Научное объединение "Экология Родины" Эрудит
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
МО Тимашевский район
Утверждаю:
Решение педагогического совета
Протокол № 23 «31» августа 2011года
Председатель педсовета
_______ С.Н. Слюсарев
Образовательная программа «Экология Родины»
объединения «Эрудит»
Возраст детей: 12-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Педагог дополнительного образования
высшей категории
Лейхнер Алевтина Васильевна
г. Тимашевск
2011 г
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. Программа «Экология Родины» ориентирована на формирование экологического мировоззрения, повышение природоохранной грамотности и культуры общения со средой. Общеобразовательный минимум сведений в области экологии является фундаментом экологического образования учащихся.
Направленность программы:
Настоящая программа представляет дополнительный курс учебников экологической направленности. Построена программа на основе детских интересов с учетом возрастных особенностей.
Актуальность программы:
Программа формирует более современные экологические подходы к условному видению мира, самого себя и своих человеческих функций в взаимоотношениях с природой и обществом, охватывает современные методы исследований.
2. Вид программы: модифицированная.
Цели и задачи программы:
-Формирование интереса к экологии, способностей ориентации в многообразии проблем.
-Научить осуществлять мониторинг, составлять творческие проекты и рефераты.
-Формирование особой образовательной среды, в которой учащийся может удовлетворить свои познавательные интересы и компетенции.
-Реализация творческого потенциала, творческой активности.
-Приобретение навыков самостоятельного труда.
В связи с поставленной целью ставятся задачи:
Обучающие:
А) научить основам рационального природопользования;
Б) научится основам написания рефератов, исследовательских проектов.
Развивающие:
- Развитие фантазии, образного и логического мышления, творческих способностей
- Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно
- Развивать детскую фантазию
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе
- Сочетание и применение экологических знаний с практическими делами, приносящими пользу природе, а значит и обществу
2
-Воспитание к интересу состояния своей местности, экологическим проблемам края
Отбор содержания и последовательности изложения материала данной программы построен по законам дидактики от простого к сложному. Каждая последующая тема перекликается с предыдущей и является ее продолжением, но более усложненным, требующим больших знаний, умений и навыков. С каждой новой темой умения и навыки детей все более совершенствуются.
Для реализации творческого потенциала детей используется технология сотрудничества, тесного общения ребенка и педагога во время занятий; оказание помощи в творческих поисках ребенка, привлечение самих участников процесса к совместному выполнению процесса обучения и сотрудничеству друг с другом.
В объединении занимаются дети 12-13 лет, девочки и мальчики. Количество детей в группе - 15 человек, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Состав группы постоянный. Набор в группу свободный на основании заявления родителей и собеседования.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа. Всего 216 часов.
Занятия строятся с учетом возрастных способностей детей. На организационный момент отводится 5 минут, где проверяется наличие готовности материала и инструментов и определяется этап выполненной работы. Далее 10 минут на изучение теоретического материала, 25 минут - практическая работа, 5 минут - уборка кабинета.
У учащихся должны быть сформированы компетенции
1.Учебно-позновательные:
-творчески решать практические задачи ,самостоятельно свою деятельность
2. Коммуникативные:
- вести диалог выступать публично
- участвовать в коллективной деятельности
- убеждать, доказывать правоту
3.Общекультурные :
- управлять своим поведением
- соблюдать технику безопасности при выполнении практических работ
4. Информационные:
- описывать полученные результаты делать выводы
- использовать ресурсы Интернет при составлении презентаций
3
3.Отличительные особенности программы.
В программу включены вопросы кубановедения и регионального компонента. Включает вопросы и задания с использованием компьютера. Экскурсии будут способствовать активизации обучения. Лекции, работа с литературой – подготовка к олимпиадам, МАН «Эврика». В объединении могут участвовать дети от 12 до 15 лет.
4.Уровень по подготовки детей при приеме в объединение определяется путем собеседования. Значительный объем содержания программы способен обеспечить вариативность ее реализации. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу от простого к сложному.
5.Программа 1 года обучения рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе – 15 человек. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, видеофильмов, мультимедийных презентаций, брейн – рингов, викторин, путешествий в мир знаний, тестирования.
Учебно-тематический план.
№п/п | Название тем | Всего часов | В том числе | ||
теоретических | практических | экскурсий | |||
1 | Предмет экологии | 2 | 2 | ||
2 | Глобальные проблемы экологии | 32 | 12 | 20 | |
3 | Организм и среда | 22 | 4 | 16 | 2 |
4 | Экологические проблемы и пути их разрешения | 26 | 10 | 14 | 2 |
5 | Сообщества и популяции | 42 | 16 | 18 | 8 |
6 | Экологический мониторинг | 28 | 8 | 18 | 2 |
7 | Окружающая среда и здоровье человека | 22 | 10 | 10 | 2 |
8 | Наблюдение и изучение растений | 42 | 6 | 34 | 2 |
Итого часов | 216 | 68 | 130 | 18 |
4
Содержание программы
«Экология Родины»
Раздел I.
Тема 1. Введение. Предмет экологии – 2 часа.
Теория – 2 часа.
Программа, содержание работы, задачи.
Техника безопасности.
Раздел II. Глобальные проблемы экологии 32 часа.
Тема 1. Тип природных ресурсов 10 часов.
Теория: - 4 часа. Тип Природных ресурсов Классификация и формы загрязнения окружающей среды.
Практика: - 6 часов.
Атмосферный воздух. Загрязнение транспортом. Практическая работа «Определение загрязнения воздуха». Работа над рефератами.
Тема 2. Земельные ресурсы и охрана земель 10 часов.
Теория: 4 часа. Земельные ресурсы и охрана земель. Водные ресурсы и охрана вод.
Практика: 6 часов. Определение загрязнения воды. Экологический субботник. Экскурсия на санэпидстанцию.
Тема 3. Радиоактивность. Дозы облучения. – 10 часов.
Теория: - 4 часа. Радиоактивность. Дозы облучения . Шум, вибрация, электромагнитное воздействие.
Практика: - 6 часов. Экологический рейд. Экскурсия в природу.
Работа над рефератами.
Тема 4. Работа над рефератами. 2 часа.
Практика: - 2 часа. Работа над рефератами.
5
Раздел III. Организм и среда. 22 часа.
Теория: - 4 часа. Практике 18 часов.
Тема 1. Влияние промышленных предприятий района. 10 часов.
Теория: - 4 часа. Влияние промышленных предприятий района. Метод загрязнения среды в г. Тимашевске.
Практика: - 6 часов. Исследовательская работа. Просмотр видеофильма. Экологический рейд «Улицы посёлка».
Тема 2. Гербаризация растений. 10 часов.
Практика: - 10 часов. Гербаризация растений. Практическая работа на школьном участке. Сбор семян. Составление схем и планирование цветников школьного двора.
Тема 3 . Экскурсия на кондитерскую фабрику. – 2 часа.
Практика: - 2 часа.
Раздел IV. Экологические проблемы и пути их решения. 26 часов.
Теория: - 10 часов.
Практика: - 14 часов. Экскурсия 2 часа.
Тема 1. Влияние хозяйственной деятельности человека. 10 часов.
Теория: - 6 часов. Влияние хозяйственной деятельности человека. Влияние антропогенных факторов. Поступление в атмосферу загрязненных веществ.
Практика: - 4 часа. Просмотр видеофильма «Экология Кубани». Загрязнение особо опасными веществами. Работа с литературой в библиотеке.
Тема 2. Оборонная и военная промышленность. 10 часов.
Теория: - 4 часа. Оборонная и военная промышленность. Жилищно-коммунальное хозяйство.
Практика: - 6 часов. Основные загрязнение экологический субботник. Экскурсия на реку Кирпили.
Тема 3. Составление экологической карты Поселка. 6 часов.
Практика: - 6 часов. Составление экологической карты посёлка. Исследовательская деятельность.
6
Раздел V. Сообщества и популяции: 42 часа.
Теория: - 16 часов.
Тема 1. Приспособительные формы организмов – 10 часов.
Теория: - 10 часов. Пути приспособления к среде. Закон пищевых отношений. Свет в жизни растений. Пищевые отношения растений.
Тема: 2. Закон конкурентных отношений. 10 часов.
Теория: - 2 часа. Популяция. Структура популяций.
Практика: - 8 часов. Закон конкурентных отношений. Экологический субботник. Работа над рефератами.
Тема 3. Рост численности популяций. – 10 часов.
Теория: - 2 часа. Биоценоз и его устойчивость.
Практика: - 8 часов. Экскурсия в музей краеведения. Исследовательская работа.
Тема: - 4. Биоценоз и его устойчивость. – 10 часов.
Теория: - 2 часа.
Практика: - 8 часов. Исследовательская деятельность.
Практическая работа: «Сообщества и популяции». Работа над рефератами.
Раздел VI Экологический мониторинг 28 часов.
Теория: -8 часов.
Практика: -20 часов
Тема: 1 Мониторинг загрязнения окружающей среды 10 часов.
Теория: -4 часа. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Изменения видового разнообразия.
Практика: 6 часов. Организация мониторинга. Экологический субботник. Работа с рефератами.
Тема 2: Проблема отходов – 10 часов.
7
Теория: -2 часа. Проблема отходов.
Практика: 8 часов. Экологический мониторинг. Работа с гербарием. Работа
в саду.
Тема 3: Очистка берегов реки Кирпили 8 часов.
Теория: -2 часа. Новые подходы в охране атмосферы.
Практика: 6 часов. Очистка берегов реки Кирпили. Исследовательская деятельность.
Раздел VII Окружающая среда и здоровье человека 22 часа.
Теория: -10 часов.
Практика: -12 часов.
Тема 1: Понятие здоровья 10 часов.
Теория: -8 часов.
Есть ли здоровые люди? Факторы, определяющие здоровье. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия школьников и жителей поселка.
Практика: -2 часа. Просмотр видеофильма.
Тема 2: Вера, как фактор здоровья 10 часов.
Теория: -2 часа. Вера, как фактор здоровья.
Практика: -8 часов.
Определение загрязнения питьевой воды. Составление карты здоровьесберегающих технологий. Написание реферата «Здоровье жителей района».
Раздел VIII Наблюдение и изучение растений 42 часа.
Теория: -6 часов.
Практика: - часа. Экскурсии 2 часа.
Раздел VIII
Тема 1: Свет в жизни растений.
8
Теория: -4 часа. Свет в жизни растений.
Практика: -4 часа.
Подкормка растений в кабинетах. Пути приспособления растений к среде.
Тема 2: Приспособления к опылению 10 часов.
Практика: - 10 часов.
Сожительство растений. Теплолюбивые растения. Растения-хищники. Пересадка растений.
Тема 3: Подготовка растений к посадке 10 часов.
Практика: -10 часов.
Засухоустойчивые растения. Рыхление. Влаголюбивые растения. Растения и почва. Пересадка растений. Определение растений. Практическая работа с определителем.
Тема 4: Практика сбора растений 12 часов.
Практик: -12 часов.
Практика сбора растений. Работа на цветнике. Операция «Зеленая аллея». Конкурс творческих работ. Научно-практическая конференция.
Методическое обеспечение программы.
Средства для реализации программы и методы:
№п/п | Название тем | Формы проведения занятий |
1 | Предмет экологии | Беседа, мини-дискуссия |
2 | Глобальные проблемы экологии | Беседа сообщения учащихся |
3 | Организм и среда | Беседа, ролевая игра |
4 | Экологические проблемы и пути их разрешения | Экскурсия в лабораторию |
5 | Сообщества и популяции | Лекция, зачет |
6 | Экологический мониторинг | Практическое занятие |
7 | Окружающая среда и здоровье человека | наблюдение |
8 | Наблюдение и изучение растений | Наблюдение, практическое занятие, зачет |
9
Методы
Исследовательский - на экскурсии, где дети знакомятся с формами загрязнителей окружающей среды: воздуха, воды, промышленные загрязнители.
Практический метод: гербаризация растений, составление коллекций, определение растений.
Проектный- составление проектов по охране воды, почв, влияния выхлопных газов на состояние здоровья человека.
Наблюдения- на экскурсиях, в уходе за комнатными растениями
Практикумы: посадка рассады подкормки растений, мониторинги.
- Рекомендации:
а) изучать и осуществлять преемственность в обучении;
б) учет опыта семейного воспитания
в) от простого к сложному
- Материально-технические условия
Для проведения практических занятий используются гербарии, карточки, тесты, фото по темам, коллекции, микропрепараты, микроскопы.
Это помогает лучше передавать материал, а учащимся усвоить его.
10
4. Информационное обеспечение:
используются средства ИТК- мультимедийный проектор, видео(ДВД), телевизор, диски, видеофильмы, экран, ноутбук, компьютер.
- Внешние связи:
объединение «Экология Родины» получает задания и консультации в КНИИСХ имени Лукьяненко- города Краснодара (профессор Лавренюк).
Контроль результативности изучения учащимися программы
Для проверки знаний используется:
-Фронтальная беседа
-Мозговой штурм
-Исследовательские работы учащихся
-Итоговые отчеты
Для стимуляции личностного роста используются бальная система мониторинга достижений, результаты фиксируются в таблицу
ФИО учащегося | Тема | Работа в группе | Устный ответ | Участие в дискуссии | Практическая работа | Презентация | Защита проекта |
Ожидаемые результаты:
-данный курс поможет учащимся в выборе профиля
-учащиеся приобретут новые знания по биологии
-постигнут азы проектной методики, получая результат
Предполагаемый результат:
1. Участие в предметных марафонах знаний.
2.Участие в муниципальных и региональных конкурсах «Моя Малая
11
Родина», «Тайны природы».
3.Написание исследовательских проектов: «Водные проекты», «Чистая планета», «Шаг в будущее».
4.Участие в олимпиадах на муниципальном и региональном уровне.
5. Участие во Всероссийских конкурсах «Зеленая планета», «Подрост».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Брем А.Э.- Жизнь животных, М, Терра, 1996.
- Ивченко С.- Занимательная ботаника, М, Молодая гвардия, 1972
- Крискунов Е.А.- Экология, М, Дрофа, 1997.
- Красная книга СССР, М, наука, 1985.
- Овчаров К.В.- Тайны зеленых растений, М, наука, 1983.
- Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия А.С.Т. 2001
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Ивановский П.А.- Охрана окружающей среды, М, Просвещение, 1986
2.Жигарев Н.А., Пономарева О.Н. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М, Дрофа, 2002
3.Пасечник В.В.- Экология, М, Дрофа, 1997
4. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов на Дону, Феникс, 2001.
5. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Феникс, 2001.
6. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе 2003 №3
7. Самкова В.А. Проекты, как форма организации экологически ориентированной деятельности. Биология в школе 2002 №7.
8. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология 5-11. Паритет.2002 страница 89.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"
Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Формирование научного типа мышления, владение научной терминалогией, ключевыми понятиями, методами и приёмами
Данная статья посвящена владению учащимися прочными основами и методами научного познания в школьном курсе физики....
Научно-практическая конференция "Научная Одиссея"
II место в открытой научно-практической конференции...
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...
Межрегиональная научно-практическая конференция школьников с международным участием «В научном поиске» Научного общества учащихся «Малая Академия»
Сводный протокол Межрегиональной научно-практической конференции с имеждународным участием....