Урок- исследование "Солнечный орган- разумный глаз"
план-конспект урока биологии (8 класс) по теме
Урок по теме "Анализаторы" о строении и функции зрительного анализатора. Проводится в с использованием исследовательских методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnyy_organ-razumnyy_glaz_chukarinoy_n.n._mou_bazkovskaya_sosh.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Солнечный орган - разумный глаз»
урок-исследование
по теме «Орган зрения и зрительный анализатор»,
биология, 8 класс
урок разработан учителем биологии МОУ «Базковская СОШ»
Шолоховского района Натальей Николаевной Чукариной.
Квалификационная категория учителя- высшая.
Педагогический стаж работы- 19 лет.
Цели урока:
1.Обучающие: 1.сформировать у учащихся знания о строении и функциях
глаза,
2. конкретизировать понятие « анализатор» на примере
зрительного анализатора,
2.Развивающие: 1.продолжить развитие у учащихся умений выделять
главное, сравнивать, делать выводы на основе био-
логических экспериментов, работать с дополнительной
литературой,
2. способствовать развитию интеллектуальных умений
путем решения биологических задач,
3.показать эволюционную картину в развитии органов
зрения у животных,
3.Воспитательные: 1.понимать уникальность своего организма,
2. воспитывать бережное отношение к его органам.
Оборудование урока: таблица «Строение глаза», модель глаза, таблицы для
опытов, инструкции для проведения опытов,
медиапроектор, экран, авторская презентация,
иллюстрации (картины, фото).
Методика урока:
форма обучения: урок усвоения новых знаний с элементами исследования.
методы обучения: эвристическая беседа, рассказы, сообщения учащихся,
биоэксперименты, решение биологических задач, работа
с рисунками, схемами
прием контроля знаний: индивидуальный, взаимоконтроль,
программированный.
Использованная литература:
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Человек, 8 класс-М.: Вентана –Граф, 2006,(учебное пособие для обучающихся),
- А.С. Батуев Биология 9.Человек- М: Пр., 1994,
- А.А. Бинас Биологический эксперимент в школе, М., Пр., 1990,
- Всевидящее око /ж-л Юный натуралист/ 1994, №2,
- М.Залесский Занимательная анатомия, М., Росмэн,1998,
- И.Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека, М., Пр., 1994,
- Я.Л. Коломинский Человек: психология, М., Пр., 1986,
- Тудор Оприш Занимательная бионика - М: Альбатрос, 1986.
Структура урока:
0. Организационный момент.
1.Мотивация изучения темы.
у поэта Э. Межелайтиса есть такие строки: (слайд № 2)
Глаза - широкие ворота,
Весь проходит через них,
Идет без спросу и ответа
Добро и зло мастей любых…
Все, что вне и вокруг нас,
Вбирает, поглощает глаз.
Но все ли? В книге известного английского исследователя психологии зрительного восприятия Р.Грегори «Глаз и мозг» расположена очень впечатляющая схема : на вертикальную шкалу нанесена в соответствии с определенным масштабом обозначения электромагнитного спектра от длинных радиоволн до гамма –лучей. Оказывается, мы в состоянии воспринимать как свет, таки цвет, лишь ничтожную, удручающе узкую полоску излучений. _ Взгляните на этот рисунок,- восклицал Грегори,- ведь мы почти что слепы! Пусть так, но откуда мы знаем о существовании самого спектра, с микробами и вирусами, об обратной стороне Луны и т.д.? (Слайд № 3)
2. Постановка целей и задач урока.
Сегодняшний урок мы посвятим знакомству с «Солнечным органом-разумным глазом» (по определению Грегори), полагаю, что изучив строение и функции глаза, вы сможете объяснить уникальные способности глаза, пояснить это высказывание Грегори. Помощником в достижении этих целей станет биологический эксперимент, опыт. Ведь еще И.П. Павлов утверждал: «Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт берет то, что он хочет. Сила Биологического опыта колоссальна». (Слайд № 4)
Изучение нового материала.
3.1.Значение зрения
Психологи полагают, что от 70 до 90% всей информации окружающего мира человек получает от «Солнечного органа». Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»- одно из выражений о значении зрения в жизни человека. Но что конкретно дает зрение человеку? Предлагаю вам сформулировать ответ на этот вопрос, используя данную мини-выставку. (Запись ответа в виде схемы). (Слайд №5)
Кроме всего, глаза называют «зеркалом души». Почему?
3.2. Эволюционный взгляд на органы зрения. (Слайд № 6)
Прежде чем мы приступим к изучению строения органа зрения, давайте вспомним из курса зоологии, кто и чем смотрит, что видит.
(информационный проект обучающихся - опережающее задание по обзору дополнительной литературы, возможно с выполнением собственной презентации)
Ученик: Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» справедлива не только для человека, она отражает важность зрения для большинства живых существ. Поэтому даже те из них, у кого глаза отсутствуют, наделены хоть какими-то «смотрящими» органами.
У простейших это даже не органы, а органоиды, вспомните у кого был органоид светочувствительный глазок ? (эвглена зеленая) ( Слайд №7). У дождевого червя на поверхности кожи разбросаны в беспорядке ОСОБЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ. Какова их роль? (отличить свет от тьмы) (Слайд №8).
У рыбьей пиявки зрительные клетки собраны на конце тела, на хвосте. У морской звезды скопления этих клеток обнаружены в лучах. (Слайд №9)
У большинства животных глаза, конечно же, настоящие, но и здесь не обходится без причуд. Клещи, например, смотрят на мир спиной, т.к. именно там расположены глаза. Муха-диопсид имеет длиннющие рога, на концах которых расположены глаза. Глаза камбалы расположены на одном боку.( Слайд № 10)
Сколько глаз могут иметь наши братья меньшие? У комнатной мухи их пять, у пауков до восьми глаз. Причем каждый глаз может состоять из множества глазков, например, у стрекозы их 28 тысяч штук и дает изображение целиком. Как называется такой глаз? (сложный, фасеточный).( Слайд № 10) В Новой Зеландии живет ящерица гаттерия, у которой три глаза, один расположен на затылке. Оказывается , третий недоразвитый глаз имеется у всех позвоночных, т.е. и у нас, он расположен в толще мозга.( Слайд № 11) Глаза человека занимают 1/20 объема черепа, у птиц –половину, а самые крупные глаза у….?( страуса). (Слайд № 12)
Лягушки, саламандры, ящерицы видят свет, которого мы не видим- поляризованный, волны, отфильтрованные земной атмосферой. Глаз кошки видит при освещении в 6 раз меньшем, чем мы. У них встроен в глаз рефлектор, из-за чего глаза светятся ночью.
По-разному все животные воспринимают цвет: ты надел желтые ботинки, а кошка видит их серыми, ты нюхаешь белую розу, а пчела ее видит голубовато-синей, слоны, рыси, не способны различать цвета.( Слайд № 13) Способность различать детали предметов на расстоянии- острота зрения. выше всех у хищных птиц. Мухи видят примерно на полметра, стрекозы в три раза дальше, рыбы, змеи рассматривают предметы на расстоянии 5-10 м. Рассматривать предметы сбоку, сзади многие животные способны только, поворачивая голову. Большинство птиц, пресмыкающихся этого делать не надо: перед каждым глазом возникает свое изображение, вместе они обеспечивают почти круговой обзор. А вот стрекоза, чьи глаза занимают больше полголовы, видит на зависть всем, не поворачивая головы, все. (Слайд №14).
Вот такие чудо-органы зрения у наших братьев меньших!
3.3. Строение глаза и его частей (рассказ о строении частей глаза,
эксперименты о функциях этих частей).
От братьев меньших, их уникальных по строению глаз перейдем к изучению человеческого глаза.
В строении глаза выделяют следующие части :
а) вспомогательный аппарат. Вопросы к уч-ся: Что можно отнести к вспомогательному аппарату, в чем роль его составляющих? (Слайд №15,. таблица «Строение глаза»)
б) глазное яблоко (рассказ об оболочках. Примечание: у новорожденных радужная оболочка одинаковая по цвету –голубая,синяя).
в) оптическая система глаза
Опыт № 1 Изучение реакции зрачка на свет.
Цель: определить реакцию зрачка на изменение освещенности.
Ход опыта: работа учащихся в парах. Ученик-экспериментатор росит своего соседа посмотреть в окно. Наблюдает состояние его зрачков, делает выводы: зрачки ссужены. После этого просит соседа закрыть ладонью глаза , после просит открыть глаза, наблюдает расширение зрачков. Чем объяснить подобное явление?
Ученик делает вывод: зрачки могут рефлекторно сокращаться и расширяться, обеспечивая оптимальную освещенность сетчатки при достаточном уровне освещения предметов.
Опыт № 2. Выявление функций хрусталика.
Оборудование: лист бумаги размером 10х10 см. с отверстием посередине, вокруг по периметру написаны цифры. Надпись на доске.
Цель: определить функции хрусталика.
Ход опыта: взять белый лист бумаги и расположить его так, чтобы буквы, находящиеся по периметру отверстия были хорошо видны. Затем закрыть один глаз, а вторым через отверстие в бумаге посмотреть на слово, написанное на доске. Буквы на листе станут ….? (размытыми). Почему? ( они окажутся не в фокусе). Затем перевести взгляд на буквы на листе, на доске надпись станет…? (нечеткой).
Вопросы:
- Какую форму принял хрусталик, когда вы смотрели вдаль? (уплощен)
- Какую форму принял хрусталик, когда вы перевели взгляд на близкий предмет? (выпуклый).
Ученик- Вывод: хрусталик изменяет кривизну в зависимости от расстояния предметов. Благодаря этому, мы можем четко видеть интересующие нас объекты на различном расстоянии.
г) светочувствительная часть глаза.
Опыт № 3. обнаружение слепого пятна (рис 101, стр.182 из (2). (Слайд №16)
Опыт № 4.Выявление функций периферического зрения (роль колбочек и палочек в восприятии цвета).
Оборудование: карандаш, окрашенный в красный цвет (др.)( заранее предмет не показывают и не называют)
Цель : показать, что расположенные на периферии сетчатки глазного яблока палочки способны различать форму и движение предмета, но не могут восприять цвет.
Проведение опыта демонстрационным способом: испытуемого посадить на стул, он фиксирует взгляд на точке впереди себя, взгляд не скашивать. Карандаш красного цвета быстро показывают сбоку на уровне глаза и убирают.
Вопросы к испытуемому: что за предмет ты видел, откуда он появился и куда он исчез, какой формы он был, можешь ли ты назвать этот предмет, какого он был цвета?
Вопросы к классу:
1.почему испытуемый не мог определить цвет предмета? ( по периферии находятся палочки глаза, а колбочки в малом количестве).
2. Почему испытуемый мог точно определить форму и движение предмета? ( потому что палочки воспринимают форму и направление движения предмета, а колбочки цвет).
3.Чем объяснить , что при раздражении периферических участков сетчатки глаза человек рефлекторно поворачивает голову туда, где находится раздражитель? ( Чтобы изображение раздражителя попало на участок желтого пятна и можно было различить цвет).
Экспериментальным путем мы определили функции отдельных частей глаза, а сейчас в ходе решения биозадач мы выясним с вами степень понимания только что проделанных экспериментов.
Задача 1. В чем суть поговорки «Ночью все кошки серы»?
Задача 2. В книге С.С. Смирнова «Рассказы о неизвестных героях» описан интересный случай: русский солдат 9 лет , с 1915 по 1924 годы, оставался в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество воды и продовольствия, но свечей и спичек ему хватило лишь на 4 года. 5 лет полнейшей темноты, отвыкнув от света, он ослеп. Почему?
3.4.Зрительный анализатор.
Актуализация знаний.
Что такое анализатор? Его звенья? Определите каждое из звеньев зрительного анализатора. Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?( Слайды 3 17,18) (Ответы обучающихся)
ИТОГ УРОКА: Так почему же Грегори называл глаз солнечным, разумным органом ? (ответы обучающихся)
Как происходит зрительное восприятие, о нарушениях зрения, их причинах и профилактике мы узнаем с вами на следующем уроке, а сейчас проверим усвоения материала урока.
- Закрепление материала.
а). По «немому» рисунку определите под какими номерами указаны какие части глаза. (Слайд №19)
б). Диктант (взаимопроверка в парах): на доске записаны понятия к нашему уроку , выбери из них ответы на следующие вопросы: (Слайд № 20)
1.Отверстие в радужной оболочке (зрачок).
2.Изменяет свою форму (хрусталик)
3. Место наибольшего расположения колбочек ( желтое пятно.
4. Оболочка глаза, придающая ему цвет (радужная).
5.Преломляющий аппарат глаза ( роговица, хрусталик)
6.Рецепторы, определяющие форму предмета (палочки).
7. Наружная оболочка глаза (фиброзная).
в).Игра «Продолжи рассказ о зрительных рецепторах»:
1. Зрительные анализаторы- это…
2.В сетчатке глаза больше…, а меньше…
3.Слабым сумеречным светом возбуждаются…
4.Цвета предметов воспринимают..
5.Палочки и колбочки распределены на сетчатке следующим образом…
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: а).п. 52, ответы на вопросы после параграфа.
б). подберите поговорки и пословицы о зрении и объясните их,
в).возможно ли создание искусственного глаза? Каким образом оптическая способность глаза была заимствована инженерами- биониками? Подготовьте по желанию информационные мини- проекты на эту тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.
Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций. Задачи: Образовательные: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики. Развивающие: сов...
Урок .Эволюция органов пищеварения и обмен веществ.
Презентация может быть использована как наглядный материал к уроку ии для подготовки домашнего задания. Аудитория: учителя биологии, работающие по учебнику В.В. Латюшина "Биология. Животные. 7 класс",...
Презентация к уроку "Лист - орган растения"
Презентация содержит материял по теме" Лист – часть побега. Значение листа для растений" по учебнику:И.Н.Пономарева, Биология. 6 класс...
Урок: Заболевание органов дыхания
Формирование у учащихся представления о заболеваниях дыхательной системы и способах профилактики этих заболеваний....
Орган зрения Глаз
Функции, строениеАккомодацияБлизорукость; дальнозоркостьГигиена зренияЗРЕНИЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕКАК ВИДЯТ ЖИВОТНЫЕ...
Презентация по теме "Орган зрения - глаз".
Презнетация может быть использована при изучении темы "Орган зрения и зрительный анализатор"....
План презентации "Орган чувств – глаза. Гигиена зрения"
Представлен план презентаци "Орган чувств – глаза. Гигиена зрения" Ссылка на презентацию:https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/12/21/prezentatsiya-po-formirovaniyu-zozh-orga...