презентация к интеллектуальной игре "Рыбий калейдоскоп"
презентация к уроку (биология, 7 класс) по теме

Данная презентация может быть использована для проведения интеллектуально-познавательной игры с учащимися 7-8 классов. Я её разрабатывала для проведения райооного конкурса среди учащихся района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rybki.ppt2.51 МБ
Microsoft Office document icon poznigraryby.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«РЫБИЙ КАЛЕЙДОСКОП».

1 тур «Выбери рыбу»

Перед вами на экране появится вопрос, и будут предложены 3 рыбы-варианты ответа на него.

Ваша задача- выбрать правильный ответ.

  1. Этой  рыбе посвящён роман Питера Бенчли «Челюсти»

1.акула

2.мурена

3.барракуда

(не утихают в мире акульи страсти. Не малой причиной этого стали 50 изданий в США романа Питера Бенчли «Челюсти». Целых 6 лет, в течение которых издавалась книга, люди содрогались от «акульих ужасов».)

   

 2. Эта рыба одомашнена человеком.

           1.зеркальный карп

           2.камбала

           3.щука

(Одомашненная форма сазана, искусственно выведен. Зеркальный карп, имеет крупную чешую, неравномерно разбросанную по всему телу, часто почти половина его тела голая. По углам рта у карпа расположена пара усов, а вторая пара имеется над верхней губой. Зеркальный карп имеет несколько подвидов. Наиболее распространенный зеркальный карп покрыт редкими чешуйками по всему телу, иногда встречаются особи с чешуей по боковой линии. Ценная крупная промысловая рыба и объект разведения в прудах.)

3. Эту рыбу можно назвать «благородная красная рыба».

1.барбус

2.карась

3.лосось

4. Эта рыба плавает не горизонтально, а вертикально.

1.скорпена

2.морской конёк

3.мурена

(почти все рыбы плавают с помощью хвоста, но не морской конёк. Его необычный хвост, длинный и тонкий не увенчан плавником. Спинной плавник толкает его вперёд и помогает сохранять вертикальное положение.)

5. Эта рыба относится к живородящим.

1.акула-молот

2.скат

3.морской окунь

(живородящие встречаются почти у всех животных, в том числе и у рыб. Живорождение характерно для многих акул и скатов. Среди костных рыб «живородок» меньше. Это хорошо известный морской окунь.)

2 тур «УЗНАЙ ПО ПОРТРЕТУ»

Перед вами на экране появится З изображения рыб и будут предложены 3 рыбы-варианты ответа на него.

Ваша задача- выбрать правильный ответ.

№1. Кто из этих рыб СПИНОРОГ?

Ответ№2. У спинорога на спине рог – плавник в виде крючка. Этот полезный крючок образуется, когда спинорог смыкает колючки спинного плавника. В случае опасности спинорог прячется среди кораллов, цепляясь за них своим рогом, как якорем, чтобы враги не смогли вытащить его из убежища.

№2. Кто из этих рыб СКАЛЯРИЯ?

Ответ №3. Скалярия

(Скалярия (Pterophyllum scalare) – очень красивая и элегантная рыбка которая не утратила своей популярности не смотря на то, что содержится в аквариумах уже почти сто лет. Скалярии неприхотливы, могут содержаться с любыми миролюбивыми рыбами, проявляют интересную заботу о потомстве и обладают довольно развитым интеллектом.)

№3 Кто из этих рыб АМПИФРИОН (РЫБА-КЛОУН)?

Ответ №3 Без этих удивительных рыб очень сложно представить себе существование любого морского аквариума. Даже название этих рыб легко помогает вообразить образ ярко раскрашенной рыбки, резвящейся между нежных щупалец актиний (морских анемонов). Этот образ является одним из самых ярких примеров совместного существования в подводном мире (симбиоза).

№4 Кто из этих рыб МУРЕНА?

Ответ №2 Мурену, ужасная внешность которой соответствует её нраву, называют морской гремучей змеёй. Мурены прячутся в щелях и бухточках коралловых рифов. Есть и ядовитые.

№5 Кто из этих рыб  РЫБА-ХИРУРГ?

Ответ №3 У рыбы-хирурга в основании хвоста есть острые, как скальпель, шипы. Рыба-хирург может «прооперировать» всякого, кто схвати её за хвост(разрубить, разрезать)

3 тур «Правда ли это?»

Участникам будет предложено  10 вопросов, на которые нужно дать ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда

получает 1 балл.

№1 Рыбы способны различать цвета?

(да, изменение окраски – один из способов общения между рыбами одного вида)

№2 У морского конька икринки в сумке носит самец, пока не вылупятся мальки?

(да, самка откладывает икру в брюшной карман самца и отправляется по своим «делам». 6 недель самец вынашивает икру в кармане, из которого затем выплывает до 200 малышей)

№3 Так называемые боковые линии, расположенные у рыб вдоль тела, помогают хозяевам находить пищу?

 (нет, так называемые боковые линии, расположенные у рыб вдоль тела, это органы чувств. Благодаря им рыбы ни на что не натыкаются в подводной тьме и соблюдают идеальный порядок, двигаясь в косяке.)

№4 Самая большая морская рыба- рыба-молот?

(нет, самая большая морская рыба – китовая акула. Этот гигант достигает весом 18 тонн и длиной 15 метров, при этом не ест рыб, а довольствуется тоннами планктона.)

№5. Морские миноги и миксины относятся к классу Рыб?

(да. Существует 3 класса рыб, одним из которых являются круглоротые – похожие на змей миноги и миксины. У них простое строение тела и не чешуи. Их круглые рты-присоски окружены более чем сотней роговых зубов. Питается эта несимпатичная парочка, высасывая кровь и плазму из других рыб.)

№6. Лососи хорошо себя чувствуют в любой воде: солёной и пресной?

(да. Лососи появляются на свет в пресноводных реках. В три года малыши (длиной 25 см) отправляются в путешествие, спускаясь по течению реки к солёному морю. Через 4-5 лет взрослые 8-килограммовые, а то и более, лососи возвращаются на нерест в верховья реки. Они плывут против течения, борясь с хищниками, преодолевая пороги и плотины и, избитые и истощённые, возвращаются к местам своего рождения, где у них появляется потомство.)

№7. У морского конька кости и внутри и снаружи?

(да, у морского конька кости и внутри, и снаружи. Внутренний скелет такой же, как и у всех рыб, а наружный – из костяных пластинок. Когда морской конёк умирает и разлагается. Наружный скелет сохраняет свою форму, его даже используют для ювелирных украшений и инкрустаций.)

№8. У рыбы-хирурга в основании хвоста есть острый, как скальпель, шип, которым она может разрубить и разрезать плывущую мимо рыбу?

(да, у рыбы-хирурга в основании хвоста есть острые, как скальпель, шипы. Рыба может управлять этими «лезвиями» - поднимать и направлять вперёд – так, чтобы разрубить, разрезать или рассечь плывущую рыбу.)

№9. У акул, однажды выпавшие зубы, никогда больше не вырастают?

(нет, зубы у акулы сидят в дёснах, а не в кости и поэтому легко выпадают, но их тут же заменяют находящиеся за ними. За жизнь акула может сменить сотни зубов. Их размер зависит от того, как акулы охотятся и что едят.)

№10. У тунцов «горячая» кровь?

(да, такое явление наблюдается лишь у нескольких видов тунцов и макрелевой акулы. Нагреватели крови – «забортная вода», нагревающая кожу при трении на огромной скорости. Воспринимают нагрев специальные сосуды под кожей. А сохраняет тепло «чудесная сеть» из вен и артерий, действующая по принципу теплообменника. С помощью неё тунцы управляют температурой. Рыбы из тропических вод лишь на несколько градусов теплее воды, а вот из северных – на целых 20.

4  тур « Из жизни рыб »

Каждой команде  будут заданы 2 вопроса, на которые нужно дать полный ответ. Жюри оценивает ответы от 1 до 3 баллов (за правильность ответа, полноту его раскрытия).

№1.   Кто такие рыбы? Чем они отличаются от других животных?

(рыбы – это обитающие в воде позвоночные животные, у которых конечности в виде плавников. Дышат жабрами.

№2. Что помогает рыбам так хорошо плавать?

(во-первых, в воде они активно двигаются. Во-вторых, при движении они изгибают своё тело волнообразно. В-третьих, помогают плавать плавники: спинной, брюшной и хвостовой. В-четвёртых, тело рыб гладкое, да ещё покрыто слизью).

№3. Как рыбы защищаются?

Защитные приспособления весьма разнообразны.

Некоторые рыбы, защищаясь, производят электрические разряды. продуцировать электричество.

Для защиты от хищников у многих рыб служит также панцирь, иногда довольно мощно развитый.

У многих рыб в той или иной форме вырабатывается ядовитость. Ядовитых рыб подразделяют на активно ядовитых и пассивно ядовитых. Активно, или явно ядовитыми, считаются рыбы, обладающие ядовитыми железами, обычно расположенными у основания шипов плавников или на жаберной крышке. Иногда ядовитой бывает слизь, покрывающая тело рыбы.

колючие шипы в плавниках или жаберных крышках (ерш, колюшка, окунь и др.), толстый слой густой слизи (линь).

№4. Чем питаются рыбы?

Рацион питания рыб очень разнообразен. Прежде всего, рыбы едят то, что находится у них «под рукой», и в большом количестве. Известно, что толща воды насыщена мельчайшими частицами — водорослями, порой невидимыми для глаза. Ученые называют их фитопланктоном. Кроме микроводорослей в пресной воде копошатся, живут, размножаются целые «галактики» живых существ. Это другой вид корма — зоопланктон — животные микроорганизмы: коловратки, инфузории, ветвистоусые рачки (водяные «блохи») — лафнии, веслоногие рачки — циклопы.

Другой вид корма — бентос (глубинный). Это организмы, населяющие дно водоема, живущие в грунте и на подводных растениях.

Особая когорта — хищники. Щука, судак, окунь, сом, голавль, налим пожирают прежде всего себе подобных: мелкую сорную, больную рыбу, личинок речной миноги — пескаву, лягушек, мышей. Это потребители чисто мясных «блюд», хотя мирных рыб, питающихся зоопланктоном и бентосом, вегетарианцами тоже не назовешь. Разумеется, ни веслоного циклопа, ни микроскопическую дафнию на крючок не насадишь, да и рыбам этого корма недостаточно. Поэтому они с охотой поедают всевозможных червей, смытых в реку весенними водами или дождями; насекомых, случайно упавших на воду, а иногда, выпрыгивая из воды, сами их ловят; любят они и личинок бабочек, жучков, стрекоз, поденки.

№5. Какого значение рыб в жизни человека? 

очень велико. Мясо большинства Р. употребляется в пищу, а у многих и икра; кожа некоторых Р. используется на поделки. Вытапливаемый из печени и других внутренностей жир (например, трески) богат витаминами и служит лечебным средством, он используется также для технических целей. Из рыб вырабатывают кормовую муку и туки

В некоторых районах отдельные виды Р. (например, гамбузия) приносят пользу, поедая личинок комаров - переносчиков малярии; растительноядных рыб используют для очистки водоёмов (каналы, пруды и др.) от зарастания растительностью.

Р.  важный объект искусственного разведения и прудового рыбоводства .

Многих Р. разводят в аквариумах для декоративных целей

№1. Какие рыбы носят названия инструментов?

№2. Какие рыбы названы именами наземных животных?

№3. Каких вы знаете рыб, обитающих в реках?(щука, карась, окунь, сом, налим, судак)

№4. Назовите морских обитателей класса Рыбы.

Морских рыб подразделяют на 3 группы: береговых, настоящих морских и глубоководных. Береговыми считаются те формы, которые обитают вблизи земли до глубины приблизительно 300 саж. Их насчитывают до 3600 видов. Рыбы открытого моря очень многочисленны; они живут в верхних слоях морей и океанов.

№5. перечислите аквариумных рыб.(гуппи, барбус, скалярия)

  1. тур «НАЙДИ ПРОПАВШЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Сейчас перед вами появится таблица, в каждой из ячеек которой написана буква.

Ваша задача - найти и зачеркнуть в предложенной вам таблице целые слова (слова не ломаются, их можно читать во всех направлениях, буквы слов не пересекаются)

У вас останется несколько букв, разбросанных в ячейках таблицы. Из них нужно образовать зашифрованное слово.

Количество баллов зависит от количества отгаданных слов. Если команда отгадывает все спрятанные слова и зашифрованное слово, то получает максимальное количество баллов – 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Клуб интеллектуальных игр"

Шестой год в нашей школе работает Клуб интеллектуальных игр для учащихся 5-11 классов. Цель работы Клуба: "Создание условий для повышения  интеллектуального уровня  обучающихся и развития по...

Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...

Презентация к интеллектуальной игре "Знатоки"

Слайды для использования в ходе интеллектуальной игры "Знатоки"...

План - конспект внеклассного мероприятия по предметам естественно - математического цикла "интеллектуальная игра "Калейдоскоп""

Это внеклассное мероприятие можно провести в школе без параллелей с учениками 6- 9 классов в рамках предметной недели...

Внеклассная работа презентация на тему: "Географический калейдоскоп"

Презентация составлена для внеклассного мероприятия на каникулы для учеников 5 класов. В процессе ребята познают новые понятия, вспоминают страны, города мира. Изучают координиты, географические аногр...

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Интеллектуальная игра: Калейдоскоп наук""

Математический «Калейдоскоп наук”- игра-конкурс,  представляет собой внеклассное мероприятие по математике , при проведении которого  прослеживается  связь с другими науками...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...