Урок по биологии 7 класс
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме
Урок разработан по теме "Строение и функции кровеносной системы", с использованием схем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_funkcii_krovenosnoy_sitemy.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии на тему
"Эволюция кровеносной системы".
Цель:
- Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих;
- Выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции;
- Изучить состав крови и ее функции.
Задачи:
Образовательная:
- Учащиеся должны знать состав и функции крови;
- Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
- Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.
Развивающая:
- Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
- Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.
Воспитательная:
- Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
- Умение выражать свою мысль;
- Применять свои знания на практике;
- Формирование правильного восприятия окружающей природы.
Ребята! Кто знает, что такое кровь? Из чего она состоит? Что она из себя представляет?
Кровь - вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Кровь и жизнь - слова синонимы.
Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?
(Схема 1)
В процессе эволюции животных изменялись состав и функции крови. У водных кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу морской воде: в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. У животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции крови. Наиболее полно функции крови проявляются у позвоночных.
Глядя на составленную нами схему, мы можем выделить эти основные функции крови. Давайте сделаем вывод, какие функции выполняет кровь?
Функции крови
Транспортная:
- транспорт питательных веществ к клеткам тела;
- выведение продуктов обмена;
- транспорт кислорода.
Защитная:
- защита организма от инфекции и чужеродных тел;
- защита от кровопотери.
Регуляторная:
- способствует поддержанию температуры тела.
Где находится кровь в организме животных?
Из чего состоит кровеносная система?
(Схема 2)
В зависимости от содержания кислорода в крови, кровь бывает (Схема 3):
На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.
У всех ли животных красная кровь? (Сообщение ученика).
- кольчатые черви - красная;
- моллюски:
- (брюхоногие) - бесцветная;
- (двустворчатые) - бесцветная, красная, голубая;
- (головоногие) - голубая;
- рыбы - красная, бесцветная у белокровных рыб;
- пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - красная.
В каком направлении шла эволюция живых организмов? (Схема 4, 5)
простейшие -> кишечнополостные -> плоские черви ->
круглые черви -> кольчатые черви -> моллюски -> членистоногие ->
хордовые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
У каких животных впервые в процессе эволюции появляется кровеносная система? Что она из себя представляет?
Самостоятельная работа (стр.215. 41)
- кольчатые черви -
- моллюски -
- членистоногие -
- хордовые (ланцетник) -
Кровеносная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением строения. А сейчас давайте дадим характеристику кровеносным системам позвоночных животных по группам. Одна группа описывает строение сердца, наличие кругов кровообращения, другая группа описывает путь, который совершает кровь по кругам кровообращения. (Работа с таблицами в парах)
Таблица 1
Систематическое положение | Строение сердца | Круги кровообращения |
Класс Рыбы |
|
|
Класс Земноводные |
|
|
Класс Пресмыкающиеся |
|
|
Класс Птицы |
|
|
Класс Млекопитающие |
|
|
Таблица 2
Систематическое положение | Малый круг кровообращения | Большой круг кровообращения |
Класс Рыбы |
|
|
Класс Земноводные |
|
|
Класс Пресмыкающиеся |
|
|
Класс Птицы |
|
|
Класс Млекопитающие |
|
|
Кровеносная система:
- 1 группа - рыбы;
- 2 группа - земноводные;
- 3 группа - пресмыкающиеся;
- 4 группа - птицы;
- 5 группа - млекопитающие.
(Приложение 6)
У каких групп животных кровь не смешивается? Это имеет какое-то значение?
Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.
В чем причина теплокровности?
Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела. Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.
Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?
Эволюция шла в направлении создания специализированной кровеносной системы, способной обеспечивать все клетки тела необходимыми для жизнедеятельности веществами.
А как обходятся без кровеносной системы простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви?
У них процессы жизнеобеспечения (газообмен, питание и выделение) каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно.
Итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что показалось наиболее трудным?
- Что показалось наиболее интересным?
Задание на дом: Параграф 41. Рабочая тетрадь стр.109-113.
Оценки за урок:
Проверка полученных знаний.
I. Выберите правильный ответ.
1. Главный признак артериальной крови:
а. течет только по артериям;
б. течет только по венам;
в. насыщена кислородом;
г. насыщена углекислым газом.
2. Главный признак венозной крови:
а. течет только по артериям;
б. течет только по венам;
в. насыщена кислородом;
г. насыщена углекислым газом.
3. Одна из составных частей крови не относится к ее форменным элементам:
а. плазма;
б. лейкоциты;
в. эритроциты;
г. тромбоциты.
4. У пресмыкающихся по артериям течет кровь:
а. артериальная;
б. венозная;
г. смешанная.
5. Большой круг кровообращения у млекопитающих начинается в:
а. правом желудочке;
б. левом предсердии;
в. левом желудочке;
г. правом предсердии.
II. Вставьте пропущенные слова:
- Транспортировку внутри организма всех необходимых для жизнедеятельности веществ осуществляет::::::::::.. .
- Сосуды, несущие кровь от сердца, называются::::::::, а возвращающие ее к сердцу:::::::: .
- Самая крупная артерия - это:::::.., а самые мельчайшие кровеносные сосуды - :::::::. .
- У рыб :::::::.. круг кровообращения, а у наземных позвоночных::::::::.. .
III. Ответьте на следующие вопросы:
- В чем отличие кровеносной системы кольчатых червей от кровеносной системы моллюсков?
- Что такое капилляры и для чего они образуют густую сеть в организме животных?
- В чем отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой?
- Что может произойти, если в организме животного будет снижено количество тромбоцитов?
- Где и как человек использует кровь жив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»
Уникальность разработки заключается в методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...