Урок Расы и их происхождение
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

Ахметова Рамиля Загитовна

Предлагается конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_konkurs.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Расы и их происхождение»

Цели:

    сформировать знания о  человеческих расах и их единстве, определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду — Человек разумный;

    познакомить учащихся с гипотезами и факторами расогенеза;

    сформировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных данных;

    способствовать формированию навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи.

         Оборудование: рисунки с изображением  людей различных рас, коллекция моделей «Расы человека»,  презентация,  компьютер, проектор, экран.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодняшний наш урок я хочу начать статьей главного закона России-Конституции РФ “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождении. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям”  (статья 19.2 из конституции РФ). Мы ответим на проблемный вопрос: относятся ли к одному виду двухметровый чернокожий баскетболист, миниатюрная вьетнамка, краснокожий индеец? Что такое расы?

Как они  формировались и стоит ли делить людей по цвету кожи?

Но сначала проверим домашнее задание (Приложение 1.)

      2.Проверка домашнего задания.

А) Тестирование.

1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

А) прямохождение                 В) собирание пищи

Б) лазание по деревьям          Г) копание

2) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

   А) только биологических           В) социальных и биологических

   Б) только социальных                 Г) абиотических и биотических

3) Изготовление орудий есть результат:

   А) биологической эволюции      В) биологической  и социальной эволюции  

   Б) социальной эволюции             Г) мутаций

4) На ранних этапах эволюции решающее значение имели:

     А) биологическая эволюция       В) биологическая и социальная эволюция

     Б) социальная эволюция             Г) способность к речи

5)Преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

    А) социального развития          В) социального и биологического развития

    Б) биологического развития     Г) борьбы за существование

Б) Вспомните определение понятия вид

В) закончите фразу: «Эволюционные процессы , в результате которых появился вид Человек разумный, называется …..»

Г) назовите социальные факторы антропогенеза.

Проверьте свои ответы (слайды 3,4.)

 3. Изучение нового материала.

   1) Наше поколение живет в очень непростое время.  На пороге 21 века исчезло рабство, конституция  любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. Даже в США  слово негр считается оскорбительным и применяется  исключительно выражение американец африканского происхождения.

      Но мы каждый день слышим анекдоты, то про один народ, то про другой. Ищут хорошие и плохие нации.  В массовой  печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?” Нам пора уже определиться- с кем мы.  У нас должна быть четкая гражданская позиция. А она должна опираться на прочные знания.

     Уже в 1684 году Ф. Бернье сделал попытку  классифицировать народы Земли по местам их расселения : европеоиды, негроиды, монголоиды, лапоноиды(северные). А термин «раса» ввел Ж.Бюффон. Из 8 класса вы должны помнить, что

Раса - это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающих некоторыми общими наследственными морфологическими и физиологическими признаками (слайд 7)

Выделяют 3 большие и около 30 малых рас (слайды7,8,9) Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, поэтому между большими расами нет четких границ. Смешение рас сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества. Схема расовой классификации изображается в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует с одной стороны об изменчивости расовых признаков, а с другой стороны об условности деления человечества даже на большие расы. Малые расы возникли в результате смешанных браков, либо сохранили более древние черты.

    2) Самостоятельная работа с учебником.

     - Используя фотографии и материал учебника (стр.286) заполните таблицу 2 в свих индивидуальных листках.

     3) Расы человека начали формироваться около 30-40 тысяч лет тому назад в процессе заселения человеком Земного шара (Слайд 11).  Формирование рас началось в Африке. Человек разумный – вид уникальный по широте ареала обитания существования. Он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться  большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды -  климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду, к определенному  количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами

  Расогенез- процесс возникновения и становления рас. Существуют различные гипотезы происхождения рас (слайды 12,13) Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков в разных местах. Моноцентристы признают

общность происхождения, социально-психического развития, одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка.

   Расизм - реакционная теория о разделении человечества на высшие и низшие расы. (слайд 14)

Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и сегодня  расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности некоторых рас. Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей.

     Расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях,  речи, трудовой деятельности. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба  за существование, естественный отбор и изоляция (слайд 15)

    В 19 веке расисты утверждали превосходство белой расы, во второй половине 20 века пропагандировали превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм не связан с наукой и оправдывает политические и идеологические догмы.

 4) Закрепление.(работа в индивидуальных листах):

-Вставить пропущенные слова

-Дать определение.

5) Обобщение и итог урока. Оценивание.

В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство. Мы хотим, чтобы каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в великом содружестве племен нашей планеты. Сегодняшний наш урок я хочу закончить отрывком из стихотворения Р.Рождественского:

       Для всех угнетенных,

      Трудом обожженных,

      Разница в цвете кожи-

Не в счет.

     В людях – черных, белых, желтых-

     Красная кровь течет.

(Р. Рождественский) (слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 10 «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие».

Данная презентация иллюстрирует десятый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 13 «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование».

Данная презентация иллюстрирует тринадцатый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...

7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 20 «ЧС гидрологического происхождения».

Данная презентация иллюстрирует двадцатый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС гидрологического происхождения» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учре...

Урок "Расы, их происхождение и единство".

В ходе  урока рассматриваются  причины возникновения рас,  условия, которые способствовали их образованию....

Разработка урока по биологии в 11 классе "Расы и их происхождение "

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛА...

Урок "Расы" (11 класс)

Разработка урока по теме "Расы" для 11 класса...

Конспект урока на тему: «Расы человека, их происхождение и единство»

Тема урока «Расы человека, их происхождение и единство»....