Урок- исследование "Солнечный орган- разумный глаз"
план-конспект урока биологии (8 класс) по теме

Чукарина Наталья Николаевна

Урок по теме "Анализаторы" о строении и функции зрительного анализатора. Проводится в с использованием  исследовательских методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Солнечный орган - разумный глаз»

                                               урок-исследование

по теме «Орган зрения и зрительный анализатор»,

биология, 8 класс

урок разработан учителем биологии МОУ «Базковская СОШ»

             Шолоховского района Натальей Николаевной Чукариной.

             Квалификационная категория учителя- высшая.

             Педагогический стаж работы- 19 лет.

 

Цели урока:

1.Обучающие: 1.сформировать у учащихся знания о строении и функциях

                             глаза,

                          2. конкретизировать понятие « анализатор» на примере

                             зрительного анализатора,

2.Развивающие: 1.продолжить развитие у учащихся умений выделять

                              главное, сравнивать, делать выводы на основе био-

                              логических экспериментов,  работать с   дополнительной

                              литературой,

                            2. способствовать развитию интеллектуальных умений

                                 путем  решения биологических задач,

                            3.показать эволюционную картину в развитии органов

                               зрения у животных,

3.Воспитательные: 1.понимать уникальность своего организма,

                                 2.  воспитывать бережное отношение к его органам.

Оборудование урока: таблица «Строение глаза», модель глаза, таблицы для

                                     опытов, инструкции для проведения опытов,

                                     медиапроектор, экран,  авторская  презентация,

                                     иллюстрации (картины, фото).

Методика урока:

форма обучения: урок усвоения новых знаний с элементами исследования.

методы обучения: эвристическая беседа, рассказы, сообщения учащихся,

                               биоэксперименты, решение биологических задач, работа

                               с рисунками, схемами

прием контроля знаний: индивидуальный, взаимоконтроль,  

                                           программированный.

Использованная литература:

  1.  А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Человек, 8 класс-М.: Вентана –Граф, 2006,(учебное пособие для обучающихся),
  2. А.С. Батуев Биология 9.Человек- М:  Пр., 1994,
  3. А.А. Бинас  Биологический эксперимент в школе, М., Пр., 1990,
  4. Всевидящее око /ж-л Юный натуралист/ 1994, №2,
  5. М.Залесский Занимательная анатомия, М., Росмэн,1998,
  6. И.Д. Зверев  Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека, М., Пр., 1994,
  7. Я.Л. Коломинский  Человек: психология, М., Пр., 1986,
  8. Тудор Оприш   Занимательная бионика - М: Альбатрос, 1986.

                                     

                                              Структура урока:

0. Организационный момент.

1.Мотивация изучения темы.

у поэта Э. Межелайтиса есть такие строки: (слайд № 2)

Глаза - широкие ворота,

 Весь проходит через них,

Идет без спросу и ответа

Добро и зло мастей любых…

Все, что вне и вокруг нас,

Вбирает, поглощает глаз.

     Но все ли? В книге известного английского исследователя психологии зрительного восприятия Р.Грегори «Глаз и мозг»  расположена очень впечатляющая схема : на вертикальную шкалу нанесена в соответствии с определенным  масштабом обозначения электромагнитного спектра от длинных радиоволн до гамма –лучей. Оказывается, мы в состоянии воспринимать как свет, таки цвет, лишь ничтожную, удручающе узкую полоску излучений. _ Взгляните на этот рисунок,- восклицал Грегори,- ведь мы почти что слепы! Пусть так, но откуда мы знаем о  существовании самого спектра, с микробами и вирусами, об обратной стороне Луны и т.д.? (Слайд № 3)

  2. Постановка целей и задач урока.

      Сегодняшний урок мы посвятим знакомству с «Солнечным органом-разумным глазом» (по определению Грегори), полагаю, что изучив строение и функции  глаза, вы сможете объяснить уникальные способности глаза,  пояснить это высказывание  Грегори. Помощником в достижении этих целей станет биологический эксперимент, опыт. Ведь еще И.П. Павлов утверждал: «Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт берет то, что он хочет. Сила Биологического опыта колоссальна». (Слайд № 4)

                                  Изучение нового материала.

3.1.Значение зрения

      Психологи полагают, что от 70 до 90% всей информации окружающего мира человек получает от «Солнечного органа». Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»- одно из выражений о значении зрения в жизни человека. Но что конкретно дает зрение человеку? Предлагаю вам сформулировать ответ на этот вопрос, используя данную мини-выставку.  (Запись ответа в виде схемы). (Слайд №5)

Кроме всего,  глаза называют «зеркалом души». Почему?

3.2. Эволюционный взгляд на органы зрения. (Слайд № 6)

Прежде чем мы приступим к изучению строения органа зрения, давайте вспомним из курса зоологии, кто и чем  смотрит, что видит.

(информационный проект обучающихся  - опережающее задание по обзору дополнительной литературы, возможно с выполнением собственной презентации)  

     Ученик: Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» справедлива  не только для человека, она отражает важность зрения для большинства живых существ. Поэтому даже  те из них, у кого глаза отсутствуют, наделены хоть какими-то «смотрящими» органами.

У простейших это даже не органы, а органоиды, вспомните у кого был органоид светочувствительный глазок ? (эвглена зеленая) ( Слайд №7). У дождевого червя на поверхности кожи разбросаны в беспорядке  ОСОБЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ. Какова их роль? (отличить свет от тьмы) (Слайд №8).

 У рыбьей пиявки зрительные клетки собраны на конце тела, на хвосте. У морской звезды скопления этих клеток обнаружены в лучах. (Слайд №9)

   У большинства животных глаза, конечно же, настоящие, но и здесь не обходится без причуд. Клещи, например, смотрят на мир спиной, т.к. именно там расположены  глаза.  Муха-диопсид имеет длиннющие рога, на концах которых расположены глаза. Глаза камбалы расположены на одном боку.( Слайд № 10)

          Сколько глаз могут иметь наши братья меньшие? У комнатной мухи их пять, у пауков до восьми глаз. Причем каждый глаз может состоять из множества глазков, например,  у стрекозы их 28 тысяч штук и дает изображение целиком. Как называется такой глаз? (сложный, фасеточный).( Слайд № 10) В Новой Зеландии живет ящерица гаттерия, у которой три глаза, один расположен на затылке. Оказывается , третий недоразвитый глаз имеется у всех позвоночных, т.е. и у нас, он расположен в толще мозга.( Слайд № 11) Глаза человека занимают 1/20 объема черепа, у птиц –половину, а самые крупные глаза у….?( страуса). (Слайд № 12)

             Лягушки, саламандры, ящерицы видят свет, которого мы не видим- поляризованный, волны, отфильтрованные земной атмосферой. Глаз кошки видит при освещении в 6 раз меньшем, чем мы. У них встроен в глаз рефлектор, из-за чего глаза светятся ночью.

           По-разному все животные воспринимают цвет: ты надел желтые ботинки, а кошка видит их серыми, ты нюхаешь белую розу, а пчела ее видит голубовато-синей, слоны, рыси, не способны различать цвета.( Слайд № 13) Способность различать детали предметов на расстоянии- острота зрения. выше всех у хищных птиц. Мухи видят примерно на полметра, стрекозы в три раза дальше, рыбы, змеи рассматривают предметы на расстоянии 5-10 м. Рассматривать предметы сбоку, сзади многие животные способны только,  поворачивая голову. Большинство птиц, пресмыкающихся этого делать не надо: перед каждым глазом возникает свое изображение, вместе они обеспечивают почти круговой обзор. А вот стрекоза, чьи глаза занимают больше полголовы, видит на зависть всем, не поворачивая головы, все. (Слайд №14).

        Вот такие чудо-органы зрения у наших братьев меньших!

3.3. Строение глаза и его частей  (рассказ о строении частей глаза,  

                                                         эксперименты  о функциях этих частей).

     От братьев меньших, их уникальных по строению глаз перейдем к изучению человеческого глаза.

 В строении глаза выделяют следующие  части :

а) вспомогательный аппарат. Вопросы к уч-ся: Что можно отнести к вспомогательному аппарату, в чем роль его составляющих? (Слайд №15,. таблица «Строение глаза»)

б) глазное яблоко (рассказ об оболочках. Примечание: у новорожденных радужная оболочка одинаковая по цвету –голубая,синяя).

в) оптическая система глаза 

                  Опыт № 1 Изучение  реакции зрачка на свет.

Цель: определить реакцию зрачка на изменение освещенности.

Ход опыта: работа учащихся в парах. Ученик-экспериментатор росит своего соседа посмотреть в окно. Наблюдает  состояние его зрачков, делает выводы: зрачки ссужены. После этого просит соседа закрыть ладонью глаза , после просит открыть глаза, наблюдает расширение зрачков. Чем объяснить подобное явление?

        Ученик делает вывод: зрачки могут рефлекторно сокращаться и расширяться, обеспечивая оптимальную освещенность сетчатки при достаточном уровне освещения предметов.

                  Опыт № 2. Выявление функций хрусталика.

Оборудование: лист бумаги размером 10х10 см. с отверстием посередине, вокруг по периметру написаны цифры. Надпись на доске.

Цель: определить функции хрусталика.

Ход опыта: взять белый лист бумаги и расположить его так, чтобы буквы, находящиеся по периметру отверстия были хорошо видны. Затем закрыть один глаз, а вторым через отверстие в бумаге посмотреть на слово, написанное на доске. Буквы на листе станут ….? (размытыми). Почему? ( они окажутся не в фокусе). Затем перевести взгляд на буквы на листе, на доске надпись станет…? (нечеткой).

Вопросы:

  1. Какую форму принял хрусталик, когда вы смотрели вдаль? (уплощен)
  2. Какую форму принял хрусталик, когда вы перевели взгляд на близкий предмет? (выпуклый).

 Ученик- Вывод: хрусталик изменяет кривизну в зависимости от расстояния предметов. Благодаря этому, мы можем четко видеть интересующие нас объекты на различном расстоянии.

г) светочувствительная часть глаза.

Опыт № 3. обнаружение слепого пятна (рис 101, стр.182 из (2). (Слайд №16)

Опыт № 4.Выявление функций периферического зрения (роль колбочек и палочек в восприятии цвета).

Оборудование: карандаш, окрашенный в красный цвет (др.)( заранее предмет не показывают и не называют)

Цель : показать, что расположенные на периферии сетчатки глазного яблока палочки способны различать форму и движение предмета, но не могут восприять цвет.

Проведение опыта демонстрационным способом: испытуемого посадить на стул, он фиксирует взгляд на точке  впереди себя, взгляд не скашивать. Карандаш красного цвета быстро показывают сбоку на уровне глаза и убирают.

Вопросы к испытуемому: что за предмет ты видел, откуда он появился и куда он исчез, какой формы он был, можешь ли ты назвать этот предмет, какого он был цвета?

       Вопросы к классу:

       1.почему испытуемый не мог определить цвет предмета? ( по периферии находятся палочки глаза, а колбочки в малом количестве).

       2. Почему испытуемый  мог точно определить  форму и движение предмета?  ( потому что палочки воспринимают  форму и направление движения предмета, а колбочки цвет).

      3.Чем объяснить , что при раздражении периферических участков сетчатки глаза человек рефлекторно поворачивает голову туда, где находится раздражитель? ( Чтобы изображение раздражителя попало на участок желтого пятна и можно было различить цвет).

    Экспериментальным путем мы определили функции отдельных частей глаза, а сейчас в ходе решения биозадач мы выясним с вами степень понимания только что проделанных экспериментов.

Задача 1. В чем суть поговорки «Ночью все кошки серы»?

Задача 2. В книге С.С. Смирнова «Рассказы о неизвестных героях»  описан интересный случай: русский солдат 9 лет , с 1915 по 1924 годы, оставался в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество воды и продовольствия, но свечей и спичек ему хватило лишь на 4 года. 5 лет полнейшей темноты, отвыкнув от света, он ослеп. Почему?

3.4.Зрительный анализатор.

Актуализация знаний.

Что такое анализатор? Его звенья? Определите каждое из звеньев зрительного анализатора. Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?( Слайды 3 17,18) (Ответы обучающихся)

 ИТОГ УРОКА: Так почему же Грегори называл глаз солнечным, разумным органом ?  (ответы обучающихся)

       Как происходит зрительное  восприятие, о нарушениях зрения, их причинах и  профилактике мы узнаем с вами на следующем уроке, а сейчас проверим усвоения материала  урока.

  1. Закрепление материала.

 а). По «немому» рисунку определите под какими номерами указаны какие части глаза. (Слайд №19)

 б). Диктант (взаимопроверка в парах): на доске записаны понятия к нашему уроку , выбери из них ответы на следующие вопросы: (Слайд № 20)

    1.Отверстие в радужной оболочке (зрачок).

    2.Изменяет свою форму (хрусталик)

    3. Место наибольшего расположения  колбочек ( желтое пятно.

    4. Оболочка глаза, придающая ему цвет (радужная).

     5.Преломляющий аппарат глаза ( роговица, хрусталик)

    6.Рецепторы, определяющие форму предмета (палочки).

    7. Наружная оболочка глаза (фиброзная).

в).Игра «Продолжи рассказ о зрительных рецепторах»:

    1. Зрительные анализаторы- это…

    2.В сетчатке глаза больше…, а  меньше…

    3.Слабым сумеречным светом возбуждаются…

    4.Цвета предметов воспринимают..

   5.Палочки и колбочки распределены на сетчатке следующим образом…

  1. Подведение итогов урока.
  2.  Домашнее задание: а).п. 52, ответы на  вопросы после параграфа.

б). подберите поговорки и пословицы  о зрении и объясните их,

в).возможно ли создание искусственного глаза?  Каким образом  оптическая способность  глаза была заимствована  инженерами- биониками? Подготовьте по желанию информационные мини- проекты  на эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.

Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций. Задачи: Образовательные: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики. Развивающие: сов...

Урок .Эволюция органов пищеварения и обмен веществ.

Презентация может быть использована как наглядный материал к уроку ии для подготовки домашнего задания. Аудитория: учителя биологии, работающие по учебнику В.В. Латюшина "Биология. Животные. 7 класс",...

Презентация к уроку "Лист - орган растения"

Презентация содержит материял  по теме" Лист – часть побега. Значение листа для растений" по учебнику:И.Н.Пономарева, Биология. 6 класс...

Урок: Заболевание органов дыхания

Формирование у учащихся представления о заболеваниях  дыхательной системы  и  способах профилактики этих заболеваний....

Орган зрения Глаз

Функции, строениеАккомодацияБлизорукость; дальнозоркостьГигиена зренияЗРЕНИЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕКАК ВИДЯТ ЖИВОТНЫЕ...

Презентация по теме "Орган зрения - глаз".

Презнетация может быть использована при изучении темы "Орган зрения и зрительный анализатор"....

План презентации "Орган чувств – глаза. Гигиена зрения"

Представлен план презентаци "Орган чувств – глаза. Гигиена зрения" Ссылка на презентацию:https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/12/21/prezentatsiya-po-formirovaniyu-zozh-orga...