Урок с ЭОР"Клетка"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Итоговая работа «План-конспект урока».
План-конспект урока
Клетка – единица строения живых организмов.
1. Чепенко Марина Леонидовна.
2. МОУ - Лицей № 2 город Саратов.
3. Учитель.
4. Биология.
5. 5 класс.
6. Тема: Организмы. 5-ый урок в теме.
7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природоведение».
8. Цель урока:
изучить строение клетки (общий план);
доказать, что клетка – самостоятельная живая система, имеющая объем; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.
9. Задачи:
- находить в объекте его составляющие;
- видоизменять объекты;
- научиться обобщать;
- устанавливать сходство и различие;
- находить причинно-следственные связи.
10. Тип урока: .Урок – введение нового материала с использованием эор нп при ведущей роли учителя.
11. Формы работы учащихся:
- эвристическая беседа;
- творческая работа;
- лабораторная работа.
12. Необходимое техническое оборудование:
компьютеры, мультимедиа оборудование, таблицы с изображениями растительной клетки хламидомонады, амебы, гидры: микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей: кусочек картона, пластилин, салфетки, крахмальный клейстер, футляры от фотопленок белого цвета, горошины и пуговицы разного цвета, воздушные шарики, стеклянные стаканчики.
13. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название Используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | время |
1. | Актуализация Повторение. | И | -Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут, Производят потомство, имеют глаза, сердце, почки, печень и другие органы. Органы состояния из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками. Клетка, как считают ученые, единица животного, единица жизни. Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерить клетку миллиметрами – все равно, что рост человека выражать в километрах. А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. | Слушают, рассматривают изображение клеток. | 5 мин |
2. | Введение нового материала. Постановка проблемы. | Сравнение растительной и животной клетки И | - Ребята, мы с вами знакомились уже со строением клетки растения, рассматривали ее через микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки. Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр из-под фотопленки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твердость клеточной стенки. Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая клеточная стенка? Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры. Для чего они нужны? Теперь перейдем к заполнению клетки. Как вы думаете, что нужно поместить вначале? Почему ядро? Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями, - это митохондрии. Очень много места в растительной клетке занимаю вакуоли – своеобразный склад веществ в клетке. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у неё вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получилась у вас? Чего теперь не хватает в клетке? А для чего она необходима? Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку движение цитоплазм и органоидов. Давайте запишем в тетрадь вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки. -Шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, на звезды и диски, клетки бывают самой различной, часто необыкновенной и причудливой формы. А вот одноклеточный животный организм амеба своей постоянной формы вовсе не имеет, и название «амеба» означает «изменчивая». Амеба – это свободноживущее животное. Их можно обнаружить в небольших прудах с илистым дном. Тело амебы достигает всего 0,1-0,5 мм. Постоянное выпячивание цитоплазмы – образование псевдоподий, или ложноножек – и придает амебе изменчивый вид. Несмотря на примитивное строение, это одноклеточное существо – вполне самостоятельный организм, для которого характерны все присущие живому организму процессы, в том числе питание, передвижение, деление. Теперь попробуем создать модель амебы – одноклеточного организма и смоделировать на ней процессы движения, питания, деления, то есть ещё раз убедиться в том, что клетка – это элементарная живая система, самостоятельный организм. У вас на столах лежат на картоне куски пластилина; из пластилина желтого или коричневого вылепите амебу (не размазывая ее по картону). А потом попробуем, меняя форму с помощью псевдоподий, перемещать ее в пространстве. У некоторых из вас на картоне лежит ещё кусочек зеленого пластилина. Вы будете моделировать процесс питания амебы (захват ложноножками одноклеточной микроскопической водоросли), а те, у кого этого зеленого пластилина нет, будут моделировать процесс деления амебы (он очень прост – это деление надвое, бесполое деление). Какой вывод можно сделать по результатам этой работы? Учитель делает вывод совместно с учениками, диктует им его для записи в тетради. Пишет на доске новые сложные понятия – автотрофы и гетеротрофы. -Одноклеточные организмы, растительные и животные, первыми появились на нашей планете, они наиболее примитивны. И в ходе эволюции – исторического развития всего животного на Земле – появились многоклеточные организмы. Они гораздо более сложно устроены. Если клетка одноклеточного организма должна выполнять сразу всю работу, то в многоклеточном организме группы клеток выполняют разную работу. Под микроскопом можно рассмотреть только группу клеток, взятых у многоклеточных организмов. И вот сейчас вы рассмотрите готовые микропрепараты растительных животных и тканей. Обратите внимания на название препарата, на клетки, их которых состоят ткани, на их форму, строение, расположение. После рассмотрения микропрепаратов тканей можно также сделать некоторые выводы. Каковы они? | Лабораторная работа №1 Слушают объяснения и инструкцию учителя; -Моделируют растительную клетку; -Отвечают на вопросы учителя; -Делают выводы и записывают в тетрадь. Она придает форму клетке. Рисуют черным фломастером поры на футляре. Для обмена веществ с окружающей средой. Ядро. Оно – самая важная часть клетки. Помещают в футляр шарики из пластилина или большую пуговицу. ?Это хлоропласты с веществом-пигментом хлорофиллом. Помещают в футляр горошины зеленого цвета, моделирующие хлоропласты, и черного цвета – митохондрии. Слушают рассказ учителя о вакуолях, моделируют их из воздушных шариков. Цитоплазмы. Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения. Наливают в футляр клейстер и закрывают его. Рассматривают модель, наблюдают перемещение «органоидов» в ней. Записывают вывод в тетради. Вывод: -клетка имеет объем; -это сложная система; -это единица живого, так как дышит, совершает обмен веществ и т.д. Лабораторная работа №2 -Слушают инструкцию учителя; -моделируют животную клетку из пластилина (в динамик) 1 вариант – питание амебы 2 вариант – деление амебы Вылепляют амебу и перемещают ее на листе картона с помощью псевдоподий. Моделируют питание амебы. Моделируют процесс деления амебы. Делают вывод. Записывают в тетрадь. Вывод: одноклеточные животные , так же как и растительные одноклеточные организмы, обладают всеми характерными признаками живого – питанием, делением, дыханием, но у растений и животных питание происходит по-разному (растения создают для себя питательные вещества сами – фотосинтез, а животные питаются готовыми веществами. Слушают учителя, задают вопросы. Лабораторная работа №3 -Работают с микроскопами под руководством учителя; -рассматривают микропрепараты растительной и животной тканей; -вместе с учителем делают выводы; -записывай их в тетрадь. Вывод: клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, ее жизнедеятельность зависит от других клеток, хотя она, как и клеток одноклеточного организма, обладает всеми свойствами живого. | 30 мин. |
3. | Формулирование Выводов урока. | Контролирует процесс выполнения задания; комментирует и направляет обсуждение. | Коллективно формулируют выводы и итоги на основе изученного материал: -все живое на Земле состоит из клеток; -клетка-единица живого; -клетка - сложно устроенная самостоятельная живая система; -клетка имеет объем; -клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают всеми признаками живого (они могут расти, делиться, питаться осуществлять обмен веществ); -клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнедеятельность зависит от других клеток, и все функции, в многоклеточном организме поделены между различными группами клеток. | 5 мин. | |
4. | Постановка домашнего задания | И | Формулирует задание, комментируя, отвечая на вопросы учащихся. Домашнее задание (творческое): придумать свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов | Воспринимают информацию, фиксируя задание. | 5 мин |
Приложение к плану- конспекту урока
КЛЕТКА – ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.
№ | Название ресурса. | Тип, вид ресурса. | Форма предъявления информации. | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР. |
1. | Иллюстративный материал | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f6-1000-4ddd-2777-070046b3269f/017.swf | |
2. | Иллюстративный материал | Модель, тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f8-1000-4ddd-a952-120046b3269f/021.jpg | |
3. | Иллюстративный материал | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69c3-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"
Открытый урок учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить представления о ...
Урок-конференция "Прокариотическая клетка" 9 класс
знакомит учащихся со строением прокариотической клетки, с важной ролью бактерий в природе и жизни человека...
Контрольно - обобщающий урок по теме " Клетка"
Урок разработан для обучающихся 10 - 11 классов. Тип урока: комбинированный. Цель урока: обобщить, закрепить, проконтролировать знания обучающихся по данной теме. В этапы урока включены: беседа,...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс
Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Комментарии
Хороший материал
Хороший материал