Урок в 8 классе по теме "Иммунитет"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Филина Елена Валерьевна
Тема урока: Иммунитет.
ЦЕЛИ |
|
1.Образовательные 2.Развивающие | - способствовать углублению знаний обучающихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, аллергия; - содействовать формированию умений самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информацию |
Используемое оборудование: таблица "Кровь", компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Иммунитет", CD-диск: 1С: Школа. Биология, Человек..
Структурно-логическая схема урока
Основные части урока | Методы и методические приёмы | Пособия | Время |
1.Орг.момент 2. Проверка знаний 3.Изучение нового материала 4.Закрепление знаний 5.Домашнее задание | Словесный устный опрос работа по карточкам вступительное слово учителя сообщения обуч-ся Самостоятельная работа по рабочим тетрадям Инструктаж | презентация | 3' 10' 25' 10' 2' |
Обучающиеся должны:
Знать:
- что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, прививки, аллергия.
Давать
- определения «иммунитет», «вакцина», «сыворотка»
Уметь:
- сравнивать между собой типы иммунитета.
Развёрнутый конспект урока:
1. Организационный момент:
Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Проверка знаний:
Группа обучающихся работают на местах по карточкам:
Карточка 1:
Заполните схему:
Состав крови
Плазма Клетки крови
Карточка 2:
Как осуществляется процесс свёртывания крови? Какова биологическая роль процесса свёртывания крови?
Карточка 3:
Зарисуйте эритроцит и лейкоцит. Объясните, как строение этих клеток обеспечивает выполнение их функций.
Во время работы на местах у доски обучающиеся дают ответы на вопросы:
- Каковы основные функции крови?
На доске показать выполнение задания 113 страница 75 в Рабочей тетради к учебнику
"Форменные элементы крови".
3. Изучение нового материала:
Актуализация знаний:
Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Пир во время чумы":
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща тёмная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо всё. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мёртвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
О чём идёт речь в данном отрывке?
- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.
Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".
Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?
- ответы обучающихся.
Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного.
Одним из таких барьеров являются "Защитные свойства крови"
- сообщения обучающегося.
В нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфациты и лейкоциты.
Итак, тема сегодняшнего урока "Иммунитет".
слайд 1: определение иммунитета: иммунитет-способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.
слайд 2 - 3: существует целая наука иммунология.
слайд 4 - 5: виды иммунитета.
- разбор и запись схемы в тетради.
Иммунитет
Врождённый Приобретённый
Активный Пассивный Лимфоциты
Клетки иммунной памяти
В крови существуют две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки.
слайд 6: Клеточный иммунитет:
Т- клетки находят и пораженные клетки и уничтожают их. Они отвечают за клеточный иммунитет, который изучал наш соотечественник И.И.Мечников (фото И.И.Мечникова на слайде). При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается (лейкоцитоз).
слайд 7: фото клетки Т-киллера.
слайд 8: фото клетки фагоцита.
слайд 9 - 10: В-клетки образуют особые вещества - антитела. Отвечают за гуморальный иммунитет, теорию которого сформулировал П.Эрлих.
Каков физиологический механизм иммунитета?
слайды 11 - 13.
- разбор механизма действия иммунитета.
Искусственный иммунитет возникает после введения вакцин - убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не болеет. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулёза, полиомиелита и т.д. Первым предложил проводить вакцинацию Э.Дженнер, который заметил, что доярки, которые контактировали с животными больным оспой, практически не болеют человеческой оспой.
- чтение слайда 14.
слайд 15: запись определения "вакцина", "вакцинация".
В настоящее время достаточно распространённым неизлечимым заболеванием является СПИД - слайд 16. Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий и грибков, которые здоровому человеку абсолютно безопасны.
Другим недугом века является аллергия - повышенная реакция организма на определённые факторы внешней среды.
слайды 17 - 20.
4. Закрепление изученного материала:
задание 117, 118 в Рабочей тетради.
В чём заслуга Э.Дженнера?
5. Задание на дом:
стр.136-137, 141 (последний абзац)-142
Опережающее задание: сообщения "История учения о переливании крови", "Группы крови", "Донорство в России".
Литература:
1. Учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287с.
2. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»/ Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. – М.: Дрофа, 2010.- 154 с.
3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб: «Паритет», 2006.
- Интернет-ресурсы:
- http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
- CD-диск:
- 1С: Школа. Биология, Человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...