Урок "Домашние животные в жизни и литературе"
методическая разработка (биология, 5 класс) по теме

Фадеева Елена Александровна

Этот урок  посвящен  домашним любимцам. На этом уроке я воплощаю идею дружбы человека и животного с использованием огромного количества литературы. На  уроке каждый из учащихся рассказывал о  домашнем питомце. Кто-то сделал небольшой фильм о любимце, кто-то - презентацию, а кто-то принес домашнего питомца. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok__domashnie_zhivotnye_v_zhizni_i_literature.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ В ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРЕ

                           

ВИД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: Интегрированный урок  с применением ИТ

ЦЕЛЬ УРОКА: Установление гармоничных отношений с животными, которые  окружают человека посредством сравнения научного описания и художественного

ЗАДАЧИ:                                                                                                                                                                          1.Дети раскрывают  многообразие домашних животных и суть одомашнивания домашних животных

3. Дети и ученики показывают как отражена связь человека с животными в литературе и какие выразительные образы создают писатели

4. На основе самостоятельных рассказов учащихся происходит развитие устной речиОБОРУДОВАНИЕ: ММУ, газеты, домашние животные, животные кабинета биологии

                                          ХОД УРОКА

Учитель: Хочу начать наш урок с любимого мной стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит….

Учитель

-Связь между человеком и животным имеет очень древние корни. Их взаимоотношения описаны в литературе, искусстве, фольклоре. Человеку свойственно приписывать животному чисто человеческие качества. Но часто случается, что домашнее животное и в самом деле становится по- настоящему преданным помощником и другом для близкого ему человека.

1.ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОНЫХ

История одомашнивания животных до сих пор  во многом остается тайной за семью печатями. В самом деле, почему наши предки рискнули завязать знакомство со свирепым кабаном вепрем и не обратили внимания на благодушного бегемота? Привели в дом кур и прошли мимо страуса?

-А какое животное присоединилось первым к человеку?

-А как происходило одомашнивание других животных?

-Об этом нам сейчас расскажет ДИНАРА.

       У охотников древнекаменного века уже был верный друг и помощник- собака. Собаки помогали людям в охоте. Убивали взрослых коз, а детеныши попадали в руки. Их помещали в загородки, из которых нельзя было выбраться, и оставляли как бы про запас на голодные дни. Но жестокого голода не было и козлята жили неделю за неделей рядом с людьми. Дети носили им охапки травы и козлята привыкали, что их кормят. Козлята становились домашними. Коз приручили в Средней Азии 8 тыс.н.э. Людям нравились нежное и вкусное мясо, питательное молоко, крепкая и тонкая шкура, густая и теплая шерсть коз.

       Овец тоже одомашнили в Средней Азии и на Ближнем Востоке в 8 тыс. до н.э. Их было легко пасти. Собаки следили, что бы небольшие стада овец не разбрелись.

      Позже были приручены свиньи. Ученые пока не уверены, где это произошло впервые - в Северной Африке или в Китае. Свиньи обладали злобным нравом, приручались с трудом, но они были всеядны и разводились в любой местности.

      Коров приручали в Европе и Азии. Очень ценилось их питательное молоко, которым кормили детей.

       Но самым лучшим помощником в нелегком труде скотовода оказался конь. Верхом на коне скотоводы могли перегонять большие стада и при этом не уставали и лошадей впрягали в повозки.

      Позднее всего были приручены в Египте коты. Оттуда они распространились по всему миру, оберегая от мышей запасы зерна.

Вывод ( делает учитель): Приручение животных резко изменило жизнь людей новокаменного века. Отныне они не зависели от удачи или не удачи на охоте, всегда имели одежду и пищу, ухаживая за домашними животными.

-Раз у нас девочки сказали о кошке- последней. Давайте поговорим о том, как относились к кошкам в Древнем Египте, в Средневековой Европе, на Руси? (ПАРФЕНОВА ДАША,СОТНИКОВА ТАНЯ)                                                                                                                                                                                                                                                     Из-за преклонения перед кошками древние египтяне однажды даже потерпели военное поражение. В 525г. До н.э., когда персидский царь Камбиз атаковал войска фараона Псамметиха 3, персы держали кошек перед собой в виде живого щита, из-за чего египтяне, чтобы не причинить вред кошкам, не стали обстреливать из луков персидское войско. Сражение завершилось полным поражением египтян. На Руси кошка стоила очень дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была символом мира и благополучия в доме.

      В средневековой Европе отношение  кошкам было разным. Кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы (первая сцена из трагедии «Макбет» Уильям Шекспира). Из-за этого кошек(особенно черных)заживо сжигали на кострах  или сбрасывали с колоколен. Уничтожение кошек в Средние века косвенно стало причиной эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов-переносчиков стало почти некому.

    На Руси домашняя кошка стоила очень дорого и служила ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была также символом мира и благополучия в доме, защищала дом от нечистой силы. Православная церковь рассматривает убийство кошек как смертный грех.

-Ребята, какие вы знаете поверья связанные с кошками? (ГРАДИЛЬ ПОЛИНА)

1.Въезжая в новый дом, люди первой пускают через порог кошку, т. к. к ней благоволит домовой.

2. Кошка умывается - гостей намывает

3. Кошка помогает успокоиться человеку в стрессовых ситуациях

4.Черная кошка перебежит дорогу - к несчастью и др.

          Кошки часто становились персонажами литературных произведений. Какие вы знаете произведения, где это животное стало героем?

  1. Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляет сама по себе» (кусочек любимого произведения прочитает ГРАДИЛЬ ПОЛИНА)

Далее ребята перечисляют произведения, в которых главным героем была кошка.

2.Ш. Перро « Кот в сапогах»

3. А. С. Пушкин « Руслан и Людмила»

4.Булгаков « Мастер и Маргарита» кот Бегемот

5. Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» Чеширский кот

6.С. Я. Маршак «Что за чудо кошка- зверь..»

      В русском фольклоре обширный пласт составляют народные сказки, поверья и пословицы, связанные с кошками и котами.

7. Колыбельная для кота (Читает учитель)

У кота ли, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Одеяльце хорошо,
У дитяти моего
Есть получше его.
У кота ли, у кота
Зановесочка чиста,
У мово ли у дитяти
Есть почище его,
Есть почище его
Да покраше его.

8. Басня Михалкова «Коты и мыши»

9. Басни Крылова «Кошка и соловей», «Кот и повар»

10. Сказки про Бабу – Ягу, помощник кот

- А  теперь давайте послушаем маленький рассказ о своей домашней любимице ФАДЕЕВУ ЛИЗУ. (принесет кошку). На слайде показаны коты британской породы. После рассказа о своей домашней любимице учитель делает небольшие дополнения о истории этой породы.

    Учитель: Порода возникла в Великобритании в 19 веке. Первоначально  для этой породы признавался только голубой окрас. В 1950-х годах британские короткошерстные приобрели различные окрасы. Это крупные, приземистые животные, с круглой головой    и широкой грудью, толстыми щеками, большими ярко- оранжевыми глазами и характерной плюшевой шерстью.

Учитель: На следующем слайде порода скотиш-фолд(вислоухие).Кошка с характерным строение ушных раковин, которые загнуты вперед и вниз, с округлыми контурами тела, круглой головой, короткой шеей. В процессе племенной работы выяснилось, что при спаривании двух вислоухих особей на свет появляются котята с нарушением опорно-двигательного аппарата. Что бы появилось здоровое потомство скрещивают британскую особь с вислоухой.

Учитель: Самым первым добровольцем в жизни человека появилась собака. В каких произведениях вы познакомились с этим любимым нашим животным?

  1. Г. Троепольский «Белый Бим, Черное ухо» (ДЕМИНСКИЙ ЖОРА)

Люди увидели в несчастной судьбе собаки величие дружбы, верности, чести и преданности и восприняли эту судьбу как драму, т.е. отозвались на нее всем сердцем.( Идет фрагмент фильма)

  1. Тургенев «Муму» (СОКОЛОВА ПОЛИНА)
  2. Чехов «Хамелеон» собака стала причиной скандала
  3. Чехов «Дама с собачкой»
  4. Антон Чехов «Дорогая Собака»

Нам не хватит целого урока, что бы назвать все произведения связанные с собакой.

Кусочек стихотворения о собаке (ШИБЛИЕВ ОРУДЖ)

- А теперь давайте послушаем небольшой рассказ о своей любимице ( ХАЛИКОВА АНЯ).Принесла нам собаку породы чихуа-хуа.

О каких домашних животных вы еще сделали сообщения?

(НЕЛЮБОВ СЕРГЕЙ- КРОЛИК - принесет животное)

(КУРОЧКИН САША - аквариумы и рыбки кабинета биологии)

А какие домашние животные вам еще известны?

Учащиеся перечисляют всех известных им домашних животных. На экране показаны фотографии некоторых из них

Учитель:

К сожалению, мы живем в таком мире, в котором существует огромная масса проблем, которые нельзя решить в один момент. Как у каждого человека имеются проблемы, так и у нашей страны огромное количество практически неразрешимых задач. Одна из них- проблема защиты животных. Она является одной из сложнейших, но нельзя закрывать на нее глаза.

У нас в гостях ветеринарный врач (ТИХОМИРОВ ПАША- о ситуации с брошенными животными в нашем городе)

Учитель:

Задумайтесь перед тем, как брать животное: сможете ли Вы достойно ухаживать за ним, сможете ли уделять достаточное внимание существу, за которое ответственны…

Очень хочется вспомнить строки из повести французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)(УЧАЩИЕСЯ РАЗЫГРАЮТ НЕБОЛЬШУЮ СЦЕНКУ ИЗ ПОВЕСТИ)

Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!
– Я – Лис, – сказал Лис.
– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так грустно...

– Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – Я не приручен…”

Учащиеся показывают сценку – отрывок.

“Маленький принц – Я ищу друзей. А как это – приручить?

– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.

– Узы?

– Вот именно, – сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

– Пожалуйста... приручи меня!

– Прощай, – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

– Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде".

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде"....

План урока "Домашние животные в жизни людей"

Домашние животные в жизни людей...

Конспект занятия "Домашние животные - их жизнь в наших руках"

В данной работе затрагивается тема содержания животных в домашних условиях. Работа направлена на привлечение внимания  детей к проблеме содержания животныхв домашних условиях. Особое внимани...

Презентация "Домашние животные - их жизнь в наших руках"

Презентация  позволяет провести занятие  "Домашние животные - их жизнь в наших руках".Она предназначена для привлечения внимания детей к проблеме содержания животных в домашних усл...