Интегрированный урок «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Место урока в учебном курсе: рассчитан для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obraz_oseni.docx | 168.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов»
Интегрированный урок
«Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»
Гуляева Наталья Павловна – учитель музыки
Фролова Алла Михайловна – учитель ИЗО, черчения и МХК
октябрь 2018 г.
Пояснительная записка.
Место урока в учебном курсе: урок рассчитан для учащихся 5 класса.
Урок «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»
входит в раздел учебной дисциплины по ИЗО и музыке « Музыка и ИЗО».
Урок интегрированный (Музыка и ИЗО).
Выявление у детей эмоционального отклика на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы, помочь почувствовать красоту осенней природы посредством музыки, живописи, поэзии; развивать эстетическое воображение к действительности.
Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам урока.
В течении урока обучающие исследуют и находят необходимую информацию, выполняют различные виды деятельности( фронтальную и индивидуальную).
Урок дает сформировать представление о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства на примере состояний образов осенней природы.
Интегрированный урок в 5 «а» классе (ИЗО и музыка)
Тема: «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов».
Тип урока: интегрированный урок
Цель урока: сформировать представление о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства на примере состояний образов природы.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к произведениям искусства;
- воспитание музыкального, художественного вкуса;
- активизировать стремление учащихся к самовыражению, смело выражать то, что они чувствуют, изобразительными средствами, высказываниями, движениями рук
- творческое мышление, любовь к искусству.
2. Развивающие:
- развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать живопись, музыку и выражать своё отношение к ним;
- развитие творческого воображения;
- развитие образно-ассоциативного мышления учащихся.
3. Образовательные:
-углубить знания о выразительных и изобразительных возможностях музыки;
- обучение элементам анализа художественного, поэтического и музыкального произведения;
- обучение художественной грамотности, формированию практических навыков работы цветом и в технике эстамп, для передачи осеннего пейзажа;
- научить объединять различные виды художественной деятельности – изобразительное искусство, музыку, поэзию;
- поиск справочного материала о северных художниках, поэтах и музыкантов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый
- объяснительно - иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Оборудование и материалы:
1. Наглядные пособия (авторская мультимедийная презентация)
- Музыкальная аудио-запись, проектор
3. Образцы техники эстамп, палитра осени
4. Художественные материалы (гуашь, кисти, губка, тонированная бумага, баночка с водой)
5. Гербарий
6. Костюмы ведущих, осенние листья для физминутки
Музыкальный материал: звуки зимы, П.И.Чайковский «Зима. Январь», Г. Свиридов музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина « Метель».
Художественный ряд: картины местных художников: Надежды и Павла Выучейских, Юрия Яворика.
Методические приемы: беседа, рассмотрение иллюстраций картин, физминутка, исполнительская деятельность: музыкально-ритмические движения, практическая работа учащихся, выставка работ, подведение итогов урока.
Метапредметные связи: музыка, ИЗО, МХК, литература.
Продолжительность урока: 40 минут
Ожидаемый результат:
- личностное освоение содержания музыкального образа на основе ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- усвоение терминов и понятий музыкального и художественного языка на основе выявления их общности и различий;
- сформировать наглядно-образное представление музыкального текста;
- научатся воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности - изобразительное искусство, музыку, движение;
- совершенствуется техника работы гуашью;
- развитие творческого воображения.
Ход урока
Слайд№1 (оранжевый фон)
- Организационный момент
Учитель Музыки: Добрый день, дорогие ребята!
Учитель ИЗО: Сегодня у нас необычный урок. А необычный он потому, что у нас сегодня гости. Повернитесь и улыбкой поприветствуйте их.
Учитель Музыки: Сегодня в мир прекрасного вас поведут два вида искусства: музыка и живопись.
1 этап. Подготовительный
Королева Музыки: Мы сегодня не просто так пришли в костюмах, и вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети…..
Королева ИЗО: Совершенно верно, сегодня мы будем с вами говорить об осени в творчестве поэтов, художниках, композиторах воспевающих наш северный край!
Слайд№2 Тема урока с эпиграфом «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов».
Учитель ИЗО:
Дороги и реки,
крик стаи гусиной
и топот оленей,
везущих аргиш, -
мой ненецкий край,
На груди у России
Полярной звездою
ты ярко горишь!
П. Явтысый
Вы услышали отрывок из стихотворения нашего северного поэта Прокопия Явтысого
Учитель Музыки: Какие чувства вложил в этот отрывок поэт?...........
Дети:
Учитель А вы какие чувства испытываете к своему родному краю? ….
Дети
Учитель: Скажите, а вы любите осень и почему?
Дети:
Учитель ИЗО: Какая бывает осень по характеру? (ответы ребят)
Учитель Музыки: Скажите, а у вас настроение меняется от погоды? (ответы детей)
Слайд№3 Анимация дождик
Учитель Музыки: читает стихотворение о дождике Николаевой Елены
Все ругают дождик...
Все ругают дождик,
А ему обидно:
Он же так старался!
Разве вам не видно?
Вымыл все дорожки,
Крыши и машины,
Парки, стадионы,
Окна и витрины.
Стало всё блестящим
И таким красивым!
Но никто за это
Не сказал: "Спасибо".
Вот, и плачет дождик,
Моросит уныло -
Он же так старался
Добрым быть и милым!
Учитель: Давайте скажем дождику спасибо за его старания. Вот и сегодня на уроке мы с вами будем учиться слышать, понимать и чувствовать произведения искусства с которыми будем знакомиться и находить краски, звуки для художественного озвучивания стихотворения . …………………….
СЛАЙД С ЗАДАЧАМИ и Вопрос……Ребята, как вы думаете, какие задачи сегодня мы поставим на уроке? Что вы ждете от урока?….
Учитель Музыки: Ребята, вам было дано всем разное домашнее задание.
Какое задание было дано 1 ой колонке?
1 колонка: Найти известных северных поэтов нашего края.
Учитель ИЗО: Назовите каких вы нашли поэтов нашего края?
Ответы детей:
- Прокопий Андреевич Явтысый (1932 – 2005)
Ненецкий поэт, прозаик, художник. Родился в семье оленевода.
2) Алексей Ильич Пичков. Писатель, поэт, журналист. Родился в 1934 г на полуострове Канин на берегу Белого моря в семье оленевода.
3) Василий Николаевич Ледков (1933г. – 2002)
Прозаик и поэт. Родился в Большеземельской тундре в семье оленевода.
4) Алексей Пичков
Слайд№4 Появляются фото поэтов
Учитель Музыки: О чём писали поэты в своих произведениях?
Учитель Музыки: Все произведения ненецких поэтов знакомят читателей с их малой родиной – тундрой. Мы узнаем о животных и растениях нашего края, узнаем, как живут люди, чем они занимаются.
Учитель ИЗО: Какое задание было дано 2 ой колонке?
2 колонка: найти художников, которые воспевали красоту нашего северного края;
Дети: Надежда Выучейская , Прокопий Явтысый….
Учитель ИЗО: Давайте познакомимся с нашими северными художниками: Надеждой и Павлом Выучейскими (брат и сестра)
Слайд№5 Портрет Надежды Выучейской и картины
Учитель ИЗО: Художники в свойственной каждому из них индивидуальной манере создают на своих картинах удивительный, загадочный мир северной природы и ее жителей.
Слайд№6 Портрет Павла Выучейского и картины
Учитель ИЗО: Самобытный художник Павел Выучейский, званий никаких не имел, тем не менее его работы притягательны и колоритны.
Слайд№ 7 Портрет Евгения Одегова и картины
Слайд№8 Портрет Юрия Яворика
Учитель Музыки: Какое задание было дано 3 ей колонке?
3 колонка: найти композиторов - песенников нашего края и города.
Дети: (Епифановский, Т. Сядейская и т.д.)
Слайд№9 (портреты композиторов-песенников)
Учитель Музыки: А какие народные инструменты нашего края вы знаете?
Ответы детей
Учитель Музыки: Скажите, какие музыкальные инструменты у меня в руках?
Ответы детей
2этап. Основной
Учитель ИЗО: А сейчас скажите, пожалуйста, могут ли соединиться вместе такие области искусства как: живопись, музыка, поэзия?
Учитель Музыки: Сегодня на уроке мы попробуем объединить эти виды искусств. Давайте рассмотрим на примере стихотворения
Слайд№ 10 стихотворение на слайде читает Учитель ИЗО
Учитель Музыки: Какие вы услышали главные слова, которые отражают красоту и характер Севера.
Ответы детей
Учитель Музыки: А сейчас попробуем это стихотворение не только услышать, но и увидеть.
Учитель объясняет задание, что нужно делать каждой колонке
Ребятам раздаются целлофановые пакеты (шуршание листвы, бубен) остальные машут руками, изображая ветер, звучит музыка и ученик читает выразительно стихотворение
Слайд№ 10 стихотворение ------тихая музыка фоном Чайковский. Октябрь.
3 Этап. Практическая работа:
Учитель ИЗО: А сейчас давайте эту красоту осени передадим на бумаге
Учитель ИЗО: Сегодня мы с вами создадим картину осени в технике «эстамп» и набрызг.
Слайд№ 11 Учитель даёт определение техники эстамп
Учитель ИЗО: Скажите, из каких цветов состоит палитра осени?
Ответы детей
Учитель ИЗО: Сегодня у нас на уроке работа будет в парах, на столах у вас листы: тонированные, с набрызгом и белые листы, гуашевые краски, паралоновая губка, гербарий.
Объясняется технология выполнения работы: 1 группа: раскрашивается гербарий разными цветами и прикладывая к тонированному листу, получают отпечатки, 2 группа: раскладывая гербарий на белом листе, делают набрызг, добавляя, то убирая листья, 3 группа: раскладывает листья на белом листе и примакивая паралоном, смоченном разными цветами, примакивает вокруг листьев, получая отпечатки
Учитель Музыки: А творческую атмосферу поможет создать в этом нам, музыка (слайд с музыкой и анимацией падающих листьев)
Во время практической работы звучит музыка
4 этап. Обсуждение работ
5 этап. Закрепление
Учитель ИЗО: Сегодня на уроке мы с вами соприкоснулись с разными видами искусства, с изобразительным искусством и музыкой, поэтами, которые обращались к этому времени года.
Учитель Музыки: Мы с вами увидели характер осени в картинах художников, услышали с помощью звуков музыки и слов.
А значит, неповторимость каждого мгновения природы можно передать с помощью музыки, красок и слов.
6 этап Рефлексия:
И - Вам понравился урок?
М - Что нового вы узнали сегодня?
И - С кем и чем познакомились?
М - Так могут ли виды искусства, которые мы рассмотрели, соединяться вместе?
Учитель Музыки: А сейчас давайте вместе споём известную песню о Нарьян-Маре, где муз и сл. написали………….
Учитель ИЗО: Большое спасибо вам, ребята за работу на уроке
Выставление оценок.
7 Этап Домашнее задание
Д/З: Учитель ИЗО. Познакомиться с творчеством местных художников, посмотреть их картины. Выучить стихотворение об осени одного из местных поэтов.
Д/З: Учитель музыки. Записать названия песен о Нарьян – Маре, которые поют ваши родители, дедушки и бабушки.
Учитель ИЗО: Тундра красива в разные времена года. Вот как об этом пишет Алексей Пичков. «Опять пойдём в осенний лес»
Опять пойдём в осенний лес,
Где жёлтый лес усилен красным
Пусть встреча будет ненапрасной,
Ведь много здесь сейчас чудес.
Осенний жёлтый лист резной
И золотая паутина,
Блестя, на тусклом солнце стынет,
Туман курится над рекой.
Но пахнет лес ещё грибами,
Тот запах будет долго с нами.
И будет долго жёлтый цвет
Стоять у нас перед глазами.
Список использованной литературы
1. Сергеева Г.П, Критская Е.Д. Музыка. 5 класс. - М.: «Просвещение», 2017.
2. Сергеева Г.П, Критская Е.Д. Уроки музыки. 5-6 класс. - М.: «Просвещение», 2017.
3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 5 класс. – М.: «Просвещение», 2014.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка 5 класс», 2015г.
2. П.И.Чайковский- «Зима. Январь» и Г. Свиридов « Метель»
3. Звуки природы
4. http://www.denysberezhnoy.com,
Справочный материал
- Прокопий Андреевич Явтысый (1932 – 2005)
Ненецкий поэт, прозаик, художник. Родился в семье оленевода. Учился в ненецкой школе – интернате. Окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена Произведения писал на ненецком языке. Автор учебного пособия по ненецкому языку «Вы'терко».
В конце 80–х годов начал заниматься живописью.
2) Алексей Ильич Пичков родился в 1934 г на полуострове Канин на берегу Белого моря в семье оленевода. Учился в школе посёлка Шойна, закончил филологический факультет педагогического института им. Герцена в Ленинграде.
Писатель, поэт, журналист, автор 17 сборников стихов и рассказов. Писал в основном на русском языке.
Лауреат премии им. Н. Рубцова (2000) (1934 – 2006)
3) Василий Николаевич Ледков (1933г. – 2002)
Прозаик и поэт. Родился в Большеземельской тундре в семье оленевода. Писать начал в школьные годы. Окончил институт им. Герцена. Автор более 10 поэтических сборников, романов. Произведения писал преимущественно на ненецком языке. Стихи издавались в Монголии и Венгрии. Рассказ «Чум» переведён на немецкий, французский, английский, испанский, чешский и словацкий языки.
Все произведения ненецких поэтов знакомят читателей с их малой родиной – тундрой. Мы узнаем о животных и растениях нашего края, узнаем, как живут люди, чем они занимаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."
Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...
Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать...
Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов
Конспект урока в 4 классе по программе "Музыка" Сергеевой, Критской....
Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"
Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...
Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"
Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...
Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"
Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...
методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»
Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...