Царство Грибы
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
Урок биологии в 6 классе по теме "Грибы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_griby.doc | 32 КБ |
otravlenie_gribami.doc | 24 КБ |
prilozhenie_horovod_gribov.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии «Шляпочные грибы»,
6 класс
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками грибов как самостоятельным царством живой природы, с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, их значением в природе и жизни человека.
Оборудование:
- Муляжи плодовых тел шляпочных грибов,
- Кинофрагмент «Шляпочные грибы»,
- Динамическое пособие «Размножение грибов»,
- Таблицы,
- Книга «Определитель грибов»,
- Аппликация «Строение шляпочного гриба»,
- Листы «Интересные факты из жизни грибов»,
- Выставки «Необычные грибы», «Грибы леса».
Ход урока:
- Изучение нового материала.
План:
- Строение шляпочных грибов (трубчатые, пластинчатые).
- Размножение грибов.
- Питание.
- Значение грибов в природе и жизни человека.
- Первая помощь при отравлении и грибами.
Грибы – самостоятельное царство живой природы (100 000 видов). Отличительные признаки царства грибов.
(поисковая беседа с учащимися)
- Почему грибы выделили в самостоятельное царство?
- Клетки грибов не содержат хлорофилла,
- Большинство грибов многоклеточные организмы,
- Гетеротрофное питание – сапрофиты, паразиты.
1. Строение шляпочных грибов.
1. шляпка. 2. пенёк. 3. грибница (гифы).
Исключение: трюфели, сморчки, строчки.
Грибы пластинчатые и трубчатые.
2. Размножение грибов спорами.
3. Питание грибов готовыми органическими веществами. Грибы-паразиты, грибы-сапрофиты.
Симбиоз – взаимовыгодное сожительство дерева и гриба.
(после объяснения вопроса с/р в тетради, один ученик у доски: стрелочками поставить на место слова «минеральные вещества» и «глюкоза» между рисунками дерева и гриба)
4. Значение грибов в природе и жизни человека.
- Карнавал грибов (смотри приложение № 1), выступления учащихся,
- Правила сбора грибов,
- Охрана грибов,
- Съедобные и ядовитые грибы, их отличия.
5. Первая помощь при отравлении грибами.
(сообщение доктора Айболита).
6. Просмотр фрагмента фильма «Шляпочные грибы».
II. Обобщение знаний.
III. Домашнее задание.
Н.В.Телегина, учитель биологии
Новопаньшинской школы № 14
Пригородного района
Свердловской области
Предварительный просмотр:
Выступление врача
«Возможные случаи отравления грибами и первая помощь пострадавшему»
Основная причина грибных отравлений – неумение распознавать съедобные и ядовитые грибы, а также неправильное приготовление блюд из некоторых съедобных грибов.
Видов ядовитых грибов сравнительно мало, а смертельно ядовита только бледная поганка. Признаки отравления бледной поганкой появляются лишь через 8 – 12 часов после её употребления: сильные боли в животе, частый понос при непрерывной рвоте, сильная жажда, головные боли, холодный пот. Температура тела человека понижается до 36 – 350, пульс становится слабым, конечности холодными. Сознание в большинстве случаев сохраняется.
Признаки отравления мухоморами (красным, пантерным, вонючим), а также некоторыми грибами из рода клитоцобе появляются через 1,5 – 2 часа после их употребления: боль в животе, тошнота, рвота, сильное слюновыделение, потение. Потом начинается умопомрачение: появляются бред и галлюцинации. Человек теряет способность управлять своими действиями и впадает в состояние, граничащее временами с помешательством. Смерть наступает редко, в основном у детей.
Можно отравиться и съедобными грибами. В старых грибах наряду с полезными веществами часто имеются продукты разложения белков, пагубно влияющих на организм человека. Поэтому пригодными для пищи являются только сравнительно молодые грибы. Кроме того причиной отравления могут неправильно заготовленные или испорченные сушёные и консервированные грибы. Ни в коем случае нельзя мариновать или солить грибы в оцинкованной посуде – это может привести к отравлению.
При всяком, даже при лёгком отравлении грибами, необходимо немедленно обратиться к врачу или доставить пострадавшего в больницу. До прихода врача больному необходимо очистить желудок, обязательно положить в кровать, к ногам и животу приложить грелку. Нужно давать пить маленькими глотками холодную подсолённую воду (одна чайная ложка на стакан воды) – это несколько ослабляет тошноту и рвоту. Кроме того, можно давать крепкий чай, чёрный кофе, мёд и молоко. Человеку, отравившемуся грибами, ни в коем случае нельзя употреблять алкогольные напитки, так как спирт способствует быстрому всасыванию в организм грибных ядов. Остатки грибов, которые привели к отравлению, нужно передать врачу для исследования – это облегчит последующее лечение.
Предварительный просмотр:
Приложение «Хоровод грибов»
Ведущий: Давайте отправимся в лес. Для нормального питания человеку нужны углеводы, жиры и белки. Белков много в мясе – 38 %. Но где нам в лесу достать мясо? У нас ведь нет ружей, нет пуль и пороха, чем обладал счастливый Робинзон Крузо. Мы не можем настрелять дичи. Придётся поискать заменителей мяса среди других царств живой природы. И такие заменители – это грибы, их часто называют «растительным мясом». В нашем хороводе сегодня побывают разные грибы. Давайте послушаем о чём беседуют белый гриб и мухомор.
Белый гриб: Неужели, дружище, вы и в самом деле морите мух?
Мухомор: Да, в древние времена я помогал людям морить мух. Мы, мухоморы, содержим сильный яд и не скрываем этого. Наоборот, предупреждаем всех яркой окраской и пуговками на шляпке. Только бледная поганка схитрила: оделась скромное зеленовато-белое платье, чтобы не узнали, что она мухомор тоже, причём самый ядовитый. К ней даже пальчиком прикасаться нельзя.
Белый гриб: Да, нам, грибам, нельзя обойтись без ядовитых веществ. В почве, куда попадают наши споры, тьма-тьмущая бактерий, жучков. Спора для них, что сдобная булочка. Вот и приходится споры укрывать ядовитыми веществами, чтобы их не съели эти почвенные микроскопические существа.
Мухомор: Наверное, немногие люди знают, что из нас, мухоморов, лекарство делают. А главное, мы семена растений охраняем: если рядом с семенами спора или крошечка гриба, бактерии разбегаются. Под нашей защитой из жёлудя, орешков, любых семян растений появляется росток крепкий, здоровый. Люди уже разгадали эту нашу тайну и в питомниках, где выращивают деревья, в почву добавляют мухоморы.
Белый гриб: Видите, ребята, значит, яд грибов приносит лесу пользу. Да и люди приметили, что те леса, где грибы водятся, здоровые. А вам на угощение лучше брать грибы молодые, пока в них не созрели споры. А старые оставлять на посев. Если вы приметили место, где любят селиться грибы, можете сами разломать шляпку, разбросать там кусочки шляпки гриба, а потом придти в лесной огород.
Ведущий: Гриб, грибок, покажися мне! Не покажешься – состаришься, тебя черви съедят, тебе голову сломят. Вот в траве лежит белый колобок. Кто ты?
Дождевик: Это я – дождевик. Мы бываем иногда маленькие, величиной с картошку, а иногда вырастаем с арбуз весом да 4 кг! Вы любите наступать ногой на такой колобок, чтобы пыхнул оттуда дымок. Это потому, что всё наше тело заполнено спорами. Когда споры созреют, оболочка становится ломкой и тонкой. Споры разносятся ветром и водой. Кроме имени у нас есть ещё и прозвища: заячья картошка, дымчатка, волчий табак, головач и даже нас называют яйцами. В молодом возрасте мы пригодны для еды в варёном и жареном виде и по вкусу не уступаем шампиньонам. А ещё наша мякоть и сухая корочка обладают свойством останавливать кровь.
Ведущий: Вот на пенёк высыпала весёлая ватага грибов на тонких ножках в коричнево-бархатистых шляпках – это опята.
Опята: Питание мы получаем не из лесной подстилки, как другие грибы, а из соков древесных остатков. Мы, как санитары, ускоряем разрушение того, что погибает. Однако, если нас народилось много, тут не радоваться надо, а беспокоиться. Значит, в лесу много гибнущих деревьев. Не спутайте нас с ядовитыми ложными опятами. У нас на ножке есть кольцо из пленки и пластинки белые, а не зелёные, как у ложных. Хороши мы в жареном и варёном виде, но лучше – в маринованном и солёном.
Ведущий: А вот к нашему грибному хороводу присоединяется симпатичный гриб маслёнок.
Маслёнок: Шляпка у меня блестящая, и всё к ней прилипает: и кусочки коры, и сухой листик, и хвоинки…Интересно вам, ребята, знать, почему такая у меня липкая шляпка? Не будь её и солнце бы высушило меня, и хвоинка нечаянно уколола.
Если вам попался один маслёнок, обязательно где-то рядом будут и другие. При этом, если мы живём среди деревьев, то разбегаемся кто куда, а на полянке среди травы хороводы водим. В ботанической науке сохранился термин «ведьмино кольцо». Это явление – рост грибов кругами – объясняется следующим. Грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы вырастают плодовые тела – грибы. В течение года грибница нарастает на 10 – 12 см, таким образом, «ведьмин круг» в 70 м имеет возраст 500 лет. Плодовое тело растёт около 10 суток. Не следует собирать маленькие грибы. Под шляпкой у меня нет пластинок, споры созревают в трубочках и потом высыпаются, как из сита. И не только я так устроен, но и белый гриб, подберёзовик, подосиновик.
Ведущий: Попрощаемся с нашими друзьями до лета и, пользуясь грибным календарём, сходим к ним в гости в лес.
А сейчас ответьте на вопросы:
- Какой гриб из хоровода самый большой? До каких размеров он может вырасти? (дождевик)
- Какие грибы являются в лесу санитарами и почему? (опята)
- Самый ядовитый гриб? (бледная поганка)
- Самый яркий гриб? (мухомор)
- Какой гриб боится уколоться хвоинкой? Как он от неё спасается? (маслёнок)
- Смогли бы вы посеять грибы? Как? (разбросать шляпку старого гриба)
- Что значит «ведьмин круг» ?
- Расставьте правильно муляжи грибов: Слева – пластинчатые, слева – трубчатые.
Игра «Съедобные и ядовитые грибы». Первая команда на время называет съедобные, а вторая – ядовитые грибы.
(вручение призов отличившимся ученикам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...
Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....
Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс
Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....
Царство Грибы. Царство Лишайники
Лекционный материал...
Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам "Царство Бактерии" и "Царство Грибы".
Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» 1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обоз...
Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов».
Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов» разработана и может быть использована на заключительном этапе изучения раздела «Ба...