Особенности внешнего строения моллюсков
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок построен на основе логико-смысловой модели. Цель:
познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями;
познакомиться с систематикой моллюсков;
продолжить формирование умения анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно – следственные связи.
Оборудование: раковины моллюсков, таблицы, рисунки, таблицы с изображением разных моллюсков, видеофильм «Моллюски».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no46osobennosti_vneshnego_stroeniya_mollyuskov.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе
«Особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков»
Цель:
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями;
- познакомиться с систематикой моллюсков;
- продолжить формирование умения анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно – следственные связи.
Оборудование: раковины моллюсков, таблицы, рисунки, таблицы с изображением разных моллюсков, видеофильм «Моллюски».
Ход урока
І Организационный момент
ІІ Повторение изученного материала
- На какие классы подразделяется тип Кольчатые черви?
- Каковы особенности строения класса пиявок?
Биологический диктант. Закончи предложения
- Кровеносная система дождевого червя состоит из ...
- Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи …
- Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется …
- Пищеварительная система дождевого начинается … и заканчивается …
- Кожно – мускульный мешок дождевого червя состоит из …
- Выделительная система кольчатых червей представлена…
- Для пиявок характерно определенно число …
- Короткие мускулистые подвижные выросты …
- Для малощепчиковых характерно … оплодотворение.
- Дыхание у кольчецов осуществляется через … , а у некоторых форм имеются… .
ІІІ Изучение нового материала
Объяснение сопровождается построением логико – смысловой модели (ЛСМ)
Ответить на вопросы:
1. «Глаза на рогах, а дом на спине » О каком животном идет речь? К какому типу он относится?
Ответ: Речь идет об улитке, которая относится к типу Моллюски.
2. Почему их так называют?
Ответ: Их тело мягкое, поэтому их по другому называют мягкотелые.
К9 К1 К2
- семенник
- яичник
- гермафродиты Брюхоногие - прудовик
(брюхоногие)_ 105 тыс. видов - катушка
- раздельно- - виноградная улитка
полые _ _ _ __ __ _ _ __ _ __ __ - слизень __ __ _ _ _ __ _
(двуствор- - беззубка
- разбросанно-узлового чатые) - жемчужница
К8 типа Двустворчатые - перловица Малоподвижны
- нервные узлы 20 тыс. видов - мидия
- окологлоточное _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _
нервное кольцо Головоногие - осьминоги
- продольные 730 видов - кальмары Подвижны
перемычки - каракатицы
- почки Тип Моллюски
К7 - мочеточник 130 тыс. видов
К3
- раковина
- рот - мантия
- глотка - мантийная полость
(язык–терка у - легкие - незамкнутая - тело:
брюхоногих) - дыхательное - сердце брюхоногие
- пищевод отверстие предсердие - голова
- желудок (брюхоногие
наземные) желудочек - туловище
- печень - жабры - нога
- кишечник (двустворчатые, - кровеносные сосуды двустворчатые
-анальное головоногие) - туловище
Отверстие брюхоногие - нога
К6 К5 К4
К1. Рассмотрим на какие классы подразделяется тип Моллюски. К типу моллюски относятся 3 класса: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
К2. Представители каждого класса, место обитания, образ жизни.
К3. Особенности строения. Работа с коллекцией моллюсков.
- Чем защищено мягкое тело моллюсков?
Ответ: Мягкое тело моллюсков находится внутри раковины.
- Из чего он образован? От чего он защищает?
Ответ: Раковина моллюсков состоит из трех слоев:
- наружный – рогоподобное вещество
- средний – известь
- внутренний – перламутр
Она защищает от механических воздействий, врагов, у наземных от иссушения. Тело моллюсков снаружи покрыто особой складкой кожи – мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость.
- Из каких частей состоит тело моллюска?
Ответ: У большинства моллюсков различают голову, туловище, ногу.
У двустворчатых головы нет.
К4 Рассмотрим особенности строения кровеносной системы.
- Из каких органов он состоит?
Ответ: Кровеносная система незамкнутая. Состоит из сердца, которое располагается в околосердечной сумке (остаток целлома) и сосудов. Сердце состоит из предсердия (один или два) и желудочка.
Кровь циркулирует не только по сосудам, но и по системе полостей, расположенных между тканями и органами. Кровь, насыщенная кислородом, поступает из легких или из жабр в предсердие, потом в желудочек, а от него движется по сосудам ко всем органам тела, где свободно изливается. Отдав кислород и обогатившись углекислым газом. Кровь вновь собирается в сосуды и подается в легкие или в жабры, где происходит газообмен, насыщенная кислородом кровь вновь возвращается к сердцу.
К5. Существует ли, на ваш взгляд, взаимосвязь функции дыхательной и кровеносной систем?
- Чем представлены органы дыхания у брюхоногих, двустворчатых, и головоногих?
Ответ: Брюхоногие дышат атмосферным воздухом, органом дыхания является легкие, у двустворчатых и головоногих органом дыхания являются жабры.
К6 Какими органами представлена пищеварительная система?
Работа по рисунку учебника стр. 99, 104
Перечислите черты сходства и различия. Связано ли строение пищеварительной системы с его функцией? Чем питаются представители этих классов?
Ответ: Пищеварительная система начинается ротовым отверстием – глотка – пищевод – желудок, куда открываются протоки печени – кишечник – анальное отверстие.
У брюхоногих в глотке имеются терка, предназначенная для соскабливания растительной пищи, налета микроорганизмов. У некоторых брюхоногих в ротовую полость открываются слюнные железы (прудовик, катушка). Иногда секрет этих желез содержит яд, способствующий умерщвлению добычи. У моллюсков, питающихся микроскопическими водорослями ротовой аппарат упрощается и язык – терка, челюсти, слюнные железы подвергаются полной редукции. Анальное отверстие открывается в мантийную полость.
К7 Органы выделения – почки, мочеточник концы которых открываются в мантийную полость.
К8 Нервная система разбросанно – узлового типа: несколько пар нервных узлов расположены в разных частях тела и соединены между собой длинными продольными перемычками. В области глотки выделяют окологлоточное нервное кольцо. Органы чувств – органы зрения (глаза у брюхоногих на рожках), орган осязания, орган химического чувства, равновесия. У двустворчатых органы чувств развиты слабо, это: органы равновесия, фоторецепторы, чувствительные выросты.
К9 Органы размножения.
Работа над текстом учебника и заполнение ЛСМ.
Ответить на вопросы: 1. Чем представлены органы размножения?
2. Встречаются ли среди моллюсков гермафродиты?
IV. Закрепление
1. Какую роль играет раковина? (связь с внешней средой, поглощение
воздуха, прикрепление мышц, наружный скелет, защита)
2. У каких моллюсков имеется голова с глазами и «рожками»
(головоногие, брюхоногие, двустворчатые).
3. Какие новообразования находятся в пищеварительном тракте
прудовика? (рот, терка, глотка, пищевод, желудок, печень, кишка,
анус).
4. Какой характер имеет кровеносная система моллюсков? (замкнутая,
незамкнутая).
5. Где происходит газообмен у беззубки? (легкие, жабры, клетки тела)
6. Какую симметрию имеют моллюски? (двустороннюю, лучевую).
Домашнее задание – изучить текст на стр. 94-97 Ответить на вопросы 1-4 с.97
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука
Семинар-практикум "Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука" дает возможность не только повторения изученного материалла, но и практическое применение полученных знаний. ...
Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"
Данная презентация использовалась на уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ. На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...
Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины
Данный урок был проведен в рамках программы инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...
урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»
Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Констант...
Места обитания и особенности внешнего строения птиц.
Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса....
викторина - опрос для 7 класса по теме "Общая характеристика и внешнее строение моллюсков" УМК Пономарёвой
Презентация содержит вопросы по теме "Общая характеристика и внешнее строение моллюсков" Ответы на вопросы сопровождаются иллюстрациями, что улучшает запоминание и повторение учебного материала....
Рабочий лист к уроку: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование.
Рабочий лист к уроку естествознания 7 класс: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование....