Особенности внешнего строения моллюсков
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Мирошниченко Разалия Канифьяновна

Урок построен на основе логико-смысловой модели. Цель:

       познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями;

       познакомиться с систематикой моллюсков;

      продолжить формирование умения анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно – следственные связи.

 

Оборудование: раковины моллюсков, таблицы, рисунки, таблицы с изображением разных моллюсков, видеофильм «Моллюски».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 7   классе

 «Особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков»

Цель:

  1. познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями;
  2. познакомиться с систематикой моллюсков;
  3. продолжить формирование умения анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно – следственные связи.

Оборудование: раковины моллюсков, таблицы, рисунки, таблицы с изображением разных моллюсков, видеофильм «Моллюски».

Ход урока

І   Организационный момент

ІІ  Повторение изученного материала

  1. На какие классы подразделяется тип Кольчатые черви?
  2. Каковы особенности строения класса пиявок?

Биологический диктант. Закончи предложения

  1. Кровеносная система дождевого червя состоит из ...
  2. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи …
  3. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется …
  4. Пищеварительная система дождевого начинается … и заканчивается …
  5. Кожно – мускульный мешок дождевого червя состоит из …
  6. Выделительная система кольчатых червей представлена…
  7. Для пиявок характерно определенно число …
  8. Короткие мускулистые подвижные выросты …
  9. Для малощепчиковых характерно … оплодотворение.
  10. Дыхание у кольчецов осуществляется через … , а у некоторых форм имеются… .

ІІІ Изучение нового материала

Объяснение сопровождается построением логико – смысловой модели (ЛСМ)

Ответить на вопросы:

1. «Глаза на рогах, а дом на спине » О каком животном идет речь? К какому типу он относится?

Ответ: Речь идет об улитке, которая относится к типу Моллюски.

2. Почему их так называют?

Ответ: Их тело мягкое, поэтому их по другому называют мягкотелые.

                 К9        К1        К2

               - семенник                                    

                -  яичник                                                                                       

                   - гермафродиты    Брюхоногие                            - прудовик           

                         (брюхоногие)_     105 тыс. видов                      -  катушка                      

                           - раздельно-                                                 - виноградная улитка  

        полые        _ _ _ __ __ _ _ __ _ __  __         - слизень __ __ _ _ _ __ _

           (двуствор-                                         - беззубка

  - разбросанно-узлового       чатые)                                          -   жемчужница      

К8      типа                                            Двустворчатые       - перловица        Малоподвижны        

- нервные узлы                                   20 тыс. видов         - мидия  

       - окологлоточное                         _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _                                                

         нервное кольцо                   Головоногие       - осьминоги

               - продольные             730  видов             - кальмары        Подвижны

                               перемычки                                        - каракатицы

  - почки                                     Тип Моллюски                                               

К7     - мочеточник                          130 тыс. видов                                

                К3           

                                                                   -  раковина  

                        - рот                                                       - мантия

        - глотка        - мантийная полость

           (язык–терка у        - легкие        - незамкнутая         - тело:

брюхоногих)        - дыхательное        - сердце        брюхоногие

  - пищевод                 отверстие        предсердие        - голова

- желудок        (брюхоногие

                           наземные)        желудочек        - туловище

     - печень            - жабры        - нога

- кишечник           (двустворчатые,        - кровеносные сосуды        двустворчатые

-анальное         головоногие)        - туловище

Отверстие      брюхоногие                - нога

К6            К5          К4

         

К1. Рассмотрим на какие классы подразделяется тип Моллюски. К типу моллюски относятся 3 класса: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

К2.  Представители каждого класса, место обитания, образ жизни.

К3. Особенности строения. Работа с коллекцией моллюсков.

  1. Чем защищено мягкое тело моллюсков?

          Ответ: Мягкое тело моллюсков находится внутри раковины.

  1. Из чего он образован? От чего он защищает?

          Ответ: Раковина моллюсков состоит из трех слоев:

  1. наружный – рогоподобное вещество
  2. средний – известь
  3. внутренний – перламутр

Она защищает от механических воздействий, врагов, у наземных от    иссушения. Тело моллюсков снаружи покрыто особой складкой кожи – мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость.

  1. Из каких частей состоит тело моллюска?

          Ответ:  У большинства моллюсков различают голову, туловище, ногу.

           У двустворчатых головы нет.  

К4 Рассмотрим особенности строения кровеносной системы.

  1. Из каких органов он состоит?

Ответ: Кровеносная система незамкнутая. Состоит из сердца, которое располагается в околосердечной сумке (остаток целлома) и сосудов. Сердце состоит из предсердия (один или два) и желудочка.

Кровь циркулирует не только по сосудам, но и по системе полостей,  расположенных между тканями и органами. Кровь, насыщенная кислородом, поступает из легких или из жабр в предсердие, потом в желудочек, а от него движется по сосудам ко всем органам тела, где свободно изливается. Отдав кислород и обогатившись углекислым газом. Кровь вновь собирается в сосуды и подается в легкие или в жабры, где происходит газообмен, насыщенная кислородом кровь вновь возвращается к сердцу.

К5.  Существует ли, на ваш взгляд, взаимосвязь функции дыхательной и кровеносной систем?

  1. Чем представлены органы дыхания у брюхоногих, двустворчатых, и головоногих?    

Ответ: Брюхоногие дышат атмосферным воздухом, органом дыхания является легкие, у двустворчатых и головоногих органом дыхания являются жабры.

К6 Какими органами представлена пищеварительная система?

      Работа по  рисунку учебника стр. 99, 104

Перечислите черты сходства и различия. Связано ли строение пищеварительной системы с его функцией? Чем питаются представители этих классов?

Ответ: Пищеварительная система начинается ротовым отверстием – глотка – пищевод – желудок, куда открываются протоки печени – кишечник – анальное отверстие.

У брюхоногих в глотке имеются терка, предназначенная для соскабливания растительной пищи, налета микроорганизмов. У некоторых брюхоногих в ротовую полость открываются слюнные железы (прудовик, катушка). Иногда секрет этих желез содержит яд, способствующий умерщвлению добычи. У моллюсков, питающихся микроскопическими водорослями ротовой аппарат упрощается и язык – терка, челюсти, слюнные железы подвергаются полной редукции. Анальное отверстие открывается в мантийную полость.

К7 Органы выделения – почки, мочеточник концы которых открываются в мантийную полость.

К8 Нервная система разбросанно – узлового типа: несколько пар нервных узлов расположены в разных частях тела и соединены между собой длинными продольными перемычками. В области глотки выделяют окологлоточное нервное кольцо. Органы чувств – органы зрения (глаза у брюхоногих на рожках), орган осязания, орган химического чувства, равновесия. У двустворчатых органы чувств развиты слабо, это: органы равновесия, фоторецепторы, чувствительные выросты.

К9 Органы размножения.

Работа над текстом учебника и заполнение ЛСМ.

Ответить на вопросы: 1. Чем представлены органы размножения?

                                      2.  Встречаются ли среди моллюсков гермафродиты?

       

IV. Закрепление

1. Какую роль играет раковина? (связь с внешней средой, поглощение  

    воздуха, прикрепление мышц, наружный скелет, защита)

2. У каких моллюсков имеется голова с глазами и «рожками»

    (головоногие, брюхоногие, двустворчатые).

3. Какие новообразования находятся в пищеварительном тракте  

    прудовика? (рот, терка, глотка, пищевод, желудок, печень, кишка,  

     анус).

4. Какой характер имеет кровеносная система моллюсков? (замкнутая,

    незамкнутая).

5. Где происходит газообмен у беззубки? (легкие, жабры, клетки тела)

6. Какую симметрию имеют моллюски? (двустороннюю, лучевую).

Домашнее задание – изучить текст на стр. 94-97 Ответить на вопросы 1-4 с.97


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука

Семинар-практикум  "Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука" дает возможность не только повторения изученного материалла, но и практическое применение полученных знаний. ...

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

     Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Констант...

Места обитания и особенности внешнего строения птиц.

Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса....

викторина - опрос для 7 класса по теме "Общая характеристика и внешнее строение моллюсков" УМК Пономарёвой

Презентация содержит вопросы по теме "Общая характеристика и внешнее строение моллюсков" Ответы на вопросы сопровождаются иллюстрациями, что улучшает запоминание и повторение  учебного материала....

Рабочий лист к уроку: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование.

Рабочий лист к уроку естествознания 7 класс: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование....