«Урок - смотр знаний по теме "Кровь. Кровообращение." 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Цели:

  • Обобщить все знания, полученные при изучении темы «Кровь и кровообращение».
  • Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказанием первой медицинской помощи при различных видах кровотечения, значению сердца нашего организма, данных кардиологии, влиянию вредных веществ на сердечно- сосудистую систему.

Задачи:

  • Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации
  • формировать у учащихся бережного отношения к своему здоровью и активной жизненной позиции.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.                                                              

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания о крови и органах кровообращения, конкретизируют знания о гигиенических правилах органов кровообращения, первой помощи при кровотечениях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Урок - смотр знаний по теме "Кровь. Кровообращение."

Цели: 

  • Обобщить все знания, полученные при изучении темы «Кровь и кровообращение».
  • Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказанием первой медицинской помощи при различных видах кровотечения, значению сердца нашего организма, данных кардиологии, влиянию вредных веществ на сердечно- сосудистую систему.

Задачи: 

  • Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации
  • формировать у учащихся бережного отношения к своему здоровью и активной жизненной позиции.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.                                                                             Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания о крови и органах кровообращения, конкретизируют знания о гигиенических правилах органов кровообращения, первой помощи при кровотечениях.

Оборудование: муляж сердца, мультемидийная презентация, таблицы по теме, карточки с биологическими заданиями, бинт, жгут, вата, перекись водорода.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, пожмём руку товарищу и пожелаем удачи в работе и начнём урок.

Мотивация: Загадки

  1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
  2. Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)
  3. Кто целый век в клетке? (Сердце)
  4. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)

Вступительное слово учителя: В течение нескольких уроков мы изучали кровь, строение органов кровообращения, их функции, знакомились с некоторыми заболеваниями, с гигиеническими навыками, учились грамотно оказывать первую медицинскую помощь. На сегодняшнем уроке мы проведем обобщение полученных знаний по теме «Кровь и кровообращение». Итак, у нас сегодня смотр знаний по данной теме.

II. Основная часть урока:

Интеллектуальная разминка

 « ТЕРМИНЫ »

Цель: проверить усвоение понятий и терминов по теме

1. Жидкая ткань, состоящая из плазмы и клеток, выполняющая транспортную, защитную, гуморальную функции (кровь).

2. Самый большой сосуд отходящий от сердца (аорта).

3.Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия).

4. Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).

5.  Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).

 6. Белые кровяные клетки (лейкоциты).

7. Белок, имеющий пигмент красного цвета, находящийся в эритроцитах (гемоглобин).

8. Человек, получивший кровь для переливания (реципиент).

9. Ритмические сокращения стенок артерий  (пульс).

10. Человек дающий кровь для переливания.(донор)

11. Красные кровяные клетки (эритроциты).

12. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).

Биологические задачи

Задача 1.

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название?

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.

Задача 2.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда.

Задача 3.

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Ответ: Из-за несовместимости групп крови.

Задача 4.

В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе?

Ответ: Сердце может быть расположено справа, что является врожденной аномалией. Правостороннее расположение сердца не сказывается отрицательно на его деятельности и не влечет за собой нарушения кровообращения. Но иногда правостороннее расположение сердца сочетается с таким врожденным пороком, как недоразвитие клапанов. В таких случаях возникает неизбежно нарушение сердечной деятельности, создается угроза здоровью и даже жизни.

Задача 5. У человека после сытного обеда возникает сонливость. Объясните это явление. Ответ: Одновременно напряженная работа многих систем невозможна. Например, после сытного обеда наиболее энергично функционируют органы пищеварения, к ним направляется значительная часть крови, а для нормальной работы головного мозга, ее начинает не хватать, и мы испытываем сонливость.

Конкурс 3. «Что означают цифры?»

 Что означают следующие цифры и числа.

    Задание:

1.     90 % ( количество воды в крови ).

2.     300 г ( масса сердца ).

3.     60-80 раз в мин. ( количество сердечных сокращений ).

4.     120 дней ( продолжительность жизни эритроцитов ).

5.     0,8 с  (длительность сердечного цикла ).

6.     5 млн/мм3      ( количество эритроцитов).

7.     30-50 см/с ( скорость тока крови в аорте ).

8.     120/80 мм рт.ст. ( нормальное артериальное давление крови ).

9.  6-9 тыс./мм3 ( количество лейкоцитов ).

10. 2,5 см (диаметр аорты)  

Рубрика “Интересно знать…” (3 минуты)

…если все эритроциты одного человека
уложить рядом, то получилась бы лента, три раза
опоясывающая земной шар по экватору.

…если считать эритроциты человека со
скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы
пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет.

 …в один день костный мозг производит
320 миллиардов эритроцитов!

…что лейкоциты, рождаясь в костном
мозге, селезенке и лимфатических узлах, живут 4—5
дней и на смену им приходят все новые и новые
“славные воины”?

…что причиной несвертываемости крови
может быть болезнь гемофилия, которая передается
по наследству по женской линии, но болеют ею
только мужчины?

…в теле человека насчитывается 100—160
миллиардов капилляров. Если бы было можно
вытянуть их в одну линию, то ее длина составила бы
60—80 тысяч километров. Это в два раза больше длины
земного экватора.

…физиолог Вебер, живший в XIX веке, мог
по своему желанию останавливать свое сердце! Во
время одного из таких опытов перед студентами он
довел себя до обморока.

Валеологическая пауза

 А сейчас мы проверим, как наша сердечно-сосудистая система реагирует на физическую нагрузку. В первом задании вы отметили, что пульс – это ритмические сокращения сердца. Частота пульса зависит от потребностей организма в кровоснабжении. Изменение частоты пульса чаще всего можно наблюдать во время тяжелой физической работы. Вот как это происходит. При работе мышц тела образуется углекислый газ. В правом предсердии имеются клетки, которые реагируют на присутствие углекислого газа. Они заставляют сердце биться чаще. А когда мышцы перестают работать, углекислого газа в крови становится меньше, и сердце начинает биться медленнее.

Теперь в состоянии покоя мы подсчитаем пульс за 15 сек.  

За 45 сек. спокойно, не торопясь, сделаем 30 приседаний. Считаем пульс.

 Посчитать частоту пульса в состоянии покоя и после 30 приседаний. Почему изменилась частота пульса?

СЦЕНКА  (объяснить процесс)

Действующие лица: студенты (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).

Юноши не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате один из юношей падает в обморок (клетка погибает), другой убегает, затем возращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

   Консилиум «Найди ошибку».

1.     Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 ммих 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной двояковогнутого диска ) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов).

2.     Лейкоциты

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие  в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз).

Рассказ сердца о себе,. .

Мне так плохо, так устало,
Наверное, осталось мало. . .
Могли бы только вы понять -
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А он так непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы только от куренья пропадём.

Вопрос: Какие заболевания вам известны? (инсульт, инфаркт, гипертония, тромбофлибия  и т.д)

1. Каковы причины на ваш взгляд, приводящие к заболеванию органов кровообращения?

http://festival.1september.ru/articles/412822/img1.jpg

2. Назовите основные меры профилактики

Задание  «ПРИЕМ В ТРАВМОПУНКТЕ»

1.     У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2.     У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Тип кровотечения – капиллярный.  Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.   

III. Итог урока.

Учет проверки знаний учащихся групп.

Фамилия ученика

«Термины»

Биологи-ческая задача

«Что

означают

цифры»

Прием в тавм-пункте

Оценка

Уч-ся

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- смотр знаний по геометрии в 7 классе

В конце учебного года в 7 классе провожу урок- смотр знаний для родителей. На этом уроке ребята показывают знания теории, умения решать задачи как базисного уровня, а так и задачи продвинутого уровня....

Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.«Сложение и вычитание десятичных дробей"

Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить   знания; установить связь между теорией и практикой. Содействовать рациональной организации труда; воспитыва...

Урок – смотр знаний в 7 классе по физике. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цель урока:  закрепить, обобщить знания и умения учащихся по теме «Давление», проверить умение пользоваться приборами и навыки использования своих знаний. Воспитывать гордость за свои усп...

Урок - общественный смотр знаний по истории 5 класс

Цели: проверить знания учащихся за курс истории древнего мираОборудование: настенные карты, презентация с заданиями...

Презентация к уроку "Урок – смотр знаний в 5 класс по математике. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»."

Презентация к уроку:Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»....