исследовательская работа Лазарева.М
материал по биологии по теме

 

Исследовательская работа "Зеленые растения, под снегом", актуальна тем, что, каждый год мы наблюдаем, как всходит трава, появляются листья на деревьях. Что же происходит с растениями зимой, готовы ли они к перенесению неблагоприятных условий.

Целью данной работы является: изучение растений зимующих под снегом.

Используя методику и научную литературу мне удалось определить проективное покрытия и видовой состав растений зимующих под снегом в окрестностях поселка Пурпе.

Проведенное мною исследование подтвердили ряд фактов, с которыми я познакомилась при работе с литературой.

Кроме того, работая над темой исследования, я еще раз убедилась в том, что мир растений удивительный и не до конца изученный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Алые паруса»

проект для одаренных детей

социальной сети nsportal. ru.

Исследовательская работа

"Зеленые растения, зимующие под снегом"

Выполнила: Лазарева Мария Дмитриевна

ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 3"

5 класс

Руководитель: Каменских Ирина Петровна, учитель биологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 3"

ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе

ул. Железнодорожная 5-б

МБОУ СОШ № 3 ,п.Пурпе

Purpe_3@mail.ru. тел. 8(34936) 67-340, факс 67-341

Содержание

1.        Введение                                                                                3-4

2.        Основная часть

2.1.        Обзор использованной литературы                                                5

2.2.        Практическая часть

Опыт №1                                                                                        6-7

3.        Заключение                                                                                8- 9

4.        Литература                                                                                10

Выполнила: Лазарева Мария Дмитриевна

ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 3»

ул. Железнодорожная 5 б

5 класс

Все тесно связано вокруг

(Примеры мы не будем множить),

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Б. Коммонер

Введение

Темой своей работы я выбрала исследование зеленых растений зимующих под снегом. Растения – живые организмы, единственная "фабрика кислорода" на нашей планете. Покрывая Землю зеленым ковром, растения защищают и сохраняют ее. Заросли растений создают свой климат, более мягкий и более влажный, корни растений скрепляют и удерживают почву. Там, где сохранился лес, на поверхности Земли нет оврагов. Известно, что только зеленые растения, используя солнечную энергию, могут создавать органические вещества из углекислого газа и воды. Большое значение растений и для человека. Из растений получают пищу и лекарства, топливо и волокно. Они дают материал для строительства домов и производства бумаги, для изготовления мебели и музыкальных инструментов. Растительный покров важен для человека еще и потому, что в природе, в окружении растений мы лучше отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье.

Мне было интересно узнать, как зеленые растения выживают зимой?

Зима – самое трудное время года для зеленых растений. Растениям нужна влага, которая замерзает зимой. Именно поэтому растения зимой не пополняют запасы воды и могут погибнуть от высыхания.

Для деревьев и кустарников главный способ борьбы с зимним высыханием – сбрасывание листвы. Такие растения называются листопадными, в таком состоянии им не нужно много воды и света для процесса фотосинтеза. Хвойные растения, такие как ель, пихта, сосна, кедр и другие не сбрасывают листья на зиму. Иголки этих растений живут от 2- 5 лет, а опадают не все сразу, а по очереди.

Листья (хвоинки) игловидные и жесткие, защищены слоем воска, это уменьшает потерю влаги с их поверхности. Большинство травянистых растений отмирает зимой, но среди них есть такие, которые зимуют под снегом, не меняя своего зеленого наряда.

Как травянистые растения приспособились к зимним морозам? Какие растения зимуют под снегом? Ответы на эти вопросы я решила узнать, проведя исследование зеленых растений зимующих под снегом, в окрестностях моего поселка Пурпе.

Поселок Пурпе входит в состав Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Расположен на левом берегу реки Пяку - Пур.  Климат в нашей местности суровый, здесь очень мало тепла, почва скована многолетней мерзлотой. Средняя продолжительность снежного покрова составляет около семи месяцев. Снег появляется в конце сентябре, а полностью тает только в апреле.

Актуальность темы: каждый год мы наблюдаем, как всходит трава, появляются листья

на деревьях. Что же происходит с растениями зимой, готовы ли они к перенесению неблагоприятных условий.

Целью данной работы является: изучение растений зимующих под снегом.

Объект исследования – зеленые растения, зимующие под снегом.

Методы исследования: измерение, наблюдение, фотографирование, сбор и обработка информации.

Такие наблюдения просты, не требуют больших затрат времени и сложного оборудования.

2.Литературный обзор.

Прежде чем приступить к исследованию растений зимующих под снегом в зеленом состоянии, я решила изучить специальную литературу и определиться с таким понятием: вечнозеленые растения.

В большом справочнике для школьников по биологии составителя Александра Батуева дается следующее понятие: "Вечнозеленые растения – растения, которые сохраняют листья в течение всего года, иногда несколько лет".

Ученые выделяют две групп растений зимующих под снегом: вечнозеленые (чьи листья живут 2-3 лет), и зимнезеленые (чьи листья живут один год).

К вечнозелёным растениям относятся все виды мхов, брусника, вероника лекарственная, линнея северная, клюква. Все эти растения (кроме мхов) имеют целый набор приспособлений – маленькие размеры, высокое содержание незамерзающих веществ в тканях. Особое дело – мхи. У них вообще нет никаких проблем с зимовкой - они могут зимовать и без снега, совершенно открытые. Мхи не боятся сильных морозов, им совершенно не опасно высыхание. Они поглощают воду из воздуха через листья и стебли.

Зимнезелёными называются листопадные растения, листья которых появляются весной (как у всех листопадных растений), и отмирают все вместе, но не осенью, как у всех «нормальных» растений, а весной. То есть живут листья один год, но период листопада приходится у них на весну. Зимнезелёные растения – копытень европейский, осока волосистая, щитовник игольчатый, кислица обыкновенная.

А как снег защищает растения зимой? Почему снежный покров сравнивают с пуховым одеялом? Снег ведь холодный, разве он может греть Землю? В рыхлом снегу между снежинками находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Мороз под снег пробраться не может. Снег не дает промерзать сильно Земле, это позволяет сохранить в земле корневища и клубеньки многолетних растений. Когда снег тает весной, он также полезен для растений, так как питает их влагой.

3.Исследовательская работа. 

Цель работы: изучение растений, зимующих под снегом в зеленом состоянии в окрестностях поселка Пурпе.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. выбрать несколько сильно различающихся растительных сообщества;
  2. используя определитель для растений определить и описать состав древесных и травянистых растений каждого растительного сообщества;
  3. определить проективное покрытие зеленых растений зимующих под снегом; 
  4. составить рекомендации по использованию и охране редких зеленых растений зимующих под снегом в окрестностях поселка Пурпе.

Методика определения проективного покрытия зеленых растений зимующих под снегом.

В каждом растительном сообществе закладывается площадка 1х1м. C помощью лопат, снег с площадки удаляется. Ближе к поверхности почвы чтобы не повредить растения тонкий слой снега  удаляют щеткой. На очищенную от снега площадке  определяют видовой состав всех зеленых растений и их проективное покрытие. Проективное покрытие определяется по стандартной методике. Всю площадь поверхности площадки принимают за 100% и на глаз определяют, какой процент этой площади закрыт листьями того или иного растения. Проективное покрытие выражают в процентах для каждого из имеющихся видов растений в отдельности.

Опыт № 1. Определение проективного покрытия зеленых растений зимующих под снегом в еловом и сосновом лесу.

Для исследования растений зимующих под снегом в зеленом состоянии, я выбрала темный хвойный (еловый) лес и светлый хвойный (сосновый) лес. Мне было интересно узнать, где больше зимующих растений.

Цель: определение видового состава и проективного покрытия растений елового и соснового леса.

Оборудование: рулетка, лопата, определитель растений.

Ход работы.

1.Отмерила рулеткой участок площадью 1м х1м.

2. C помощью лопаты удалила снег с площадки.

3.На очищенной от снега площадки нашла растения под снегом и сравнила с картинками с научной литературы.

4.Зная площадь всей территории и принимая ее за 100%, определила  процент площади занятый листьями растений зимующих под снегом в зеленом состоянии.

Список растений зимующих под снегом в зеленом состоянии в окрестностях поселка Пурпе. (Приложение 1. Фото 1-6 )

Отчетное задание

Название растений

Проективное покрытие растений зимующих под снегом

Еловый лес

Сосновый лес

Брусника

80%

20%

Олений мох

60%

20%

Голубика

15%

10%

Плаун буловидный

60%

20%

Заключение.

Итак, в своей работе я попыталась показать, как приспособились зеленые растения, зимующие под снегом. Проведенное мною исследование подтвердили ряд фактов, с которыми я познакомилась при работе с литературой. Исследуя растительные сообщества, мне удалось определить проективное покрытие каждого вида растений зимующих под снегом.

Кроме того, работая над темой исследования, я еще раз убедилась в том, что мир растений удивительный и не до конца изученный.

Выводы:

1.Исследование состояния зеленых растений зимующих под снегом расширяет возможности оценки и контроля качества природной среды.

2.Среди растений, найденных под снегом, можно выделить одну большую группы: вечнозеленых растений. Вечнозеленые растения — это все виды мхов, кустарничек: брусника, голубика (листопадный кустарничек).

3.Большое число вечнозелёных растений было обнаружено в еловом лесу. Основная причина - световой режим в нижних ярусах леса. Ельник - самый тёмный лес. Поэтому для растений нижнего яруса очень важно как можно дольше продлить возможность фотосинтеза.

3.Определено проективное покрытие каждого вида растений. Максимальное проективное покрытие имеет брусника — 80% (ельник) и олений мох — 60% (ельник).

4.В ходе моего исследования, среди растений, зимующих под снегом, не выявлены редкие и охраняемые растения. Но, тем не менее, они все нуждаются в охране. Появляясь после продолжительной зимы, они привлекают к себе внимание, что приводит к массовому сбору, особенно те виды, которые имеют красивые цветки. От необдуманного сбора их может спасти разъяснительная работа, и не только среди детей, но и взрослых. Многие из представленные в этой работе виды являются лекарственными. Очень важно, что бы и эти растения не попали в списки исчезающих видов. Результатами моей работы могут воспользоваться учащиеся 6 класса, при изучении растительности нашего края на уроках биологии.

Список использованной литературы

1. А.С. Боголюбов. Оценка жизненного состояния хвойного подроста. Экосистема. М, 2002.

2. П.Ф. Маевский. Флора средней полосы Европейской части России. Москва, 2006.

3. З.М. Куданова. Определитель высших растений ЧАССР. Чебоксары, 1995 .

4. В.В. Неронов. Полевая практика по геоботанике в средней полосе европейской России. Москва: Издательство Центра охраны дикой природы, 2002.

5. И.И. Степаненко. Лесная типология. Москва, 1999.

6. Л.П. Теплова. Определитель папоротников, хвощей, плаунов. Чебоксары,1973.

7. Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг. Чебоксары, 19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...