Урок биологии в 7 классе на тему: « Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности». Цели: познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания. ЗАДАЧИ: - рассмотреть особенности организации моховидных;
- выявить признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями;
- продолжить формирование умений работать с гербариями, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Тип урока: комбинированный Оборудование: гербарные экземпляры, карточки - задания, проектор, ПК, презентация (приложение). Ход урока. Актуализация знаний. Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями. Ткани | Функции | А) Покровная | 1. Рост организма | Б) Образовательная | 2. Запасание питательных веществ | В) Проводящая | 3. Выделение веществ | Г) Механическая | 4. Защита | Д) Секреторная | 5. Опора | Е) Основная | 6. Транспорт питательных веществ, воды, продуктов фотосинтеза. |
Дайте определение понятий: Ткань - Орган - Репродуктивный орган - Спорангий - Спора - Эмбриональный период - Постэмбриональный период - Изучение нового материала. 1. Учащимся предлагается отгадать загадку: - Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке, на ножке Куда не глянь растет. Он снизу - беловатый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты. Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны. Лечил в глуши лесной. (Мох). - Мы продолжаем знакомство с разнообразием растительного мира и сегодня на уроке познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения, размножения и значения мхов (слайды 1, 2). - Откройте тетради, запишите тему урока. (Учащиеся записывают тему). 2. Общая характеристика отдела Моховидные (слайд 3): Учитель: моховидные - это древняя, самая примитивная группа высших растений, ныне живущих на Земле. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. По оценкам разных специалистов, современные моховидные представлены 20-25 тыс. видов, распространенных на всех континентах. Особенно это относится к Северному полушарию, где на больших площадях (на болотах, иногда в лесах) моховидные доминируют в растительном покрове. Эти растения предпочитают наиболее увлажненные места, однако произрастают и на каменистых склонах гор, в пустынях, на сухих открытых скалах, в тундрах, но не встречаются в морях, на сильно засоленных почвах, в ледниках и сыпучих песках. 3. Псилофиты - родоначальники мхов (слайд 4): Псилофиты - самые примитивные из всех известных высших растений. Первые, самые примитивные из них представляли собой голые, дихотомически ветвящиеся стебельки; росли они в непосредственной близости к воде, вместо корней у них были ризоиды; на кончиках стебелька сидели примитивные спорангии в виде простых мешочков. Псилофиты дали начало ветвям эволюции, представленным мохообразными, плауновидными и папоротникообразными. 4. Особенности строения мхов (слайд 5): У мохообразных, как и у всех остальных высших растений имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней нет, но есть ризоиды. Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней (Дети отвечают). Ризоиды - выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату и всасывают воду и растворенные минеральные вещества. Сравните строение мха и нитчатой водоросли. Отметьте черты сходства и отличия. О чем свидетельствуют сходство их строения и отличие? (Ответ учащихся). Мохообразные по своей организации и экологии очень близки к водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие - не может осуществляться. 5. Преобладание гаметофита над спорофитом - характерная особенность мхов, резко выделяющая их среди всех современных наземных растений. (Слайд 6-7): - Изучите текст учебника на с.54. Ответьте на вопрос: Как размножается кукушкин лен? Где расположены органы полового размножения? Как называются мужские органы полового размножения? (Антеридии). Как называются женские органы полового размножения? (Архегонии). -Как мы уже говорили, мхам для осуществления процесса оплодотворения необходима вода. О родстве, с какими организмами это говорит? -При наличии воды подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота. Что образуется из зиготы на следующий год? - Что происходит после созревания спор? 6. Систематика моховидных: Отдел моховидных включает три группы, из которых наиболее распространены листостебельные мхи (слайд 8). Запишите схему к себе в тетрадь. - Давайте познакомимся с краткой характеристикой классов (сообщения учащихся) (слайды 9-11) 7. Использование мхов человеком и значение листостебельных мхов в природе. (Обратить особое внимание на строение и значение торфообразующих мхов). Ответить на вопрос: во время Великой Отечественной войны при недостатке перевязочных материалов медики использовали высушенный мох сфагнум. Почему именно этот мох? Какие свойства сфагнума использовали и в каком качестве? III. Закрепление (слайды 12, 13) I V. Подведение итогов. V. Домашнее задание: изучить статью "Отдел Моховидные". Подготовить сообщение. Литература: - Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.
- Биология. Мир растений. Задачи. Автор: Е.Н. Демьянков.
Приложение. |