Серия уроков к разделу "Вид" 11 класс.
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Мною представлены три урока - изучения эволюционной теории Ч. Дарвина. Уроки включают электронную презентацию жизнедеятельности Ч. Дарвина, лабораторную работу, задания для самостоятельной проработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_-_evolyucionnaya_teoriya_ch._darvina.docx | 18.9 КБ |
urok_2-_vid_-_ego_kriterii..docx | 16.84 КБ |
urok_3-populyaciya_-_strukturnaya_edinica_vida..docx | 14.86 КБ |
prezentaciya_ch._darvin.pptx.ppt | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ «ВИД»
Тема урока: «Эволюционная теория Ч. Дарвина, её роль в формировании научной картины мира».
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления информации об эволюционной теории Ч. Дарвина, её основных положениях;
способствовать обучению школьников умению составлять схемы, содержащие понятия текста учебника;
формирование гуманистического отношения к учению
Задачи: 1). Опираясь на теоретический материал, познакомиться с основными положениями теории Ч. Дарвина.
2). Используя материал учебника, составить схему движущих сил эволюции.
3). Опираясь на положения теории Ч. Дарвина учиться доказывать целесообразность строения организмов, их происхождение и многообразие.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся должны понимать положения эволюционной теории Ч. Дарвина;
- Опираясь на текст должны уметь конструировать учебный материал, давать определения основным понятиям темы.
- Должны уметь приводить примеры целесообразности организмов в связи с их средой обитания.
Оборудование: на листах – выдержки положений теории Ч. Дарвина, наборы муляжей сортов растений, пород животных, таблицы с иллюстрациями животных.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Активизация опорных знаний.
- Кто был автором первой эволюционной теории?
- Какие открытия были сделаны в области естественных наук?
III. Целеполагание и мотивация к деятельности.
- Как бы вы распорядились такими открытиями на месте Ч. Дарвина?
- Какое бы место вы отдали этим открытиям, сопоставляя с данными о божественном сотворении мира?
IV. Осознание и осмысление учебной информации.
1). Просмотр презентации о жизни и деятельности Ч. Дарвина.
2). Объяснение учителя:
«Как можно видеть из дневников Ч. Дарвина, мысль о естественном отборе зародилась у него вскоре после возвращения в Англию, т. е. ещё в 1836 г., однако он потратил около 20 лет на собрание воедино огромной массы фактических данных, в результате чего и возникло «Происхождение видов». В 1858 г. Дарвин получил рукопись от Альфреда Рассела Уоллеса – молодого натуралиста, изучавшего распространение растений и животных на Больших Зондских островах и на Малайском полуострове. В этой работе Уоллес выдвигал идею естественного отбора, к которой он пришёл самостоятельно, независимо от Дарвина. По взаимному согласию Дарвин и Уоллес представили совместный доклад о своей теории на заседании Линнеевского общества в Лондоне в 1858 г., а фундаментальный труд Ч. Дарвина был опубликован в следующем году». (Биология К. Вилли, М.: Мир 1968, с.627)
(Класс разбивается на пять групп, каждая получает по положению теории Ч. Дарвина. В течение 5 минут идёт обсуждение. Поочерёдно вывешиваются на доску выдержки основных положений теории, по каждому подводится итог, способствующий обучению умению владения научной терминологией).
план | тезисы | термины | дом. задание |
I. Основные положения эволюционной теории | 1. Изменчивость свойственна любой группе живых организмов. 2. Число особей каждого вида, рождающихся на свет, больше того их числа, которое может найти пропитание и выжить. Тем не менее, численность каждого вида постоянна. 3. Поскольку рождается больше, чем может выжить, происходит борьба за существование. 4. Изменения, облегчающее выживание в определённой среде, дают своим обладателям преимущество. Концепция «выживание наиболее приспособленных» представляет собой ядро теории естественного отбора. 5. Выживающие особи дают начало следующему и «удачные» изменения передаются последующим поколениям. | Изменчивость Борьба за существование Конкуренция Естественный отбор Приспособленность | П. 4.4, с.212 – 213. С. 228 – 229 (уметь давать характеристику) П. 4.4, с.214 – 215 (приводить примеры) П. 4.9, с.232 – 237. П. 4.10, с. 238 – 246. |
Итог:
- Что является ядром теории естественного отбора?
- В результате чего особи приобретают приспособления?
- Какой процесс регулирует рост численности особей разных видов?
На основе положений эволюционной теории составим схему
3). Составление схемы. (Учитель черти схему на доске, а обучающиеся в тетради. По ходу проговариваются определения понятий, составляющих схему.)
Движущие силы эволюции
Изменчивость Борьба за существование Отбор
Опреде - Неопреде - Внутри - Меж - Борьба с неблаго - Искус - Естес-
лённая лённая видовая видовая приятными ственный твен-
условиями ный
движущий стабилизирующий половой
приспособленность организма
V. Подведение итога урока. Рефлексия.
- Посмотрите на иллюстрации животных (крот, акула, белый медведь) и, опираясь на положения теории Ч. Дарвина, покажите целесообразность строения организма, его окраски, поведения в данной среде.
VI. Домашнее задание.
П. 4.4, понятия темы знать. Прочитать П. 4.5 для работы по нему на следующем уроке.
Предварительный просмотр:
Тема: «Вид, его критерии».
Л. р. № 1 «Описание вида по морфологическому признаку».
Цель: создать условия для применения знаний и умений при изучении темы «Вид, его критерии»;
способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста;
способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.
Задачи: 1). Отрабатывать умения характеризовать критерии вида, опираясь на текст;
2). Используя наглядный материал, учиться объяснять принадлежность особей к одному виду или находить различия между особями разных видов.
3). Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы.
Тип урока: комплексного применения знаний и умений.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся должны называть движущиеся силы эволюции, давать им характеристику;
- Уметь объяснять критерии вида, опираясь на текст;
- Уметь применять морфологический критерий при установлении принадлежности особей к определённому виду.
Оборудование: комнатное растение бегония разных видов.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос
- Дайте определения следующим понятиям: изменчивость, наследственность, индивидуальная наследственная изменчивость, определённая изменчивость, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями, искусственный отбор, методический отбор, бессознательный отбор, естественный отбор.
- Проверим, кто читал П. 4.5 «Вид, его критерии», с которым я просила ознакомиться.
(Задание для самопроверки)
Соотнести критерии вида с их характеристикой:
КРИТЕРИИ ВИДА ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Морфологический А. Определяет сходство всех процессов
жизнедеятельности.
2. Генетический Б. Определяет область распространения вида.
3. Физиологический В. Определяется сходством или различием
строения белков,
химического состава клеток и тканей.
4. Биохимический Г. Характеризуется определёнными формами
взаимоотношений организмов данного вида
с представителями других видов.
5. Экологический Д. Каждый вид имеет определённый набор
хромосом – кариотип.
6. Географический Е. Заключается в сходстве внешнего и
внутреннего строения организмов.
- Проведём взаимопроверку.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Е | Д | А | В | Г | Б |
- Что было не понятно в вопросах характеристики критериев вида?
III. Целеполагание и мотивация.
- Сравните человека европеоидной расы и негроидной; белого медведя и бурого медведя. Найдите черты сходства и различия. Европеец и негр – это люди двух видов или одного? А бурый медведь и белый? Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на данный вопрос?
IV. Применение знаний.
- Используя свои знания, выполним лабораторную работу по алгоритму. (Раздаётся инструктивная карта л. р. № 1)
Лабораторная работа № 1
Тема: «Описание особей вида по морфологическому критерию».
Цель:1). Обеспечить усвоение обучающимися понятия морфологического критерия вида;
2). Закрепить умения составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения рода бегония.
Ход работы
- Рассмотрите растения 2-х видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
- Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются черты сходства (различия) растений?
III. Подведение итога урока.
- Почему вид является центральным компонентом эволюционного процесса?
IV. Домашнее задание. П. 4.5, вопросы.
Предварительный просмотр:
Тема: «Популяция – структурная единица вида. Единица эволюционных
преобразований».
Цель: создать условия для:
осмысления процессов, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований;
выявления причинно-следственных связей, выявления причин и определение последствий.
Задачи: 1). Научиться характеризовать параметры популяции: ареал, структура, численность;
2). Учиться анализировать процессы, протекающие в популяции и ведущие к образованию новых видов.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся должны называть параметры популяции как единице эволюции;
- Уметь характеризовать процессы, протекающие в популяции;
- Делать выводы о популяции как единице эволюции.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Активизация опорных знаний.
- Что такое вид?
- Каковы критерии вида?
- А может ли вид быть единицей эволюционного процесса?
III. Целеполагание и мотивация.
- Вся наша жизнь театр, а люди в нём актёры. Скажите, есть отличия в выступлениях людей разных профессий, слоёв общества? А в чём?
- Сейчас мы разобьёмся на группы, каждая получит задание. После 7 – 8 минут отвечающий в своём амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники оценивают выступления. Побеждает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший свой текст.
IV. Изучение нового материала.
1. Распределение вопросов по группам. Подготовка 7 – 8 минут.
1). Характеристика популяции как единице вида (ареал, численность). – Студент.
2). Структура популяции: возрастная и половая. – Лаборант.
3). Характеристика популяции как единице эволюции. Генофонд популяции и из чего он складывается. – Преподаватель кафедры.
4).Источник генетического материала вида. Наследственная изменчивость. – Профессор.
5). Как популяционные волны влияют на генофонд популяции? – Критик.
6). В чём важность изоляции? – Незнайка.
2. Обсуждение вопросов.
V. Итог урока. Рефлексия.
Запись в тетрадь схемы.
Популяция как единица вида Популяция как единица эволюции
характеризуется характеризуется
ареалом численностью структурой генотипической изоляцией дрейфом генов
изменчивостью
VI. Домашнее задание.
П. 4.7, 4.8. Составить по 5 тестовых вопросов к темам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия уроков "Досуг. Увлечения" 2 класс
Серия уроков для углубленного изучения английского языка по учебнику Верещагиной...
Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов
В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...
Литература. 9 класс. Серия уроков по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам: 1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2. Образы ...
"Части речи", серия уроков для 5 класса. "Глагол"
Презентация к уроку...
"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические. Нахождение в природе. Применение" урок химии 9 класс.
Цель:Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Сера».ЗадачиОбразовательные:Показать на примере изучения темы « Сера&r...
Рабочая программа по внеурочному курсу "Поэтапная подготовка к ОГЭ по истории" на примере серии уроков в 8 классе.
Цель уроков: создание условий для активизации познавательного интереса у учащихся 8 класса к изучению истории через практическую деятельность.Для достижения поставленных целей необходимо решение...
Теоретический материал для серии уроков в 8 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Данный материал предназначен для проведения цикла уроков литературы в 8 классе...