урок Класс Земноводные
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

Урок в стихах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zemnovodnye.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Кл. Земноводные.

Внешнее строение. Скелет и мускулатура.

Оборудование: магнитофон, записи голосов лягушек, таблица «класс Земноводные»,

                           Рисунки.

Методы: словесный (беседа, рассказ, монолог), текстовый (работа с учебником), частично-поисковый, иллюстративный.

Задачи:  Сегодня вы должны узнать,

               Кого амфибиями следует нам звать,

Какие признаки они имеют,

И каково их внешнее строенье.

Как приспособлены они к воде и суше

Рассмотрим  на примере мы лягушки.

И в тайны лягушачьего скелета

Проникнем. Пусть поможет это

Нам относиться к ней

Чуть понежней,

Чем мы привыкли.

Не только логикой,

Но творчеством блеснем.

Ход урока:  Готовы, думаю? Тогда начнем.

  Число и тему запишите, и приготовьтесь слушать.

Из моего рассказа постарайтесь

Вы выделить те признаки,

Что будут

Характеристикою класса земноводных,

И записать в тетрадь,

Что для себя считаете полезным знать.

Амфибии – те первые из позвоночных,             рассказ учителя

Кто в древности из океана                                    

На сушу вышел.

Но насовсем с водой

Немыслимо для них расстаться.

Лишь в водоемах

Могут размножаться,

Икру откладывать, как рыбы.

Личинки, что выходят из икры,

На взрослых вовсе не похожи.

Развитие проходит с превращеньем.

Как называется развитие такое?

Когда животное становится уж взрослым,

То следующие признаки имеет.

На суше дышит легкими,

В воде же для дыханья

Служит кожа,

И кислород спокойно извлекает

Из воздуха и из воды.

Трехкамерное сердце позволяет

Иметь два круга кровообращенья,

Но, несмотря на усложненье

Системы кровеносной,

В крови амфибий кислород

все время смешан с углекислым газом,

Поэтому и кровь их смешанной зовут.

Такая кровь определяет

Непостоянную температуру тела.

И земноводные пойкилотермны.

Что означает этот термин?

Снаружи кожа влажная, она

Чешуек рыбьих лишена.

Такую кожу голой называют.

Через нее амфибии на суше

Огромное количество

воды теряют

от испаренья.

Потому к воде

должны все время возвращаться,

чтобы спасти себя от иссушенья.

Глаза, как правило,

Приподняты над головой.

Похвастать могут слезной железой

И веками моргать умеют.

У земноводных орган слуха

Сложнее, чем у рыб.

Помимо внутреннего уха

Есть среднее.

оно прикрыто барабанной перепонкой.

На этом все пока.                                             Закрепление общих признаков

Теперь прошу ответить,                                   земноводных

Какие признаки успели вы отметить.

Что отличает земноводных –

Должны усвоить четко вы сегодня.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЯГУШКИ

Мы слышим – много слов недобрых                  звучит запись голосов 

В лягушкин адрес говорят.                                   лягушек

Противной скользкой недотрогой,

Холодной, слизистой, убогой

Невежды все ее дразнят.

Но разве в том вина лягушки,

Что не похожи на зверюшек,

Привычных нам?

Что все достоинства внутри?

Не тронь ее! Ты посмотри,

Подумай сам.

Ведь если очень захотеть,

То можно много рассмотреть,

И даже оду написать,

А, может быть, нарисовать.

Так вы и сделали, надеюсь?

И вот теперь просить осмелюсь

 Нас познакомить с творчеством своим.

И вам полезно будет  другим

Узнать побольше о лягушках.              Выступления детей,

                                                                 Демонстрация рисунков

Спасибо всем. Мы переходим

К строенью внешнему лягушки.

Вы будете не просто слушать,

А заносить в таблицу в это время

Все лягушачьи приспособленья.

Сосредоточьте же вниманье.

Начнем мы с местообитанья.                 Выступления детей и стихи

Готовы все? Прошу!                                о внешнем строении

Приспособления амфибий к жизни в воде

Приспособления амфибий к жизни на суше

 

С комфортом лягушки живут везде:

На суше, в земле и в воде.

И для того без сомненья

Имеют приспособленья.

Назовите их все!

Сначала – для жизни в воде,        проверка заполнения таблицы

И не забудьте значенье

Этих приспособлений.

Хочу теперь я послушать

О приспособлениях

К жизни на суше.

С строеньем внешним разобрались.

Нам нелегко оно далось.

Теперь нам надобно усталость

И утомленье побороть.

Зарядка – лучшее из средств.

Приподнимаемся же с мест!

Набор несложных упражнений

Сейчас мы повторим за Женей.                           физминутка

СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ЗЕМНОВОДНЫХ

Свои мы мышцы поразмяли,

Теперь пора поговорить

О мышцах  костях лягушки.

Подвижность обеспечивает ей

Мускулатура.

Она имеется не только в теле,

Но и в конечностях, и в голове.

Не только за движенье отвечает,

Но и в дыхании участье принимает.

Сложнее мышцы, чем у рыб,

И крепятся они к скелету,

Который предстоит

самим вам изучить.

В скелете лягушачьем разобраться

Сейчас вам надо постараться.

В параграфе тридцать шестом

Костей найдите описанье,

Рисунок рассмотрите с прилежаньем,

Заполните таблицу вы потом,

Костей названья запишите

И на скелете их найдите.

Насколько правильно сумели

Вы справиться с работой этой

Проверим мы по данному скелету.          Самостоятельная работа

Отдел скелета

Его состав

Скелет головы

позвоночник

Передняя конечность

Пояс передних конечностей

(плечевой пояс)

Задняя конечность

Пояс задних конечностей

(тазовый пояс)

Достаточно.

Проверим же, что получилось.                 Проверка сам. работы

Прошу назвать и показать

Отделы лягушачьего скелета.

Вы можете использовать при этом

Свои работы.

Все кости черепа срослись:                        комментарии учителя к ответам

Защита мозга много лучше,

Нежели у рыб.

Функционально позвоночник разделен.

Имеет три отдела он.

Шейный позвонок  лягушке позволяет

Немного двигать головой.

Семь туловищных ребер лишены.

К крестцовому имеется крепленье тазовых костей.

Конечность состоит из рычагов.

Здесь нету новых слов:

Плечо, предплечье, кисть, запястье, пясть.

Конечности такие подвижны и удобны.

Амфибии активно двигаться способны.

Ключица же, лопатка, коракоид

Конечности дают надежную опору.

Конечность задняя длинней передней.

В движеньи  главная она,

А, значит мощной быть должна,

И к мощным же костям прикреплена.

На этом завершили мы скелета изученье

И переходим к общему урока закрепленью.

 У вас есть карточки, в которых

Пятнадцать признаков даны.

Из этих признаков должны

Вы выбрать те, которые без споров

Лишь за амфибией закреплены,

И подчеркнуть характеристики такие.

1. Двухслойная кожа с чешуей                         тестовое закрепление

2. Двухслойная голая кожа.

3.Трехкамерное сердце.

4.Один круг кровообращения.

5. Два круга кровообращения.

6. дыхание при помощи жабер.

7. легочное дыхание.

8. Развитие с метаморфозом.

9. Плавательный пузырь.

10. Наличие среднего уха.

11. Конечности – плавники.

12. Конечности, состоящие из трех рычагов.

13. Сросшиеся кости черепа.

14. деление позвоночника на шейный, туловищный и крестцовый отделы.

15. Наличие ребер.

Пора заканчивать.

Прочесть, что получилось

Я предлагаю вам.

Какие признаки вы подчеркнули?

Все признаки, что выбраны,                         итог

Итогом

Послужат нашему уроку.

И в результате получилась

Характеристика лягушки,

Как представителя типичного амфибий.

Домашнее задание:

 

Типичным будет и домашнее заданье:

Параграф тридцать шесть

Прочтите со вниманьем,

И записи в тетради изучите,

Те, у кого имеется желанье,

Стихи, скелету посвященные, пишите.

Оценки:

 

Спасибо за урок хочу сказать

Всем тем, кто был активен.

Необычайно сложно ведь стихи писать,

Еще трудней для многих рисовать,

И потому поставить с плюсом пять

Поэтам и художникам должны мы:………..

Воспринимать стихи со слуха –

Задача трудная,

Но вы умели слушать,

Самостоятельно работали с стараньем,

И потому наградой будут за вниманье

Пятерки:………..

Четверки мы поставим тем,

Кто был чуть менее внимателен:……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Класс Земноводные или Амфибии"

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Класс Земноводные или амфибии"с использованием творческих заданий для учащихся, которые повышают познавательную активность, мотивируют учеников к поис...

Презентация к уроку "Класс Земноводные"

Презентация к уроку "Класс Земноводные"...

Урок "Класс Земноводные".

Ознакомить учащихся с особенностями строение земноводных , как самыми древними наземными  позвоночными животными; Изучить полученную информацию  через схему «Содержательная картинка»....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

Презентация к уроку "Класс Земноводные" 7 класс

Презентация посвещена теме "Класс Земноводные" 7 класс по учебнику "Биология. Животные" В.В. Латюшин, В.А. Шапкин...