Элективные курсы.
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Программа элективного курса "Микробиология " адресована учащимся 10-11 классов.
Прогамма элективного курса "Экологические системы России"( 10 класс) расширяет базисный курс "Основы экологии". В курсе дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки , структура.
Элективный курс "За здоровый образ жизни"( 9 класс). Тематика курса помогает школьникам понять, что здоровье - это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен бережно относится к себе и своему здоровью.
Прогамма элективного курса предпрофильной подготовки "Кожа - зеркало здоровья" ( 9 класс) предусматривает формирование интереса к науки косметологии, а так же рассказывает о правилах и приемах ухода за кожей.
"Педиатрия" ( 9 класс). Данный эективный курс раскрывает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikrobiologiya.doc | 155.5 КБ |
ekologicheskie_sistemy_rossii.doc | 71 КБ |
elektiv_za_zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 74 КБ |
elektivnyy_kurs_kozha.doc | 79 КБ |
elektivnyy_kurs_pediatriya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
« Микробиология 10-11 класс »
Составитель: Шапиро Я. С.
Учитель: Волкова Н. В.
Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро. «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.
г. Королев
2010г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Микробиология» адресо вана учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Микроорганизмы по их значению для биосферных процес сов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых облас тях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная био технология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.
В то же время весьма скромное положение, которое зани мают микроорганизмы в образовательных программах и учеб ных пособиях по биологии для средней школы, не соответству ет современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление уча щихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуаль ность включения элективного курса «Микробиология» в прог рамму биологического образования.
Цели курса:
- Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
- Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
- Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
- Расширить представление учащихся о вирусах:
- вызывающих заболевания растений;
- бактериофагах;
- вызывающих заболевания у животных и человека;
5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.
6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.
Задачи курса:
- Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
- Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
Методы работы: лекции, семинары, практические занятия.
Ожидаемые результаты.
- Владеть определениями основных понятий и терминологией;
- Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.
2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты
для микроскопических исследований;
4.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол - во | Вид занятий | |||||||
п/п | час | теоретич. | практич. | |||||||
1 | Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований | 1 | ||||||||
Вирусы (9 ч) | ||||||||||
2 | Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни | 1 | 1 | |||||||
3 | Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов | 1 | 1 | |||||||
4 | Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги) | 1 | 1 | |||||||
5 | Вирусы растений и вызываемые ими болезни | 1 | 1 | |||||||
6 | Диагностика вирусных болезней растений | 1 | 1 | |||||||
7 | Защита растений от вирусов | 1 | 1 | |||||||
8 | Вирусы животных и вызываемые ими болезни | 1 | 1 | |||||||
9 | Вирусы человека и вызываемые ими болезни | 1 | 1 | |||||||
10 | Заключительное занятие по теме «Вирусы» | 1 | 1 | |||||||
Бактерии (10 ч) | ||||||||||
11 | Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов | 1 | ||||||||
12 | Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах | 1 | ||||||||
13 | Азотфиксируюшие симбиотические бактерии | 1 | 1 | |||||||
14 | Фотосинтезирующие бактерии | 1 | 1 | |||||||
15 | Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека | 1 | 1 | |||||||
16 | Бактериальные болезни растений | 1 | 1 | |||||||
17 | Бактериальные болезни животных и человека | 1 | 1 | |||||||
18 | Молочнокислое брожение | 1 | 1 | |||||||
19 | Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения | 1 | 1 | |||||||
20 | Использование бактерий в биотехнологии | 1 | 1 | |||||||
Грибы (12 ч) | ||||||||||
21 | Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов | 1 | 1 |
22 | Грибница плесневых (мицелиальных) грибов | 1 | 1 | |||||
23 | Бесполое размножение грибов | 1 | 1 | |||||
24 | Половое размножение грибов | 1 | 1 | |||||
25 | Классификация и важнейшие систематические группы грибов | 1 | 1 | |||||
26 | Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах | 1 | 1 | |||||
27, 28 | Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами | 2 | 2 | |||||
29 | Взаимоотношения грибов и растений | 1 | 1 | |||||
30 | Симбиоз грибов и растений | 1 | ||||||
31 | Грибы — паразиты животных и человека | 1 | 1 | |||||
32 | Использование грибов в биотехнологии | 1 | 1 | |||||
Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч) | ||||||||
33 | Биологические основы и направления использования микроорганизмов в генетической инженерии | 1 | 1 | |||||
34 | Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине | 1 | 1 | |||||
35 | Заключительное занятие по теме «Роль микроорганизмов в генетической инженерии» | 1 | 1 |
Всего – 35 часов.
Теория - 23 часа. Лабораторный практикум - 12 часов.
Содержание программы
Вводное занятие
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объ екты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важней шие отрасли.
1. Вирусы
Общая характеристика вирусов как представителей не клеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строе ние вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактерио фагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические ос новы защиты культурных растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насеко мых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром при обретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бакте рий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круго вороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуцен ты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвен ного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бак териальные удобрения и их использование в земледелии. Бакте рии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологи ческие основы защиты растений от болезней.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма живот ного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болез ни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. При родные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма челове ка, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бак териозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в при роде, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — проду центы аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Примерные темы практических занятий:
- Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
- Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
- Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
- Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
- Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, во де, воздухе).
3. Грибы
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразо вания и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их ис пользование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилакти ки и лечения микозов растений.
Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравле ния. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных био органических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
- Морфология и размножение грибов.
- Важнейшие классы грибов и их представители.
- Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
- Грибы — возбудители болезней культурных растений (ми козов).
- Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
- Обнаружение и количественный учет грибов.
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
Генетическая инженерия — направление новейшей био технологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроор ганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инже нерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганиз мы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные
(дополнительный материал)
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простей шие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.
Список литературы
1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.
2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.
3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.
4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и са нитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003.
5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни расте ний. - М.: Изд-во МСХА, 1990.
6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Прак тикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.
7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.
8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.
9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.
10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов ву зов. — М: Дрофа, 2006.
11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.
13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.
15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995.
16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997.
17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984.
18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994.
19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вреди телям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986.
20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов ву зов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университе та, 1994.
Утверждаю
Директор МОУСОШ № 1
г. Королева М. О.
И. Е. Гайдукова
« » 2010 г.
Элективный курс
« Микробиология 10-11 класс »
Составитель: Шапиро Я. С.
Учитель: Волкова Н. В.
Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро.
«Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.
г. Королев
2010г.
Рецензия
на программу элективного курса
« Микробиология» 10-11 класс
Программа элективного курса «Микробиология» адресо вана учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Весьма скромное положение, которое зани мают микроорганизмы в образовательных программах и учеб ных пособиях по биологии для средней школы, не соответству ет современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление уча щихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуаль ность включения элективного курса «Микробиология» в прог рамму биологического образования.
Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам.
Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой — дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира — вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответству ющей группы, ее роль в природных процессах и значение для чело века.
Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии — генетичес кая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заня ла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава прог раммы посвящена исключительной роли использования микроор ганизмов в развитии этого научного направления.
Микроскопические растения и животные обзорно рассматри ваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти груп пы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствую щих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.
Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биоло гии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наря ду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные те мы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.
Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или на учную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике ис следовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает исполь зование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных про грамм, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).
Председатель ШМО учителей
естественнонаучного цикла Т. С. Кулькова
Предварительный просмотр:
Элективный курс
« Экологические системы России» (10 класс)
Составитель: Бородачева Л.Н.
Учитель: Волкова Н. В.
Пояснительная записка.
Экологическая проблема является глобальной на современном этапе развития мирового сообщества.
Необходимость решения этой проблемы отражено в программных документах и проектах ООН и ЮНЕСКО.
Важнейшим условием преодоления экологического кризиса является формирование нового мировоззрения и экологической компетентности знаний каждого жителя Земли. При этом в базисном учебном плане отсутствует предмет экологии, что обуславливает необходимость данного элективного курса.
Предлагаемая программа, расширяя базисный курс «Основы экологии», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся экологических систем России, и обогащает учащихся новыми знаниями.
В курсе «Экологические системы России» дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки, структура. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, которая развивает у них экологическое мышление.
Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса -лекций, семинаров, практических работ, экскурсий -позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.
Курс интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией. Рассчитан на 34 часа, предназначен для профильной подготовки учащихся 10 классов.
Цель курса: формирование у учащихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах России.
Задачи:
- Расширить и углубить знания учащихся о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем России.
- Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.
Ожидаемые результаты.
- Получение учащимися знаний о естественных и антропогенных экосистемах России и мероприятиях по их охране.
- Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Формы отчетности.
1. Разработка и защита проектов озеленения своего города (школы, классы, квартиры).
2.Написание и защита рефератов. 3.Итоговое тестирование.
Содержание курса
Введение (З ч)
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж,-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских учёных (А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачёва и др.) в развитие экологии. Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжёлого экологического положения в России. Проблемы экологии России. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные эко логические науки. Защита рефератов на тему «Экологическая ситуация в моем городе».
Экосистемы (4 ч)
Общая характеристика экосистем. Состав экосистем: живые организмы (автотрофы и гетеротрофы) и абиотические факторы.
Взаимосвязь компонентов экосистемы. Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Популяция как элемент экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Почва. Разнообразие почв России. Защита рефератов на тему:
- «Основные типы гетеротрофных экосистем в вашей местности»
- «Живые организмы — накопители различных элементов»
- Решение экологических задач и упражнений по теме «Законы биологической продуктивности».
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ РОССИИ (11 Ч)
Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействия между организмами: горизонтальные (конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник -жертва, хозяин - паразит); мутуализм. Типы поведения организмов. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Биологическая индикация.
Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных
водоёмов и морских экосистем. Мероприятия по охране естественных экосистем. Рациональное использование пресноводных экосистем.
Демонстрация таблиц с изображением различных экосистем; просмотр видеофильма «Экологические системы».
Защита рефератов на тему
- «Язык химических сигналов у растений и животных»
- «Роль конкуренции в экосистеме»
- «Влияние человека на экосистемы и экологические структуры»
- «Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы»
- Контрольный тест «Естественные экологические системы»
АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (14 Ч)
Сельскохозяйственные экосистемы, их общая характеристика. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и значение. Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжёлыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем. Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.
Городские экосистемы: характеристика и особенности. Промышленное загрязнение среды: химическое, биологическое, тепловое, радиационное, электромагнитное. Мероприятия по охране городских экосистем. Экология автомобильного транспорта. Зелёные насаждения города. Квартира как экосистема.
Экскурсия в Эколого-биологический центр города Камышина с целью ознакомления с экологическими проблемами города и района.
Демонстрация видеофильма «Экология. Охрана природы».
РАЗРАБОТКА И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ СВОЕГО ГОРОДА (ШКОЛЫ, КЛАССА, КВАРТИРЫ) (2 ч)
Решение экологических задач и упражнений Защита рефератов на тему:
- «Возможно ли сельское хозяйство при отказе от химии?»
- «Роль леса и других естественных экосистем в структуре сельскохозяйственного ландшафта»
- «Севообороты и их экологическая роль»
- «Природа спасает город. (О роли зеленых насаждений для улучшения городской среды)
- «Экология города, в котором я живу»
- «Завяжи трубу узлом» (Опыт внедрения малоотходных, экологически безопасных технологий в промышленности)
- Тестовый контроль «Агроэкосистемы. Антропогенные экосистемы»
Тематическое планирование курса
п/п | Тема | Оощее кол-во часов |
Из них | |||
Теория | Практика | Семинар | Итоговый контроль | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение | 3 | 2 | - | 1 | - |
2 | Экосистемы | 4 | 2 | 1 | 1 | - |
3 | Естественные экосистемы | 11 | 8 | - | 2 | 1 |
4 | Антропогенные экосистемы | 14 | 10 | 1 | 2 | 1 |
5 | Закрепление | 2 | . | - | 1 | 1 |
Всего | 34 | 22 | 2 | 7 | 3 |
Рекомендуемая литература
- X.Адольф, Т. А. Заповедными тропами. - М.: Просвещение, 1980.
- Акимова, Т. А., Хаскин, В. В. Экология. - М.: Юнити, 1999. Ъ.Бопдареико, И. А, Тесты по общей биологии. - Саратов: Линей, 1999. 4. Голубев, И. Р., Новиков, Ю. В, Окружающая среда и ее охрана. - М.:
Просвещение, 1985.
З.Захлебный, А. П., Суравегипа, И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
б.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. - М.: Устойчивый мир, 2000.
1.Муравей, Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М: Юнити, 2000.
^.Петров, К. М. Экология человека и культура. - СПб.: Химиздательство, 1999.
9] Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1981.
Объяснительная записка
В связи с тем, что на реализацию этой программы в учебном плане выделен 1 час в неделю (всего 34 часа в год) содержание программы дополнено следующими теоретическими вопросами:
1. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность
экосистем. Почва. Разнообразие почв России.
- Типы поведения организмов (стратегии)
- Биологическая индикация
- Биологическое разнообразие.
- Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
- Рациональное использование природных экосистем.
- Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.
А также увеличилось количество часов на практические занятия и семинары, т.к. активные формы обучения способствуют развитию личности учащихся и обеспечивают ее успешную социализацию в современном мире.
Предварительный просмотр:
Элективный курс
За здоровый образ жизни (9 класс)
Составитель курса В. В. Гаевая
Учитель Волкова Н. В.
Профильное образование. Элективный курс «За здоровый образ жизни» 9 класс.
Издательство «Учитель», 2007г. Издание 2009г.
Пояснительная записка
Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой – природной, антропогенной, социальной, производственной. Че ловек живет в определенной культурной среде, которая включа ет материальные и духовные ценности, созданные рядом поко лений людей.
Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.
Своим появлением направление курса обязано все более четкому осознанию того факта, что об щество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включе ние учащихся в творческую работу, поиск.
Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче ские понятия и закономерности.
Темы курса дают учащимся определенные знания об опас ных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.
Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окру жающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего об щества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью.
Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребно сти, а с другой стороны, человек – это личность.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в первом или втором полугодии для 9 класса). Курс направлен на макси мальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни.
Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса.
Цели курса:
- Развитие интереса к получению знаний о человеке как яв ени природы.
- Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухуд шающейся окружающей среде,
наносящей ущерб здоровью людей
- Формирование негативного отношения к вредным при вычкам.
-Формирование адекватного поведения учащихся, направ ленного на выздоровление в случае
заболевания.
- Знакомство с основами правильного питания.
-Развитие творческого потенциала учащихся: умение вы полнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса.
Задачи курса:
- Объяснить: что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.
- Рассказать о последствиях прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.
- Вспомнить традиции русской национальной культуры в оценке здо ровья человека.
- Назвать самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.
- Разъяснить понятие исторического подхода к проблеме развития че ловека как биологического вида.
- Разъяснить понятие социально-психологической среды и предъяв ляемые ею требования к современному человеку.
- Рассказать влияние вредных привычек на состояние здоровья че ловека.
- Назвать основные требования к охране труда.
- Разъяснить: что такое рациональное питание.
- Убедить о влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека.
- Назвать меры по улучшению качества окружающей среды.
Методы работы: лекции, беседы, дискуссии, семинары, ролевые игры.
Ожидаемые результаты
- Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
- Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «бо лезнь».
- Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.
- Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
- Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
- Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
- Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
- Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Составлять рацион питания, полезный для здоровья чело века, учитывая индивидуальные особенности.
- Уметь сказать «нет!» вредным привьикам.
Тематическое планирование
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
1. | Введение. Предмет и задачи курса «За здоро вый образ» | 1 |
2. ** | Психика и здоровье. Механизмы психиче ской защиты | 1 |
3. | Здоровый образ жизни: творчество и долго летие | 1 |
4. | Жизнь в экстремальных условиях | 1 |
5. | Природная среда – источник инфекционных заболеваний | 1 |
6 | Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения | 1 |
7. | Шум и здоровье | 1 |
8. | Образ жизни моей семьи | 1 |
9. | Совы и жаворонки, или природа биологиче ских ритмов | 1 |
10. | Культура питания | 1 |
11. | Лечение музыкой | 1 |
12. | Слова-паразиты | 1 |
13. | Бранное слово | 1 |
14. | Мед и пчелы | 1 |
15. | Алкоголизм, табакокурение, наркомания –болезни химической зависимости | 1 |
16. | «Вредным привычкам – нет!» - выступление агитбригады | 1 |
17. | Урок-отчет об исследовательской работе по одной из тем курса | 1 |
Итого: 17 часов.
Содержание курса
Тема 1. Введение в предмет, задачи курса «За здоровый образ жизни». (1 час)
Тема 2. Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. (1 час)
Тема 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. (1 час)
Тема 4. Жизнь в экстремальных условиях.(1 час)
Тема 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. (1 час)
Тема 6. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения.. (1 час)
Тема 7. Шум и здоровье.(1 час)
Тема 8. Образ жизни моей семьи.(1 час)
Тема 9. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. (1 час)
Тема 10. Культура питания. (1 час)
Тема 11. Лечение музыкой. (1 час)
Тема 12. Слова-паразиты. (1 час)
Тема 13. Бранное слово. (1 час)
Тема 14. Мед и пчелы. (1 час)
Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической
зависимости. (1 час)
Тема 16. Вредным привычкам – «нет» - выступление агитбригады. (1 час)
Тема 17. Отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. (1 час)
Список рекомендуемой литературы
- Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2004г.
- Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г.
- Еремина О. А. Если хочешь быть здоров. Изд. 2005г.
- Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
Просвещение 1984г.
- Колесов Д. В. Здоровье школьников – новые тенденции. Изд 2005г.
- Журналы «Здоровье» за 1999-2006г.
- Носова Л. В. Шум и здоровье человека. Биология в школе. 1999г. №2.
- Хрипкова А. Г. Гигиена издоровье школьников. Просвещение 1988г.
- Скочкова Т. Н. Наркомания: источник, сущность, последствия. Биология в школе 1999г. №5.
Предварительный просмотр:
Элективный курс
Кожа – зеркало здоровья
(9 класс)
Составитель: О. В. Варейко
Учитель: Н. В. Волкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Кожа - зеркало здоровья» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.
Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, изучение правил проведения процедур, основных приемов по уходу за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног, основных косметических средств, их разумное применение. Предлагаемый курс поможет учащимся накопить знания о том, как ухаживать за кожей в зависимости от индивидуальных особенностей организма, типа и состояния кожи, как сохранить красоту кожи, какое влияние на кожу оказывает здоровый образ жизни, окружающая среда.
При изучении курса учащиеся получат практические советы и рекомендации по приготовлению лечебных косметических препа ратов в домашних условиях, узнают о типичных ошибках при ухо де за кожей и о профилактике кожных заболеваний.
Программа носит профориентационный характер, а также предназначена для тех, кто не намерен расставаться с молодостью и красотой.
Цели курса:
- Сформировать интерес к науке косметологии.
- Познакомить с основными приемами ухода за кожей и разумным использованием косметических средств.
Задачи курса:
- Показать способы приготовления и применения несложных, но эффективных косметических компонентов для разных типов кожи.
- Научить проведению косметических процедур в домашних условиях.
- Рассказать о причинах возникновения кожных заболеваний.
- Объяснить влияние вредных привычек на красоту кожи.
Методы работы: лекции, беседы, практические занятия, экскурсии в косметологический кабинет и к дерматологу, косметологическая викторина, тестирование. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Ожидаемые результаты:
- Умение распознавать тип кожи лица и ее состояние.
- Правильно ухаживать за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног.
- Готовить косметические средства: крема, лосьоны, бальзамы, скрабы. Маски в домашних условиях.
- Предупредить возникновение различных кожных заболеваний.
- Пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики».
- Демонстрировать приобретенные навыки.
Список рекомендуемой литературы
1. Булгакова, И. В. Косметология от А до Я. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
2. Дрибноход Ю. Пособие по косметологии. - Санкт-Петербург: ИД «Весь», 2004.
3. Кириллова, К. Секреты дневного и вечернего макияжа. - М: Лаби ринт, 2003.
4. Журнал «Макияж». - М.: Изд. «Апрель», 2002.
5. Т. Яковлева, О. Ларина, Л. Ахмадулина. Учимся правильному уходу за кожей.
Изд-во Эксмо, 2005г.
6. Ю. Г. Хацкевич. Натуральная косметика. «Издательство АСТ» Москва 2002г.
7. И. Ю. Удалова. Секреты женского очарования. Москва «Вече» 2004г.
8. Т. Яковлева. Визаж и макияж. Москва «Эксмо» 2005г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | |||||||||
лек ции | практи ческие занятия | экскур сии ' | Форма контроля | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
1 | Введение в косметологию. История возникновения косметологии | 1 | ||||||||||
2 | Лицо - зеркало души | 2 | 1 | |||||||||
3 | Питание, увлажнение, защи та кожи лица | 2 | 1 | |||||||||
4 | Очей очарованье | 1 | ||||||||||
5 | Нежные губы | |||||||||||
6 | Правила ухода за кожей шеи | |||||||||||
7 | Бархатные ручки | 1 | ||||||||||
8 | Весь мир у ваших ног | |||||||||||
9 | «Зеленая косметика» | 2 | 1 | |||||||||
10 | Выбор косметических средств | 1 | 1 | |||||||||
11 | Четыре времени года и кожа | 1 | 1 | |||||||||
12 | Кожные заболевания | 1 | 1 | |||||||||
13 | Домашние рецепты косме тологии | 1 | 1 | |||||||||
14 | Заключительное занятие «Косметология от А до Я» | 1 | 1 | |||||||||
Всего | 17 | 8 | 6 | 2 | 1 |
Содержание курса
Тема 1. Введение в косметологию. История косметологии. (1 час)
Косметология - наука об искусстве делать здоровым и краси вым человеческое тело и лицо.
Косметика Египта. Использование косметических средств древними греками. «Косметы» Древнего Рима. Широкое распро странение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики Франции, европейских государств, России. Связь косметологии с медициной, биологией, фармакологией, хирургией, гигиеной.
•Тема 2. Лицо - зеркало души. (2 часа)
Тип кожи лица и ее состояние. Какой водой нужно умываться. Уход за кожей лица. Кожные линии. Способы очистки лица. Мыло. Как делать пилинг. Маска для пилинга.
Практическая работа. Определение типа кожи лица и ее состояния.
Тема 3. Питание, увлажнение, защита кожи лица. (2 часа)
Питание кожи с помощью кремов. Увлажнение кожи - очень важная процедура. «Бабушкины» кремы. Правила защиты кожи лица. Уход за жирной, сухой, нормальной кожей. Маски: фруктово-овощные витаминные, омолаживающие, питательные, против морщин, для проблемной кожи, очищающие, смягчающие, тонизи рующие.
Практическое занятие. Приготовление масок для жир ной, сухой, нормальной и проблемной кожи
.
Тема 4. Очей очарованье. (1 час)
Уход за кожей вокруг глаз. Ресницы. Секреты молодости и кра соты глаз. Крем для глаз.
Практическое занятие. Выполнение комплексной гим настики для сохранения молодости и красоты глаз.
Тема 5. Нежные губы. (1 час)
Губы - показатель общего состояния здоровья человека. Про филактический уход за губами. Вредные привычки для губ. Советы по уходу и защите губ. Губная помада и мастерство ее нанесения.
Т е м а 6. Правила ухода за шеей. (1 час)
Сохраним шею красивой. Плохой вид шеи - результат дурных привычек. Очистка и питание кожи шеи. Гимнастические упражне ния для области овала лица против двойного подбородка.
Тема 7. Бархатные ручки. (1 час)
Экскурсия в косметологический кабинет с целью знакомст ва с применением косметических средств для рук и правильным выполнением маникюра.
Тема 8. Весь мир у ваших ног. (1 час)
Увлажнение и питание кожи ног. Ступни и уход за ними. Мо золи и способы борьбы с ними. Некоторые заболевания ног: ноги отекают, повышенная потливость, варикозное расширение вен. Ванны, педикюр, массаж ног. Эпиляция и методы эпиляции.
Тема 9. Зеленая косметика. (2 часа)
Натуральные продукты, разнообразные и эффективные соеди нения, созданные природой. Лекарственные травы и косметика. Фрукты и ягоды в косметологии. Косметические средства на гряд ках. «Бабушкины рецепты».
Практическая работа. Приготовление очищающих и от беливающих средств для ухода за кожей лица в домашних условиях.
Тема 10. Выбор косметических средств. (1 час)
Особенности воздействия косметических средств. Ингредиен ты, входящие в состав косметических средств. Кожа и биологиче ские часы. «Красивые советы».
Практическая работа. Индивидуальный выбор косме тических средств с учетом типа и состояния кожи.
Тема 11. Четыре времени года и кожа. (1 час)
Практическое занятие. Составление рекомендаций по уходу за кожей в зимнее, осеннее, летнее и весеннее время года.
' Тема 12. Кожные заболевания. (1 час)
Экскурсия в кабинет врача-дерматолога с целью знакомства с видами кожных заболеваний и их профилактикой.
Тема 13. Домашние рецепты косметологии. (1 час)
Травяные настои. Медовая, молочная, цветочная вода. Лед на все случаи жизни. Маска для пилинга. Бальзамы. Скрабы. Кремы.
Тема 14. Заключительное занятие. ( 1 час)
Пресс-конференция «Косметология от А до Я».
Предварительный просмотр:
Элективный курс
Основы педиатрии (9 класс)
Составитель: О. Е. Аверчинкова
Учитель: Н. В. Волкова
Пояснительная записка
Педиатрия (от греч. pais, paidos – ребенок, iatreia – лечение) – учение о детских заболеваниях. Данный элективный курс раскрывает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения. Особое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
Элек тивный курс « Основы педиатрии» составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии). Он зна комит учащихся со спецификой медицинской специальности, способ ствует осознанному выбору биолого-химического профиля обучения и ориентирует на поступление в медицинские вузы. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворе нию познавательных интересов, повышению информационной и ком муникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов.
Программа данного курса рассчитана на 17 ч, из них 7 ч – семинары и 10 ч отведено на выполнение лабораторного практикума.
Цели курса:
- Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения
- Познакомить девятиклассников со спецификой работы врача – педиатра.
Задачи курса:
1.Знакомство с особенностями детского организма во временном диапазоне от плода до 18- летнего возраста.
2. Пропедевтика детских заболеваний.
Методы работы: лекции, беседы, практические и лабораторные занятия, ролевые игры, семинары.
.
Ожидаемые результаты:
1. Умение применять знания об особенностях детей раннего, дошкольного, и школьного возраста на практике в жизни.
2. Иметь представления о здоровье и физическом развитие детей.
3. Выявлять причины заболеваний и травматизма ребенка.
4.Знать приемы первой помощи при несчастных случаях и травмах.
Содержание курса
Тема 1. Репродуктивная система человека (2 ч)
Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущ ность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр — основатель совре менной эмбриологии.
Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и стар ческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования)
Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная мо дель-аппликация «Наследование резус-фактора»; модель-ап пликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста (свои и членов семьи, известных людей); дидактические материалы риалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); ис пользование информационных ресурсов Интернета.
Тема 2. Мониторинг физического развития учащихся (1ч).
Особенности развития юношей и девушек. П. Ф. Лесгафт. Бодибилдинг — это вид спорта или дань моде?
Практическая работа
Мониторинг физического развития учащегося.
Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование инфор мационных ресурсов Интернета.
Тема 3. Особенности ВНД человека (3 ч)
Рефлекторный характер ВНД. Классификация темпера мента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.
« Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.
Познавательные процессы. Речь — средство общения. Па мять, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мыш ление. И.М. Сеченов.
Практические работы
- Определение типа темперамента.
- Определение объема памяти.
Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни» и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер.
Тема 4. Опорно-двигательный аппарат человека (2 ч)
Особенности скелета человека, связанные с прямохождени-ем и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских сним ков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-ортопеда.
Роль двигательной активности в развитии аппарата опо ры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте.
Практическая работа
Определение гибкости позвоночника и выявление на рушений осанки.
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; остеоло гические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раз даточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Ин тернета.
Тема 5. Иммунитет (2 ч)
Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Рас пространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.
ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупрежде ния, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.
Материалы и оборудование: портреты ученых; географи ческая карта; публикации СМИ; использование информа ционных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Синдром приобретенного иммуно дефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний».
Тема 6. Дыхание (2 ч)
Строение органов дыхательной системы. Дыхательные дви жения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обмен ных процессов. Хороший голос — правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание.
Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг.
Практические работы
- Определение жизненной емкости легких.
- Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе.
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельеф ная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи человека сегментарные»; прибор для сравнения содержа ния углекислого газа во вдыхаемом л выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таб лицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не ку рить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета.
Тема 7. Пищеварительная система (2 ч)
Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенно стями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы. Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональ ное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностя ми профессиональной деятельности врача-диетолога. А. А, По кровский.
Лабораторная и практические работы
- Влияние никотина на слюну.
- Знакомство с ротовой полостью.
- Составление меню дневного рациона.
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы полости рта», «Схема строения зуба», «Виды прику са», «Стадии кариеса», «Профилактика стоматологических заболеваний», «Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность», «Пищеварительный тракт»; злектрифицированная модель «Кишечная ворсинка с сосудистым руслом»; модель «Трена жер для чистки зубов (верхняя челюсть)»; таблица по гигиене «Основы рационального питания»; материалы СМИ.
Тема 8. Кожный покров (3 ч)
Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светоле чение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, ли шай, парша). Пересадка кожи.
Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нару шение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы на ложения повязок на условно поврежденное место.
Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.
Лабораторная и практические работы
- Определение типа кожи на разных участках лица.
- Правила ухода за кожей.
- Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепло вом и солнечном ударах.
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «То пография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в кар тонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; образцы одежды; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зерка ло; таблица «Массажные линии лица и шеи»; электрифициро ванная модель «Мышцы головы и шеи».
Список литературы
1. Голубев в. в. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного .
возраста. _ М.. 2000г.
2. Таточенко В. К. Педиатору на каждый день. – М.. 1997г.
3. Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. – М.. 1997г.
4.Мазурин А. В. Общий уход за детьми. – М..1997г.
5. Г. Ю. Лазарева Педиатрия «Феникс» Ростов – на – Дону 2008г.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Лаб.раб Пр. раб. | |
1 | Репродуктивная система человека. • Почему дети похожи на родителей • Возрастные процессы | 2 |
| |
2 | Мониторинг физического развития учащихся. Индекс Кетле (весоростовой показатель). Особенно сти развития юношей и девушек. Практическая работа «Мониторинг физического развития учащегося» | 1 | 1 | |
3 | Особенности ВНД (высшей нервной деятельно сти) человека. •Типы нервной системы. Практическая работа •«Золотые сны», от которых не просыпаются, — интервью со •Память и внимание. Практическая работа «Опре деление объема памяти» | 3 |
2 | |
4 | Опорно-двигательный аппарат человека. • Скелет человека (осанка, походка, гибкость позво ночника). • Роль двигательной активности в развитии аппа рата опоры и | 2 |
1 | |
5 | Иммунитет. •Детские инфекционные заболевания и меры борьбы сними | 2 |
| |
6 | Дыхание. • Дыхательные движения. Жизненная емкость лег ких. Практические работы: | 2 |
1 | |
7 | Пищеварительная система. •Система органов пищеварения. Лабораторная работа «Влияние никотина на слюну» или практи ческая работа «Знакомство с ротовой полостью» *Рациональное питание. Режим питания. Практиче ская работа «Составление меню дневного рациона»
| 2 |
2 | |
8 | Кожный покров. • Строение и функции кожи. Лабораторная рабо та «Определение типа • Изучение приемов наложения повязок на услов но поврежденные места кожного покрова. Прак тические работы «Первая помощь при ожогах, | 3 |
3
|
Всего – 17 часов.
Лабораторный практикум – 10 час. Семинары – 7 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...