Типы нервной системы
методическая разработка (биология) по теме

Надежда Якушина

Типы нервной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_nervnoy_sistemy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Типы нервной системы

Догадка Гиппократа

   Выдающийся врач Древней Греции – Гиппократ задавал вопрос: почему люди неодинаково ведут себя? В ту давнюю эпоху, более двух тысячелетий назад, принято было считать, что особенности каждого человека даются ему богом. Но Гиппократ искал истоки темперамента людей в них самих.

  Присматриваясь к людям, ученый пришел к выводу, что их можно разделить на четыре группы. Если в теле течет кровь, человек полон жизни, он весел, легко на все откликается. Это – сангвиник.

   У кого в теле больше слизи, тот вял, спокоен ,в мыслях и в действиях медлителен. Это -флегматик.

   Когда главный сок в теле желчь и она желтая, человек настойчив, горяч, его не удержишь. Он -  холерик.

   А если желчь черная – человек мрачен, грустен. Такого человека Гиппократ назвал меланхоликом.

   Теперь наука объяснила, что не кровь, не слизь, не желчь и не другие «соки» изменяют поведение человека. Но определения Гиппократа все же живы и поныне. Разве вялого, слишком спокойного человека, мы не называем флегматиком?  И слово «меланхолик» знают все – так называют мрачных и грустных людей.

  Раз мысль пережила века – значит, в ней есть истина. Конечно, дело  не в «соках», но Гиппократ верно приметил некоторые черты людей.

   Знаменитый ученый древности положил начало мудрым исканиям корней человеческого темперамента. О темпераментах думали ученые и после Гиппократа. Искали пути, но долго ни к чему не приходили.  Один век сменялся другим. Изучение человека продолжалось.

   На мозг человека падает много сигналов из внешнего мира. Среди них есть очень сильные. На них не всегда нужно отвечать. Условия жизни требуют умения задерживать, подавлять ответы на некоторые сигнальные раздражения. И тогда нервные клетки должны выносить очень большое напряжение. Для этого и нужны сила нервной системы, выносливость ее клеток.

   Также важна и уравновешенность. Если будет преобладать возбуждение, в поведении может появиться несдержанность и вспыльчивость. Если будет преобладать торможение, мозгу будет трудно вовремя отвечать на сигналы. Тогда человек  и важное в жизни может не заметить.

   Окружающая нас обстановка меняется. Бывает резкие и неожиданные перемены. В работе мозга возбуждение и торможение должны поспевать за этими переменами. Поэтому работа нервных клеток должна быть подвижной. Мозг должен на требования жизни быстро отвечать, когда нужно, возбуждением, когда нужно, торможением, и давать ответы разной силы.

    Все эти три свойства в разных сочетаниях образуют различные типы нервной системы, или темпераменты. Темперамент отражается  на поведении, кладут отпечаток на человеческую деятельность.

-  Характеристика темпераментов по Гиппократу.

   Неправильно думать, что всех людей можно разделить на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. У большинства людей сложно переплетаются черты одного темперамента с чертами другого. Даже у одного и того же человека при разных условиях жизни могут проявляться черты то одного, то другого темперамента. Развитие темперамента у человека сложное. На темперамент влияют мысли, и чувства, и практическая деятельность человека в обществе, в котором он живет. И.П. Павлов выделил специальные, только  человеческие типы. Он отметил, что, жизнь указывает на две категории людей.

   Первые отличаются образностью мышления, ярким восприятием действительности. В жизни они пользуются  чаще образами, а не словесными рассуждениями. Павлов назвал такой тип людей «художественным» типом. В работе их преобладает первая сигнальная система.

   Другие люди, наоборот, рассудочны. Они мыслят отвлеченно, мало пользуются наглядными образами. Такие люди склонны к отвлечению. Они предпочитают расчленить и снова соединить факты действительности, представляя их преимущественно не в целых образах, в словах, цифрах, схемах.

    Этих людей Павлов отнес к «мыслительному» типу. В работе их мозга преобладает вторая сигнальная система.

   И.П. Павлов совсем не думал делить резко по таким признакам  всех людей на две группы. Он подчеркнул, что у большинства людей  гармонически сочетаются и те и другие качества, то есть одинаково работают и первая и вторая сигнальные системы.

Задание -  практикум

  1. Определить тип темперамента «героев» по их описанию.
  2. Найти формулу своего темперамента.
  1. Определение типа темперамента

Предлагаем отрывки из повести Оскара Лутса «Весна»

  1. Тыниссон. « Вот там, медленно переминаясь с ноги на ногу, стоял какой-то толстощекий крепыш и ел… Кто-то, проходил мимо, наступил ему на ногу. Но мальчуган и бровью не повел, только буркнул: «Ну и слепая курица!» - и продолжал жевать… Нет, этот Тыниссон совсем не такой, как другие мальчишки. Во первых, хотя бы то, что он вечно ест и никогда не шалит, а во – вторых, гляди-ка, он и сейчас не рассмеялся… Тыниссон был тот, кто в трудном деле сначала думал, прежде чем что-либо сказать».
  2. Тоотс. « мимо него с грохотом промчался сначала один мальчик, потом другой, и началась бешенная гонка: впереди бежал перепуганный Петерсон, а за ним  по пятам с кровожадной гримасой Тоотс.  Сжав кулаки и угрожая беглецу, он то и дело выкрикивал на ходу « Я тебе задам! Я тебе покажу! Будешь тогда ябедничать!» Прошло несколько минут, ярость Тоотса все остывала и остывала. Еще одна секунда – и недавние враги уже торговались не на жизнь , а на смерть из-за ножика со штопором»
  3. Арно. «Если бы вдруг в реке закипела вода, Арно, наверное не так испугался, как сейчас, услышал эти слова. В первую минуту он застыл на месте, глаза его широко раскрылись, руки беспомощно повисли. Потом он чуть было не заплакал… потом повернулся и , грустный, поплелся домой. Будь сейчас май, Арно знал бы что ему делать. Он пошел бы к реке и просидел бы там до зари, слушал, как просыпаются птицы и приветствуют новый день; как с восходом солнца первый ветерок играет листвой деревьев, покрывая речку серебристой рябью ».
  4. Имелик. «и прежде чем Имелик успел заметить его жест, он схватил с кровати конфеты, вытряс одну из них, застрявшую внутри, тронул несколько раз струны и снова тихо заиграл…

Он махнул рукой и усмехнулся…

       О, Ясан Имелик всюду пробьется, главное – никогда не унывать»

Задание по самоанализу

  1. Проанализировать свою собственную жизнь с того момента, как вы себя помните.
  2. Как вы чаще всего поступали в различных ситуациях: когда вас лишали игрушки или сладости, обманывали или обижали в детском саду или в начальных классах школы ?
  3. Как вы реагировали на не удовлетворяющие вас оценки в школе?
  4. Дразнили ли вас в детстве?

Если да, то как вы реагировали?

Была ли у вас в детстве кличка? Какая?

Подумайте, почему вас так называли?

Долго ли вы откликались на эту кличку?

  1. Кем вы были в своей компании: «заводилой», «козлом отпущения», или «как все?»
  2. Часто ли вы меняли в детстве друзей?

По какому принципу вы подбирали друзей:

- интересный человек

- «нужный» человек

- нуждается в помощи

- сам может помочь

- умеет слушать…

  1. Какие предметы в школе вы любите больше всего? Почему?
  2. Легко ли вы подчиняетесь родителям?
  3. Легко ли вы подчиняетесь учителям?
  4. Любите ли вы настаивать на чем-либо?
  5. Доводите ли начатое до конца?

Вдумчивые и правдивые ответы на эти вопросы самому себе могут помочь вам выявить некоторые закономерности вашего характера

Определение своего темперамента:

Заполнить» паспорт» темперамента, обработать результаты по формуле:

A = Х  (А / А)  100% + С  (А /А ) 100% + A  (F /F ) 100% + М (А /А) 100%

Где A – формула темперамента; Х – холерический темперамент; A – флегматический темперамент; М – меланхолический темперамент, А – общие число плюсов по всем типам; А – число плюсов в паспорте холерика; А – число плюсов в паспорте сангвиника; А – число плюсов в паспорте флегматика; А – число плюсов в паспорте меланхолика.

Итак, если вы:

  1. Неусидчивы, суетливы; 2) невыдержанны, вспыльчивы; 3)нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношении с людьми; 5) решительны и инициативны; 6упрямы; 7) находчивы в споре; 8) работаете рывками;9) склонны к риску; 10)незлопамятны и необидчивы; 11)обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравновешенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14)нетерпимы к недостаткам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16)способны быстро действовать и решать; 17)неустанно стремитесь к новому; 18)обладаете резкими и порывистыми движениями; 19) настойчивы в достижении поставленной цели; 20) склонны к резким сменам настроения, то вы чистый холерик
  2. Если вы:
  1. Веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите начатое дело до конца; 4)склонны переоценивать себя; 5)способны быстро схватывать новое; 6)неусидчивы в склонностях и интересах; 7)легко переживаете неудачи и неприятности; 8)легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением беретесь за любое дело; 10)быстро остываете, если дело перестает вас интересовать; 11)быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы нВ другую; 12)тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой; 13)общительны и отзывчивы, не чувствуете скованными с новыми для вас людьми; 14)выносливы и работоспособны; 15) обладаете громкой, отчетливой речью, сопровождающееся живыми жестами, выразительной мимикой; 16)сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке; 17) обладаете всегда бодрым настроением; 18)быстро засыпаете и пробуждаетесь; 19)часто не собраны, проявляете поспешность в решениях; 20)склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, то вы , конечно, чистый сангвиник.

3 Если вы:

  1. Спокойны и хладнокровны ; 2) последовательны и обстоятельны в делах; 3) осторожны и рассудительны; 4) умеете ждать; 5)молчаливы и не любите попусту болтать; 6) обладаете спокойной и размеренной речью, с остановками и без резко выраженных эмоций; 7) сдержаны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 9)не растрачиваете попусту сил;10)строго придерживаетесь выработанного           распорядка жизни, системы в работе; 11)легко сдерживаете порывы; 12) мало восприимчивы к одобрению и порицанию; 130 незлобны, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 14) постоянны в своих отношениях и интересах; 15) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое; 16) ровны в отношениях со всеми; 17)любите аккуратность и порядок во всем; 18)с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19)обладаете выдержкой; 20)чувствуете скованность в общении с новыми людьми, то вы, вне сомнения, чистый флегматик
  1. Если вы:
  1. Стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обстановке; 3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5)легко переносите одиночество; 6) склонны уходить в себя; 7) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; 8)быстро утомляетесь; 9)обладаете слабой, тихой речью; 10)невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; 11)впечатлительны до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и поощрению; 13) предъявляете высокие требования к себе и  к окружающим; 14) склонны к подозрительности и мнительности; 15)болезненно чувствительны и легко ранимы; 16)скрытны и необщительны; 17) чрезвычайно обидчивы; 18) малоактивны и робки; 19)безропотно покорны; 20) стремитесь  вызвать сочувствие и помощь у окружающих, то вы, конечно, чистый меланхолик.

Анаэробные упражнения

  1.  И.п. – стоя, руки к плечам.

1-2 – подъем на носки, руки вверх, вдох

3-4 – и.п., выдох

 При выполнении тянуться вверх.

  1.  И.п. – стоя, руки на поясе.

1-2 -  отвести руки назад, соединяя лопатки, вдох.

3-4 – и.п., выдох.

При  выполнении напрягать мышцы спины.

  1. И.п. – стоя, руки в стороны, ладони вверх.
  1. Поочередное сгибание ног, касаясь локтем противоположного колена, вдох.
  2. И.п., выдох

Следить за сохранением прямого положения корпуса, руки не опускать, опорную ногу не сгибать.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30

имени Н.Н. Колокольцова»

Использование    приемов здоровьесберегающих технологий

на уроках биологии

Строение и значение нервной системы

8 класс

                                                                                 Учитель биологии

                                                                           Якушина Н.Н.

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы нервной системы

Элективный курс "Твоя профессиональная карьера"...

Типы нервной системы детей

Материал для родительского собрания...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Тип нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

Цели:Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».Познакомить учащихся  с типами нервной системы и их различиями.Дать учащимся определения понятия «темперамент»...

Тип нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».Познакомить учащихся  с типами нервной системы и их различиями.Дать учащимся определения понятия «темперамент».Помо...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...