иммунитет
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Алгоритм работы на уроке
- Ввод в проблему – стадия вызова
а) работа по актуализации жизненного опыта и полученных знаниях о иммунитете.
б) осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о иммунитете, самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.
- Осмысление содержания
а) отчет каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради.
б) определение вывода по изучению основного материала. Работа с обобщающей схемой.
- Размышление (рефлексия)
а) анализ записи в тетради. (Чему научились?)
б) анализ приемов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
immunitet.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации Троицкого района.
Зеленополянская средняя общеобразовательная школа.
ТЕМА: ИММУНИТЕТ
Учитель биологии и географии
Зеленополянской средней
общеобразовательной школы
с. Зеленая Поляна
Троицкого района
Алтайского края
Ермоловой Елены
Александровны.
2011 год
Ермолова Елена Александровна МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»
МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: БИОЛОГИЯ
Класс: 8
Учитель: Ермолова Елена Александровна
Тема урока: Иммунитет
Пояснительная записка
Данный урок моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Считается, что эта технология является разновидностью личностно ориентированного обучения.
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.
Выделяется четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы:
- Оно содержит ситуацию выбора, которую учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
- Предполагает смену ролевых позиций учащихся;
- Настраивает на доверие участников группы друг к другу;
- Выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Признаки критического мышления
- Мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
- Самостоятельное, ответственное;
- Аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
- Многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
- Индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
- Социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия – дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы
преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
На данном уроке (тема «Иммунитет») учитель использует два приема, характерных для названной технологии.
- Прием «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ). Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
- Прием «Чтение с остановками». Текст для самостоятельной работы учащихся учитель составляет сам или использует текст учебника. Текст должен содержать последовательное изменение мысли. Учитель разбивает его на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются в определенном месте (по усмотрению учителя это может быть многоточие в середине предложения или конец абзаца). Затем учитель задает вопрос о дальнейшем развитии мысли. (как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?) ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным. (Текст, с которым работают учащиеся, можно прикрыть чистым листом, чтобы ученики не видели его продолжения.)
Алгоритм работы на уроке
- Ввод в проблему – стадия вызова
а) работа по актуализации жизненного опыта и полученных знаниях о иммунитете.
б) осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о иммунитете, самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.
- Осмысление содержания
а) отчет каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради.
б) определение вывода по изучению основного материала. Работа с обобщающей схемой.
- Размышление (рефлексия)
а) анализ записи в тетради. (Чему научились?)
б) анализ приемов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)
ТЕМА «Иммунитет».
ЦЕЛИ: систематизировать, обобщить, корректировать знания учащихся по темам «Внутренняя среда организма»,«Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции,» проверка уровня сформированное™ основных понятий темы.
Сформировать знания и понятия:
- о защитных свойствах организма (антитела);
- о инфекционных заболеваниях;
- о иммунитете;
- о лечебных сыворотках;
- о предупредительных прививках;
- о аллергии;
Познакомить:
- с видами иммунитета.
Объяснить:
- сущность СПИДа;
- сущность инфекционных заболеваний.
Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях;
Развивать любознательность;
Воспитывать эмоциональное ценностное отношение к предмету изучения.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- таблица «Клетки крови человека»
- портрет И.И. Мечникова;
- учебник, тетради по биологии;
- схема «Виды иммунитета»;
- таблица «Инфекционные болезни».
ТИП УРОКА: комбинированный
- обобщение и систематизация знаний;
- изучение нового материала.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- частично-поисковый;
- репродуктивный.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
1. Организацион-ный момент. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - проверка отсутствующих на уроке; - вводная беседа. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | ||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация, целеполага- ние, мотивация.. (Вызов) Контрольно-оценочный по теме «Внутренняя среда организма», «Форменные элементы крови (лейкоциты, тромбоциты, эритроциты) их строение и функции» (биологичес кий диктант) | Обращает внимание учащихся на тему урока, предлагая её записать в тетрадях и на пройденные темы, предлагая ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о внутренней среде организма. На основе ответов учащихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «знаю»
Для того, чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант. Целью которого будет: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Форменные элементы крови» Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. См. прил. №1 Проверка результатов биологического диктанта. Выполним физкультминутку. Постановка целей и задач урока; Вводная беседа. А сейчас я предлагаю вам еще раз обратить внимание на тему нашего сегодняшнего урока и его цели. (называет тему урока и цели урока) и исходя из темы урока и целей, которые я назвала, подумайте, пожалуйста, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке, какие обсудить вопросы и чему научиться? Исходя из перечисленных вами вопросов в графе «хочу знать» давайте запишем основные вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке. Продолжает заполнять таблицу на доске графу «хочу знать». (наиболее значимые)
| Учащиеся пишут тему урока в тетрадях, вспоминают материал о внутренней среде организма. Работают в своей тетради заполняют таблицу ЗХУ, графу «знаю»
Учащиеся выполняют задания биологического диктанта, а затем в парах осуществляют взаимопроверку. Ключ ответов учитель открывает на доске после обмена работами. Коды ответов: Вариант №1 I. 1а, 26, За, 4в. П. 16, Зг, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д. Норма оценок: 7 правильных ответов - «5»; 5-6 - «4»; 3-4 - «3»; менее 3 - незачет. Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. Учащиеся формулируют вопросы на которые хотели бы получить ответ: 1. Что такое антитела? 2. Что такое иммунитет? 3. Какие виды иммунитета существуют? 4. Что такое вакцина? 5. Что такое сыворотка? Делают записи в тетрадях. .
| ||||||||||||||||||||||||
3. Организацион но-деятель- ностный. Изучение нового материала и его закрепление (Осмысление) | Работать на уроке мы будем следующим образом: класс разбит на группы, в каждой группе есть учащиеся - хранитель времени (он же руководитель группы). При получении задания начинается индивидуальная работа с текстом в течении 1 мин, затем идет групповое обсуждение 1-2 мин вопроса и назначается выступающий от группы. Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. См. приложение, координируя ответы учащегося на вопросы: 1. Что такое антитела? (абзац №1) дополнительные вопросы: Какие меха низмы препятствуют проникновению микробов в организм? Какие клетки выделяют антитела? Продолжает заполнять таблицу на доске графу «узнал» 2. Что такое иммунитет? (абзац №2) Работать будет в том же режиме (см↑) Продолжает заполнять таблицу на доске графу «узнал» Ребята у вас закрыт текст абзаца №3. Задает вопрос о дальнейшем развитии мысли: Как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте абзац №3? 3. Какие виды иммунитета существуют? (абзац №3) А у вас в учебнике на странице 124. Продолжает заполнять таблицу на доске графу «узнал» 4. Что такое вакцина? 5. Что такое сыворотка? (абзац №3) Продолжает заполнять таблицу на доске графу «узнал»
Сообщение учителя. См. прил. №У. И в заключении поговорим о некоторых инфекционных болезнях (см таблицу «Инфекционные болезни»). Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице. - Но, а мне хотелось бы вам напомнить о некоторых рекомендациях, которые необходимо соблюдать во время болезни: - Нельзя выходить на улицу до полного выздоровления. - Если требуется, то соблюдать постельный режим. - Если постельный режим не обязателен, то нужно избегать значительной физической нагрузки. - Не охлаждаться, не купаться. - Употреблять пищу, которая легко усваивается. - Пить морс, чай, компот. - Не принимать лекарства без рекомендации врача. - Не ставить грелки без разрешения врача. | Отвечают на вопрос и формируют вывод: «Антитела - белковые соединения (иммуноглобулины), образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ», записывая в тетрадь в графу «узнал». Слушается сообщение учащегося. См. прил. №2. Отвечают на вопрос и формулируют вывод: Иммунитет - это невосприимчиво-сть организма к инфекционным заболеваниям, записывая в тетрадь в графу «узнал». Слушается сообщение учащегося. См. прил. №3. Продолжают работать в группах. Высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным. Отвечают на вопрос и формулируют вывод: Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный). Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет, записывая в тетрадь в графу «узнал». Слушается сообщение учащегося. См. прил. №4, №5. Отвечают на вопрос и формулируют вывод: Вакцина - культура ослабленных микробов. Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных, записывая в тетрадь в графу «узнал».
Слушаются сообщение учащегося. См. прил. №6, №7. Заполняют таблицу в тетради, используя ранее полученные знания. Зачитывают, координируют свои записи. | ||||||||||||||||||||||||
4. Рефлексивно- оценочный. (подведение итогов урока) | Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о «Иммунитете»? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графа «узнал») на доске. | Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»). | ||||||||||||||||||||||||
5. Д/з | Стр.122, 124, 125; проработать записи в тетради и выполнить одно из заданий: 1. написать мини - сочинение «Я и иммунитет», 2. по желанию доклады - сообщения. Доклады - сообщения «Первые попытки перелить кровь от человека к человеку», «Совместимость и несовместимость крови», «Быть донором почетно». - Спасибо всем за работу на уроке. И в Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать , что вы планировали, вы выбираете карточку №1, если нет-№2, а если и да и нет - №3. 1 2 3 | Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. Доклады - сообщения «Первые попытки перелить кровь от человека к человеку», «Совместимость и несовместимость крови», «Быть донором почетно». Учащиеся оценивают свой труд. |
Приложение№1 ВАРИАНТ №1
I. Какие утверждения верны?
1. Внутренняя среда организма человека – это:
а) тканевая жидкость, кровь, лимфа;
б) кровь и тканевая жидкость; в) кровь и лимфа.
2. Плазма крови - это:
а) особый тип соединительной ткани;
б) межклеточное вещество.
3. Эритроциты- это:
а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.
4. Лейкоциты - это:
а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;
б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; в) мелкие ядерные бесцветные клетки непостоянной формы.
П. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1.3,5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов,
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами
крови. микробов и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,
закрывающий рану.
ВАРИАНТ №2 Приложение №1
I. Какие утверждения верны?
1. Лимфа – это:
а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем
в крови, много тромбоцитов;
б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем
в крови, но много лимфоцитов;
в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем
в крови, по меньше лимфоцитов;
2. Кровь – это:
а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.
- В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов; б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов;
в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;
- Тромбоциты – это:
а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном . мозге;
б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов.
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов
крови. и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,
закрывающий рану.
Приложение
ИММУНИТЕТ
Задание. Последовательно читает текст по абзацам, и предлагаем свой вариант продолжения текста; сравниваем свое суждение с текстом «Иммунитет».
Абзац №1.
Природная среда, окружающая человека, населена множеством болезнетворных микроорганизмов -бактерий, вирусов Их можно обнаружить везде: в воде, в воздухе, в почве, на листьях растений, на шерсти животных. Вместе с пищей, водой и т.д. они легко попадаю в наш организм, но человек при этом не всегда заболевает. Почему? В нашем организме есть особые механизмы, которые препятствуют проникновению в него микробов. Это - слизистые оболочки (дыхательных путей, пищеварительного тракта, органов мочеотделения и др.), которые способны задерживать большинство микробов. Кожный эпителий и слизистые оболочки выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микроорганизмы или снижают их активность, а ослабленные микробы становятся добычей клеток- фагоцитов, но решающая роль в борьбе с инфекциями принадлежит антителам -белковым соединениям (иммуноглобулинам), которые образуются в организме при попадании в него чужеродных веществ. Антитела выделяют лимфоциты (в основном).
Абзац №2.
Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Это способность организма образовывать специфические защитные вещества в ответ на введения в него чужеродных тел (например, болезнетворных микробов и их ядов, крови несовместимой группы, ткани, пересаженной от другого организма). С помощью защитных веществ чужеродные тела уничтожаются.
Абзац №3.
Иммунитет бывает нескольких видов.
Это естественный иммунитет, который вырабатывается и результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).
Некоторые люди уже с рождения невосприимчивы к той или иной болезни. В их крови содержатся защитные вещества с самого начала их жизни. Это врожденный иммунитет. В других случаях под действием возбудителей инфекционных болезней в организме больного вырабатываются защитные вещества. Этот процесс продолжается и после выздоровлении человека, иногда в течение всей его жизни. Вот почему, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди не заболевают этими болезнями вторично (приобретенный иммунитет). В нашем организме иммунитет вырабатывается не
ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них мы можем болеть много раз в жизни. Такова например ангина.
Это искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток - крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет.
Приложение № 2
Заражение и заболевание.
Заражение и заболевание—разные процессы. Человек может заразиться, т. е. быть носителем самых различных микробов, в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. При некоторых болезнях из 8—10 носителей инфекции, заболевает один. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен от недоедания, переутомления, нервного потрясении и т. д. Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь — он снижает устойчивость организма к воздейст вию болезнетворных агентов.
Приложение .№3 Что такое иммунитет!
Если во время эпидемии один человек заболеваем, а другой нет, говорят, что второй не восприимчив к инфекции, или иммунен, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще.
Точный перевод с латинского языка слова «имунитаз» означает «освобождение от податей». Почему ученые применили это слово? Когда микробы проникают внутрь организма, они «требуют подати» — расплаты болезнью. Организм мобилизует защитные силы для уничтожения проникших врагов. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие люди становятся более стойкими к действию микробов. Особенность иммунитета состоит в том, что он проявляется в выработке специфических веществ, защищающих только от одной инфекции. Например, вещества, действующие против возбудителей коклюша, бессильны против возбудителя скарлатины и т. д.
Главная задача современной иммунологии — науки об иммунитете — состоит в изучении сложных механизмов естественной невосприимчивости.
Приложение № 4 ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ «Людской мор». В летописях средних 8 веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Летописцы отмечали, что ей были доступны и острова, и пещеры. Она проникала за водные и горные преграды. Города и селения вымирали, на улицах можно было видеть только
могильщиков.
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. От чумы в XIV веке в Европе погибла четверть населения - 10 млн. человек.
Чуму называли черной смертью. Ее эпидемии производили трагическое опустошение. Они вызывали отчаяние и ужас у людей, беспомощных перед неминуемой смертью. Не менее опасна была оспе; от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало не менее 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся, и из 8 человек 3 умирали. Особой' приметой тогда считалось: «Знаков оспы не имеет». Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.
Предохранительное заражение. Было замечено, что человек, перенесший оспу, больше не заболевает ею. В средние века заражение оспой считалось неизбежным.
Еще тысячу лет назад в Китае, Индии, Персии вносили здоровым людям в нос или на царапину гной оспенного больного. Описаны случаи, когда у больных оспой покупали их гноящиеся струпья. Человек, зараженный оспой таким путем, переносил ее значительно легче.
Приложение №У
Английский сельский врач Э. Дженнер (1749 - 1823) обратил внимание на опасное заболевание — оспу, эпидемии которой в те времена опустошали целые города. Он заметил, что доярки болеют оспой значительно реже, а если и болеют. то в легкой форме. Он решил выяснить, почему это происходит. Оказалось, что многие доярки во время работы заражаются и болеют коровьей оспой, которую люди переносят легко. И Дженнер решился на смелый опыт, он втер в ранку восьмилетнему мальчику жидкость из гнойника на коровьем вымени, т. е. сделал первую в мире прививку — привил ему коровью оспу. Через полтора месяца он заразил ребенка гноем натуральной оспы, и мальчик не заболел: у нею выработался иммунитет к оспе.
Постепенно оспопрививание стало применяться в большинстве стран мира, и страшная болезнь была побеждена.
Приложение № 5
Иммунитет и повышенная чувствительность. В XX веке сильно распространилась аллергия, хотя что и не заразная болезнь. Она проявляется у людей в форме различных известных болезней кожи, дыхательных путей, глаз, и пищеварительных органов. Подчас без видимой причины человек покрывается красными пятнами, или у него возникает сильный насморк, он задыхается от кашля и др. Эти явления известны давно, но объяснить их долго не могли.
Выяснилось, что многие люди обладают повышенной чувствительностью к некоторым запахам, определенной пище, воздействию пыли и т.д. Понюхали розу возник насморк. Сенная пыль может вызвать крапивницу. Причин аллергии очень много. Они могут быть как внешние, так и внутренние.
Появление новых химических веществ, постоянный контакт с ними на производстве, в быту поставили аллергию в ряд наиболее распространенных болезней нашего времени. В некоторых странах 10 человек из 100 страдают от неё. Число детей, подверженных аллергии, достигло 14— 1 8%. В борьбе с болезнью сформировалась целая отрасль медицины аллергология. Выяснено, что побудителями аллергических реакций — аллергенами могут быть не только давно известные, названные выше вещества, но и такие, как бактерии, вирусы, грибки, лекарства, и даже физические факторы — тепло, холод.
С именем И. И Мечникова связано изучение внутренних аллергенов. Например, у некоторых людей после ожога, лучевой болезни развивается аллергия. Почему? Оказывается, продукты распада белка собственною организма воспринимаются им как чужеродные и против них направляются защитные силы иммунитета. Лимфоциты и антитела борются против собственных тканей хозяина. В результате может развиваться аутоаллергическая реакция. Как лечить при этом? Оказались надежными прививки. В организм вводят неоднократно и постепенно возрастающее дозы аллергена. Таким образом ограничивают контакт аллергена с антителами, блокируют их Профилактической мерой против аллергии служит соблюдение требований гигиены, нельзя допускать самолечения без контроля врача.
Приложение № 6
«Чумой» XX века называют СПИД. Что это за заболевание? Иммунитет защищает наш организм от внешней опасности в виде микробов, вирусов, а также и от внутренней агрессии собственного организма. Особые клетки и белковые чела нейтрализуют и уничтожают чужеродные клетки, ликвидируя таким образом угрозу заболевания. Назначение иммунной системы — оставить в организме человека клетки только одной природы. При нарушении иммунной зашиты организм перестает сопротивляться инфекции и опухолевым процессам. Возникает возможность развития заболевания, называемого СПИДом, которое имеет в своей основе поражение иммунной системы Болезнь подкрадывается незаметно и развивается после скрытого периода, который продолжается месяцы и годы. Ее внешние признаки: пятна на коже, поражение тканей, похудание.
СПИД был впервые обнаружен в 1070 г в США.
СПИД — заболевание малозаразное и не очень агрессивное: латентный (т. е. скрытый) его период может продолжаться 3—5 лет с момента заражения.
Поскольку СПИД передается половым путем (а также, разумеется, через кровь— при переливании зараженной вирусом крови, при пользовании общим шприцем, что имеет место у наркоманов), этому заболеванию в первую очередь подвержены люди, ведущие беспорядочную половую жизнь (т. е. с множеством половых контактов и неразборчивостью в них), а также гомосексуалисты и наркоманы. В настоящее время основное число больных СПИДом принадлежит именно к этим категориям населения. Как бы ни было серьезно это заболевание, ваше здоровье зависит почти исключительно от вашего социального поведения. Нет - излишней сексуальной раскованности, употреблению наркотиков.
ЛИТЕРАТУРА
- Биология в школе. 2/2004. Издательский дом «Школа – Пресс 1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Иммунитет"
Презентация к уроку по теме: "Иммунитет. Органы иммуной системы человека" 8 класс.Изучение органов иммуной системы. Введение понятия "иммунитет"....
Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет
Вид занятия: урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать ...
Урок в 8 классе по теме "Иммунитет"
разработка урока по теме "Иммунитет"...
Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета
Второй урок темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...
Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »
Цели урока:Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...
конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"
Цель: познакомить учащихся что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки....
Разработка урока в 8 классе на тему "Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа."
Тема урока: «Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа».Цель урока: овладение учащимися знаниями об иммунитете и его видах, о его значении для здоровья человека.Тип урока:...