Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме
Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система». Он яркий, запоминающийся. Это позволит остальные темы разобрать без особых затруднений. Если после этого урока, хоть один любитель «стрельнуть сигаретку» перестанет курить – это уже хорошо. Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система». Он яркий, запоминающийся. Это позволит остальные темы разобрать без особых затруднений. Если после этого урока, хоть один любитель «стрельнуть сигаретку» перестанет курить – это уже хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-agitploshchadka.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – агитплощадка
Тема: «Строение и значение органов дыхательной системы».
Цель:
- Создать условия для осознания и осмысления информации о строении и значении органов дыхания, здорового образа жизни, вреде курения в современном обществе;
- Способствовать овладению школьниками теоретической информацией.
Задачи:
1) опираясь на теоретический материал познакомиться с органами, образующим дыхательную систему;
2) отрабатывать навыки работы с текстом, таблицами, схемами;
3) воспитывать убеждённость, что здоровье – это критерий конкурентоспособной личности.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся должны называть и показывать органы дыхательной системы;
- Опираясь на текст должны называть функции органов системы дыхания;
- Устанавливать причинно-следственные связи между строением органа и его функцией.
Оборудование: таблицы, макет человека, оформление на доске («Пока дышу, надеюсь», римский поэт Овидий; «Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься» изречение китайских мудрецов)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Активизация опорных знаний. (10 мин.)
Фронтальная самостоятельная работа по вариантам
1 ВАРИАНТ.
1. Внутренней средой организма является:
А) плазма и клетки крови; Б) лимфа и тканевая жидкость;
В) кровь и лимфа; Г) тканевая жидкость, лимфа, кровь.
2. Эритроциты – это:
А) бесцветные клетки, имеющие ядро; Б) красные клетки;
В) кровяные тельца.
3. В 1мм3 крови тромбоцитов содержится:
А) 5 млн.; Б) 8 тыс.; В) 400 тыс.; Г) 1 млн.
4. Что не является естественным иммунитетом:
А) иммунитет, передаваемый родителями; Б) выработанный после болезни; В) выработанный после введения вакцины.
5. У человека:
А) 2х-камерное сердце; Б) 3х-камерное сердце; В) 4х-камерное.
6. Малый круг кровообращения начинается:
А) в правом предсердии; Б) в левом предсердии;
В) в правом желудочке; Г) в левом желудочке.
7. От сердца кровь идет:
А) по капиллярам; Б) венам; В) артериям.
8. Сердечный цикл включает:
А) 1 фазу; Б) 2 фазы; В) 3 фазы; Г) 4 фазы.
9. Максимальное артериальное давление наблюдается во время:
А) расслабления желудочков; Б) сокращения предсердий;
В) расслабления предсердий; Г) сокращения желудочков.
10. Максимальная скорость тока крови:
А) в артериях; Б) в венах; В.) в капиллярах.
2 ВАРИАНТ.
1. В состав крови входит:
А) кровь и лимфа; Б) лимфа и тканевая жидкость;
В) кровь и тканевая жидкость; Г) тканевая жидкость, лимфа, кровь.
2. Лейкоциты – это:
А) бесцветные клетки, имеющие ядро; Б) красные клетки;
В) кровяные пластинки.
3. В 1мм3 крови эритроцитов содержится:
А) 5 млн.; Б) 8 тыс.; В) 400 тыс.; Г) 1 млн.
4. Вакцина – это:
А) культура живых микробов; Б) кровь переболевшего человека;
В) культура ослабленных микробов.
5. По венам кровь течет:
А) к сердцу; Б) от сердца; В) и к сердцу и от сердца.
6. Большой круг кровообращения начинается:
А) в правом предсердии; Б) в левом предсердии;
В) в правом желудочке; Г) в левом желудочке.
7. Наиболее хорошо развиты стенки:
А) правого предсердия; Б) правого желудочка;
В) левого предсердия; Г) левого желудочка.
8. Сокращение предсердий длится:
А) 0,1 сек.; Б) 0,2 сек.; В) 0,3 сек.; Г) 0,4 сек.
9. Клапаны есть только:
А) в артериях; Б) в венах; В) в капиллярах.
10. Пульс - это:
А) движение крови по сосудам; Б) периодическое расширение стенок сосудов, синхронное с сокращением сердца;
В) давление крови на стенки сосудов.
III. Целеполагание и мотивация. (15 мин)
Выступление агитбригады
Ученик 1 – Вероятность дожить до 70 лет у курильщика в два раза ниже, чем у некурящего. В России причиной 30% смертности мужчин является курение. Это больше, чем жертв ВИЧ, туберкулёза, дорожно-транспортных происшествий, материнской смертности, убийств и самоубийств вместе взятых.
Ученик 2 – Курение такая же пагубная привычка, как наркомания. Она возникает в течение нескольких дней или недель после того, как человек закурил, потому что никотин особым способом влияет на химические процессы, происходящие в головном мозге.
Ученик 3 – Никотин смертоносный наркотик. Тридцать миллиграммов этого вещества убивают взрослого человека. Юные курильщики первыми употребляют алкоголь, в восемь раз чаще курят травку, в 22 раза чаще садятся на наркотики.
Ученик 4 – Кто не слышал о бедной лошади, которую убивает капля никотина? Именно с никотином принято связывать все бедствия курильщика. Однако в сигаретном дыме содержится ещё большее количество опасных для жизни веществ: угарный газ, радиоактивные вещества, аммиак, свинец, смолы, сероводород, синильная кислота, формальдегид, метиловый спирт, бензол. Поверьте, каждое из них смертельный яд для человека.
Учитель: Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые люди могут задержать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода. Экспериментально было установлено, что для дыхания одного человека в течение 1 ч в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 м3 воздуха.
- Какой же воздух мы вдыхаем?
Сценка
За столом, над которым висит название «Табак. Табачные изделия», сидит продавец. К столу подходят 2 покупателя.
Покупатели (1) – Нам пачку сигарет.
Продавец – Пожалуйста, вот вам сигареты. Вот вам головной мозг.
Покупатели (2) – Хорошие дела! Зачем нам мозг. Никотин способствует расширению сосудов, кровь сильнее поступает в мозг. Это просто замечательно. Голова работает только лучше.
Продавец – Никотин действует кратковременно, только первые минуты. Затем сосуды сужаются, мыслительная деятельность сильно затрудняется. Кроме того, ядовитые вещества оседают в тканях мозга и отравляют его.
Покупатель (1) – Тогда дайте мне с сильным фильтром, чтобы всё собирал. А мозг работал как часики.
Продавец – Возьмите ещё запасные лёгкие.
Покупатель (2) – Зачем они нам? Фильтр всё задержит. Я дышать буду неглубоко.
Продавец – Гарь и копоть в любом случае попадает в лёгкие. Оседает на стенках альвеол, бронхов. Смола сигарет поражает защитные реснички дыхательной ткани, поражает нервные окончания. Самое страшное, что у молодого курильщика лёгкие не вырастают до нужного размера.
Покупатель (1) – Сделаю дома специальный змеевик, насыплю в него угля, соды, ваты, чтобы дым не попадал в лёгкие.
Продавец – Возьмите и запасной желудок.
Покупатель (2) – А это ещё зачем?
Продавец – У курильщиков часты язва желудка, гастриты, изжога. В ротовой области разрушается ткань зубов, часто болят дёсны. Изо рта запах.
Покупатель (1) – Ужас какой-то!
Продавец – Извините, ещё забыла про печень и почки.
Покупатель (2) – А чем их-то никотин обидел?
Продавец – Печень, как губка, собирает все вредные вещества из организма. Но в табаке есть вещества, которые не выводятся из организма, а всю жизнь накапливаются. Все жидкие отходы организма выводятся почками, и вредные вещества также оседают в них.
Покупатель (1) – Надо что-то придумать. Но пока сердце бьётся, мы прорвёмся.
Продавец – А вот вам и сердце запасное.
Покупатель (2) – Нет. Мы лучше не будем курить. Никогда!
Учитель: Что же происходит в лёгких курильщика? Давайте проведём эксперимент.
Эксперимент
Представьте, что пластиковая бутылка – это лёгкие. Проделав отверстие в бутылке, вставляем сигарету, зажигаем и имитируем курение, сдавливая стенки. Бутылка наполняется дымом.
- Представляете свои лёгкие в таком дыму?
Ученик 1
Ой, мы бедные, сожжённые совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Ученик 2
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает, кто же в этом виноват?
Ученик 3
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Ученик 4
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше вход!
Учитель: Пагубным привычкам скажем: чур, но чем заполнить перекур?
Можно заниматься интересными делами, чтением, спортом, получением знаний.
IV. Осознание и осмысление информации.
V. Подведение итога. Рефлексия.
- Какому органу дыхательной системы вы отдадите предпочтение?
- А я бы назвала носовую полость.
Подобно ресницам, глазам, губам, как бы критически к нему не относится, - украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!
«Без носа, человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!..» - так писал о носе Н. В. Гоголь.
- А если серьёзно, ведь именно в носовой полости воздух начинает очищаться, согреваться, увлажняться.
VI. Домашнее задание.
С. 158 - 161 , таблицу доделать.
Список первоисточников
- О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова Поурочные разработки по биологии. Человек/ О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова В помощь школьному учителю – М.: ВАКО. – 2005;
- Т. С. Воронина Курить – здоровью вредить!/ Т. С. Воронина Разработка мероприятия – МОУ ДОД СЮН г. Волжский. – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."
Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система»....
Урок-практикум "Средства защиты органов дыхания"
Урок был проведён в День защиты детей. Видеофильм "Александр Невский" можно найти в сети Интернет....
Урок по теме Заболевания органов дыхания, их предупреждение
Урок знакомит с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрывает причины заболеваний органов дыхания, их профилактику....
Методическая разработка урока по теме «Строение органов дыхания»
Конспект урока...
Дыхание. Значение органов дыхания.
Дыха́ние (respiratio)совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в...
План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".
Урок в 8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....
Валеологический урок «ЗОЖ и работа органов дыхания»
Данная работа включает общие рекомендации по проектированию учебных занятий по физической культуре, которые базируются на практическом опыте учителя. Она содержит технологическую карту учебного ...