Урок в 7 классе на тему "Отдел Моховидные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Агапова Антонида  Александровна

Разработка урока на тему "Отдел Моховидные" с использованием информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_otdel_mohovidnye..doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок  биологии в 7 классе на тему:

« Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности».

Цели: познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.

ЗАДАЧИ:

  1. рассмотреть особенности организации моховидных;
  2. выявить признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями;
  3. продолжить формирование умений работать с гербариями, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: гербарные экземпляры, карточки - задания, проектор, ПК, презентация (приложение).

Ход урока.

Актуализация знаний.

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями.

Ткани

Функции

А) Покровная

1. Рост организма

Б) Образовательная

2. Запасание питательных веществ

В) Проводящая

3. Выделение веществ

Г) Механическая

4. Защита

Д) Секреторная

5. Опора

Е) Основная

6. Транспорт питательных веществ, воды, продуктов фотосинтеза.

Дайте определение понятий:

Ткань -

Орган -

Репродуктивный орган -

Спорангий -

Спора -

Эмбриональный период -

Постэмбриональный период -

Изучение нового материала.

1. Учащимся предлагается отгадать загадку:

- Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке, на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны.
Лечил в глуши лесной. (Мох).

- Мы продолжаем знакомство с разнообразием растительного мира и сегодня на уроке познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения, размножения и значения мхов (слайды 1, 2).

- Откройте тетради, запишите тему урока. (Учащиеся записывают тему).

2. Общая характеристика отдела Моховидные (слайд 3):

Учитель: моховидные - это древняя, самая примитивная группа высших растений, ныне живущих на Земле. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. По оценкам разных специалистов, современные моховидные представлены 20-25 тыс. видов, распространенных на всех континентах. Особенно это относится к Северному полушарию, где на больших площадях (на болотах, иногда в лесах) моховидные доминируют в растительном покрове. Эти растения предпочитают наиболее увлажненные места, однако произрастают и на каменистых склонах гор, в пустынях, на сухих открытых скалах, в тундрах, но не встречаются в морях, на сильно засоленных почвах, в ледниках и сыпучих песках.

3. Псилофиты - родоначальники мхов (слайд 4):

Псилофиты - самые примитивные из всех известных высших растений. Первые, самые примитивные из них представляли собой голые, дихотомически ветвящиеся стебельки; росли они в непосредственной близости к воде, вместо корней у них были ризоиды; на кончиках стебелька сидели примитивные спорангии в виде простых мешочков. Псилофиты дали начало ветвям эволюции, представленным мохообразными, плауновидными и папоротникообразными.

4. Особенности строения мхов (слайд 5):

У мохообразных, как и у всех остальных высших растений имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней нет, но есть ризоиды. Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней (Дети отвечают). Ризоиды - выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату и всасывают воду и растворенные минеральные вещества.

Сравните строение мха и нитчатой водоросли. Отметьте черты сходства и отличия. О чем свидетельствуют сходство их строения и отличие? (Ответ учащихся). Мохообразные по своей организации и экологии очень близки к водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие - не может осуществляться.

5. Преобладание гаметофита над спорофитом - характерная особенность мхов, резко выделяющая их среди всех современных наземных растений. (Слайд 6-7):

- Изучите текст учебника на с.54. Ответьте на вопрос: Как размножается кукушкин лен? Где расположены органы полового размножения? Как называются мужские органы полового размножения? (Антеридии). Как называются женские органы полового размножения? (Архегонии). 

-Как мы уже говорили, мхам для осуществления процесса оплодотворения необходима вода. О родстве, с какими организмами это говорит?

-При наличии воды подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота. Что образуется из зиготы на следующий год?

- Что происходит после созревания спор?

6. Систематика моховидных:

Отдел моховидных включает три группы, из которых наиболее распространены листостебельные мхи (слайд 8). Запишите схему к себе в тетрадь.

- Давайте познакомимся с краткой характеристикой классов (сообщения учащихся) (слайды 9-11)

7. Использование мхов человеком и значение листостебельных мхов в природе.

(Обратить особое внимание на строение и значение торфообразующих мхов).

Ответить на вопрос: во время Великой Отечественной войны при недостатке перевязочных материалов медики использовали высушенный мох сфагнум. Почему именно этот мох? Какие свойства сфагнума использовали и в каком качестве?

III. Закрепление (слайды 12, 13)

 I V. Подведение итогов.

V. Домашнее задание: изучить статью "Отдел Моховидные". Подготовить сообщение.

Литература:

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.
  2. Биология. Мир растений. Задачи. Автор: Е.Н. Демьянков.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

презентация к уроку 6 класс " Отдел Моховидные"

презентация содержит общюю харакиеристику отдела,классификацию,красочные фотографии....

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...