Рабочая программа по курсу биологии для 9 класса, базовый уровень.
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Представлена рабочая программа по курсу биологии 9 класса (базовый уровень), составленная в соответствии с программой по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, предназначенная для работы в 2012-2013 учебном году в 9 классе общеобразовательной школы. В рабочей программе представлены все разделы, предусмотренные локальными актами школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bio_9kl.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснокутская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО __________ (Черкашина Т.Ф..) Протокол №_ от «____»_________2012 г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета протокол №__ от «___»____2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Краснокутская ООШ» _________ (Смоленко И.Н.). Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя Черкашиной Т.Ф.
первая квалификационная категория
по курсу биологии
для 9 класса
базовый уровень
2012-2013 уч.год.
Рабочая программа по биологии
для 9 класса
2. Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология. Общие закономерности» автора Сонина Н.И., Захарова В.Б. (Программы для общеобразовательных учреждений Биология 5-11 классы, М., Дрофа 2009г. 254 (2)с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с учетом рекомендаций инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».
Согласно действующему учебному плану программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование знаний о многообразии живой природы, происхождении живых организмов, их эволюции, систематике живых организмов, их взаимном влиянии друг на друга и на окружающую среду, методах изучения живых организмов;
- формирование умений проводить наблюдения за объектами живой природы, описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений за живыми объектами в таблицах, диаграммах, графиках, выявлять общие черты в строении животных и растений, применять полученные знания для объяснения общности происхождения живой природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности при выполнении лабораторных работ, в приобретении новых знаний, поиска дополнительной информации с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;
- формирование умений использования полученных теоретических знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, исследовательской и проектной деятельности, работе с разнообразными источниками информации, включая ресурсы Интернет, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Знание основ общей биологии необходимо для изучения химии, физики, физической географии, технологии, физической культуры, ОБЖ.
Изменения, произведенные в программе
По программе на изучение биологии отводится 70 часов, но в соответствии с действующим учебным планом, в 9 классе предусмотрено 34 учебных недели, поэтому сокращены 2 часа резервного времени, чтобы не было перегрузки учащихся.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (7 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, зачетов) и внедрения современных педагогических технологий с использованием медиасредств обучения.
По одному часу в каждой теме выделено для проведения контрольного тестирования. С целью подготовки учащихся к ГИА по биологии проводится тестирование по основным темам и выделены часы для проведения пробных экзаменов по биологии в новой форме.
2 часа из раздела «Эволюция живого мира на Земле» и 3 часа резервного времени перенесены для изучения раздела «Структурная организация живых организмов», поскольку в теме формируются понятия, необходимые для ГИА;
4 часа резервного времени добавляется к теме «Взаимоотношение организмов и среды. Основы экологии» для проведения экскурсий и практических работ;
на обобщение добавляется 4 часа, взятые из темы «Наследственность и изменчивость», так как тема достаточно легка для усвоения, материал темы не включен в кодификатор ГИА.
Для реализации рабочей программы по биологии используется УМК
- Сонин Н.И. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология. Общие закономерности» 9 класс. Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. - М. Дрофа, 2009г.
- Сонин Н.И. Захаров В.Б., Цибулевский С.В. «Биология. Общие закономерности» 9 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности» М. Дрофа, 2009г.. 128с.
- Материалы для подготовки ГИА по биологии, разработанные ФИПИ (итоговая аттестация по биологии 2010, 2011, 2012 год).
Распределение учебного времени:
Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов (63+5 часов резервное время)
Реализация практической части программы включает в себя следующие виды деятельности:
Виды деятельности | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Лабораторные и практические работы | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
экскурсии | 1 | 1 | 1 | 3 |
Большая часть лабораторных и практических работ является этапами комбинированных уроков, практические работы, проводимые как самостоятельные уроки, оцениваются.
Формы организации учебного процесса:
Рабочая программа по биологии в 9 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии и подготовку выпускников 9 класса к ГИА.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных степенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей и возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира уделено особое внимание терминам, понятиям, закономерностям и законам.
Каждая тема изучается блоками. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены зачеты по изученным блокам в виде тестирования или письменных контрольных работ в формате ГИА. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Выделены часы резервного времени для проведения пробного экзамена по биологии в новой форме, так как выпускники школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета по выбору для сдачи ГИА за курс основной школы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в требованиях к уровню подготовки выпускников. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Курс «Биология. Общие закономерности» отражает задачи, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Изучение курса биологии в 9 классе обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы. Изучение курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе. Для углубления знаний учащихся и расширение их кругозора предусмотрен ряд лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Предусмотрены экскурсии по разделам «Многообразие форм живой природы» и «Взаимоотношение организмов и среды обитания».
Система уроков ориентирована на формирование активной личности, готовой к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности» 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности» - М. Дрофа, 2010, 128с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков, ориентированных на воспроизведение изученного материала, тестов. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задания, требующие умения размышлять, сопоставлять и сравнивать выполняются в качестве домашней работы.
Изучение биологии в 9 классе обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся и соответствует государственным стандартам образования по предмету.
3. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
Прогнозируемые результаты освоения программы по биологии за курс основной школы:
у учащихся должны быть сформированы
Умения: на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов, их приспособленность к условиям окружающей среды. Использовать текст учебника для составления таблиц, для работы с натуральными объектами. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Понимать необходимость развития генетики и селекции для повышения эффективности с/х производства и снижения себестоимости продовольствия.
После изучения курса учащиеся должны
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- роль физических и химических процессов в живых системах разного уровня организации;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике с/х, в медицине, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистической точки зрения происхождения и развития жизни на земле, различных групп растений, животных и человека;
- давать аргументированную оценку новой биологической информации;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для м/б исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; презентацию с использованием ПК;
- владеть языком предмета.
4. Календарно-тематическое планирование
курса биологии для 9 класса
2 часа в неделю, всего 68 часов.
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
план | факт | ||||
Введение | 1 час | ||||
1 | Введение. Биология – наука о жизни. Роль биологии в практической деятельности людей | 1 | |||
Раздел I. Эволюция живого мира | 19 часов | ||||
Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | ||||
2 | Многообразие живого мира. Экскурсия по экологической тропе. Основные свойства живых организмов | 1 | |||
3 | Царства живой природы. Естественная классификация живых организмов | 1 | ГИА: ч1 вар1 зад 1-5 | ||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 1 | ||||
4 | Предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина | 1 | |||
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 3 | ||||
5 | Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе | 1 | 17/09 | ||
6 | Учение Дарвина о естественном отборе | 1 | |||
7 | Формы естественного отбора | 1 | ГИА Ч-А1 В1 Зад. 6-9, ч-В зад1. | ||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | ||||
8 | Приспособляемость организмов – результат действий естественного отбора. | 1 | |||
9 | физиологические адаптации. Практическая работа «Выявление приспособленности к среде обитания» | 1 | |||
Тема 1.5. Микроэволюция | 3 | ||||
10 | Вид, его критерии и структура. Практическая работа №1 «Морфологический критерий вида» | 1 | |||
11 | Популяции | 1 | |||
12 | Видообразование | 1 | |||
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | ||||
13 | Биологические последствия адаптации. | 1 | |||
14 | Главные направления в эволюции | 1 | |||
15 | Зачет «Учение об эволюции органического мира» | 1 | Тест по теме. | ||
Тема 1.7 Возникновение жизни на земле | 2 | ||||
16 | Современные представления возникновения жизни на Земле | 1 | |||
17 | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни | 1 | |||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3 | ||||
18 | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эру | 1 | |||
19 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру | 1 | |||
20 | Место и роль человека в системе органического мира. эволюция человека. | 1 | |||
Раздел II. Структурная организация живых организмов | 15 часов | ||||
Тема 2.1 Химическая организация клетки | 4 | ||||
21 | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки | 1 | |||
22 | Органические вещества клетки – липиды, углеводы, | 1 | |||
23 | Органические вещества клетки – белки | 1 | ГИА: Демо-2012, ч-А | ||
24 | Органические вещества клетки – нуклеиновые кислоты | 1 | |||
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | ||||
25 | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 1 | |||
26 | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов | 1 | |||
27 | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. | 1 | |||
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 7 | ||||
28 | Прокариотическая клетка. Практическая работа №2 «Изучение клеток бактерий» | 1 | |||
29 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана. Цитоплазма, органоиды цитоплазмы. | 1 | |||
30 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | ГИА: демо-2013 вар1, чС | ||
31 | Изучение клеток растений и животных. Практическая работа №3 | 1 | |||
32 | Деление клеток | 1 | |||
33 | Клеточная теория строения организмов | 1 | |||
34 | Зачет по теме «Клетка» | 1 | тестирование | ||
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организма | 5 часов | ||||
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 | ||||
35 | Бесполое размножение организмов | 1 | |||
36 | Половое размножение организма. Развитие половых клеток. Оплодотворение | 1 | ГИА: демо-2013, ч-В. | ||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организма (Онтогенез) | 3 | ||||
37 | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | 1 | |||
38 | Постэмбриональный период развития. | 1 | |||
39 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | 1 | |||
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов. | 14 часов | ||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 7 | ||||
40 | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя. | 1 | |||
41-42 | Законы Менделя. Закон доминирования (1 закон Менделя) Закон расщепления. Закон чистоты гамет (2 закон Менделя) Дигибридное скрещивание | 2 | |||
43 | Решение генетических задач | 1 | |||
44 | Генетика пола | 1 | |||
45 | Генотип как система взаимодействующих генов | 1 | |||
46 | Практическая работа №4 «составление родословных и их анализ » | 1 | |||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 4 | ||||
47 | Основные формы изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивостьМутации. | 1 | |||
48 | Закономерности изменчивости. Фенотипическая (модификационная) изменчивость. | 1 | ГИА: демо-2013 ч-С | ||
49 | Экскурсия по экологической тропе «Фенотипическая изменчивость организмов» | 1 | |||
50 | Выявление изменчивости организмов. Практическая работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой» | 1 | |||
51 | Зачет «Наследственность и изменчивость» | 1 | |||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 3 | ||||
52 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | |||
53 | Методы селекции растений и животных | 1 | |||
54 | Селекция микроорганизмов. Основные направления и достижения современной селекции | 1 | |||
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 9 часов | ||||
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 6 | ||||
55 | Структура биосферы. | 1 | |||
56 | Круговорот веществ в природе. | 1 | |||
57 | Экологические факторы | 1 | |||
58 | Биогеоценозы и биоценозы. Видовое разнообразие | 1 | |||
59 | Биотические факторы среды пищевые связи в экосистемах. Практическая работа №6 «Составление схем передачи веществ и энергии» | 1 | |||
60 | Практическая работа №7 «Описание экосистем своей местности». Экскурсия по экотропе | 1 | |||
Тема 5.2. Биосфера и человек. | 3 | ||||
61 | Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1 | |||
62 | Роль человека в биосфере | 1 | |||
63 | Экологические проблемы — результат деятельности человека в биосфере | 1 | |||
Обобщение | 5 | ||||
64 | Становление современной теории эволюции | 1 | тесты | ||
65 | Клетка — функциональная и структурная единица живого | 1 | |||
66 | Экскурсия «Взаимодействие организмов и среды обитания» | 1 | |||
67 | Итоговое тестирование | 1 | |||
68 | Анализ итогового тестирования | 1 |
5. Содержание программы учебного курса биологии 9 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на земле | 19 | |
2 | Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 |
3 | Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 1 |
4 | Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 3 |
5 | Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 |
6 | Тема 1.5. Микроэволюция | 3 |
7 | Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 |
8 | Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле | 2 |
9 | Тема 1.8 Развитие жизни на Земле | 3 |
Раздел II. Структурная организация живых организмов | 15 | |
10 | Тема 2.1 Химическая организация клетки | 4 |
11 | Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 |
12 | Тема 2.3. Строение и функции клеток | 7 |
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |
13 | Тема 3.1. Размножение организмов | 2 |
14 | Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов | 3 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | 14 | |
15 | Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 7 |
16 | Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 4 |
17 | Тема 4.3. Селекция животных, растений, микроорганизмов | 3 |
Раздел 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии | 9 | |
18 | Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 6 |
19 | Тема 5.2. Биосфера и человек | 3 |
Обобщение | 5 | |
итого | 63+5 резерв |
5. Содержание учебного курса биологии для 6 класса
Введение 1 час.
Место курса общая биология в системе биологических наук. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства живого на Земле.
Эволюция жизни 19 часов.
Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов 2 часа.
Единство химического состава. Клеточное строение организмов. Свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость как основа существования организмов. Рост и развитие, раздражимость.
Царства живой природы, краткая характеристика. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период 1 час.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений о неизменности живого. Работы Линнея, Ламарка по систематике и эволюции.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. 3 часа.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Учение Дарвина о искусственном и естественном отборе. Вид как эволюционная единица. Движущие силы эволюции.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 2 часа.
Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения животных. Забота о потомстве, физиологические адаптации.
Микроэволюция 3 часа.
Вид как генетически изолированная система. Репродуктивная изоляция, ее механизмы. Популяционная структура вида; экологическая и генетическая характеристика популяций. Пути и скорость видообразования.
Лабораторные работы: изучение приспособленности организмов к среде обитания. Изучение изменчивости, критерии вида.
Макроэволюция 3 часа.
Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и регресс. Основные закономерности эволюции, результаты эволюции.
Возникновение жизни на земле 2 часа.
Органический мир как результат эволюции. Химический, предбиологический (теория Опарина А.И.), биологический и социальный этапы развития материи. Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эру.
Филогенетические связи в живой природе, естественная классификация организмов.
Развитие жизни на Земле 3 часа.
Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека, место человека в живой при роде, стадии эволюции человека, свойство человека как биологического вида, человеческие расы . Антинаучность расизма.
Химическая организация клетки 4 часа.
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества. Микроэлементы, макроэлементы, вода, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Органические вещества клетки: белки, жиры, нуклеиновые кислоты — строение и биологическая роль. Осмос и осмотическое давление, катионы и анионы, поступление веществ в клетку. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму. РНК, структура, функции, виды.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке 3 часа.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение, накопление энергии в клетке, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров, углеводов.
Строение и функции клеток 7 часов.
Прокариотические клетки: структурно-функциональные особенности, форма, размеры. Строение бактериальной клетки. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование, размножение, место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка: структурно-функциональные особенности. Органеллы цитоплазмы, их функции, цитоскелет. Клеточное ядро, его функции и структура. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз, мейоз. Клеточная теория строения организмов.
Лабораторная работа: изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное строение организмов 5 часов.
Размножение организмов 2 часа.
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение организмов; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 3 часа.
Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период, его формы: прямое и непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Раздел 4. наследственность и изменчивость организмов 14 часов.
Закономерности наследования признаков 7 часов.
Открытие Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Лабораторные работы: решение генетических задач; составление и анализ родословных.
Закономерности изменчивости 4 часа.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации, их значение для сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость, ее эволюционное значение. Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Лабораторная работа: построение вариационной кривой.
Селекция растений, животных, микроорганизмов 3 часа.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Достижения и основные направления селекции. Значение селекции для развития с/х и промышленности.
Раздел 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии 9 часов.
Биосфера, ее структура и функции 6 часов.
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры и влажности в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия факторов среды, их взаимодействие. Смена биоценозов, причины, формирование новых сообществ.
Лабораторные работы: составление схем передачи вещества и энергии.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия в данной экосистеме.
Биосфера и человек 3 часа.
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биосферу, последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования и охраны природы. Обеспечение природными ресурсами населения планеты. Заповедники, их роль в охране природы.
Практическая работа: анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Заключение 1 час.
6. Формы и средства контроля.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются устный опрос, тестирование и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: биологические диктанты, тесты. Основные виды проверки знаний – текущий, тематический и итоговый контроль. Текущая контроль знаний проводится систематически из урока в урок, тематический контроль проводится в форме устных и письменных зачетов, тестов в формате ГИА, итоговый контроль в форме пробного экзамена в формате ГИА по завершении темы (раздела), школьного курса. Для подготовки к ГИА используются примерные варианты тестирования и демоверсия ГИА по биологии 2010, 2011, 2012, 2013 год.
7.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Используемый УМК:
- Сонин Н.И. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология. Общие закономерности» 9 класс. Учебник для общеобразовательных учеб.заведений. - М. Дрофа, 2009г.
- Сонин Н.И. Захаров В.Б., Цибулевский С.В. «Биология. Общие закономерности» 9 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности» М. Дрофа, 2009г.. 128с.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 класс -М., Дрофа 2009., 254 (2)с.
- Биология 9 класс поурочные планы — В., Учитель, 2008, 237с.
- Семенцова В.Н. Биология 9 класс. Технологические карты уроков. - С.Пб, Паритет 2001, 224с.
Дополнительная литература
- Энциклопедия Я познаю мир
- Коростелев А. Человек от А до Я.
Перечень оборудования:
- Гербарий растений
- коллекции семян, листьев древесных пород,
- муляжи и влажные препараты
- микропрепараты растительных и животных тканей
- микроскоп
- гербарий культурных растений
- муляжи плодов и корнеплодов культурных растений.
ТРЕБОВАНИЯ
К ОСНАЩЕНИЮ (ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ)
Практические работы, рекомендованные в соответствии с примерными
министерскими программами базового уровня для 6-9 классов
(Стандарт основного общего образования)
классы | Темы лабораторных и практических работ | Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
9 класс | Изучение изменчивости | Гербарий растений (коллекция) - 1 (на класс) |
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом | Микроскоп – 1; набор микропрепаратов: а) растительных тканей и органов - 1 (на класс); б) животных тканей (Человека) - 1 (на класс) | |
№ 1 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. | Гербарий культурных растений - 1 (на класс), Муляжи плодов культурных растений - 1 (на класс) муляжи корнеплодов культурных растений - 1 (на класс) | |
№ 2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания | Гербарий растений (коллекция) - 1 (на класс), набор изображений животных - 1 (на класс) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко
Рабочая программа учителя составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...
Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень) и Аннотация к программе
Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень).По алгебре за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра 7 – 9 классы. Предметная линия учебников Макарычева Ю. Н. и дру...
Рабочая программа учебного курса "Физика. 11 класс" ,базовый уровень.
Рабочая проограмма по физике 11 кл. Базовый уровень. Г.Я. Мякишев....
Рабочая программа предметного курса «Математика» 11 класс (базовый уровень).
Рабочая программа предназначена для изучение математики в 11 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 4 часа в неделю....
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса...
Рабочая программа Учебный курс – обществознание 10 класс (базовый уровень)
Календарно-тематическое планированиеКласс ________10________Количество часов в год __70___ ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...