Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.
материал по биологии (10 класс) на тему
Опорный конспект к уроку "Взаимодействие генов", для самостоятельной работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_genov_opornyy_konspekt.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНОТИП КАК ЕДИНАЯ ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
- Взаимодействие аллельных генов
- Полное доминирование – один ген (доминантный) полностью подавляет действие другого (рецессивного).
- Неполное доминирование:
1) Промежуточное наследование – доминантный ген не полностью подавляет проявление рецессивного. Пример: наследование окраски венчика у ночной красавицы.
2) Кодоминирование – явление, при котором у гетерозигот проявляются оба родительских признака («ко» – совместно, «доминас» – господствующий).
А) Взаимодействие двух аллельных форм гена. Пример: окраска шерсти крупного рогатого скота (В – ген красной окраски, в – ген белой окраски, Вв – чалая окраска).
Б) Взаимодействие по типу множественного аллелизма. Пример: наследование групп крови у человека.
II. Взаимодействие неаллельных генов
- Комплементарность – взаимодействие неаллельных генов, в результате которого соответствующий признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия двух определённых неаллельных генов. Пример: наследование формы гребня у кур (А – ген гороховидного гребня, В – ген розовидного гребня, А_В_ – ореховидный гребень, аавв – простой листовидный гребень).
- Эпистаз – один ген подавляет действие другого неаллельного ему гена. Пример: наследование окраски оперения у кур. А – ген отсутствия окраски, а – ген окрашенного оперения, В – ген чёрной окраски, в – ген коричневой окраски оперения. Тогда: А_В_– белые, А_вв – белые, ааВ_ – чёрные, аавв – коричневые.
- Полимерия – наследование признаков, развитие которых контролируется несколькими парами неаллельных генов. Чем больше генов находится в доминантном состоянии, тем ярче выражен признак. Пример: наследование цвета кожи у человека. А1А1А2А2 – негры, А1а1А2А2 или А1А1А2а2 – тёмные мулаты, А1а1А2а2, А1А1а2а2 или а1а1А2А2 – средние мулаты, А1а1а2а2 или а1а1А2а2 – светлые мулаты, а1а1а2а2 – белые.
- Плейотропия – явление, при котором один ген обусловливает проявление нескольких признаков. Пример: синдром Марфана.
Мутантный ген
↓
нарушение развития соединительной ткани:
- патология хрусталика глаза
- пороки клапанов сердца
- длинные и тонкие пальцы
- нарушение строения сосудов
- вывихи и подвывихи в суставах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача аллельное взаимодействие генов.
Данный материал содержит комплект заданий для отработки навыка решения задач по аллельному взаимодействию генов...
Урок биологии по теме "Взаимодействие генов"
Урок посвящен изучению типов взаимодействия аллельных и неаллельных генов...
Презентация "Генотип как целостная система. Взаимодействие генов"
Презентация может быть использована на уроке биологии для 10 класса....
Технологическая карта урока по биологии в 10 классе " Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"
Технологическая карта урока "Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"...
«Формирование классного коллектива, как единой целостной системы.»
Классный руководитель- должность, которая, как правило, назначаемая администрацией школы, на основании приказа директора. Чаще всего педагог, в чьи обязанности еще вменяются классное руководство, не в...
Презентация по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении жизни и здоровья населения" - Тест "Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)"
Презентация по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении жизни и здоровья населения" - Тест "Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвыч...