Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

Топчиева Людмила Михайловна

 

           Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система». Он яркий, запоминающийся. Это позволит остальные темы разобрать без особых затруднений. Если после этого урока, хоть один любитель «стрельнуть сигаретку» перестанет курить – это уже хорошо. Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система». Он яркий, запоминающийся. Это позволит остальные темы разобрать без особых затруднений. Если после этого урока, хоть один любитель «стрельнуть сигаретку» перестанет курить – это уже хорошо.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-agitploshchadka.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – агитплощадка

Тема: «Строение и значение органов дыхательной системы».

Цель:

  1. Создать условия для осознания и осмысления информации о строении и значении органов дыхания, здорового образа жизни, вреде курения в современном обществе;
  2. Способствовать овладению школьниками теоретической информацией.

Задачи: 

               1) опираясь на теоретический материал познакомиться с органами, образующим дыхательную систему;

               2) отрабатывать навыки работы с текстом, таблицами, схемами;

               3) воспитывать убеждённость, что здоровье – это критерий конкурентоспособной личности.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Планируемые результаты:

  1. Обучающиеся должны называть и показывать органы дыхательной системы;
  2. Опираясь на текст должны называть функции органов системы дыхания;
  3. Устанавливать причинно-следственные связи между строением органа и его функцией.

Оборудование: таблицы, макет человека, оформление на доске («Пока дышу, надеюсь», римский поэт Овидий;  «Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься» изречение китайских мудрецов)

                                                                                                         

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Активизация опорных знаний. (10 мин.)

Фронтальная самостоятельная работа по вариантам

1 ВАРИАНТ.

1. Внутренней средой организма является:

А) плазма и клетки крови;     Б) лимфа и тканевая жидкость;

В) кровь и лимфа;         Г) тканевая жидкость, лимфа, кровь.

2. Эритроциты – это:

А) бесцветные клетки, имеющие ядро;   Б) красные клетки;

В) кровяные тельца.

3. В 1мм3 крови тромбоцитов содержится:

А) 5 млн.;    Б) 8 тыс.;     В) 400 тыс.;     Г) 1 млн.

4. Что не является естественным иммунитетом:

А)  иммунитет, передаваемый родителями;     Б) выработанный после болезни;    В) выработанный после введения вакцины.

5. У человека:

А) 2х-камерное сердце;     Б) 3х-камерное сердце;    В) 4х-камерное.

6. Малый круг кровообращения начинается:

А) в правом предсердии;      Б) в левом предсердии;

 В) в правом желудочке;       Г) в левом желудочке.

7. От сердца кровь идет:

А) по капиллярам;      Б) венам;      В) артериям.

8. Сердечный цикл включает:

А) 1 фазу;     Б) 2 фазы;     В) 3 фазы;      Г) 4 фазы.

9. Максимальное артериальное давление наблюдается во время:

А) расслабления желудочков;      Б) сокращения предсердий;

В) расслабления предсердий;       Г) сокращения желудочков.

10. Максимальная скорость тока крови:

А) в артериях;    Б) в венах;     В.) в капиллярах.

2 ВАРИАНТ.

1. В состав крови входит:

А) кровь и лимфа;                         Б) лимфа и тканевая жидкость;

В) кровь и тканевая жидкость;    Г) тканевая жидкость, лимфа, кровь.

2. Лейкоциты – это:

А) бесцветные клетки, имеющие ядро;          Б) красные клетки;

В) кровяные пластинки.

3. В 1мм3 крови эритроцитов содержится:

А) 5 млн.;       Б) 8 тыс.;      В) 400 тыс.;      Г) 1 млн.

4. Вакцина – это:

А) культура живых микробов;   Б) кровь переболевшего человека;

В) культура ослабленных микробов.

5. По венам кровь течет:

А) к сердцу;   Б) от сердца;     В) и к сердцу и от сердца.

6. Большой круг кровообращения начинается:

А) в правом предсердии;       Б) в левом предсердии;

В) в правом желудочке;         Г) в левом желудочке.

7. Наиболее хорошо развиты стенки:

А) правого предсердия;           Б) правого желудочка;

В) левого предсердия;             Г) левого желудочка.

8. Сокращение предсердий длится:

А) 0,1 сек.;        Б) 0,2 сек.;        В) 0,3 сек.;         Г) 0,4 сек.

9. Клапаны есть только:

А) в артериях;       Б) в венах;       В) в капиллярах.

10. Пульс -  это:

А) движение крови по сосудам;   Б) периодическое расширение стенок  сосудов, синхронное с сокращением сердца;

В) давление крови на стенки сосудов.

III. Целеполагание и мотивация. (15 мин)

Выступление агитбригады

Ученик 1 – Вероятность дожить до 70 лет у курильщика в два раза ниже, чем у некурящего. В России причиной 30% смертности мужчин является курение. Это больше, чем жертв ВИЧ, туберкулёза, дорожно-транспортных происшествий, материнской смертности, убийств и самоубийств вместе взятых.

Ученик 2 – Курение такая же пагубная привычка, как наркомания. Она возникает в течение нескольких дней или недель после того, как человек закурил, потому что никотин особым способом влияет на химические процессы, происходящие в головном мозге.

Ученик 3 – Никотин смертоносный наркотик. Тридцать миллиграммов этого вещества убивают взрослого человека. Юные курильщики первыми употребляют алкоголь, в восемь раз чаще курят травку, в 22 раза чаще садятся на наркотики.

Ученик 4 – Кто не слышал о бедной лошади, которую убивает капля никотина? Именно с никотином принято связывать все бедствия курильщика. Однако в сигаретном дыме содержится ещё большее количество опасных для жизни веществ: угарный газ, радиоактивные вещества, аммиак, свинец, смолы, сероводород, синильная кислота, формальдегид, метиловый спирт, бензол. Поверьте, каждое из них смертельный яд для человека.

Учитель: Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые люди могут задержать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода. Экспериментально было установлено, что для дыхания одного человека в течение 1 ч в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 м3 воздуха.

- Какой же воздух мы вдыхаем?

Сценка

За столом, над которым висит название «Табак. Табачные изделия», сидит продавец. К столу подходят 2 покупателя.

Покупатели (1) – Нам пачку сигарет.

Продавец – Пожалуйста, вот вам сигареты. Вот вам головной мозг.

Покупатели (2) – Хорошие дела! Зачем нам мозг. Никотин способствует расширению сосудов, кровь сильнее поступает в мозг. Это просто замечательно. Голова работает только лучше.

Продавец – Никотин действует кратковременно, только первые минуты. Затем сосуды сужаются, мыслительная деятельность сильно затрудняется. Кроме того, ядовитые вещества оседают в тканях мозга и отравляют его.

Покупатель (1) – Тогда дайте мне с сильным фильтром, чтобы всё собирал. А мозг работал как часики.

Продавец – Возьмите ещё запасные лёгкие.

Покупатель (2) – Зачем они нам? Фильтр всё задержит. Я дышать буду неглубоко.

Продавец – Гарь и копоть в любом случае попадает в лёгкие. Оседает на стенках альвеол, бронхов. Смола сигарет поражает защитные реснички дыхательной ткани, поражает нервные окончания. Самое страшное, что у молодого курильщика лёгкие не вырастают до нужного размера.

Покупатель (1) – Сделаю дома специальный змеевик, насыплю в него угля, соды, ваты, чтобы дым не попадал в лёгкие.

Продавец – Возьмите и запасной желудок.

Покупатель (2) – А это ещё зачем?

Продавец – У курильщиков часты язва желудка, гастриты, изжога. В ротовой области разрушается ткань зубов, часто болят дёсны. Изо рта запах.

Покупатель (1) – Ужас какой-то!

Продавец – Извините, ещё забыла про печень и почки.

Покупатель (2) – А чем их-то никотин обидел?

Продавец – Печень, как губка, собирает все вредные вещества из организма. Но в табаке есть вещества, которые не выводятся из организма, а всю жизнь накапливаются. Все жидкие отходы организма выводятся почками, и вредные вещества также оседают в них.

Покупатель (1) – Надо что-то придумать. Но пока сердце бьётся, мы прорвёмся.

Продавец – А вот вам и сердце запасное.

Покупатель (2) – Нет. Мы лучше не будем курить. Никогда!

Учитель: Что же происходит в лёгких курильщика? Давайте проведём эксперимент.

Эксперимент

Представьте, что пластиковая бутылка – это лёгкие. Проделав отверстие в бутылке, вставляем сигарету, зажигаем и имитируем курение, сдавливая стенки. Бутылка наполняется дымом.

- Представляете свои лёгкие в таком дыму?

Ученик 1  

 Ой, мы бедные, сожжённые совсем,

Мы хотим спросить вас, люди:

А вы курите зачем?

Ученик 2

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает, кто же в этом виноват?

Ученик 3 

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь?

Ученик 4

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий, чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вход!

Учитель: Пагубным привычкам скажем: чур, но чем заполнить перекур?

Можно заниматься интересными делами, чтением, спортом, получением знаний.

IV. Осознание и осмысление информации.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. - Представьте себе молекулу О2, проникающую при вдохе в лёгкие. Какой путь пройдёт молекула от ноздрей до лёгких?

Задание: из перечня органов тела человека(правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и соедините их линиями.

2. Функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством О2 и удалять из неё СО2.

3. - При нормальном дыхании человек дышит через нос и молекулы О2 проходят длинный путь до лёгких.

- Что же с ним происходит?

Составление схемы.

Дыхательная         Воздухоносные          Сердце

система                 пути                             Носовая

                                                                    полость

                           Лёгкие                             Желудок

                                                      Артерии

                                                                   Носоглотка

                                                      Глотка

                                                      Гортань

                                                      Пищевод

                                                                   Трахея

                                                                   Кишечник

                                                      Бронхи

Составление схемы:

Дыхание

  Внешнее -                                 Клеточное-

совокупность процессов,        использование О2           

 обеспечивающих                      клетками и тканями

поступление                               для окисления

в организм О2 и                         органических веществ

 удаление СО2.                          с выделением энергии.

Заготовка таблицы для домашнего задания:

 

Органы дыхания

Особенности строения

функция

V. Подведение итога. Рефлексия.

- Какому органу дыхательной системы вы отдадите предпочтение?

- А я бы назвала носовую полость.

Подобно ресницам, глазам, губам, как бы критически к нему не относится, - украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа, человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!..» - так писал о носе Н. В. Гоголь.

- А если серьёзно, ведь именно в носовой полости воздух начинает очищаться, согреваться, увлажняться.

VI. Домашнее задание.

С.  158 - 161 , таблицу доделать.

Список первоисточников

  1. О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова  Поурочные разработки по биологии. Человек/ О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова В помощь школьному учителю – М.: ВАКО. – 2005;

  1. Т. С. Воронина Курить – здоровью вредить!/ Т. С. Воронина Разработка мероприятия – МОУ ДОД СЮН г. Волжский. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."

         Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система»....

Урок-практикум "Средства защиты органов дыхания"

Урок был проведён в День защиты детей. Видеофильм "Александр Невский" можно найти в сети Интернет....

Урок по теме Заболевания органов дыхания, их предупреждение

Урок знакомит с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрывает причины заболеваний органов дыхания, их профилактику....

Дыхание. Значение органов дыхания.

Дыха́ние (respiratio)совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в...

План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".

Урок  в  8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....

Валеологический урок «ЗОЖ и работа органов дыхания»

Данная работа включает общие рекомендации по проектированию учебных занятий по физической культуре, которые базируются на практическом опыте учителя. Она  содержит технологическую карту учебного ...