«Нарушение гуморальной регуляции».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к биологии. Обобщающий  урок в виде ролевой игры :»Нарушение Гуморальной регуляции»по теме «Нервная и гуморальная регуляция» к учебнику Сонина Н.И..  заметно повышает интерес учащихся к предмету ,воплощает в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирается   на возросшую самостоятельность учащихся и значительно расширяет и обогащает методический арсенал учителя.

Формирует  умение:

-  работать с дополнительной литературой, извлекать необходимую информацию;

-  составлять небольшие сообщения, излагать содержание, четко отвечать на поставленные вопросы;следующие задачи: Обучающие:

                       -  научить учащихся обрабатывать полученный материал.

                       -  учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

 б)  Воспитательные:

                      

                       -  учить  правильно распределять обязанности, уметь слушать      своих  товарищей и приходить к общему мнению;

в)  Развивающие:

                       -  учить учащихся выдвигать гипотезы и на основании поиска

                                      доказывать или опровергнуть их;

 

Тип урока:   обобщающий урок.

 

Основной метод: частично-поисковый.

 

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_gumoralnoy_regulyacii..doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Нарушение гуморальной регуляции.

       Эндокринология – прошлое, настоящее, будущее».

                       (Нестандартный урок . Ролевая игра)

Цель:  Раскрыть нарушения, связанные с гипо- гиперфункцией желез внутренней секреции. Познакомить учащихся с мерами профилактики эндокринных заболеваний. Показать успехи медицины, в лечении эндокринных заболеваний.

Формировать умение:

-  работать с дополнительной литературой, извлекать необходимую информацию;

-  составлять небольшие сообщения, излагать содержание, четко отвечать на поставленные вопросы;

Оборудование:  Таблица «Железы внутренней секреции»,  Модель почки с надпочечниками, рисунки учащихся по теме, плакаты, фотографии, набор продуктов, богатых йодом.

 На доске      Тема урока.

                      Эпиграф:   «Знать необходимо не за тем,

                                                чтобы только знать,

                                                 но для того, чтобы

                                                 научиться делать».

          А.М.Горький

                   

        ХОД  УРОКА

I.  Установочный.

  Определить тему, цели, задачи урока по мини-анкете.                                                            Учитель: Я буду называть разные симптомы, характеризующие состояние нашего организма, а вы поднимаете руки, у кого такие симптомы бывают.

       Симптомы:

 -  быстрая утомляемость;

 -  частые головные боли;

 -  головокружения;

 -  часто хочется пить;

 - постоянное ощущение голода;

-  слабость;

 -  ухудшение зрения;

 -  дрожание рук;

 -  похудение без причины;

 -  быстрый набор  веса;

Учитель: Определите по содержанию вопросов, о чем пойдет речь на уроке?  (о нарушении работы эндокринного аппарата).

Записать тему урока в тетрадях.

Учитель: Чтобы вы хотели узнать более подробно?

               

 Учащиеся записывают эпиграф урока в тетрадях и вопросы на которые бы они хотели бы

знать ответ.

. Вопросы для проверки нового материала : (записаны на доске)

-    почему гормоны называют регуляторами жизни?

-    как функционируют железы внутренней секреции, и каким они подвержены заболеваниям?

-   перечислите меры профилактики заболеваний эндокринного аппарата?

-    каковы современные представления об эндокринной системе организма?

II. Актуализация знаний:  (необходимая для восприятия нового материала).

Учитель: Для того, чтобы говорить о нарушениях сначала  проверим, как вы знаете строение и функции эндокринной системы.

  Самоконтроль:  Учитель задает вопросы классу, тот, кто ответил, ставит в своей тетради знак «+».

Учитель – вопросы классу:

  1. Какими системами осуществляется регуляция функций в организме?
  2. В чем суть гуморальной регуляции?
  3. Чем представлен эндокринный аппарат?
  4. Чем железы внешней секреции отличаются от желез внутренней секреции?
  5. Какую железу называют «дирижером оркестра» эндокринных желез?
  6. Какой химический элемент является действующим началом  в тироксине – гормоне щитовидной железы?
  7. Какой гормон продуцируют надпочечники?
  8. Перечислите железы внутренней секреции?
  9. Перечислите железы внешней секреции?
  10. Какой гормон выделяет поджелудочная железа?

  1. Изучение нового материала.

   Подготовка к уроку:  (ученикам было дано задание найти информацию о различных заболеваниях эндокринного аппарата и выступить в роли: врачей эндокринологов, и врач-, гигиенист).

(Учитель представляет гостей урока):

 Примерное содержание выступлений учащихся.

Выступление врача-эндокринолога:(1-ый)  «Нарушения функций щитовидной железы».

       Среди эндокринных заболеваний болезни щитовидной железы имеют высокий удельный вес. Наиболее распространен диффузный токсический зоб (или базедова болезнь),  эндемический зоб и гипотиреоз, тяжелую форму которого называют микседемой.

        Напомню, гормон щитовидной железы - тироксин содержит  до 65,3 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ, он ускоряет биохимические реакции, влияет на центральную нервную систему и на все органы. Избыточное или недостаточное поступление в кровь гормона приводит к серьезным нарушениям в организме.

         Диффузный  токсический зоб, или базедова болезнь. В 1840 году врач  Базедов впервые описал болезнь, связанной с избыточной функциональной активностью щитовидной железы. Ее стали называть базедовой болезнью. Она связана с длительным поступлением избытка йодированных гормонов.

         Заболевание характеризуется увеличением железы, появлением сердцебиений, пучеглазия и многих болезненных нарушений. Больные жалуются на общую слабость, быструю утомляемость,  раздражительность, плаксивость, потливость, нарушение сна, дрожание рук. Значительно увеличивается обмен веществ, больные начинают худеть.

          Не исключено, что причинами этой болезни являются психические травмы, воспалительные процессы (грипп, ангина, тонзиллит, ревматизм, туберкулез и др.)

           При большом зобе лекарства, обладающие способностью подавлять функцию щитовидной железы, не дают желаемого эффекта. Тогда больному делают операцию: удаляют слишком активную часть железы.  

(Примерное содержание  сообщений учащихся.)

   Выступление врача-эндокринолога:(2-ый)     «Загадки бронзовой болезни».

Начну свое выступление с отрывка   из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи» из  «Записок охотника».

«Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?

Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки, тоже бронзовые.  Я вглядываюсь , попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное … (Далее героиня рассказывает, что с ней случилось)… Я глядь в сторону,  да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундука и полетела вниз – да о землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому – скоро поднялась и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня что внутри – в утробе – порвалось …

- С самого того случая, - продолжала Лукерья, - стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже – и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала».

    Бронзовая болезнь (или Аддисонова болезнь) обусловлена двусторонним поражением коры надпочечников, ведущим к уменьшению или прекращению продукции их гормонов. Гормоны надпочечников играют важную роль в регуляции сердечно-сосудистой системы, солевого, водного обмена и др. Причиной болезни являются туберкулез надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, гнойное их воспаление, опухоли. Аддисонова болезнь наблюдается главным образом в возрасте 20-40 лет, развивается медленно. Лечение направлено на ликвидацию недостаточности функции коры надпочечников.

Выступление врача-эндокринолога(3-ой)  «Сахарный диабет»:

      Симптомы заболевания – это выделение в больших количествах сахара с мочой, и обезвоживание организма. Ткани утрачивают способность усваивать сахар, начинают вместо этого расходовать жиры и белки, наступает потеря веса. При этом окисление жиров сопровождается образованием токсических продуктов, так называемых кетоновых тел; всем известен простейший их представитель – ацетон.

       При сахарном диабете поджелудочная железа не вырабатывает достаточного количества инсулина, который в норме регулирует уровень сахара в крови! Норма сахара в крови у здорового человека -  80 – 120мг %, а в моче он полностью отсутствует, то у больного сахарным диабетом содержание сахара в крови может достигать 200 – 850 мг %. Организм стремится вывести избыточный сахар вместе с мочой. Больной выделяет в сутки от 2 до 3 литров мочи. Это приводит к появлению у больного неудержимой жажды.

        Сахар как бы проходит через организм. Чрезмерное накопление продуктов обмена веществ, повышенная концентрация сахара в крови и в связи с этим повышенная вязкость крови вызывают резкое угнетение центральной нервной системы. Заболевание распространенное, может быть в любом возрасте. Чаще бывает у детей от 6 до 12 лет, т.е. в период наиболее быстрого роста. Обычно обнаруживают после различных острых инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, свинка). Психическая или даже физическая травма могут стать причиной заболевания.

         Главным в лечении является физиологическая диета и достаточное количество инсулина. При неправильном лечении больного могут быть осложнения (глаз, сердечно-сосудистой системы). Хронический недостаток инсулина приводит к замедлению физического и полового развития.

Выступление врача – гигиениста:

   «Профилактика заболеваний».

          Профилактика заболеваний – это дело каждого из нас. Питание должно быть рациональным, сбалансированным, которое должно обеспечивать поступление нужного количества йода с пищей и водой.  

Продукты, богатые йодом:

     -  рыбий жир        -  770 мкг %

     -  мясо                   -  11,4 мкг %

     -  фасоль                -  12,8 мкг %

     -  горох                  -  10,5 мкг %

     -  яйца                    -  10,2 мкг %

     -  капуста               -  9,5 мкг %

     -  свекла, морковь, картофель   -   5,8 мкг %.

В большом количестве йода содержится в мясе морских рыб и водорослей. Используйте,  по возможности,  йодированные  соль, хлеб и другие пищевые продукты. Больше бывайте на свежем воздухе.  Систематически проходите осмотр у врача эндокринолога. Ни в коем случае для профилактики  заболевания не используйте для питья  разведенный аптечный йод. Ведите здоровый образ жизни – рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, правильная организация труда и отдыха. Это и есть слагаемые искусства быть здоровым.

  Учащиеся слушают доклады, заполняют таблицу, задают вопросы выступающим.

         

      Заболевание

      Причины

      Симптомы

  После выступления «врачей», учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске.

                     

   V.  Подведение итогов урока:

1. Что нового вы узнали на уроке?

 2. О чем заставили задуматься вас сообщения врачей?

3.выставление оценок.

  V.  Д/задание: 1. Всем страница 44 – 46 учебника;

                              2. Творческое задание для учеников, интересующихся

        биологией:

 Выяснить, какую диагностику врач - эндокринолог проводит в нашей районной больнице, по выявлению нарушений эндокринного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, её особенности".

(учебник:  «Биология. Человек. 8 класс», авторы: Н.И. Сонин.,  М.Р. Сапин.)Тема: Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, её особенности. Цель урока:Создать условия для эффе...

План-конспект урока анатомии по теме: "Гуморальная регуляция".

План-конспект урока анатомии в 8 классе по теме: "Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны"....

Урок биологии в 8 классе по теме "Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, ее особенности"

Представлен конспект урока с презентацией. Рассмотрены основные формы регуляции жизнедеятельности организмов, типы желез организма человека, эндокринные железы....

Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервно-гуморальная регуляция».

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока по теме: "Нервно-гуморальная регуляция" содержит конспект урока, дидактические карточки, путевой лист и маршрут....

Гуморальная регуляция. 6 класс (линия Н.И.Сонина)

В материале представлен матеиал по гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности животных. Изучаются желены и их функции....

Урок биологии в 8 классе по теме « Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения».

Урок биологии в 8 классе на тему: Роль гормонов в обменных процессах. Этот урок входит в раздел "Координация и регуляция". Данный раздел предполагает изучение наиболее сложных вопросов курса...