реабилитирован посмертно. памяти Н.И. Вавилова
план-конспект урока биологии (9 класс) на тему
урок посвящен изучению жизненного пути ученого Н.И. Вавилова, причинам ареста, поводам для реабилитации. межпредметный урок история. были рассмотрены понятия репрессия и реабилитация, их причины и следствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reabelitirovan_posmertno.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок в 9 классе по биологии и истории
Урок конференция «Реабилитирован посмертно»(посвящен памяти Н.И.Вавилова)
Тип урока: комбинированный
Форма работы групповая (группа ученых историков и группа ученых биологов )
Оборудование : портреты ученых биологов, подвергшихся репрессиям , компьютер, презентации рабочих групп.
Задачи:
Образовательные:
- углубить знания учащихся об истории отечественной генетики;
- вскрыть причины «феномена» «Лысенко»;
- закрепить определение понятий «репрессия» , «реабилитация»
Развивающие:
1 продолжить развитие умений логически мыслить ,работать с историческими документами с целью поиска необходимой информации, обобщать, делать выводы, проводить аналогии;
- содействовать развитию самостоятельной (в ходе подготовки сообщений) работы с литературой;
- способствовать развитию эмоций за счет создания эмоциональной ситуации.
Воспитательные:
- Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся;
- Формировать интегрированные качества личности;
- Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду.
Вступительное слово учителя истории: сегодня у нас необычный урок. Он связан с судьбой человека(людей). Мы поговорим о судьбе н.и. Вавилова.что вы знаете о нем ? (ответы учащихся: ученый биолог, занимался вопросами селекц и т.д )Важнейшие вехи в жизни всех людей: родился, учился, работал... У многих наших соотечественников есть в биографии еще одна строка, обозначающая второе, гражданское рождение: «реабилитирован тогда-то». «Реабилитация» — от латинского «rehabilitation — восстановление в правах по суду или в административном порядке. Второй смысл этого слова — возвращение доброго имени, прежней репутации.
Жертвы репрессий, люди, которым удалось выжить, знают, что такое снятие ложного обвинения, но у многих строчка о реабилитации замыкает биографию, и они уже никогда не расскажут, как верили в справедливость, надеялись на будущее оправдание.
Выступление группы биологов: биография Николая Ивановича Вавилова, его научные достижения и вклад в науку.(сопровождается показом слайдов )
Великий русский ученый Николай Иванович Вавилов (25 (13) ноября 1887 г. - 26 января 1943 г.) прожил немногим более 55 лет. Обладая неиссякаемой энергией и легендарной работоспособностью, за свою относительно недолгую жизнь он успел сделать удивительно много: прошел по дорогам и бездорожью пяти континентов, сформулировал крупные научные обобщения в области генетики и эволюционного учения, написал более 10 книг, провел гигантскую организационную работу по созданию стройной системы учреждений сельскохозяйственной науки в такой огромной стране, как СССР.
При всей разноплановости его деятельности она на редкость цельная: всю свою жизнь в науке, начиная со студенческой скамьи, Н.И.Вавилов посвятил изучению культурных растений, преследуя благородную цель - повысить их урожайность, устранить тем самым угрозу нехватки продуктов питания для жителей нашей страны и всего человечества.
К 20-м - началу 30-х годов относятся многочисленные экспедиции по сбору и изучению культурных растений, которые совершил сам Вавилов или которые он организовал и в которых участвовали его сотрудники. Н. И. Вавилов посетил около 40 стран. Многие из его путешествий были сопряжены с большими тяготами и риском, особенно трудными и опасными были экспедиции в Афганистан (1924 г.) и в Эфиопию (1927 г.). За первую из них ученый был удостоен золотой медали Русского географического общества "За географический подвиг".
Для советской генетики большое значение имела организационная деятельность Н.И.Вавилова. В 1930 г. он возглавил первое в стране академическое учреждение по генетике - лабораторию, через три года ставшую Институтом генетики АН СССР. В этом учреждении Н.И.Вавиловым были собраны молодые талантливые исследователи, представители ленинградской школы генетики. Сюда же для работы были приглашены и известные зарубежные ученые (среди них - будущий нобелевский лауреат американец Г.Меллер). В 1934 г. Институт генетики был переведен в Москву, но Н.И.Вавилов продолжал им руководить до 1940 г. Ныне это учреждение (Институт общей генетики РАН) носит его имя.
В 1923 г. Н.И.Вавилов был избран членом-корреспондентом, а в 1929 г. - действительным членом АН СССР. Он избирался также иностранным членом Английского королевского общества, Чехословацкой, Шотландской, Индийской, Германской (в Галле) академий наук, Линнеевского общества в Лондоне, Американского ботанического общества и ряда других национальных и международных организаций.
Начиная с середины 30-х гг. поступательное развитие советской биологии оказалось нарушенным. Н.И.Вавилов и его сотрудники были вовлечены в дискуссии по проблемам генетики и селекции. В последний период его жизни Н.И.Вавилову пришлось мужественно отстаивать и свои научные убеждения, и свою линию внедрения достижений науки в практику сельского хозяйства. В этих дискуссиях Н.И.Вавилов был главным оппонентом Т.Д.Лысенко, отрицавшего законы наследственности и предъявлявшего генетикам политические обвинения.
Слово учителя. (слайд Арест) Что послужило причиной ареста Н.Н.Вавилова? В чем выражается так называемый «феномен Лысенко» (учащиеся групп получают информационный лист с текстом приложение №1 изучив его, должны назвать причину ареста и выразить свои мысли относительно ареста Н.И.Вавилова.)Заслужил ли Н.Н.Вавилов репрессии? Почему он все - таки был репрессирован?
Выступление группы историков О репрессияхи реабелитации
Учитель истории. Сейчас вы получите информационный лист о посмертной реабелитации Н.И.Вавилова(приложение№1)
Многие ученые писатели были репрессированы и затем реабелитированы после своей смерти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памяти Н.И. Вавилова
Урок - беседа для учащихся профильной подготовки по биологии в 10 классе...
Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"
Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции, значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....
Интеллектуальная игра при СГАУ им. Вавилова
Интеллектуальная игра по естественным наукам для учащихся 9-х классов, посвященная Н.Н. Зинину...
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
Основы селекции. Законы Вавилова.
Представлена разработка к уроку по биологии в 9 классе. К конспекту урока предлагаются презентации, видеоролик с YOU TUBE...
Достижения Н.И.Вавилова. Презентация 10 класс.
Достижения Н.И.Вавилова. Презентация 10 класс....
ОСОБЕННОСТИ БРИТАНСКОГО ЮМОРА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ ПИКВИКСКОГО КЛУБА»
Чувство юмора является одной из важнейших составляющих характеристик личности. При этом существует понятие национального юмора, согласно которому каждая нация обладает совершенно особенными ...