организации и развития спорта в средне-специальных учебных заведениях.

О некоторых особенностях организации и развития спорта в  средне-специальных учебных заведениях....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

"Некоторые особенности подхода к развитию музыкально-образного мышления"

quot;Некоторые особенности подхода к развитию музыкально-образного мышления"(методический доклад)Выполнила педагог дополнительного образования:Буймова Я.В....