Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме
Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система». Он яркий, запоминающийся. Это позволит остальные темы разобрать без особых затруднений. Если после этого урока, хоть один любитель «стрельнуть сигаретку» перестанет курить – это уже хорошо. Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система». Он яркий, запоминающийся. Это позволит остальные темы разобрать без особых затруднений. Если после этого урока, хоть один любитель «стрельнуть сигаретку» перестанет курить – это уже хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – агитплощадка
Тема: «Строение и значение органов дыхательной системы».
Цель:
- Создать условия для осознания и осмысления информации о строении и значении органов дыхания, здорового образа жизни, вреде курения в современном обществе;
- Способствовать овладению школьниками теоретической информацией.
Задачи:
1) опираясь на теоретический материал познакомиться с органами, образующим дыхательную систему;
2) отрабатывать навыки работы с текстом, таблицами, схемами;
3) воспитывать убеждённость, что здоровье – это критерий конкурентоспособной личности.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся должны называть и показывать органы дыхательной системы;
- Опираясь на текст должны называть функции органов системы дыхания;
- Устанавливать причинно-следственные связи между строением органа и его функцией.
Оборудование: таблицы, макет человека, оформление на доске («Пока дышу, надеюсь», римский поэт Овидий; «Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься» изречение китайских мудрецов)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Активизация опорных знаний. (10 мин.)
Фронтальная самостоятельная работа по вариантам
1 ВАРИАНТ.
1. Внутренней средой организма является:
А) плазма и клетки крови; Б) лимфа и тканевая жидкость;
В) кровь и лимфа; Г) тканевая жидкость, лимфа, кровь.
2. Эритроциты – это:
А) бесцветные клетки, имеющие ядро; Б) красные клетки;
В) кровяные тельца.
3. В 1мм3 крови тромбоцитов содержится:
А) 5 млн.; Б) 8 тыс.; В) 400 тыс.; Г) 1 млн.
4. Что не является естественным иммунитетом:
А) иммунитет, передаваемый родителями; Б) выработанный после болезни; В) выработанный после введения вакцины.
5. У человека:
А) 2х-камерное сердце; Б) 3х-камерное сердце; В) 4х-камерное.
6. Малый круг кровообращения начинается:
А) в правом предсердии; Б) в левом предсердии;
В) в правом желудочке; Г) в левом желудочке.
7. От сердца кровь идет:
А) по капиллярам; Б) венам; В) артериям.
8. Сердечный цикл включает:
А) 1 фазу; Б) 2 фазы; В) 3 фазы; Г) 4 фазы.
9. Максимальное артериальное давление наблюдается во время:
А) расслабления желудочков; Б) сокращения предсердий;
В) расслабления предсердий; Г) сокращения желудочков.
10. Максимальная скорость тока крови:
А) в артериях; Б) в венах; В.) в капиллярах.
2 ВАРИАНТ.
1. В состав крови входит:
А) кровь и лимфа; Б) лимфа и тканевая жидкость;
В) кровь и тканевая жидкость; Г) тканевая жидкость, лимфа, кровь.
2. Лейкоциты – это:
А) бесцветные клетки, имеющие ядро; Б) красные клетки;
В) кровяные пластинки.
3. В 1мм3 крови эритроцитов содержится:
А) 5 млн.; Б) 8 тыс.; В) 400 тыс.; Г) 1 млн.
4. Вакцина – это:
А) культура живых микробов; Б) кровь переболевшего человека;
В) культура ослабленных микробов.
5. По венам кровь течет:
А) к сердцу; Б) от сердца; В) и к сердцу и от сердца.
6. Большой круг кровообращения начинается:
А) в правом предсердии; Б) в левом предсердии;
В) в правом желудочке; Г) в левом желудочке.
7. Наиболее хорошо развиты стенки:
А) правого предсердия; Б) правого желудочка;
В) левого предсердия; Г) левого желудочка.
8. Сокращение предсердий длится:
А) 0,1 сек.; Б) 0,2 сек.; В) 0,3 сек.; Г) 0,4 сек.
9. Клапаны есть только:
А) в артериях; Б) в венах; В) в капиллярах.
10. Пульс - это:
А) движение крови по сосудам; Б) периодическое расширение стенок сосудов, синхронное с сокращением сердца;
В) давление крови на стенки сосудов.
III. Целеполагание и мотивация. (15 мин)
Выступление агитбригады
Ученик 1 – Вероятность дожить до 70 лет у курильщика в два раза ниже, чем у некурящего. В России причиной 30% смертности мужчин является курение. Это больше, чем жертв ВИЧ, туберкулёза, дорожно-транспортных происшествий, материнской смертности, убийств и самоубийств вместе взятых.
Ученик 2 – Курение такая же пагубная привычка, как наркомания. Она возникает в течение нескольких дней или недель после того, как человек закурил, потому что никотин особым способом влияет на химические процессы, происходящие в головном мозге.
Ученик 3 – Никотин смертоносный наркотик. Тридцать миллиграммов этого вещества убивают взрослого человека. Юные курильщики первыми употребляют алкоголь, в восемь раз чаще курят травку, в 22 раза чаще садятся на наркотики.
Ученик 4 – Кто не слышал о бедной лошади, которую убивает капля никотина? Именно с никотином принято связывать все бедствия курильщика. Однако в сигаретном дыме содержится ещё большее количество опасных для жизни веществ: угарный газ, радиоактивные вещества, аммиак, свинец, смолы, сероводород, синильная кислота, формальдегид, метиловый спирт, бензол. Поверьте, каждое из них смертельный яд для человека.
Учитель: Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые люди могут задержать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода. Экспериментально было установлено, что для дыхания одного человека в течение 1 ч в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 м3 воздуха.
- Какой же воздух мы вдыхаем?
Сценка
За столом, над которым висит название «Табак. Табачные изделия», сидит продавец. К столу подходят 2 покупателя.
Покупатели (1) – Нам пачку сигарет.
Продавец – Пожалуйста, вот вам сигареты. Вот вам головной мозг.
Покупатели (2) – Хорошие дела! Зачем нам мозг. Никотин способствует расширению сосудов, кровь сильнее поступает в мозг. Это просто замечательно. Голова работает только лучше.
Продавец – Никотин действует кратковременно, только первые минуты. Затем сосуды сужаются, мыслительная деятельность сильно затрудняется. Кроме того, ядовитые вещества оседают в тканях мозга и отравляют его.
Покупатель (1) – Тогда дайте мне с сильным фильтром, чтобы всё собирал. А мозг работал как часики.
Продавец – Возьмите ещё запасные лёгкие.
Покупатель (2) – Зачем они нам? Фильтр всё задержит. Я дышать буду неглубоко.
Продавец – Гарь и копоть в любом случае попадает в лёгкие. Оседает на стенках альвеол, бронхов. Смола сигарет поражает защитные реснички дыхательной ткани, поражает нервные окончания. Самое страшное, что у молодого курильщика лёгкие не вырастают до нужного размера.
Покупатель (1) – Сделаю дома специальный змеевик, насыплю в него угля, соды, ваты, чтобы дым не попадал в лёгкие.
Продавец – Возьмите и запасной желудок.
Покупатель (2) – А это ещё зачем?
Продавец – У курильщиков часты язва желудка, гастриты, изжога. В ротовой области разрушается ткань зубов, часто болят дёсны. Изо рта запах.
Покупатель (1) – Ужас какой-то!
Продавец – Извините, ещё забыла про печень и почки.
Покупатель (2) – А чем их-то никотин обидел?
Продавец – Печень, как губка, собирает все вредные вещества из организма. Но в табаке есть вещества, которые не выводятся из организма, а всю жизнь накапливаются. Все жидкие отходы организма выводятся почками, и вредные вещества также оседают в них.
Покупатель (1) – Надо что-то придумать. Но пока сердце бьётся, мы прорвёмся.
Продавец – А вот вам и сердце запасное.
Покупатель (2) – Нет. Мы лучше не будем курить. Никогда!
Учитель: Что же происходит в лёгких курильщика? Давайте проведём эксперимент.
Эксперимент
Представьте, что пластиковая бутылка – это лёгкие. Проделав отверстие в бутылке, вставляем сигарету, зажигаем и имитируем курение, сдавливая стенки. Бутылка наполняется дымом.
- Представляете свои лёгкие в таком дыму?
Ученик 1
Ой, мы бедные, сожжённые совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Ученик 2
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает, кто же в этом виноват?
Ученик 3
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Ученик 4
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше вход!
Учитель: Пагубным привычкам скажем: чур, но чем заполнить перекур?
Можно заниматься интересными делами, чтением, спортом, получением знаний.
IV. Осознание и осмысление информации.
V. Подведение итога. Рефлексия.
- Какому органу дыхательной системы вы отдадите предпочтение?
- А я бы назвала носовую полость.
Подобно ресницам, глазам, губам, как бы критически к нему не относится, - украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!
«Без носа, человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!..» - так писал о носе Н. В. Гоголь.
- А если серьёзно, ведь именно в носовой полости воздух начинает очищаться, согреваться, увлажняться.
VI. Домашнее задание.
С. 158 - 161 , таблицу доделать.
Список первоисточников
- О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова Поурочные разработки по биологии. Человек/ О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова В помощь школьному учителю – М.: ВАКО. – 2005;
- Т. С. Воронина Курить – здоровью вредить!/ Т. С. Воронина Разработка мероприятия – МОУ ДОД СЮН г. Волжский. – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/14/picture-87460-1439533255.jpg)
Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."
Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система»....
Урок-практикум "Средства защиты органов дыхания"
Урок был проведён в День защиты детей. Видеофильм "Александр Невский" можно найти в сети Интернет....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-166027-1356015821.jpg)
Урок по теме Заболевания органов дыхания, их предупреждение
Урок знакомит с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрывает причины заболеваний органов дыхания, их профилактику....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/27/picture-82599-1474926213.jpg)
Дыхание. Значение органов дыхания.
Дыха́ние (respiratio)совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976719-1511277854.jpg)
План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".
Урок в 8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/10/picture-1479504-1688963170.jpg)
Валеологический урок «ЗОЖ и работа органов дыхания»
Данная работа включает общие рекомендации по проектированию учебных занятий по физической культуре, которые базируются на практическом опыте учителя. Она содержит технологическую карту учебного ...