Интегрированный урок «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Гуляева Наталья Павловна

Место урока в учебном курсе:  рассчитан для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obraz_oseni.docx168.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов»

Интегрированный урок

«Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»

Гуляева Наталья Павловна – учитель музыки

Фролова Алла Михайловна – учитель ИЗО, черчения и МХК

октябрь 2018 г.

Пояснительная записка.

  Место урока в учебном курсе: урок рассчитан для учащихся 5 класса.

Урок «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»

 входит в раздел учебной дисциплины по ИЗО и музыке « Музыка и ИЗО».

Урок интегрированный (Музыка и ИЗО).

   Выявление у детей эмоционального отклика на художественный образ осеннего  пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы, помочь почувствовать красоту осенней природы посредством музыки, живописи, поэзии; развивать эстетическое воображение к действительности.

    Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам урока.

В течении урока обучающие исследуют и находят необходимую информацию, выполняют различные виды деятельности( фронтальную и индивидуальную).

Урок дает сформировать представление о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства на примере состояний образов осенней природы.

Интегрированный урок в 5 «а» классе (ИЗО и музыка)

Тема: «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов».

Тип урока: интегрированный урок

Цель урока: сформировать представление о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства на примере состояний образов природы.

Задачи:

1. Воспитательные:

- воспитание эстетического отношения к произведениям искусства;

- воспитание музыкального, художественного вкуса;

- активизировать стремление учащихся к самовыражению, смело выражать то, что они чувствуют, изобразительными средствами, высказываниями, движениями рук

- творческое мышление, любовь к искусству.

2. Развивающие:

- развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать живопись, музыку и выражать своё отношение к ним;

- развитие творческого воображения;

- развитие образно-ассоциативного мышления учащихся.

3. Образовательные:

-углубить знания о выразительных и изобразительных возможностях музыки;

- обучение элементам анализа художественного, поэтического и музыкального произведения;

- обучение художественной грамотности, формированию практических навыков работы цветом и в технике эстамп, для передачи осеннего пейзажа;

- научить объединять различные виды художественной деятельности – изобразительное искусство, музыку, поэзию;

- поиск справочного материала о северных художниках, поэтах и музыкантов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый

- объяснительно - иллюстративный (изложение материала);

- практический (отработка навыков);

- исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Оборудование и материалы:

1. Наглядные пособия (авторская мультимедийная презентация)

  1. Музыкальная аудио-запись,  проектор

3. Образцы техники эстамп, палитра осени

4. Художественные материалы (гуашь, кисти, губка, тонированная бумага, баночка с водой)

5. Гербарий

6. Костюмы ведущих, осенние листья для физминутки

Музыкальный материал: звуки зимы, П.И.Чайковский «Зима. Январь»,  Г. Свиридов музыкальные иллюстрации к  повести А.С.Пушкина « Метель».

Художественный ряд: картины местных художников: Надежды и Павла Выучейских, Юрия Яворика.

Методические приемы: беседа, рассмотрение иллюстраций картин, физминутка, исполнительская деятельность: музыкально-ритмические движения, практическая работа учащихся, выставка работ, подведение итогов урока.

Метапредметные связи: музыка, ИЗО, МХК, литература.

Продолжительность урока: 40 минут

Ожидаемый результат:

- личностное освоение содержания музыкального образа на основе ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

- усвоение терминов и понятий музыкального  и художественного языка на основе выявления их общности и различий;

- сформировать наглядно-образное представление музыкального текста;

- научатся воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности - изобразительное искусство, музыку, движение;

- совершенствуется техника работы гуашью;

- развитие творческого воображения.

Ход урока

Слайд№1  (оранжевый фон)

  1. Организационный момент

Учитель Музыки: Добрый день, дорогие ребята!

Учитель ИЗО: Сегодня у нас необычный урок. А необычный он потому, что у нас сегодня гости. Повернитесь и улыбкой поприветствуйте их.

Учитель Музыки: Сегодня в мир прекрасного вас поведут два вида искусства: музыка и живопись.

1 этап. Подготовительный

Королева  Музыки:  Мы сегодня не просто так пришли в костюмах, и вы, наверное,  уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети…..

Королева  ИЗО:  Совершенно верно, сегодня мы будем с вами говорить об осени  в творчестве поэтов, художниках, композиторах  воспевающих  наш северный край!

Слайд№2  Тема урока с эпиграфом «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов».

Учитель ИЗО:

Дороги и реки,
крик стаи гусиной
и топот оленей,
везущих аргиш, - 
мой ненецкий край,
На груди у России
Полярной звездою
ты ярко горишь!

П. Явтысый

Вы услышали отрывок из стихотворения нашего северного поэта Прокопия Явтысого

Учитель Музыки:  Какие чувства вложил в этот отрывок поэт?...........

Дети:

Учитель        А вы какие чувства испытываете к своему родному краю? ….

Дети

Учитель: Скажите, а вы любите осень  и почему?

Дети:

Учитель ИЗО:  Какая бывает осень по характеру? (ответы ребят)

Учитель Музыки: Скажите, а у вас настроение меняется от погоды? (ответы детей)

Слайд№3  Анимация дождик

Учитель Музыки: читает стихотворение о дождике Николаевой  Елены

Все ругают дождик...

    Все ругают дождик,
    А ему обидно:
    Он же так старался!
    Разве вам не видно?
    Вымыл все дорожки,
    Крыши и машины,
    Парки, стадионы,
    Окна и витрины.
    Стало всё блестящим
    И таким красивым!
    Но никто за это
    Не сказал: "Спасибо".
    Вот, и плачет дождик,
    Моросит уныло -
    Он же так старался
    Добрым быть и милым!

Учитель:  Давайте скажем дождику спасибо за его старания. Вот и сегодня на уроке мы с вами будем  учиться слышать, понимать и чувствовать произведения искусства с которыми будем знакомиться и находить краски, звуки   для художественного озвучивания  стихотворения . …………………….

СЛАЙД С ЗАДАЧАМИ и Вопрос……Ребята, как вы думаете, какие задачи сегодня мы поставим на уроке? Что вы ждете от урока?….

Учитель Музыки: Ребята, вам было дано  всем разное домашнее задание.

Какое  задание было дано 1 ой колонке?

1 колонка: Найти известных северных поэтов нашего  края.

Учитель ИЗО:  Назовите каких вы нашли поэтов нашего края?

Ответы детей:

  1. Прокопий Андреевич Явтысый  (1932 – 2005)
    Ненецкий поэт, прозаик, художник. Родился в семье оленевода.


2)  Алексей Ильич Пичков. Писатель, поэт, журналист. Родился в 1934 г на полуострове Канин на берегу Белого моря в семье оленевода.


3)  Василий Николаевич Ледков (1933г. – 2002) 
Прозаик и поэт. Родился в Большеземельской тундре в семье оленевода.

4)  Алексей Пичков

Слайд№4     Появляются фото поэтов

Учитель Музыки: О чём писали поэты в своих произведениях?

Учитель Музыки:  Все произведения ненецких поэтов знакомят читателей с их малой родиной – тундрой. Мы узнаем о животных и растениях нашего края, узнаем, как живут люди, чем они занимаются.

Учитель ИЗО:  Какое  задание было дано 2 ой колонке?

2 колонка:  найти художников, которые воспевали красоту нашего северного края;

Дети: Надежда Выучейская , Прокопий Явтысый….

Учитель ИЗО:  Давайте познакомимся с нашими северными художниками: Надеждой и Павлом Выучейскими  (брат и сестра)

Слайд№5   Портрет  Надежды Выучейской и картины

Учитель ИЗО:  Художники в свойственной каждому из них индивидуальной манере создают на своих картинах удивительный, загадочный мир северной природы и ее жителей.

Слайд№6   Портрет  Павла Выучейского  и картины

Учитель ИЗО:  Самобытный художник Павел Выучейский, званий  никаких не имел, тем не менее его работы притягательны и колоритны.

Слайд№ 7  Портрет Евгения Одегова  и картины

Слайд№8   Портрет Юрия Яворика

Учитель Музыки: Какое задание было дано 3 ей колонке?

3 колонка:   найти композиторов -  песенников нашего края и  города.

Дети: (Епифановский, Т. Сядейская и т.д.)

 Слайд№9   (портреты композиторов-песенников)

Учитель Музыки:  А какие народные инструменты нашего края вы знаете?

Ответы детей

Учитель Музыки: Скажите, какие музыкальные инструменты у меня в руках?

Ответы детей

2этап. Основной

Учитель ИЗО:  А сейчас скажите,  пожалуйста,  могут ли соединиться вместе такие области искусства как: живопись, музыка, поэзия?

Учитель Музыки:   Сегодня на уроке мы попробуем объединить эти виды искусств. Давайте рассмотрим на примере стихотворения

Слайд№ 10   стихотворение на  слайде читает Учитель ИЗО 

Учитель Музыки: Какие вы услышали главные слова, которые отражают красоту и характер Севера.

Ответы детей

Учитель Музыки: А сейчас попробуем это стихотворение не только услышать, но и увидеть.

Учитель объясняет задание, что нужно делать каждой колонке

Ребятам раздаются целлофановые пакеты (шуршание листвы, бубен) остальные машут руками, изображая ветер, звучит музыка и ученик читает выразительно стихотворение

Слайд№ 10   стихотворение ------тихая музыка фоном Чайковский. Октябрь.

3 Этап. Практическая работа:

Учитель ИЗО:  А сейчас давайте эту красоту осени передадим на бумаге

Учитель ИЗО: Сегодня мы  с  вами  создадим  картину осени в технике «эстамп» и набрызг.

Слайд№ 11   Учитель даёт определение техники эстамп

Учитель ИЗО: Скажите,  из каких цветов состоит палитра осени?

Ответы детей

Учитель ИЗО:   Сегодня у нас на уроке работа будет в парах, на столах у вас листы: тонированные, с набрызгом  и белые листы, гуашевые краски, паралоновая губка, гербарий.

Объясняется технология выполнения работы: 1 группа: раскрашивается гербарий разными цветами и прикладывая к тонированному листу, получают отпечатки, 2 группа: раскладывая гербарий на белом листе, делают набрызг, добавляя, то убирая листья, 3 группа: раскладывает листья на белом листе и примакивая паралоном, смоченном разными цветами, примакивает вокруг листьев, получая отпечатки

Учитель Музыки: А творческую атмосферу поможет создать  в этом нам, музыка (слайд с музыкой и анимацией падающих листьев)

Во время практической работы звучит музыка

4 этап.   Обсуждение работ

5 этап. Закрепление

Учитель ИЗО: Сегодня на уроке мы с вами соприкоснулись с разными видами искусства, с изобразительным искусством и музыкой,  поэтами,  которые обращались к этому времени года.

Учитель Музыки: Мы с вами увидели характер осени в картинах художников, услышали с помощью звуков музыки и слов.

А значит,  неповторимость каждого мгновения природы можно передать с помощью музыки, красок и слов.

6 этап Рефлексия:

И - Вам понравился урок?

М - Что нового вы узнали сегодня?

И - С кем и чем познакомились?

М - Так могут ли виды искусства, которые мы рассмотрели, соединяться вместе?

Учитель Музыки:  А сейчас давайте вместе споём известную песню о Нарьян-Маре, где муз и сл. написали………….

Учитель ИЗО:   Большое спасибо вам, ребята за работу на уроке

Выставление оценок.

7  Этап Домашнее задание

Д/З: Учитель ИЗО. Познакомиться с творчеством местных художников,  посмотреть их картины. Выучить стихотворение об осени одного из местных поэтов.

Д/З: Учитель музыки. Записать  названия песен о Нарьян – Маре, которые поют ваши родители, дедушки и бабушки.

Учитель ИЗО:  Тундра красива в разные времена года. Вот как об этом пишет Алексей Пичков. «Опять пойдём в осенний лес» 

Опять пойдём в осенний лес,
Где жёлтый лес усилен красным
Пусть встреча будет ненапрасной,
Ведь много здесь сейчас чудес.
Осенний жёлтый лист резной
И золотая паутина,
Блестя, на тусклом солнце стынет,
Туман курится над рекой.
Но пахнет лес ещё грибами,
Тот запах будет долго с нами.
И будет долго жёлтый цвет
Стоять у нас перед глазами.

Список использованной литературы

1. Сергеева Г.П, Критская Е.Д. Музыка. 5 класс. - М.: «Просвещение», 2017.

2. Сергеева Г.П, Критская Е.Д.  Уроки музыки. 5-6 класс. - М.: «Просвещение», 2017.

3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 5 класс. – М.: «Просвещение», 2014.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка 5 класс», 2015г.
2
.  П.И.Чайковский- «Зима. Январь» и Г. Свиридов « Метель»

3. Звуки природы

4.  http://www.denysberezhnoy.com,

5. http://nsportal.ru/

Справочный материал

  1. Прокопий Андреевич Явтысый (1932 – 2005)
    Ненецкий поэт, прозаик, художник. Родился в семье оленевода. Учился в ненецкой школе – интернате. Окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена Произведения писал на ненецком языке. Автор учебного пособия по ненецкому языку «Вы'терко». 
    В конце 80–х годов начал заниматься живописью.

    2) Алексей Ильич Пичков родился в 1934 г на полуострове Канин на берегу Белого моря в семье оленевода. Учился в школе посёлка Шойна, закончил филологический факультет педагогического института им. Герцена в Ленинграде.
    Писатель, поэт, журналист, автор 17 сборников стихов и рассказов. Писал в основном на русском языке.
    Лауреат премии им. Н. Рубцова (2000) (1934 – 2006) 

    3) Василий Николаевич Ледков (1933г. – 2002) 
    Прозаик и поэт. Родился в Большеземельской тундре в семье оленевода. Писать начал в школьные годы. Окончил институт им. Герцена. Автор более 10 поэтических сборников, романов. Произведения писал преимущественно на ненецком языке. Стихи издавались в Монголии и Венгрии. Рассказ «Чум» переведён на немецкий, французский, английский, испанский, чешский и словацкий языки.
    Все произведения ненецких поэтов знакомят читателей с их малой родиной – тундрой. Мы узнаем о животных и растениях нашего края, узнаем, как живут люди, чем они занимаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие  интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов

Конспект урока в 4 классе по программе "Музыка" Сергеевой, Критской....

Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"

Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...

Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...

Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"

Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...