Разработка открытого урока " Жемчужина Сибири - Байкал"
методическая разработка по географии (8 класс)

Баженова Наталия Викторовна

Цель урока:Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhemchuzhina_sibiri_-_baykal.docx47.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии  «Жемчужина Сибири – Байкал»

Цели урока:

  • Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
  • формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
  • вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету.

Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

личностные    раскрыть значимость знаний об озере Байкал

метапредметные  Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы

предметные  Уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания,   работать с текстом.

Оборудование:
физическая карта России, учебники, атласы

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Организационный момент

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить готовность учащихся к уроку.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, наглядные

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  подготовиться к работе, мобилизовать внимание.

2

Проверка домашнего задания

 - Мы с вами изучаем природный регион - Восточная Сибирь. У вас у каждого на столе лист с тестом по теме  «Горы южной Сибири», состоящий из 7 вопросов. Подпишите свои листы и выполните тест. На это задание даю вам 5 мин.

Отвечают на вопросы теста и сдают листы учителю.

3

Мотивация учебной деятельности

Познавательные: развитие познавательного интереса.

Регулятивные: формирование умений определения целей и задач урока.

- Послушайте бурятскую сказку.

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее её не было на земле.

Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:

— Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зырыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегаюшей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…

Байкал гневно крикнул:

— Я могу дать только свои слёзы!..

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю»

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…

-Сформулируем тему урока.

-Поставим цель нашего урока. (основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал)

-  Сегодня на уроке мы совершим путешествие к берегам Байкала. Посмотрите на тему урока. Что необычного в формулировке? Выделите ключевое слово в теме урока (жемчужина). Как относятся к жемчугу? (это драгоценность, ее берегут, относятся бережно)

-Что вы знаете о Байкале? Какие ассоциации возникают у вас при слове БАЙКАЛ.

- Получается, что знаем не так много, хотя с 1996 года Байкал является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России.

Слушают сказку.

Определение  темы урока, цели и задач урока.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают ассоциации.

4

Актуализация знаний

- Прежде чем мы начнём изучение новой темы давайте вспомним:

1. Что такое озеро?

2. Какие озёра бывают по происхождению озерных котловин?

3. Какие бывают озёра по составу воды и по типу стока?

 

Отвечают на вопросы

5

Работа по теме урока

Познавательные: формировать умения определять термины и понятия, классифицировать объекты и явления.

формировать умения находить достоверные сведения в различных источниках географической информации.

Регулятивные:

Формировать умения анализировать эмоциональное состояния от успешной и неуспешной деятельности.

формировать навыки анализировать собственную работу и соотносить её с планом деятельности.

Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества.

формировать навыки проявления активности во взаимодействии и обмена  мнениями.

Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро.
Приложение  №1 сейчас мы с вами организуем  экспресс группы и будем знакомиться разными происхождениями названия озера. Ознакомьтесь, пожалуйста в группе с текстом. (10 секунд). И ответьте на вопросы………….

как звучит название озера на языках разных народов:

Озеро Байкал мы будем изучать по плану:

1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.
6. Значение Байкала

1.Выполните задание №1

  1. В какой части России расположено озеро?
  2. Каково направление протяженности Байкала?
  3. Найдите географические  координаты.
  4. Вычислите протяженность озера Байкал?

 (Проверка). Оцените себя.

( Байкал находится на юге Восточной Сибири. Озеро протянулось с ю-з на с-в. Между 55 с.ш и 51 с.ш. и 103 в.д и 109 в.д.)

2. Мы продолжаем наше путешествие по Байкалу. Теперь, нам предстоит узнать, каковы особенности происхождения этого удивительного озера.

А) По карте атласа стр.5 определите максимальную глубину озера. 1637 м.

Б) Назовите причину такой большой глубины озера. происхождение озерной котловины.
В). Какое происхождение озерной котловины ? (
тектоническая впадина)
Г). Как образовалась озерная котловина Байкала? (
разлом земной коры – грабен).

Д) В пределах какой складчатости находится озеро? Посмотрим в атласе карту «Тектоника и минеральные ресурсы» стр10-11.

Е) На стр.234 учебника найдите возраст Байкала.

Ж) Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. Почему? (Формирование котловины Байкала происходит до сегодняшних дней. )

Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.

…………..

3. Байкал уникален и по своим климатическим особенностям

 Выполним задание №2в бланках .Используя климатическую карту стр. 67учебника и стр.14-15 атласа заполните таблицу  :

ср.t июля

ср.t янв

осадки

тип климата

+14-18

-14-17

400-600мм

 резко континентальный (суровый)

 Оцените себя

Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.

Как называются ветры на Байкале? Найдите ответ на вопрос на стр.236 учебника.

Подсказку, что это за ветры , вы найдете на ваших рабочих листах.

4. Уникальна и вода Байкала. Она чиста и прозрачна до глубины 40 м. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей).

Вода богата кислородом. В озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна река – Ангара..

- Почему вода в Байкале прозрачная?

(Во-первых, берега озера сложены кристаллическими породами. Они трудно вымываются и дают мало взвеси.

Во-вторых, в озере живут рачки-«дворники»., эпишура.  Этот маленький рачок длиной15 мм. очищает15 м. куб. воды в год. В-третьих, сама вода способна к очищению. Полная смена воды в озере происходит за 332 года.

Ответить на вопросы:

1. Сколько рек впадает в Байкал?

2. Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)

3. Посмотрите на карту атласа  и назовите:
Крупнейшую реку, впадающую в Байкал? ( Селенга)

5. Очень своеобразен и интересен органический мир Байкала. Более 70 % обитателей озера - эндемики, они не встречаются в других водоемах планеты.

Презентация

На слайде появляется надпись SOS и звучит сигнал.

– Что случилось ребята? Что это означает? Это означает, что Байкал в опасности! За уникальность природы Байкал в 1996 г. был внесен Всемирной организацией ЮНЕСКО в список 506 природных объектов Всемирного наследия. Но вся эта уникальность находиться под угрозой исчезновения из-за хозяйственной деятельности человека. Какие проблемы, и, какая опасность грозит Байкалу. Учащиеся называют.На слайде появляются картинки с изображением проблем. (Целлюлозно-бумажный комбинат, сточные воды, расположение городов на берегу рек и озера, железная дорога) к чему приводит загрязнение? Гибель рыбы и рачка эпишуры!(слайды гибель рыбы и эпишура

Выполните задание №3 на рабочих листах (Оцените себя)Проблемы Байкала и пути их решения

проблемы

Пути решения

– Чтобы сохранить это чудо природы людям необходимо услышать сигналы бедствия и не быть равнодушными. Берегите уникальное чудо, помните, чудеса не повторяются!

Выполняют задания , оценивают результаты.

Зрительное восприятие информации.

6.

Обобщение и систематизация знаний

-Мы сегодня много нового узнали об озере Байкал,  и сейчас я предлагаю вам опять посоревноваться  в экспресс группах друг с другом. Кто больше задаст вопросов по теме урока.

- Молоды, вы многое запомнили. Ребята ель нашего урока достигнута?

7.

Рефлексия

Познавательные:

Формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные: развивать умение осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные: формирование умений корректного сотрудничества.

- Продолжите предложение « Сегодня на уроке самым интересным фактом об озере Байкал………..

Участвуют в рефлексии

8.

Домашнее задание

Познавательные:

формирование умений  информационного поиска, умение работать с текстовым компонентом.

Регулятивные: формировать умения и навыки контроля своей деятельности.

Коммуникативные:

Развитие ИКТ- компетенции.

П.47.; ответить на вопросы ситуационной задачи.

Подготовить сообщения.

1 ряд – История освоения Байкала

2 ряд – остров Ольхон

3 ряд – Баргузинский Заповедник.

Приложение №1

Китайцы в древних хрониках называли его – «Бейхай» - «северное море»
Эвенки – «Ламу» - «море»
Буряты,  монголы, якуты – «Байгал - далай» - «богатое море».
Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» - «озеро», значит «богатое озеро».
Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».

Вопросы:

  1. Как звучит название озера на языках разных народов?
  2. Кто такой Курбат Иванов?

Приложение №1

Китайцы в древних хрониках называли его – «Бейхай» - «северное море»
Эвенки – «Ламу» - «море»
Буряты,  монголы, якуты – «Байгал - далай» - «богатое море».
Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» - «озеро», значит «богатое озеро».
Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».

Вопросы:

  1. Как звучит название озера на языках разных народов?
  2. Кто такой Курбат Иванов?

Ситуационная задача

«Жемчужина Сибири в опасности»

"Славное море, священный Байкал" — так начинается раздольная, как и само озеро, широкая и величественная, как Сибирь, песнь о Байкале. Байкал – крупнейшее в мире озеро, наследие всего человечества, жемчужина Сибири. Это гигантская, но хрупкая живая экосистема. При подобном обращении – полностью контролируемом ограниченном притоке и оттоке – из живого озера Байкал может превратиться в огромное регулируемое водохранилище, что постепенно будет вести к потере биоразнообразия вплоть до полного исчезновения многих обитателей озера, включая эндемиков, и к общей деградации его экосистемы. Проблема загрязнения озера Байкал, которое известно своей глубиной и чистотой, становится все более острой. У озера Байкал 3 основных и несколько дополнительных источников экологических проблем. Основными являются гидротехнические сооружения и Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный на берегу озера, а также загрязненные воды притока Селенга. Дополнительными источниками проблем служит вырубка леса, стоки от населенных пунктов, незаконные сбросы предприятий, отходы топлива от водного транспорта, мусор от безнадзорного туризма.
 В России много говорится о необходимости спасения озера, и даже предпринимаются для этого некоторые шаги. Тем не менее, до реального разрешения байкальских проблем еще далеко. «Загрязнение Байкала имеет локальный характер и в основном приурочено к отдельным крупным источникам промышленных выбросов». Михаил Александрович Грачёв, академик РАН, директор ЛИН СО РАН

Почему Байкал называют жемчужиной Сибири? Как возникла такая ситуация, что жемчужина Сибири оказалась в опасности?  Почему для нас, жителей маленького села,  находящегося за тысячи километров от озера Байкал, так значимо это озеро?

Бурятская сказка

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее её не было на земле.

Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:

— Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зырыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…

Байкал гневно крикнул:

— Я могу дать только свои слёзы!..

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю»

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…

Бланк заданий

ФИ___________________________

Задание №1 Ответьте письменно на вопросы

1 .        В какой части России расположено озеро?

2.        Каково направление протяженности Байкала?

3.         Вычислите протяженность озера Байкал?

4.  Найдите географические  координаты.

Система оценивания

Оценка

Оценка учителя

Задание №2  Используя климатическую карту стр. 67учебника и стр.14-15 атласа заполните таблицу  :

ср.t июля

ср.t янв

осадки

тип климата

Система оценивания

Оценка

Оценка учителя

Подсказка: названия ветров:

Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.

Култук – ветер, дующий с нижней оконечности (южной) Байкала, от одноименного залива Култук.

Задание №3  Заполните таблицу «Проблемы Байкала и пути их решения»

Проблемы

Пути решения

Система оценивания

Оценка

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жемчужина Сибири-Байкал

Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....

Презентация к уроку по географии в 8 классе "Жемчужина Сибири - Байкал"

Презентация к уроку по теме "Жемчужина Сибири - Байкал" знакомит учащихся с географическим положением озера, раскрываются его основные характеристики, животный и растительный мир. Особое внимаени удел...

Урок Жемчужина Сибири - Байкал

в 8 классе«ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ – БАЙКАЛ»разработал учитель географииСальцин Максим Павлович   Цель урока:·         Сформировать образное предс...

План-конспект открытого урока-конференции по географии в 8 классе Тема: «Жемчужина Сибири - Байкал»

Урок-конференция «Жемчужина Сибири- Байкал»Цель урока: изучение особенностей Байкала и его окрестностей, показать значимость Байкала  в природе...

Урок "Жемчужина Сибири-Байкал"

Байкал - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Местные жители и многие в России традиционно н...

Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"

Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....

Открытый урок по географии «Байкал - жемчужина Сибири"

8 класс. Тема: «Байкал - жемчужина Сибири"Тип урока: урок изучения новой темы.Цель:Доказать уникальность озера Байкал. Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические п...