Иммунитет
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Данный урок биологии разработан с учётом требовний Государственного образовательного стандарта. Разработка урока по данной теме окажет помощь педагогу общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Иммунитет»

 Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления.

 Цель урока:

 Образовательная:

 -Сформировать понятие иммунитет;

 -Познакомить учащихся с видами иммунитета;

 -С защитными свойствами организма

 Воспитательные:

 • продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

 • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

 Развивающие:

 • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

 • формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

 • обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;

 • осуществлять всестороннее развитие личности.

 Тип урока: комбинированный

 - обобщение и систематизация знаний;

 - изучение нового материала.

 Методы обучения:

 - частично-поисковый;

 - репродуктивный.

 Формы организации познавательной деятельности:

 - индивидуальная;

 - групповая;

 - фронтальная.

 I. Организационный момент

 II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

 1.Инструктаж учителя по выполнению работы

 Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.

 Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

 Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

 2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

 Коды ответов:

 Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.

 Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

 Норма оценок:

 7 правильных ответов - «5»;

 5-6 - «4»;

 3-4 - «3»;

 менее 3 - незачет.

 3.Проверка результатов биологического диктанта

 4.Релаксационная пауза

 Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)

 II.Изучение нового материала

 .I Стадия. Вызов

 Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)

 В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования

 чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно

 видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке

 в Византийской

 империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в

 Европе погибла четверть

 населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло

 еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно

 от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных

 рубцов встречалось

 редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.

 Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов

 Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось

 без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера.

 В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,

 что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают

 в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

 - Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

 + Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)

 Дети внимательно слушают. Учебники закрыты.

 2.Запись темы урока «Иммунитет»

 2.1.Индивидуальная работа

 «Перепутанные логические цепочки» (слайд)

 Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

 2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

 3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

 4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

 2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте - приходят к единому мнению)

 3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.

 (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

 II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.)

 Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

 1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137

 2. Работа с логическими цепочками

 Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

 III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний)

 Работа с логическими цепочками

 1. Индивидуальная работа

 Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

 2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

 3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

 4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

 2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте - приходят к единому мнению)

 3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.

 (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

 4.Чтение текста.

 5. Работа с логическими цепочками

 6.Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

 7.Работа со слайдом «Виды иммунитета- рассказ учителя.

 5.Закрепление. Работа с учебником»

 Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

 6.Беседа

 Какие виды иммунитета существуют?

 (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

 Иммунитет

 Естественный Искусственный

 Врожденный приобретенный активный пассивный

 Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

 Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

 Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет

 Что такое вакцина?

 Что такое сыворотка?

 Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

 Вакцина - культура ослабленных микробов.

 Сыворотка - жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,

 (записывают в тетрадь)

 7.Самостоятельная работа .Заполнение таблицы

 «Двухчастный дневник»

 Что узнали на уроке Мне не понятно (требует повторения)

 8.Беседа по таблице

 III. Итог урока:

 IVОценка знаний VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид».

 - Спасибо всем за работу на уроке. И в

 заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

 Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех)

 Приложение №1

 ВАРИАНТ №1

 Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия

 I. Какие утверждения верны?

 1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа

 б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови - это:

 а) особый тип соединительной ткани;

 б) межклеточное вещество.

 3. Эритроциты- это:

 а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

 4. Лейкоциты - это:

 а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

 б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

 в)бесцветные клетки непостоянной формы.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

 Понятия: Утверждения:

 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

 проникновению в организм болезнетворных организмов,

 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами

 крови. микробов и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,

 закрывающий рану.

 ВАРИАНТ №2 Приложение №1

 I. Какие утверждения верны?

 1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

 б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

 в крови, но много лимфоцитов;

 в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

 в крови, по меньше лимфоцитов;

 2. Кровь – это:

 а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

 б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

 в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

 3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

 4.Тромбоциты – это:

 а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;

 б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;

 в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

 Понятия: Утверждения:

 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

 проникновению в организм болезнетворных организмов.

 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов

 крови. и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,

 закрывающий рану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Иммунитет"

Презентация к уроку по теме: "Иммунитет. Органы иммуной системы человека" 8 класс.Изучение органов иммуной системы. Введение понятия "иммунитет"....

Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет

Вид занятия:  урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать ...

Урок в 8 классе по теме "Иммунитет"

разработка урока по теме "Иммунитет"...

Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета

Второй урок  темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...

Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »

Цели  урока:Образовательные:  дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...

конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки....