Формы подведения итогов работы по профильным программам.
презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс) по теме
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. В профильных классах создается коллектив единомышленников. Ребята, которые в прежних классах считались чудаками, становятся признанными авторитетами. Их знания – достояние всех членов коллектива. Дети заражаются творчеством, возникает обстановка соревнования, высоко ценится все, что добыто упорным трудом. С 2009 года в нашей школе биолого-географический профиль в 10-11 классах.
В основе профильного биологического и географического образования заложен принципиально новый курс биологии и географии, построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах. Согласно базисному учебному плану в образовательном учреждении МОУ «Медновская СОШ», перешедших на профильное обучение, где биология и география являются профильными предметами, на данный учебный предмет отводится 204 часа из расчета 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnoe_obuchenie.rar | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Формы подведения итогов работы
по профильным программам
из опыта работы Ларионовой И.М., учителя биологии и экологии
МОУ «Медновская СОШ» Калининский район Тверская область.
Выступление на окружном МО учителей естественных наук, 26.08.2011 год.
Роль образования на современном этапе развития страны определяется, как отмечается в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", одобренной Правительством Российской Федерации, задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономики, необходимостью преодоления опасности её отставания от мировых тенденций экономического и социального развития.
Слайд 2 «Наша новая школа»
К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Поэтому ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей и склонностей каждого ученика.
Слайд 3 Профильное обучение
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Слайд 4 Цели профильного обучения
Цели профильного обучения:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профиль как раз и задаёт определённую сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям подростка.
Специализация способствует гуманизации учебного процесса, так как отвечает разнообразию интересов, способностей человека, способствует развитию творческого потенциала учащихся. В профильных классах создается коллектив единомышленников. Ребята, которые в прежних классах считались чудаками, становятся признанными авторитетами. Их знания – достояние всех членов коллектива. Дети заражаются творчеством, возникает обстановка соревнования, высоко ценится все, что добыто упорным трудом.
Кроме того, традиционная в общеобразовательном учреждении подготовка старшеклассников по принципу «мы все учились понемногу» привела к нарушению преемственности между школой и ВУЗом, породила многочисленные подготовительные отделения, подготовительные курсы, репетиторство.
Мое глубокое убеждение, что именно профильное обучение в старшей школе может внести значительный вклад в решение этих проблем.
Слайд 5 «История организации профильного обучения в МОУ «Медновская СОШ»
С 2008 учебный год в нашей школе было организовано профильное обучение в 10 классе информационно-тематическое. А с 2009 года биолого-географический профиль в 10-11 классах.
В основе профильного биологического и географического образования должен быть принципиально новый курс биологии и географии, построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах.
Согласно базисному учебному плану в образовательном учреждении МОУ «Медновская СОШ», перешедших на профильное обучение, где биология и география являются профильными предметами, на данный учебный предмет отводится 204 часа из расчёта 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.
Слайд 6 «Рабочие программы»
В 10-11 классах работаю по программам:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс
Для преподавания биологии на профильном уровне использую следующие учебники:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс.
В профильных классах занятия проводятся по программе и учебнику Захарова. Учебник очень несовершенен, поэтому приходиться дополнительную литературу.
Слайд 5 «История организации профильного обучения в МОУ «Медновская СОШ»
В системе профильного обучения я работаю два года. И уже накоплен определенный опыт, чтобы можно было оценить как достоинства этого направления, так и увидеть узкие места. Вся система профильного обучения начинается с комплектования классов, т.е. с 9 класса.
Работа проводиться большая. В течение года организуются собеседования с родителями, учащимися, анкетирование, опрос мнений, разъяснительные беседы.
Слайд 7 «Предварительная работа по организации профильного обучения»
Но в связи с тем, что в этом возрасте дети еще слабо ориентированы в выборе профессии, и сильном стремлении обучаться с товарищами, с теми кто был рядом четыре года приводит к большим издержкам в комплектовании 10 классов. В одну группу попадают учащиеся не по выбору предмета, а по чувству товарищества, дружбе и др. Т.е. сюда попадают ребята не склонные к данному предмету, а порой и слабоуспевающие. Это приходиться учитывать в дальнейшей работе.
Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.). Поэтому я остановлюсь на формах и методах урочной и внеурочной работы, используемых для преподавания профильных предметов, в частности биологии и географии, в классах биолого-географического профиля.
Слайд 8 «Формы урочной работы профильного обучения».
- Обзорные и установочные лекции, являются основной формой изложения нового материала на уроке в старших классах. Для обеспечения активной позиции учащегося на подобном уроке необходимо использовать проблемные лекции, построенные в форме эвристических бесед. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, создаются предпосылки к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей, законов, которым подчиняются физические явления и системы. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь. Повышает эффективность подобной формы работы использование ИКТ, демонстрационных и моделирующих программ. Лекция-беседа оказывается эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «Происхождение жизни на Земле» (10-й класс); «Арогенез» (11-й класс) и др.
- Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации, несомненно, служит важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Но хотелось бы обратить внимание на то, что вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где можно взять то или иное издание. В этой связи необходимо обратить внимание на изменение функции школьной библиотеки, которая должна быть, не только хорошо оснащена учебниками, научно-популярной литературой, журналами и т.д., но и иметь компьютеры с выходом в Интернет, медиаресурсы и, конечно, комфортный читальный зал.
Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов нужно учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.
- Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они, как правило, организуются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Эволюционные теории в додарвиновский период», «Теории происхождения жизни»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением (например, «Эволюционные процессы в популяциях»). Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.
Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников. Примерами семинаров-дискуссий являются семинарские занятия «Проблемы вида», «Закон Харди-Вайнберга», проводимые в 11-х классах.
- Лабораторно-практические занятия - важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия проводятся нами при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По возможности, учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер, оценить погрешность результатов. Часто та или иная проблема ставится непосредственно перед выполнением практической работы. Например, при выполнении работы: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания», учащимся даны задания *. Какие у планктонных организмов есть приспособления к жизни в толще воды?
- Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10-11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведение наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.
Внеурочная работа
Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является, как показывает наш практический опыт, наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах биологического профиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Следует отметить, что во всех профильных классах внеурочная и урочная работа выступают как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. Остановимся лишь на основных формах внеурочной деятельности школьников.
1.Научно-исследовательская деятельность позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11-е классы), когда у них формируется теоретическое мышление. Исследовательская деятельность учащихся начинается с 6 класса по биологии и географии.
Слайд 9 Формы внеурочной работы профильного обучения
- Научно-исследовательская деятельность
Жандарова Н.,11 класс – социально-значимый проект: «Эффективные стратегии»
Работа о проблемах мусора, экономии воды, электроэнергии и уменьшении углекислого газа.
Слайд 10 Участие в районной научно-практической конференции, 22.03.-24.03.2011 год
2.Школьные научно-практические конференции, являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 10-11-х классов, а также некоторые школьники из предпрофильных 9-х классов. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в учебно-исследовательских проектах. Подготовка к конференции осуществляется в рамках деятельности НОУ школы. Авторы лучших работ награждаются дипломами разной степени, и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга.
*2 место Жандарова Н.,11 класс – социально-значимый проект на конференции.
* 2 место Желяева О., 8 класс – социально-значимый проект на конференции
Слайд 11. 2 районная научно - практическая конференция
«Открываем новые горизонты»
Показать одну из работ.
Слайд 12. Наши победители
Слайд 13. Предметные олимпиады
3.Предметные олимпиады – это соревнование школьников по различным дисциплинам. Для учащихся профильных классов они, прежде всего, являются состязанием по профильным предметам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности школьников, осуществляемой в условиях профильного обучения, особое место. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает опыт, позволяют учащимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Следует отметить, что даже школьникам, изучающим биологию в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Это объясняется тем, что участникам олимпиад предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и задания, выходящие даже за рамки профильного изучения того или иного предмета. К тому же на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п. Олимпиады по биологии и другим естественнонаучным дисциплинам требуют от школьников умений работать с оборудованием, осуществлять эксперимент и т.д. Все это необходимо для успешного выступления в практических турах олимпиады.
Формы подведения итогов работы по профильным программам
В 2010-2011 учебном году был осуществлен контроль над состоянием профильного обучения в виде написания экзаменационных рефератов по биологии и экологии.
Слайд 14. Написание экзаменационных рефератов
Слайд 15. Качество знаний
Слайд 16. Результаты ЕГЭ
Слайд 17. Результаты поступления учащихся в вузы.
Слайд 18 Ожидаемые результаты
В целом задачи, поставленные на год, выполнены. В то же время необходимо:
1. Удовлетворение социального заказа.
2. Повышение качества обучения.
3. Обеспечение соответствия образовательных результатов:
· нормативным требованиям;
· запросам заказчиков образовательных услуг;
· запросам потребителей рынка труда.
4. Совершенствование научно-методического потенциала учителей.
5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.
6. Сформированность гражданских и нравственных качеств у выпускников.
7. Достижение 100% готовности выпускников к продолжению образования, в т.ч. по профилю.
9.Создание банка методических разработок, программ элективных курсов, обеспечивающих специализацию в профилях, развивающих и корректирующих общеучебные навыки, подготавливающих к осознанному выбору профессии.
9.Систематизировать накопленный материал по профильному обучению по разнообразным проблемам.
10.Использовать возможности кооперирования школ:
- постоянно действующие межшкольные профильные семинары для учителей школ округа;
- творческие группы учителей, работающих в профильных классах, по направлениям:
- содержание профильного обучения;
- диагностика, психологическое сопровождение;
- система контроля результатов обучения;
- использование информационных технологий;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика: структура, памятка для работы, подведение итогов
Данный материал содержит описание "Портфолио" ученика, которое ведется ими с 5по 11 класс. Имеется структура Портфолио, шкала оценивания. По итогам Портфолио в нашей школе ежегодно ученики каждо...
подведение итогов повседневной жизни воспитанников через MICROSOFT OFFICE ACCESS 2007
Данным материал поможет легко и быстро подводить итоги учебно-воспитательной деятельности обучающихся, на примере 5 класса воспитанников....
практическое выполнения подведения итогов повседневной деятельности на примере воспитанников 5 класса
данный материал пригоден не только при подведении итогов за четверть, но и для повседневной деятельности...
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Роль рефлексии в учебном процессе....
Выступление на семинаре по подведению итогов проекта посвящённого году учителя.
Данная презентация подводит итог областного телекоммуникационного пректа, посвящённого году учителя....
Мастер-класс "Организация и проведение дебатов, как формы подведения итогов исследовательской деятельности учащихся"
Мастер-класс проводится среди педагогов города...
Общественный показ достижений как форма подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы
Статья практико-ориентированного характера, описывающая механизм использования спектакля, как итогового мониторинга в дополнительном образовании....