Урок по биологии 7 класс
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Урок разработан по теме "Строение и функции кровеносной системы", с использованием схем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_i_funkcii_krovenosnoy_sitemy.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии на тему

"Эволюция кровеносной системы".

7-й класс

Цель:

  1. Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих;
  2. Выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции;
  3. Изучить состав крови и ее функции.

Задачи:

Образовательная:

  1. Учащиеся должны знать состав и функции крови;
  2. Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
  3. Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.

Развивающая:

  1. Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
  2. Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.

Воспитательная:

  1. Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
  2. Умение выражать свою мысль;
  3. Применять свои знания на практике;
  4. Формирование правильного восприятия окружающей природы.

Ребята! Кто знает, что такое кровь? Из чего она состоит? Что она из себя представляет?

Кровь - вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Кровь и жизнь - слова синонимы.

Презентация.

Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?

(Схема 1)

В процессе эволюции животных изменялись состав и функции крови. У водных кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу морской воде: в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. У животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции крови. Наиболее полно функции крови проявляются у позвоночных.

Глядя на составленную нами схему, мы можем выделить эти основные функции крови. Давайте сделаем вывод, какие функции выполняет кровь?

Функции крови

Транспортная:

  1. транспорт питательных веществ к клеткам тела;
  2. выведение продуктов обмена;
  3. транспорт кислорода.

Защитная:

  1. защита организма от инфекции и чужеродных тел;
  2. защита от кровопотери.

Регуляторная:

  1. способствует поддержанию температуры тела.

Где находится кровь в организме животных?

Из чего состоит кровеносная система?

(Схема 2)

В зависимости от содержания кислорода в крови, кровь бывает (Схема 3):

На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.

У всех ли животных красная кровь? (Сообщение ученика).

  1. кольчатые черви - красная;
  2. моллюски:
  1. (брюхоногие) - бесцветная;
  2. (двустворчатые) - бесцветная, красная, голубая;
  3. (головоногие) - голубая;
  1. рыбы - красная, бесцветная у белокровных рыб;
  2. пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - красная.

 В каком направлении шла эволюция живых организмов? (Схема 4, 5)

простейшие -> кишечнополостные -> плоские черви ->

круглые черви -> кольчатые черви -> моллюски -> членистоногие ->

хордовые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)

У каких животных впервые в процессе эволюции появляется кровеносная система? Что она из себя представляет?

Самостоятельная работа (стр.215.  41)

  1. кольчатые черви -
  2. моллюски -
  3. членистоногие -
  4. хордовые (ланцетник) -

Кровеносная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением строения. А сейчас давайте дадим характеристику кровеносным системам позвоночных животных по группам. Одна группа описывает строение сердца, наличие кругов кровообращения, другая группа описывает путь, который совершает кровь по кругам кровообращения. (Работа с таблицами в парах)

Таблица 1

Систематическое положение

Строение сердца

Круги кровообращения

Класс Рыбы

 

 

Класс Земноводные

 

 

Класс Пресмыкающиеся

 

 

Класс Птицы

 

 

Класс Млекопитающие

 

 

Таблица 2

Систематическое положение

Малый круг кровообращения

Большой круг кровообращения

Класс Рыбы

 

 

Класс Земноводные

 

 

Класс Пресмыкающиеся

 

 

Класс Птицы

 

 

Класс Млекопитающие

 

 

Кровеносная система:

  1. 1 группа - рыбы;
  2. 2 группа - земноводные;
  3. 3 группа - пресмыкающиеся;
  4. 4 группа - птицы;
  5. 5 группа - млекопитающие.

(Приложение 6)

У каких групп животных кровь не смешивается? Это имеет какое-то значение?

Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.

В чем причина теплокровности?

Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела. Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.

Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?

Эволюция шла в направлении создания специализированной кровеносной системы, способной обеспечивать все клетки тела необходимыми для жизнедеятельности веществами.

А как обходятся без кровеносной системы простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви?

У них процессы жизнеобеспечения (газообмен, питание и выделение) каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно.

Итог урока:

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Что показалось наиболее трудным?
  3. Что показалось наиболее интересным?

Задание на дом: Параграф 41. Рабочая тетрадь стр.109-113.

Оценки за урок:

Проверка полученных знаний.

I. Выберите правильный ответ.

1. Главный признак артериальной крови:

а. течет только по артериям;

б. течет только по венам;

в. насыщена кислородом;

г. насыщена углекислым газом.

2. Главный признак венозной крови:

а. течет только по артериям;

б. течет только по венам;

в. насыщена кислородом;

г. насыщена углекислым газом.

3. Одна из составных частей крови не относится к ее форменным элементам:

а. плазма;

б. лейкоциты;

в. эритроциты;

г. тромбоциты.

4. У пресмыкающихся по артериям течет кровь:

а. артериальная;

б. венозная;

г. смешанная.

5. Большой круг кровообращения у млекопитающих начинается в:

а. правом желудочке;

б. левом предсердии;

в. левом желудочке;

г. правом предсердии.

II. Вставьте пропущенные слова:

  1. Транспортировку внутри организма всех необходимых для жизнедеятельности веществ осуществляет::::::::::.. .
  2. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются::::::::, а возвращающие ее к сердцу:::::::: .
  3. Самая крупная артерия - это:::::.., а самые мельчайшие кровеносные сосуды - :::::::. .
  4. У рыб :::::::.. круг кровообращения, а у наземных позвоночных::::::::.. .

III. Ответьте на следующие вопросы:

  1. В чем отличие кровеносной системы кольчатых червей от кровеносной системы моллюсков?
  2. Что такое капилляры и для чего они образуют густую сеть в организме животных?
  3. В чем отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой?
  4. Что может произойти, если в организме животного будет снижено количество тромбоцитов?
  5. Где и как человек использует кровь жив



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...