Урок по теме "Наследственная изменчивость"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Урок с использованием материалов исследований учащихся по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasledstvennaya_izmenchivost.rar | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Наследственная изменчивость.
1. Заполните схему
происходит в хромосомном аппарате ядра клеток
связана с изменением ДНК и РНК пластид и митохондрий
2. Какие современные уточнения внесли ученые в мутационную теорию? Работа с таблицей.
| Положения мутационной Теории Де Фриза | Современные уточнения |
1 | Мутации возникают внезапно, без всяких переходов. | существует особый тип мутаций, накапливающихся в течение ряда поколений |
2 | Успех в выявлении мутаций зависит от числа проанализированных особей. | без изменений |
3 | Мутантные формы вполне устойчивы. | мутантному генотипу соответствует мутантный фенотип и одна и та же мутация проявляется у разных особей в равной степени |
4 | Мутации характеризуются прерывистостью: это качественные изменения, которые не образуют непрерывных рядов, не группируются вокруг среднего типа | существуют ликовые мутации, в результате которых происходит незначительное изменение характеристик конечного продукта |
5 | Одни и те же мутации могут возникать повторно. | это касается генных мутаций; хромосомные аберрации уникальны и неповторимы |
6 | Мутации возникают в разных направлениях, они могут быть вредными и полезными. | сами по себе мутации не носят адаптивный характер; только в ходе эволюции, в ходе отбора оценивается «полезность», «нейтральность» или «вредность» мутаций в определенных условиях; при этом «вредность» и «полезность» мутаций зависит от генотипической среды |
3.Заполните таблицу по ходу рассказа учителя
МУТАЦИИ | КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ | К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ МОГУТ ПРИВЕСТИ |
ГЕНОМНЫЕ | ||
ХРОМОСОМНЫЕ | ||
ТОЧКОВЫЕ |
4. Что порождает мутацию?
Физический мутаген (ионизирующее излучение – гамма лучи, ядерные частицы, ультрафиолетовое излучение – 20-е годы в России).
Химический мутаген (иприт, формальдегид, пироксид водорода – усиливают мутации в 1000 раз). Биологические (вирусы, их действие, токсины, вакцины).
Примеры мутагенов | ||||
Излучение | Температура | Яды | Неорганические кислоты | Газы |
Радиоактивное излучение Рентгеновское излучение | Холодовой шок Высокие температуры | Колхицин Никотин | Азотистая кислота | Иприт Газовые выбросы промышленных предприятий |
5. Как оградить человечество от мутагенов?
1.
2.
3.
4.
Домашнее задание. § 46 - 48
Решите задачу:
Борис Бурда, известный игрок одесской команды клубов «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?», придумал забавную игру, названную им «Траверси». Берется фрагмент известного литературного произведения, и все имена героев в нем заменяются на имена других литературных или исторических персонажей.
Идя по пути выдающегося интеллектуала, можно придумать, например, такой фрагмент: «И услышали голос Гена, ходящего в ядре во время прохлады дня, и скрылся Фермент и РНК его от лица Гена между органоидами. И воззвал Ген к Ферменту; и сказал Ген Ферменту: Где ты?... не ел ли ты субстрата, которого Я запретил тебе есть?» Фермент сказал: «РНК моя, которую ты мне дал, она дала мне сродство с субстратом, и я ел». И сказал Ген РНК: «Что ты это сделала?» РНК ответила: «Мутаген обольстил меня...»
1. Указать источник приведенной «траверси»
2. Указать, чему соответствуют в оригинале: Ген -___, Фермент - ____, РНК- ____, Субстрат -____, Мутаген -____.
3. О каком типе РНК говорится во фрагменте?
4. Какой тип мутаций (по природе изменений) упоминается?
5. Придумайте свой вариант «траверси» (домашнее задание).
Для лучшего знакомства с генными (точковыми) мутациями актуализируются свойства генетического кода.
6. Какое свойство генетического кода иллюстрирует фраза: ВОТЛЕСДУББУКИВЫБЫЛПАЛДЫМШЕЛТРИДНЯ (для облегчения чтения фразы выдели скобками отдельные кодоны).
7. Очень ли изменится смысл фразы, если произойдет замена 11-й буквы У на А?
8. Как изменится смысл фразы, если произойдет выпадение 4-й буквы? (снова отметь триплеты скобками): ВОТЛЕСДУББУКИВЫБЫЛПАПДЫМШЕЛТРИДНЯ
9. Сделай вывод о последствиях выпадения, нуклеотидных пар ДНК, замены или вставки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме: "Изменчивость"
В презентации представлен материал к уроку по теме: "Изменчивость", который можно использовать при повторении материала. Применяются приемы для формирования у детей убеждения ценностей образования и з...
Презентация к уроку по теме: "Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости".
В данной презентации к уроку: "Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости" представлены типы изменчивости, причины и закономерности её проявления. Презентация интересна не совсем о...
Урок биологии "Фенотипическая изменчивость"
Урок позволяет рассмотреть вопросы о влиянии среды на формирование фенотипа, о модикационной изменчивости. Для иллюстрации модификационной изменчивости заранее закладываются опыты, а урок начинается с...
Презентация к уроку биологии "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9класс
Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме " Мутационная изменчивость" . Программа В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В...
технологическая карта урока по теме : "Изменчивость" в 11 классе
Технологическая карта разработана в качестве апробации технологии в рамках внедрения ФГОС. УМК В. В. Пасечника...
Интегрированный урок Выявление модификационной изменчивости организмов методом построения диаграмм
Цели:образовательная: сформировать знания учащихся о свойствах и значении фенотипической изменчивости организмов в эволюционном процессе;• научить строить вариационную кривую и определять среднюю...
Конспект урока «Ненаследственная (модификационная) изменчивость»
Конспект урока «Ненаследственная (модификационная) изменчивость»...