Урок- исследования "Основная функция листа"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного способов активизации творческого потенциала личности рассматривается и исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целЗадача учителя пробудить в них интерес к исследованию. Для этого нужно не только предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, но и обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследованияей образовательно-воспитательного процесса.Урок- исследования "Основная функция листа" к учебнику Сонина Н. И. по теме: "Питание и пищеварение" ставит следующие задачи: Обучающие:
- научить учащихся обрабатывать данные экспериментов;
- учить сравнивать, обобщать, делать выводы.
б) Воспитательные:
- продолжать обучение работы в группах;
- учить правильно распределять обязанности, уметь слушать своих товарищей и приходить к общему мнению;
в) Развивающие:
- учить учащихся выдвигать гипотезы и на основании опытов и
экспериментов доказывать или опровергнуть их;
Тип урока: урок – совершенствование знаний, умений и навыков.
Основной метод: исследовательский.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovaniya_osnovnaya_funkciya_lista.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- исследования "Основная функция листа"
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Класс делится на 4 группы (исследовательские лаборатории).
II. Постановка познавательной задачи.
(На столе учителя стоит ветка дерева, без листьев).
Учитель: Что не хватает на нашей веточке?
Учащиеся: Листьев.
Учитель: Как вы думаете, для чего растениям нужны листья, какую функцию они выполняют? (Учащиеся высказывают свои предположения).
Учитель: О чем пойдет речь на этом уроке? Что нам необходимо выяснить?
Учащиеся: Выяснить, какую основную функцию выполняет лист.
В тетради учащиеся записывают тему урока, задачи и как найти пути решения их.
III. Актуализация знаний.
(Учащиеся по очереди называют, все, что они знают о строении листа).
IV. Изучение нового материала.
Учитель: - начнем наше расследование.
1. Постановка проблемы:
Учитель: - Как вы думаете, какие компоненты необходимы, для выполнения основной функции зеленого листа?
Выдвижение гипотезы:
Решение проблемы:
- Для выполнения этой функции необходимо четыре компонента:
Учитель:
1. Для получения первого компонента растения приспособились специально располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток (Свет).
2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета, Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл).
3. Третий компонент – это газ, который выделяют в атмосферу при дыхании все живые организмы. (Углекислый газ).
4. Четвертый компонент – это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа. (Неорганические вещества – вода с растворенными минеральными веществами).
(Учащиеся отгадывают их и, не называя, записывают их в тетради).
После обобщения данных записывается вывод.
Вывод: Листу необходимы: свет, углекислый газ, вода с растворенными минеральными веществами, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.
Учитель: Первую часть в открытии функции листа мы сделали. Нас ждет второй вопрос.
2. Постановка проблемы:
- Что образуется в листе с участием этих веществ?
Выдвижение гипотезы:
- Образуются органические вещества.
Решение проблемы:
Учитель: Сначала мы сделаем следующее:
На столах в двух пробирках имеются растворы крахмала и йода. Капните раствор йода в раствор крахмала. Какого цвета стал крахмал?
Учащиеся: Сине – фиолетовый.
Учитель: 1. Теперь возьмите лист растения (у каждой группы свой набор). Сначала зальем его кипятком, а затем в горячий спирт. (Пигменты хлоропласта разрушатся).
2. Затем на обесцвеченный лист капните несколько капель раствора йода и положите на заранее приготовленный белый лист. Какого цвета он стал?
Учащиеся: Фиолетовым.
Вывод: В листе образуется органическое вещество - крахмал.
3. Постановка проблемы:
- Действительно ли наличие света – это одно из главных условий образования крахмала.
Выдвижение гипотезы:
- Органические вещества образуются только на свету.
Решение проблемы:
- Рассказ учащегося о заранее проведенном, до урока, опыте.
Вывод: Крахмал в листьях образуется только на свету.
4. Постановка проблемы:
- Что выделяется из листьев в атмосферу, когда в зеленом листе идет этот процесс?
Выдвижение гипотезы:
- Учащиеся называют различные вещества и газы.
Решение проблемы:
- Итак, среди разных веществ был назван кислород. Чтобы это предположение подтвердить, рассмотрим опыт Пристли с мышами.
Задание: Рассмотрите рисунок, на котором изображен этот опыт. Как его можно истолковать? Учащиеся отвечают.
Вывод: В результате процесса, проходящего в листьях, на свету выделяется кислород. За год растение выделяет в атмосферу 400 млрд.т. кислорода, поглощает 600 млрд.т. углекислого газа. Это растениям – единственным в мире производителям кислорода мы говорим спасибо за то, что мы живем.
Учитель: Теперь нам нужно дать название этой основной функции листа. По-гречески – свет – фотос, а соединение - это синтезис. (Ученики записывают в тетрадь).
Определение: Процесс образования органических веществ в листьях на свету – называется фотосинтезом.
5 Постановка проблемы:
- За год растение образует в листьях 450 млрд.т. органических веществ. Куда же эти органические вещества поступают?
Выдвижение гипотезы:
- Органические вещества, образовавшиеся в листьях поступают в стебель, корни, корневища.
V. Домашнее задание:
1 группа: - Выяснить, в каких корнеплодах есть крахмал. Наблюдение записать в тетради.
2 группа: - Мини – сочинение «Берегите лес».
3 группа: - Сочинить стихотворение со словами: фотосинтез, углекислый газ, свет, хлорофилл…
VI. Рефлексия:
Учитель: Вернемся к нашей веточке.
Задание учащимся: Попробуем оживить следующим образом. Каждый ученик, (по очереди), подходит к ветке, говоря ей:
- или слова благодарности;
- или напутствия;
- или выводы, которые он(а) сделали из урока (О бережном отношении к природе, при этом ученики прикрепляют по одному вырезанному листику).
В результате должна получиться ветка с прикрепленными бумажными листочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии в 6 классе по ФГОС Строение и функции листа
Конспект урока с технологической картой и презентацией.Строение и функции листа. 6 класс ФГОС...
Технологическая карта урока "Строение и функции листа"
Технологическая карта урока "Строение и функции листа" в 6 классе ...
Урок биологии в 6 классе "Функции листа"
Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Функции листа"....
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Функции листа"
Презентация к уроку биологии "Функции листа". Данный материал может быть использован при объяснении нового материала....
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...
Презентация к уроку по теме "Лист, строение, функция"
Презентация к уроку по теме "Лист, его строение и функция"...