Серия уроков к разделу "Вид" 11 класс.
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Топчиева Людмила Михайловна

Мною представлены три урока  - изучения эволюционной теории Ч. Дарвина. Уроки включают электронную презентацию жизнедеятельности Ч. Дарвина, лабораторную работу, задания для самостоятельной проработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ  «ВИД»

Тема урока: «Эволюционная теория Ч. Дарвина, её роль в формировании научной  картины мира».

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления информации об эволюционной   теории Ч. Дарвина, её основных    положениях;

                       способствовать обучению школьников умению составлять схемы, содержащие понятия текста учебника;

                       формирование гуманистического отношения к учению

Задачи: 1). Опираясь на теоретический материал, познакомиться с основными   положениями теории Ч. Дарвина.

                 2).    Используя материал учебника, составить схему движущих сил эволюции.

                 3). Опираясь на положения теории Ч. Дарвина учиться доказывать целесообразность строения организмов, их происхождение и многообразие.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Планируемые результаты:

  1. Обучающиеся должны понимать положения эволюционной теории Ч. Дарвина;
  2. Опираясь на текст должны уметь конструировать учебный материал, давать определения основным понятиям темы.
  3. Должны уметь приводить примеры целесообразности организмов в связи с их средой обитания.

Оборудование: на листах – выдержки положений теории Ч. Дарвина, наборы муляжей сортов растений, пород животных, таблицы с иллюстрациями животных.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Активизация опорных знаний.

- Кто был автором первой эволюционной теории?

- Какие открытия были сделаны в области естественных наук?

III. Целеполагание и мотивация к деятельности.

- Как бы вы распорядились такими открытиями на месте Ч. Дарвина?

          - Какое бы место вы отдали этим открытиям, сопоставляя с данными о божественном сотворении мира?

IV. Осознание и осмысление учебной информации.

1). Просмотр презентации о жизни и деятельности Ч. Дарвина.

2). Объяснение учителя: 

«Как можно видеть из дневников Ч. Дарвина, мысль о естественном отборе зародилась у него вскоре после возвращения в Англию, т. е. ещё в 1836 г., однако он потратил около 20 лет на собрание воедино огромной массы фактических данных, в результате чего и возникло «Происхождение видов». В 1858 г. Дарвин получил рукопись от Альфреда Рассела Уоллеса – молодого натуралиста, изучавшего распространение растений и животных на Больших Зондских островах и на Малайском полуострове. В этой работе Уоллес выдвигал идею естественного отбора, к которой он пришёл самостоятельно, независимо от Дарвина. По взаимному согласию Дарвин и Уоллес представили совместный доклад о своей теории на заседании Линнеевского общества в Лондоне в 1858 г., а фундаментальный труд Ч. Дарвина был опубликован в следующем году». (Биология К. Вилли, М.: Мир 1968, с.627)

(Класс разбивается на пять групп, каждая получает по положению теории Ч. Дарвина. В течение 5 минут идёт обсуждение. Поочерёдно вывешиваются на доску выдержки основных положений теории, по каждому подводится итог, способствующий обучению умению владения научной терминологией).

 

план

тезисы

термины

дом. задание

I. Основные положения эволюционной теории

1. Изменчивость свойственна любой группе живых организмов.

2. Число особей каждого вида, рождающихся на свет, больше того их числа, которое может найти пропитание и выжить. Тем не менее, численность каждого вида постоянна.

3. Поскольку рождается больше, чем может выжить, происходит борьба за существование.

4. Изменения, облегчающее выживание в определённой среде, дают своим обладателям преимущество. Концепция «выживание наиболее приспособленных» представляет собой ядро теории естественного отбора.

5. Выживающие особи дают начало следующему и «удачные» изменения передаются последующим поколениям.

  Изменчивость

Борьба за существование

Конкуренция

Естественный отбор

Приспособленность

П. 4.4, с.212 – 213.

С. 228 – 229 (уметь давать характеристику)

П. 4.4, с.214 – 215 (приводить примеры)

П. 4.9, с.232 – 237.

П. 4.10, с. 238 – 246.

Итог:

- Что является ядром теории естественного отбора?

- В результате чего особи приобретают приспособления?

- Какой процесс регулирует рост численности особей разных видов?

На основе положений эволюционной теории составим схему

3). Составление схемы. (Учитель черти схему на доске, а обучающиеся в тетради. По ходу проговариваются определения понятий, составляющих схему.)

                                       Движущие силы эволюции

 

    Изменчивость                           Борьба за существование                               Отбор

                                                                                                                                     

Опреде -        Неопреде -     Внутри -          Меж -        Борьба с неблаго -   Искус -       Естес-

лённая          лённая              видовая       видовая         приятными             ственный     твен-   

                                                                                           условиями                                   ный

                                                                                                                                                       

           

  движущий             стабилизирующий          половой      

                                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                                 приспособленность  организма

V. Подведение итога урока. Рефлексия.

- Посмотрите на иллюстрации животных (крот, акула, белый медведь) и,  опираясь на положения теории Ч. Дарвина, покажите целесообразность строения организма, его окраски, поведения в данной среде.

VI. Домашнее задание.

П. 4.4, понятия темы знать. Прочитать П. 4.5 для работы по нему на следующем уроке.



Предварительный просмотр:

Тема: «Вид, его критерии».

            Л. р. № 1 «Описание вида по морфологическому признаку».

Цель: создать условия для применения знаний и умений при изучении темы «Вид, его критерии»;

            способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста;

            способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.

 Задачи: 1).  Отрабатывать умения характеризовать критерии вида, опираясь на текст;

                2). Используя наглядный материал, учиться объяснять принадлежность особей к одному виду или находить различия между особями разных видов.

                3). Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Планируемые результаты:

  1. Обучающиеся должны называть движущиеся силы эволюции, давать им характеристику;
  2. Уметь объяснять критерии вида, опираясь на текст;
  3. Уметь применять морфологический критерий при установлении принадлежности особей к определённому виду.

Оборудование: комнатное растение бегония разных видов.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос

- Дайте определения следующим понятиям: изменчивость, наследственность, индивидуальная наследственная изменчивость, определённая изменчивость, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями, искусственный отбор, методический отбор, бессознательный отбор, естественный отбор.

- Проверим, кто читал П. 4.5 «Вид, его критерии», с которым я просила ознакомиться.

 (Задание для самопроверки)

  Соотнести критерии вида с их характеристикой:

КРИТЕРИИ ВИДА                                                 ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Морфологический                А. Определяет сходство всех процессов  

                                                        жизнедеятельности.

2. Генетический                           Б. Определяет область распространения вида.

3. Физиологический                    В. Определяется сходством или различием    

                                                           строения белков,                  

                                                       химического состава клеток и тканей.

4. Биохимический                        Г. Характеризуется определёнными формами      

                                                        взаимоотношений организмов данного вида

                                                       с      представителями других видов.

5. Экологический                      Д. Каждый вид имеет определённый набор

                                                      хромосом – кариотип.

6. Географический                       Е. Заключается в сходстве внешнего и  

                                                    внутреннего   строения организмов.

- Проведём взаимопроверку.

  Ответ:

1

2

3

4

5

6

Е

Д

А

В

Г

Б

- Что было не понятно в вопросах характеристики критериев вида?

III. Целеполагание и мотивация.

 - Сравните человека европеоидной расы и негроидной; белого медведя и бурого медведя. Найдите черты сходства и различия. Европеец и негр – это люди двух видов или одного? А бурый медведь и белый? Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на данный вопрос?

IV. Применение знаний.

   - Используя свои знания, выполним лабораторную работу по алгоритму. (Раздаётся инструктивная карта  л. р. № 1)

Лабораторная работа № 1

  Тема: «Описание особей вида по морфологическому критерию».

  Цель:1).  Обеспечить усвоение обучающимися понятия морфологического    критерия вида;

         2). Закрепить умения составлять описательную характеристику  растений.

Оборудование: живые растения рода бегония.

Ход работы

  1. Рассмотрите растения 2-х видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
  2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются черты сходства (различия) растений?

III. Подведение итога урока.

- Почему вид является центральным компонентом эволюционного процесса?

IV. Домашнее задание. П. 4.5, вопросы.



Предварительный просмотр:

Тема: «Популяция – структурная единица вида. Единица эволюционных  

              преобразований».

Цель: создать условия для:

           осмысления процессов, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований;

           выявления причинно-следственных связей, выявления причин и определение последствий.

Задачи: 1). Научиться характеризовать параметры популяции: ареал, структура,   численность;

                 2). Учиться анализировать процессы, протекающие в популяции и ведущие к образованию новых видов.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Планируемые результаты:

  1. Обучающиеся должны называть параметры популяции как единице эволюции;
  2. Уметь характеризовать процессы, протекающие в популяции;
  3. Делать выводы о популяции как единице эволюции.

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Активизация опорных знаний.

- Что такое вид?

-  Каковы критерии вида?

- А может ли вид быть единицей эволюционного процесса?

III. Целеполагание и мотивация.

- Вся наша жизнь театр, а люди в нём актёры. Скажите, есть отличия в выступлениях людей разных профессий, слоёв общества? А в чём?

- Сейчас мы разобьёмся на группы, каждая получит задание. После 7 – 8 минут отвечающий в своём амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники оценивают выступления. Побеждает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший свой текст.

IV. Изучение нового материала.

1. Распределение вопросов по группам. Подготовка 7 – 8 минут.

1). Характеристика популяции как единице вида (ареал, численность). – Студент.

2). Структура популяции: возрастная и половая. – Лаборант.

3). Характеристика популяции как единице эволюции. Генофонд популяции и из чего он складывается. – Преподаватель кафедры.

4).Источник генетического материала вида. Наследственная изменчивость. – Профессор.

5). Как популяционные волны влияют на генофонд популяции? – Критик.

6). В чём важность изоляции? – Незнайка.

2. Обсуждение вопросов.

V. Итог урока. Рефлексия.

Запись в тетрадь схемы.

Популяция как единица вида                         Популяция как единица эволюции

         характеризуется                                                          характеризуется

                                                                                                           

ареалом    численностью    структурой      генотипической       изоляцией     дрейфом генов

                                                                       изменчивостью        

VI. Домашнее задание.        

П. 4.7, 4.8. Составить по 5 тестовых вопросов к темам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков "Досуг. Увлечения" 2 класс

Серия уроков для углубленного изучения английского языка по учебнику Верещагиной...

Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...

Литература. 9 класс. Серия уроков по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам: 1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2. Образы ...

"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические. Нахождение в природе. Применение" урок химии 9 класс.

Цель:Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Сера».ЗадачиОбразовательные:Показать на примере изучения темы « Сера&r...

Рабочая программа по внеурочному курсу "Поэтапная подготовка к ОГЭ по истории" на примере серии уроков в 8 классе.

Цель уроков: создание условий для активизации познавательного интереса  у учащихся 8 класса к изучению истории через практическую деятельность.Для достижения поставленных целей необходимо решение...

Теоретический материал для серии уроков в 8 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Данный материал предназначен для проведения цикла уроков  литературы в 8 классе...