КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ 5 КЛАСС.
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Каримова Наталья Николаевна

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ "ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analizatory.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :  «Я обоняю, следовательно, я существую…».

Эпиграф: «В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств…..»

(Аристотель.)

Тип урока: 1.изучения нового материала (по дидактической цели),

2. комбинированный (по способам организации деятельности).

3. интегрированный (мировая художественная литература).

Опорные понятия: анализатор, орган чувств, запах, аромат, обоняние.

Цель урока:

образовательная - конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов;

- сформировать знания о строении анализаторов на примере выполнения практической работы, их многообразии, значении для человека,  

развивающая - продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником,  для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов, развивать практические умения работы в группе.

Общеучебные умения: работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться компьютером, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

Специальные умения: решать биологические задачи, работать с рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.

Предварительная подготовка учителя:

-разработать презентацию по теме “Виды анализаторов и строение анализаторов”;

-составить карточки с заданиями для работы по группам

-подобрать биологические задачи по данной теме.

Предварительная подготовка учащихся:

-принести на урок набор пряных трав и специй.

-подобрать дополнительную литературу по теме “Виды анализаторов”.

Ход урока

1 этап – Организационный - постановка цели, распределение учащихся по группам.

2 этап – Актуализация знаний – учащиеся выполняют практическую работу «Аэрофитотерапия».

3 этап – Постановка проблемы – что такое органы чувств, анализаторы, как устроены разные виды анализаторов, значение анализаторов для человека?

4 этап – Изучение нового материала – изучение строения анализаторов, ознакомление класса с результатами работы групп.

5 этап – выступление учителя литературы, что такое запах? Какие предметы имеют запахи, отрывок произведения «Парфюмер-человек без запаха».

6этап. Закрепление знаний.

7 этап – Первичная проверка знаний – тест по теме.

8 этап – Подведение итогов.

9 этап – Домашнее задание.

Ход урока

№ этапа

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы

работы

Средства

работы

Формы работы

1

Организациионный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Тема урока:  «Я обоняю, следовательно, я существую…».-цель нашего урока изучить строение, функции анализаторов организма человека и причины, нарушающие их деятельность (распределяет класс на мини-группы).

- слушают учителя;

- распределяются по группам.

словесные

 

Фронтальная

Обще-классная

2

Актуализация знаний

Проверка выполнения практической работы усвоения изученного материала.

Постановка проблемы – что такое органы чувств, анализаторы, как устроены разные виды анализаторов, значение анализаторов для человека?

- учащиеся выполняют практическую работу «Аэрофитотерапия».

задают друг другу вопросы,

Предполагаемые вопросы:

- что такое анализаторы?
-какими свойствами обладают анализаторы?
- назовите структурные звенья анализаторов;
- какие функции выполняет каждое звено анализатора?
- какие виды анализаторов вы знаете?

Словесный

(беседа)

Презентация

“Виды анализаторов”, мультимедий-ный проектор

Фронтальная

Общеклассная

3

Постановка проблемы

Подготовка учащихся к активной учебно-познаватель-ной деятельности учащихся

-как объяснить мысль Аристотеля: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”?
-как устроены и работают разные виды анализаторов у человека, по каким причинам возникают сбои в их работе – это и предстоит нам выяснить.

-головной мозг анализирует разнообразную информацию, полученную из внешней внутренней среды благодаря органам чувств.

Проблем-ный

 Работа с таблицами

Фронтальная

Общеклассная

4

Изучение нового материа-ла

Сформировать у учащихся конкретные представления о видах анализаторов.

Изучение строения анализаторов, учитель русского языка обьясняетзначение понятий: запах, обоняние, аромат.

2) учитель рассказывает об отрывке произведения «Парфюмер». Человек без запаха.

А) учащиеся  Записывают определения  в тетрадь, просматривают презентацию.
Б) каждая группа представляет результаты своей работы, комментируя задания в тетради и презентацию

Частично-поисковый

карточки- задания, рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин, дополнитель-ная литература – “ Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, И.Д. Зверев; Медицинский справочник, компьютерная программа “Репетитор 1С: Биология”, презентация
“Виды анализаторов”, мультимедий-ный проектор.

Дифференциро-ванная группо-вая, индиви-дуализи-рованная

5

Закрепление знаний

Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний для решения биологических задач.

-решим несколько биологических задач, чтобы убедиться в то, что мы с вами знаем особенности анализаторов человека.

1. Объясните, почему справедлива поговорка: “В темноте все кошки серы”?

2. Во времена, когда на самолетах еще не устанавливались герметические кабины, при быстром наборе высоты или пикировании случалось, что у пилотов разрывались барабанные перепонки. Объясните, почему это происходило и как этого можно избежать.

3 Что такое “морская болезнь”?

4. Почему человек легко отличает вкус лимона от вкуса конфеты?

5. Почему человек, чтобы лучше различить запах, делает несколько сильных коротких вдохов?

Отвечают на вопросы.

1. В темноте рецепторы, воспринимающие цветовые ощущения – колбочки, не работают, поэтому все предметы кажутся серыми.

2. На барабанную перепонку действует резкое изменение внешнего давления, глотательные движения в этом случае помогают выровнять давление

3 Неприятные ощущения, возникающие при повышенном раздражении органа равновесия: от него поступают сильные сигналы в мозг, что вызывает серьезные расстройства – головокружение, тошноту, рвоту и даже обморок.

4. За разные вкусовые ощущения отвечают разные зоны языка: за кислый вкус – боковые зоны языка, за сладкий вкус – кончик языка.

5. При быстрых коротких вдохах воздух вихревыми движениями достигает орган обоняния. При этом запах ощущается очень сильно.

Частично-поисковый

Карточки с биологическими задачами

Фронтальная группо-вая

6

Первичная проверка знаний

Проверка уровня усвоения знаний учащимися.

обобщающая беседа

Отвечают на вопросы

Контроль-ный

Распечатанные вопросы

Индивидуализированная

7.

Подведение итогов

Анализ успешности освоения необходимыми знаниями.

самостоятельно оцените друг друга.

-с чем связано разнообразие в строении органов, образующих разные виды анализаторов; какое значение имеют анализаторы для человека?

-взаимопроверка тестов по шифру, данному учителем, выставление оценок.

-анализаторы имеют специфическое строение, связанное с восприятием определенных ощущений и благодаря тому, что анализаторы взаимодействуют друг с другом человек получает полную и реальную картину окружающего мира.

словесный

 

Индивидуализированогруппо-вая

8

Домашнее задание

Направлено на дальнейшее развитие знаний по данной теме.

-составить схему взаимосвязи различных видов анализаторов.

Запись домашнего задания.

словесный

 

Фронтальная общеклассная

Приложение № 1

Варианты карточек – заданий для групп:

1 группа

Составить схему строения зрительного анализатора (подробно рассказать о строении периферического звена):

-задание № 41(в печатной тетради) рассмотрите рисунок, напишите название частей глаза;

- задание № 43 заполнить таблицу “Строение глазного яблока”.

2 группа

Охарактеризовать оптическую и защитную систему глаза:

-задание № 42 выпишите названия частей выполняющих защитную функцию;

-задание № 44 выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света;

-задание № 45 дайте определения понятий: палочки, колбочки, сетчатка, желтое пятно, слепое пятно.

3 группа

Описать наиболее характерные виды нарушения зрения по плану: название, причины, признаки, профилактика:

- задание № 46, какие дефекты зрения изображены на рисунке, предложите способы их исправления.

4 группа

Составить схему строения слухового анализатора (подробно рассказать о строении периферического звена):

-задание № 47 рассмотрите рисунок, подпишите названия частей уха;

- задание № 48 заполнить таблицу “Строение органа слуха”.

5 группа

Описать работу слухового анализатора:

-задание № 49 опишите процесс восприятия звука;

-задание № 50 как функционирует внутреннее ухо.

6 группа

Составить схемы строения тактильного и двигательного анализаторов (периферическое, проводниковое и центральное звено)

7 группа

Охарактеризовать вестибулярный анализатор, его строение и функции:

-задание № 51, каково строение и функции органа равновесия;

- задание № 52 рассмотрите рисунок, подпишите названия частей вестибулярного аппарата.

8 группа

Описать наиболее характерные виды нарушения органов слуха по плану: причины, признаки, профилактика (работа с дополнительной литературой).

9 группа

Составить характеристику обонятельного и вкусового анализаторов:

-задание № 54, какой орган чувств представлен на рисунке, каково его строение и функции;

- задание № 55 как функционирует орган вкуса.

Значение слов:

запах 

ЗАПА́Х, запаха, ·муж. Свойство предмета, вещества, воздуха, действующее на чувство обоняния, воспринимаемое обонянием. Сладкий запах розы. Дурной запах. Запах табака. Одуряющий запах левкоя. Острый запах. Чувствовать, слышать запах чего-нибудь. Чувствуется, слышится запах.

аромат

АРОМА́Т м. греч. благовоние, душистость, дух, приятный запах; арома́ты, благовония, душистые, пахучие вещества, снадобья, духи́, фимиам. Ароматы от мук не избавят, говорят о ладане. Арома́тник, ароматница, приготовляющий духи́, торгующий ими; || сосуд, снадобица, скляница для духов. Арома́тный, аромати́чный, аромати́ческий, пахучий, душистый, благовонный. Арома́тить белье, душить, опрыскивать, окуривать духа́ми; ароматиться, душиться. Арома́ченье ср. действие по значению глаг.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ЗАПАХ, -а, м. 1. То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. 3.топлива. Продовольственные запасы. Неприкосновенный з. (в войсках: запаспродовольствия, боеприпасов и других материальных средств, расходуемый вособых случаях по распоряжению командира). 3. впечатлений (перен.). Про з.(па. случай, если понадобится). У нас еще два чоса в запасе (в нашемраспоряжении). 2. В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани длявозможного припуска. Рукава с запасом. 3. Разряд военнообязанных, прошедшихвоенную службу или освобожденных от нее (но годных к службе в военное время)и призываемых в армию при мобилизации. 3. вооруженных сил. Уволить в з. *Золотой запас (спец.) - государственный фонд золота в слитках. II прил.запасной, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) и запасный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.).Запасные части машин. Запасный выход. Запасной игрок. Призыв запасных(сущ.).

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

ЗАПАХ запаха, м. Свойство предмета, вещества, воздуха, действующее на чувство обоняния, воспринимаемое обонянием. Сладкий запах розы. Дурной запах. Запах табака. Одуряющий запах левкоя. Острый запах. Чувствовать, слышать запах чего-н. Чувствуется, слышится запах.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Благовоние , благоухание, аромат, запах, дух. <Благорастворение воздухов> (молитв.) -- приятно и полезно для здоровья действующий состав воздуха (Ак.). "Каждый цветок, каждая трава испускала амбру". Гог. Прот. <Зловоние>. Ср. <Запах>. См. запах

“обоняние”
в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»

ОБОНЯНИЕ

восприятие запахов, вид хеморецепции. У человека и высших животных осуществляется посредством обонятельного анализатора (рецепторные нервные клетки слизистой оболочки носовой полости, обонятельные нервы и обонятельные центры головного мозга). Служит животным для поиска и выбора пищи, выслеживания добычи, хемокоммуникации и т. д.

Значение слова обоняние

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

обоняние ср. 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств. 2) Процесс действия по знач. глаг.: обонять.

Орфографический словарь

обоняние обон`яние, -я

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ОБОНЯНИЕ, -я, ср. Одно из внешних чувств человека и животного -способность воспринимать и различать запахи. Тонкое о.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

ОБОНЯНИЕ обоняния, мн. нет, ср. 1. Одно из пяти внешних чувств, способность к ощущению и распознаванию запахов. Тонкое обоняние. Органы обоняния. 2. Действие по глаг. обонять (редко).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Обоняние - особое специфическое чувство, вызываемое действием пахучих веществ на верхнюю часть слизистой оболочки носа. Органом обоняния служит, следовательно, нос и специально обонятельная часть его слизистой оболочки, в которой разветвляются окончания обонятельного нерва (nеrvus olfactorius). Специальные периферические элементы, возбуждаемые пахучими веществами, состоят из особых удлиненных веретенообразных клеточек, снабженных двумя длинными отростками, из коих периферически проникает между эпитедиальными клетками слизистой оболочки вплоть до открытой поверхности носовой полости, где и заканчивается свободно тупыми концами, а у птиц и амфибий ресничками, так наз. обонятельными волосками; другой же глубокий отросток обонятельных клеточек вскоре переходит в нервные нити обонятельного нерва. Так как такие окончания наблюдаются только в верхней трети слизистой оболочки носовой полости, то только эта часть и обладает обонятельной функцией. Возбуждение летучими частицами пахучих веществ периферических нитей обонятельных клеточек, передаваясь далее через обонятельный нерв нервным обонятельным центрам мозговых полушарий, заложенным в Gyrus hyppocampi и в Gyrus uncinatus и fornicatus, переходит здесь в сознательные обонятельные ощущения. У человека для О. служат исключительно верхние участки носовой перегородки и поверхности верхней и средней раковин (также в верхней части), обращенные к носовой перегородке. Некоторые качественные стороны обонятельных ощущений, характеризуемый словами: "колющий, жгучий, щиплющий" запах, относятся не столько к области О., сколько осязания и обязаны своим происхождением возбуждению в слизистой оболочки носа нервных окончаний тройничного нерва. Чтобы хорошо слышать запах, надо вдохнуть через нос пахучий воздух настолько сильно, чтобы он проник в верхнюю обонятельную область (regio olfaotoria) носовой слизистой оболочки или что еще лучше - прибегнуть к приему обнюхивания состоящему в повторных коротких и быстрых вдыханиях. Этот факт делает весьма вероятным предположение, что пахучие вещества, носящиеся в воздухе, воспринимаются О. только при движении воздуха по обонятельной поверхности и каждый из личного опыта знает, что стоит приостановить дыхание, чтобы вовсе не слышать запаха в воздухе, несомненно пропитанном пахучими веществами. При выдохе мы запаха не слышим, не смотря напр. на несомненную пахучесть вдохнутого перед этим воздуха: очевидно, что выдыхаемый воздух не попадает в верхнюю обонятельную область носа, а, минуя ее, прямо направляется к выходным носовым отверстиям. Одним из необходимых условий возникновения обонятельных ощущений считалось по сие время то, что пахучие вещества должны находиться в раздробленном, летучем виде в воздушной среде и что, будучи вводимы в нос в растворенном в жидкостях виде, они неспособны вызывать обонятельных ощущений (Е. Weber). Такое мнение однако, было опровергнуто Аронсоном, доказавшим, что при вливании в нос нагретых до темп. тела жидких растворов пахучих веществ и при том в согнутом вперед положении тела, легко возникают обонятельные ощущения в момент прохождения жидкости по обонятельной области. Весьма характерно еще и то, что при такой форме опыта даже непахучие вещества, как растворы едкого натра, фосфорнокислого, сернокислого и углекислого натрия, сернокислой магнезии и др. также вызывают обонятельные ощущения. Очевидно, что этими солями возбуждаются специальные окончания обонятельного нерва, вызывающие обонятельные ощущения. Предельная чувствительность носа к растворам пахучих веществ в воздухе и в воде почти одинакова: так, для паров брома она определяется в обоих случаях приблизительно в 1/20000 объема. Для вызова обонятельных ощущений жидкими растворами пахучих веществ, следует последние поддерживать в движении. Установка этого факта делает более понятным механизм возникновения обонятельных ощущений у водных животных - рыб и так далее, получающих пахучие вещества в водных растворах или смесях (проведение в обонятельную область гальванического тока при помощи безразличных растворов вызывает особый характерный запах анода и катода). Прикосновение жидкостей, даже дистиллированной воды, к слизистой оболочке обонятельной области, вредно действуя на конечные нити обонятельных клеточек, вообще притупляет их обонятельную восприимчивость до полного ее исчезновения на время. Поэтому привычка промывать водой насквозь носовые полости не заслуживает поощрения. О. зависит не только от формы, в какой вводятся пахучие вещества в носовую полость, но и от величины, извилистости всей обонятельной области (regio olfactoria) носа и величины обонятельных долей мозговых полушарий. Животные, у которых эти части сильно развиты, как напр. у собаки, в особенности охотничьей, отличаются поразительно тонким О. Цивилизованный человек в тонкости О. далеко уступает представителям диких некультурных рас, наприм. негров, различающих до такой степени тонко запахи, что по ним они узнают был ли тут или там знакомый им человек и т. д. Замечательна вообще тонкость О. по отношению к некоторым пахучим веществам. Так, мускус в размере 1/2000000 мгр. доступен нашему О., мы слышим запах меркантана уже от 1/460000000 мгр. и т д .Так как физиологическое действие всех этих веществ на обонятельные клеточки, как полагают, чисто химического характера, то обонятельный аппарат является самым чувствительным химическим реактивом из всех известных нам. Начало понюхивания дает самое сильное ощущение, затем оно падает и требуется после короткой паузы новое, вдыхание в нос, чтобы вновь ощущать живо запах; оставаясь же продолжительное время в атмосфере, насыщенной запахом, мы под конец перестаем его слышать. Все это прямые эффекты утомления обонятельного аппарата. Весьма интересны последние исследования Никольса и Байлея над колебаниями остроты обонятельного чувства, при чем мерой остроты служили бутылочки, наполненные точно определенными растворами таких пахучих веществ как гвоздичное масло, чесночный экстракт, синильная кислота и др. Многочисленные опыты показали, что обонятельное чувство подвержено резким индивидуальным колебаниям и что оно у мужчин гораздо тоньше нежели у женщин. Как ни одна из 39 женщин не могла обонять синильной кислоты в растворе 1:20000, тогда как большинство мужчин слышало эту же кислоту в растворе 1:100000. Тоже с запахом лимона, который мужчинами различается еще в растворе 1:250000, тогда как женщины начинали слышать этот запах в вдвое более концентрированном растворе этой же кислоты, т е. 1:125000. Со всеми остальными пахучими веществами получились аналогичные результаты. Причины столь резких различий в остроте О. у обоих полов остаются по сие время неизвестными. Обонятельные ощущения характеризуются более чем другие малой наклонностью к объективированию, т. е. к переносу их наружу и крайней неопределенностью, вследствие трудности различения входящих в состав их отдельных элементов ощущения. Последнее зависит, вероятно, от того, что простого запаха, подобного простому цвету или простому вкусу не существует, так как все пахучие вещества издают сложные запахи; разложить же эти последние на составляющие их простые элементы, подобно тому, ката мы призмой разлагаем белый свет, или резонаторами разлагаем сложный звук, мы не имеем пока возможности. Поэтому ни на одном языке не существует выражений для качественного различения специфических обонятельных ощущений, без отношения к предмету, издающему тот или другой запах. Нет для различения запахов выражений, соответствующих выражениям для отдельных цветовых ощущений (красный, зеленый и т. д.) или для отдельных вкусовых ощущений (соленый, сладкий, кислый и т. д.), и все они именуются по веществам, издающим данный запах, как-то: розовый, гвоздичный, шафранный, чесночный и т. д. запахи. Слабая же объективируемость обонятельных ощущений зависит от того, что в развитии их очень малое участие принимают произвольно-двигательные иннервации, служащие главным источником развития пространственных представлений. Несмотря, однако, на эту субъективность и неопределенность обонятельных ощущений, они имеют важное значение в материальной, телесной жизни организма, а именно в явлениях питания и размножения (это последнее у животных). В развитии же духовных сторон человека О. почти не имеет никакого значения, так как встречающееся иногда полное отсутствие О. ничуть не отражается пагубно на интеллектуальном развили человека. Известно, что вкус блюд утрачивается при насморке и аппетит резко падает. Запах является сильным возбудителем отделения пищеварительных соков и, кроме того, доказано, что обонятельные ощущения отражаются на игре сосудистого и дыхательного аппаратов. Запахи различных веществ могут вызывать рефлекторное сокращение кровеносных сосудов, поднимать кровяное давление, учащать и усиливать деятельность сердца и, следовательно, ускорять и усиливать кровообращение, а вместе с тем и общее питание тела. Что касается значения О. в размножении, то это видно из того, как много пользуются им животные при отыскивании самок и в период течки. Среди даже с виду нормальных людей наблюдаются субъекты с частичным поражением О.; одни не слышат зловонных запахов, другие ароматических веществ и т. д. Эти уклонения, подобно явлениям дальтонизма, должны зависеть от частичных поражений определенных периферических аппаратов обонятельной области и указывают, что окончания обонятельных нервов одарены специфической способностью воспринимать отдельные основные обонятельные впечатления, и это подтверждается еще тем, что при утомлении органа О. для какого-нибудь определенного запаха, он остается восприимчивым к остальным запахам (Аронсон). Известны случаи (истеричные) крайне повышенной обонятельной восприимчивости, в коих субъекты не выносят малейших следов какого-нибудь запаха, напр. яблока, земляники и т. д. и уже чуют противный им запах там, где никто его не подозревает. В сфере О. наблюдаются и галлюцинации, и иллюзии. Ив. Тарханов.

Современный толковый словарь

ОБОНЯНИЕ , восприятие запахов, вид хеморецепции. У человека и высших животных осуществляется посредством обонятельного анализатора (рецепторные нервные клетки слизистой оболочки носовой полости, обонятельные нервы и обонятельные центры головного мозга). Служит животным для поиска и выбора пищи, выслеживания добычи, хемокоммуникации и т. д.

Значение слова анализ

Словарь иностранных слов

анализ [гр. analysis разложение, расчленение] - 1) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части; а. наряду с синтезом имеет большое значение в научном познании; 2) разбор, рассмотрение чего-л.; 3) химический а. - совокупность операций, имеющих целью установить, из каких веществ состоит исследуемый объект (качественный а.) или в каких количественных соотношениях входят в него те или иные вещества (количественный а.); 4) спектральный а. - см. спектральный; 5) математический а.-в широком смысле - разработка приемов вычислений и их применения к решению различных вопросов о величинах; в узком смысле - совокупность разделов математики, занимающихся исчислением бесконечно малых величин (дифференциальное и интегральное исчисления), теорией рядов и т. д.; 6) г а р м о н и ч е с к и и а. - см. гармонический; 7) структурно-функциональный а. - совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, а в качестве основного средства расчленения его выступает выявление различных функций, свойственных объекту; 8) лингв, а) первый этап машинного перевода, состоящий в определении грамматической и лексической информации, заключающейся в переводимом тексте; б) распознание звуков речи (человеком или автоматом), при котором осуществляется преобразование последовательности акустических сигналов в последовательность языковых единиц.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

анализ м. 1) Метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы (противоп.: синтез). 2) а) Определение состава и свойств вещества путем разложения его на более простые элементы. б) разг. Результат исследования состава и свойств какого-л. вещества (крови, мочи и т.п.). 3) Детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-л. факта, явления, события.

Орфографический словарь

анализ ан`ализ, -а

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

АНАЛИЗ, -а, м. 1. Метод исследования путем рассмотрения отдельныхсторон, свойств, составных частей чего-н. 2. Всесторонний разбор,рассмотрение. А. художественного произведения. А. своих поступков. 3.Определение состава вещества. Химический а. А. крови. * Анализматематический - часть математики, занимающаяся исследованием функций (во 2знач.) методами дифференциального и интегрального исчислений. II прил.аналитический, -ая, -ое. А. метод. А. ум (склонный к анализу).

Толковый словарь В.И.Даля

АНАЛИЗ м. греч. разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на составные части его; общий вывод из частных заключений; противопол. синтез, синтетический способ, переход от общего к частностям; | химич. разложение вещества на стихии, на начала его; | математ. учение о величинах всех родов. Анализировать что, разлагать, разбирать целое на начала, основы, стихии, на составные части его. Анализирование ср. окончат. анализировка ж. об. действ. по глаг. Аналитика ж. в логике: разбор, способ решения вопроса от следствий к началам, от действия или явлений к причинам; | в математ. приложение алгебры (буквосчисления) к геометрии, решение геометрических задач без чертежей, одним счислением. Аналитический, аналитичный, относящийся к анализу или к аналитике. Аналист, аналитик м. логик или математик в показанном значении.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

АНАЛИЗ анализа, м. (греч. analysis). 1. Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; противоп. синтез (филос.). Подвергнуть анализу понятие причинности. 2. Разложение какого-н. вещества на составные его элементы, исследование их (ест.). Химический анализ. Микроскопический анализ. Сделать анализ. мочи. 3. Разбор, исследование отдельных частей предмета для суждения о целом. Грамматический анализ. Произвести анализ. литературного произведения. Математический анализ (мат.) - один из отделов высшей математики.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Анализ, т. е. разложение, расчленение. В философии, в противоположность синтезу, анализом называют логический прием определения данного понятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в полном его объеме. Аналитическим понятием называется такое, которое получается посредством анализа другого понятия, заключающего в себе первое. - Точно также и пояснение какого-либо понятия путем разложения его на составные части называется аналитическим толкованием, заключением. Подобным же образом можно расчленять также суждения или умозаключения. А-ое суждение предполагает известное качество присущим самому понятию предмета, друг. словами сказуемое заключается в самом понятии подлежащего, тогда как при синтетическом суждении предмету приписывается качество, которое в самом понятой предмета может и не заключаться, иначе говоря, нет связано неизбежно с понятием предмета. Так напр., предложение "Всякое тело имеет протяжение" представляет аналитическое суждение; предложение же "это тело упруго"-синтетическое. Это различение способа суждения приобрело особенное значение, благодаря Канту ("Критика чистого разума"), хотя на него указывает и раньше Давид Тел в XIII в. и еще в древности Стильпон из Мегары. При доказательствах, опирающихся на ряд умозаключений, в особенности при развитии или постановке какой-либо научной теории, выражение А. имеет нисколько иной смысл: оно означает, что доказательства идут регрессивно, от условного к обусловливающему между тем как при синтетическом способе доказательства имеют обратный ход (regressus a principiatis ad principia и progressus a principiis ad principiata); такой метод в научных исследованиях называют аналитическим в отличие от синтетического. Оба они дополняют друг друга и взаимно проверяют. Лучшим доказательством несомненной истины какого-либо научного положения будет соответствие результатов, достигнутых исследованиями, произведенными аналитическим и синтетическим методами. Ср. Анельт, "Theorie des Induktien" (Лейпциг, 1854).

Современный толковый словарь

АНАЛИЗ (от греч . analysis - разложение), 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). 2) Синоним научного исследования вообще. 3) В формальной логике - уточнение логической формы (структуры) рассуждения.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Анализ , разложение, разбор, расследование. Ср. <Испытание>. Грамматический анализ. Логический анализ. Прот. <Синтез>. См. испытание || подвергать анализу, производить анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...