Мир душистых растений
статья по биологии (6 класс) по теме

Экскурсия по учебно-опытному участку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_po_tropam.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная

 школа №10 г. Михайловки,

 Волгоградской области.

Экскурсия по экологической тропе на

пришкольном участке

на тему: «Мир душистых растений».

Разработала

учитель биологии

Задорожнова М.В.

Михайловка 2011 г.

Цель.

  1. Расширить и углубить знания о растениях.
  2. Познакомить с правилами передвижения по экологической тропе.
  3. Продолжить форматировать бережное отношение к природе.
  4. Воспитывать экологическую культуру у учеников.
  5. Показать взаимосвязь животных и растений, единство человека и природы.
  6. Помочь увидеть красоту окружающего мира через ароматы душистых растений.
  7. Показать не только значение душистых растений, но и научить распознавать растения по запаху.

План.

  1. Ароматы растений – одно из чудес природы.
  2. Мир душистых растений.
  3. Значение душистых растений.
  4. Узнай растения по запаху (практическая часть).
  5. Итоги экскурсии.

Дерево трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Введение.

Учебная экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе. Наибольшее информационное значение имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат правилам хождения по тропе, напомнив народную мудрость.

«Один человек пойдёт – оставив след, сто – тропинку, а тысяча – пустыню». Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии  используются небольшие этикетки-номерки. Их расставляют по ходу экскурсии на местах остановок у какого-либо объекта, а затем собирают.

В содержании экскурсии включается сведение не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По  ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой.

Темы экскурсии различны: «Весенние явления в жизни природы», «Унылая пора -

 очей очарованье», «Влияние антропогенного фактора на природу», «Удивительное рядом» и т.д.

Вот, к примеру, экскурсия на тему «Мир душистых растений». В ходе её ребята знакомятся с растительными ароматами, с их многообразием и значением для самого растения и человека; учатся распознавать растения по запахам. Остановки – возле объектов рассказа.

  1. Ароматы  растений – одно из чудес природы.

Вдыхая их, невольно задумываешься: почему одно растение пахнет нежно, другое – пряно, третье – жгуче резко, а четвёртое и вовсе отталкивающе неприятно? Есть растения, у которых даже цветки не пахнут. Люди никогда не оставались равнодушными к запахам. Уже в древние времена они знали, что действие различных ароматов неодинаково: одни приносят человеку радость, вселяют бодрость, другие действуют угнетающе и могут быть даже опасны для здоровья.

Почему пахнут растения? Они содержат эфирные масла – летучи жидкости, обладающие стойким запахом. Масла быстро испаряются, особенно если нарушить целостность клеток, в которых они находятся. Если растереть, например, лист зори, то запах усилится (даём понюхать лист зори). Эфирные масла содержаться в разных органах растений: в цветках (роза, сирень, флокс, ирис и др.), в листьях (зоря, мята, иссоп), в корнях (валериана, калган, зоря). Есть растения, у которых пахнут все органы (полынь горькая, хвойные).

  1. Мир душистых растений. 

Мы находимся на поляне душистых растений. Понюхайте. Узнаёте? Да, это лук. Растение, которое перед вами, имеет три названия: лук-скорода, лук-резанец, и шнитт-лук. Листья лука, его корни, луковицы содержат разнообразные эфирные масла, благодаря которым он используется в пищу как приправа. Кроме того, эфирные масла обладают способностью убивать микробы, поэтому лук используется и с лечебными целями. Лук-скорода выращивается не только как огородная культура. Благодаря красивому цветению его нередко можно увидеть в цветниках (Приложение , фото №1).

Мята перечная. Это одно из наиболее распространённых эфиромасличных растений. Известно большое количество видов мяты. Перед вами перечная, мята курчавая, мята яблочная, мята длиннолистая. В их листьях содержится эфирное масло-ментол, именно из-за него и возделывают эти растения.

Ещё Плиний Старший считал, что запах мяты возбуждает работу мозга, поэтому в то время студентам рекомендовалось носить на голове венки из её побегов. На пирах помещения опрыскивают мятной водой, а столы натирали листьями растения, чтобы создать у гостей хорошее настроение. Сейчас мята используется при изготовлении лекарств, а также в парфюмерной промышленности. Применяют его и в кулинарии. Мятные пряники, ликёры и настройки – вот далеко не полный перечень продуктов, в состав которых входит мята. Нет, не зря римляне дали этому, на первый взгляд, неприметному растению имя свое прекрасной нимфы – Менты, олицетворявший для них человеческий разум. (Приложение, фото №8).

Сирень обыкновенная. Из её душистых цветков получают сиреневое масло, которое используется в парфюмерии и косметике. А ещё всем очень нравятся букеты из сирени. Насекомые охотно посещают цветки этого растения, чтобы полакомиться нектаром. При этом они их опыляют (Приложение №9).

Монарда Трубкоцветная. Перспективное эфиромасличное растение. А в её листьях, цветках и стеблях содержатся ценные масла, которые обладают приятным запахом и бактерицидными свойствами, редкий микроорганизм выдержит атмосферу паров эфирных масел монарды. Масло применяется в медицине для лечения кожных и лёгочных заболеваний. Кроме того, его используют для ароматизации чая.

Тагетес(Бархатцы). Какими привычными кажутся нам эти пахучие цветы! А пришли они к нам из Центральной Америки. Это растение издавна используется в ритуальных обрядах. Они – украшение и весёлых праздников, и грустных погребальных церемоний. В эфирной промышленности используются бархатцы мелкие, как источник оригинального масла с нежным цветочным ароматом, которое нашло применение в парфюмерии.

Полынь горькая. Это многолетнее растение, достигающее высоты иногда более одного метра. У растения крупные, шелковисто-войлочные рассечённые листья. Стебель опушённый. Цветки очень мелкие, собраны в крупные соцветия, тоже опушённые. Поэтому всё растение имеет красивый серебристо-зелёный цвет и выглядит очень декоративно. Листья растения выделяют в большом количестве эфирные масла. Старинный знаток растений Лоницерус писал, что трава полыни, прибавленная к еде и питью, полезна для желудка, помогает пищеварению, согревает тело, изгоняет яд и желчь. Плиний советовал пешеходу привязать полынь к ноге, чтобы не чувствовать усталости. В некоторых травниках есть такой совет: для улучшения сна класть траву полыни под подушку или обёртывать голову полотенцем, смоченным настоем травы. Полынь горькая применяется в виноделии. Её как добавку используют для приготовления вермута, бальзамов, тонизирующих напитков. Сухими листьями посыпают, как приправой, жирные блюда из баранины, свинины, гуся. Говорят, что в полыни горькой заложены два ценных для человека качества: она исцеляет болезни и даёт душевное утешение.

Можно ещё добавить, что летом на даче из этого растения можно сделать хороший веник. После подметания им пола в помещении стоит удивительный запах. А, кроме того, воздух очищается от микробов веществами, которые выделяет полынь.(Фото, гербарий.)

  1.      Значение душистых растений.

Какое же значение имеют запахи для растений?

С помощью запаха привлекают не только насекомых, но и других опылителей. В тропических странах, например, есть растения, цветки которых распускаются ночью. С помощью сильного запаха они привлекают летучих мышей, которые опыляют их. Другие растения, наоборот, своим запахом отпугивают животных и тем самым спасают себе жизнь, например, полынь горькая. Её запах не выносят насекомые. Да и скот не ест эту траву.

Какую роль играют ароматы растений в жизни человека?

В глубокой древности окуривание душистыми растениями помещений применялось для отпугивания вредных насекомых, уничтожения вредных насекомых, уничтожения микроорганизмов, для обеззараживания воздуха. Душистые смолы, сухие цветы служили в ритуальных целях, соками натуральных растений натирали тела, венки из них носили на голове, растения добавляли в пищу, использовали для ароматизации воды и воздуха. В настоящее время их широко используют в парфюмерии, косметике, в кулинарии и кондитерском деле, в виноделии.

  1. Узнай растение по запаху.

А теперь попробуем по запаху узнать растения. Желающий закрывает глаза. Участники экскурсии подносят к его носу разные растения, которые он должен узнать по запаху. (Практическая часть)

Наша экскурсия заканчивается словами Н. Рыленкова:

«От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней».

  1. Итоги экскурсии.

На экскурсии мы познакомились не только с растениями и их ароматами, но и научились распознавать растения по запаху. Какие растения вам запомнились? Где и как применяют эти растения? Каково значения этих растений в природе и жизни человека (когда экскурсия не непознавательная, как для младших школьников, учебная) учащимся предлагается выполнить картотеки – задания по плану (изложенному в приложении №1). Дети делают по желанию гербарий растений (сорных,  например полынь, или горец птичий в экскурсии по «Лекарственным травам»).

Как сказал Н. Рерих: «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе».

После прохождения по тропе, чтобы закрепить знания, полученные на экскурсии, учащимся предлагается отчет по плану:

  1. Место произрастания, среда обитания растения.
  2. Описание биологических особенностей растения и признаков приспособления к среде обитания.
  3. Сделать вывод о многообразии лекарственных растений на школьном участке.

Примечание: (По желанию учащихся отчёты могут быть проиллюстрированы рисунками, фотографиями).

Наблюдения, полученные на экскурсии, можно использовать при изучении темы «Биоценоз».

Примеры карточек – задания, используемые на экскурсии.

Карточка №1

Тип: Покрытосеменные (цветковые)

Класс: Двудольные

Семейство: Астровые (Сложноцветные)

Полынь горькая (особенности)

Это многолетнее растение, вырастает до 1 метра. Листья крупные, рассеченные, опушенные, цветки мелкие, собраны в соцветия. Окраска растения серебристо-зелёная. От растения исходит приятный, горьковатый аромат.

Место произрастания – равнины, открытые пространства стапи и каменистых склонов.

Растения ветроопыляемые.

Задание для наблюдения:

  1. Обратите внимание на размеры, окраску и запах растения.
  2. Отметьте, есть ли цветки, крупные или мелкие, как они собраны (в соцветия или одиночно).
  3. Выясните значение этого растения в природе и жизни человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия "Уж верба вся душистая"

в данном познавательном занятие-игре задается образовательная ситуация, когда ребенок включается в реальный культурный процесс и в его имитацию. Прожив культурно-историческое событие через собственную...

Душистый льется чай...

Внеклассное мероприятие, посвященное истории появления чая и традиции чайных церемоний....

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Внеклассное мероприятие по развитию речи по теме: «Опять весна душистая повеяла крылом»

Занятие направлено на пополнение знаний учащихся о сезонных изменениях в природе весной, развитие творческого воображения, воспитания любви к родной природе....

Презентация к внеклассному мероприятию по развитию речи по теме: «Опять весна душистая повеяла крылом».

Данная презентация знакомит учащихся с сезонными изменениями в природе весной....

Экологическая тропа на школьном участке "мир душистых растений"

Игра - путешествие по пришкольному участку и знакомство с растительными ароматами....