Урок "Расы, их происхождение и единство".
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Шаруха Галина Николаевна

В ходе  урока рассматриваются  причины возникновения рас,  условия, которые способствовали их образованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rasy_cheloveka_ikh_proiskhozhdenie_i_edinstvo.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Кариан – Строгановский филиал

МБОУ «Знаменская СОШ

Методическая разработка урока  в 8-м классе по УМК "Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев".

Тема урока «Расы человека, их происхождение и единство»

Урок разработан с использованием элементов информационных технологий и технологий исследовательской  деятельности.

                                                                       Автор: учитель биологии

  Шаруха Галина Николаевна

 

р. п. Знаменка

2014

Тема урока «Расы человека, их происхождение и единство»

Цель урока: Доказать, что представители рас человека относятся к одному       виду Человек разумный и по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития.

Задачи урока:

познавательная: изучить понятие «человеческие расы», их отличительные особенности, единство происхождения и биологической равноценности.

Обосновать разницу между понятиями: «раса», «народность», «народ», «нация»;

развивающая: развивать учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения и навыки воспитанников в процессе групповой работы с различными источниками информации;

воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; толерантное отношения к представителям различных рас; формировать способность самостоятельно оценивать такие явления как расизм, нацизм, социальный дарвинизм.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением людей различных рас, коллекция моделей  «Расы человека», презентация, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Мобилизующее начало урока.

Преподаватель: мы продуктивно поработали на предыдущем занятии, изучив основные этапы развития рода Человек. Надеюсь, что сегодняшний урок тоже принесет немало открытий и подарит вам радость познания.

 

2. Мотивация исследовательской деятельности.

Организуется обсуждение фотографии, на которой изображены дети разных рас:

         * К какому этапу развития рода Человек относятся изображенные на рисунки люди?

         * На основании каких признаков вы это определили?

         * Чем отличаются эти люди?

         * Почему могли возникнуть эти отличия?

 Подводится итог беседы.

Организуется частично-поисковая деятельность, в процессе которой учащиеся находят в учебнике «Биология. Человек», 8 класс, Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев определение расы, которое записывается в тетрадь: 

 

Расы человека – это большие группы людей, на которые подразделяется вид Человек разумный по общим, наследственным, биологическим особенностям: строение лицевой части черепа, цвет кожи.

Преподаватель дополняет полученную информацию.

3. Формулирование проблемы.           

Преподаватель просит воспитанников определить, к какой категории относятся человеческие расы: класс, род, вид, популяция?

В ходе обсуждения формулируется проблема:

Человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек?

 

4. Сбор, систематизация и анализ фактического материала.

Формируются четыре рабочие группы. В каждой группе выбирается руководитель, который будет направлять работу и представлять результаты на обсуждение.

Группы составляют характеристику основных рас по плану:

1. Основные морфологические признаки, характерные для представителей расы.

2. Основная территория проживания представителей расы. 

Воспитанники изучают и анализируют информацию из различных источников: Интернет-ресурсы (http://school-collection.edu.ru), CD-диск «Биология. Анатомия», текст учебника, карта, работают с моделями бюстов представителей отдельных рас и иллюстрациями.

 

Время на выполнение работы – 10 минут, по истечении которых, группы представляют результаты работы и заполняют сводную таблицу «Характеристика человеческих рас»:

 

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

1 европеоидная

 

 

2 австралоидная

3 негроидная

 

 

4 монголоидная

 

 

 

5. Выдвижение гипотез.

На основании анализа содержания таблицы воспитанники пытаются найти ответ на проблемный вопрос урока. Выдвигают и доказывают гипотезы:

- расы – это разные виды рода Человек, т.к. отличаются по морфологическим признакам, занимают разные территории, общаются на разных языках и т.д.

- расы – это популяции вида Человек разумный, т.к. имеют сходное строение всех органов и систем, люди одной расы могут говорить на языках других рас и т.д.

 

6. Проверка гипотез.           

Чтобы найти правильное решение вопроса учитель просит ребят вспомнить определения вида и популяции, при возникновении затруднений предлагает обратиться к ресурсам сети Интернет (http://wikipedia.org).  

Вид (от лат. species — эталон, единица измерения) — совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения - ареал. Все человечество принадлежит к одному виду — Homo sapiens, который имеет следующие признаки:

1) сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т. д.);

2) физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.);

3) возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;

4) все едины по происхождению.

Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как это можно объяснить? Причины такого многообразия нашего вида следует искать у истоков его образования.

Человеческие расы и их происхождение. Человечество подразделяют на четыре расы.
В антропологии принято выделять — европеоидную, монголоидную и негроидную. Иногда выделяются австралоидная и негроидная расы. Каждая большая раса делится на малые, их около 30. Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет четких границ. Смешение рас, или метизация, сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества.                 

Учитель обращает внимание на таблицы, рисунки с изображением людей различных рас (в учебнике рис. 10, с. 22), предлагает сравнить их между собой и выявить черты сходства и различия, вспомнить их географическое распространение. Признаки рас отразить в таблице (работа в малых группах). 

 Расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.

-Как возникли расы, и какие условия способствовали их образованию? (Рассказ учителя  или работа учащихся с текстом § 5).

Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Предпосылкой для возникновения значительных различий в морфологическом строении является то, что человек разумный - вид уникальный по широте ареала обитания. Уже на заре своего существования он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со всё большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды.

Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света.

Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами.

Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях,  речи, трудовой деятельности.

Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба  за существование, естественный отбор и изоляция.

Задание. В учебнике § 5 найдите определение понятий: «раса»,  «народ», «народность», «нация».

Раса — исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.

 Народ — население государства, жители страны.

Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

 

7. Подведение итогов.

После анализа определений, учащиеся под руководством учителя делают вывод о том, что, несмотря на различия между расами, все современное человечество представлено одним видом Человек разумный. Это подтверждается, прежде всего, тем, что у вступающих в брак представителей различных рас рождается плодовитое потомство.

Преподаватель:  существуют различные теории о неравноценности рас, одной из которых является расизм.

Воспитанник, которому было дано опережающее задание, раскрывает понятие расизма.

 Расизм - теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и по сей день, расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры, как доказательство неполноценности некоторых. Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей.

 

8. Рефлексия.

Работа воспитанников в группах оценивается капитанами групп с соответствующими комментариями.

 

9. Домашнее задание: § 5,  Желающие могут подготовить сообщения об обычаях и традициях людей разных национальностей.

 

Исследовательские продукты групп:

Группа 1.

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

1 европеоидная

 

 

 

 

 

 

 

 

раса, распространённая до эпохи Великих географических открытий в Европе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке и северной и центральной Индии; позже — на всех населённых континентах. Особенно широко европеоиды расселились в Северной Америке и Южной Америке, в Южной Африке и Австралии

Лицо заметно выступает вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы прямые или волнистые. Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций

 

Группа 2.

 

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

2 австралоидная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— общее название древнего темнокожего населения Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании

лицо узкое и низкое, широкий нос, курчавые черные волосы, темная кожа, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо

 

 

Группа 3.

 

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

3 негроидная

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной регион расселения — область исторического формирования расы: Африка, к югу от Сахары. Также к негроидному населению на начало XXI века относится значительная часть населения Бразилии, Вест - Индии, США и Франции

Рост  различный.  Конечности удлинённые (особенно руки).  Тёмная кожа (особенно богатая меланином).  Курчавые волосы, плохо растет борода и усы.  Широкий плоский нос, толстые губы, большие карие глаза, большие уши. прогнатизм.

 

Группа 4.

 

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

 

 4 монголоидная

 

 

 

 

 

 

распространены в Восточной и Юго-Восточной Азии, Америке и Арктике.

глаза с сильно развитой складкой верхнего века (эпикантус). Чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы.  Тёмные глаза. Смуглый, часто желтоватый цвет  кожи. Слабое развитием третичного волосяного покрова; сильно выступают скулы; уплощённое лицо. большей частью низким переносьем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 10 «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие».

Данная презентация иллюстрирует десятый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 13 «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование».

Данная презентация иллюстрирует тринадцатый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...

7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 20 «ЧС гидрологического происхождения».

Данная презентация иллюстрирует двадцатый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС гидрологического происхождения» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учре...

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО РАС."

Презентация "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ, ИХ  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И  ЕДИНСТВО РАС." предназначена для учителей биологии, работающих в 11 кл. по учебнику А.А Каменский, Е.А. Криксунов, В. В. ...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

УМК по теме "Единство происхождения человеческих рас"

Полностью разработанный УМК по теме...

Конспект урока на тему: «Расы человека, их происхождение и единство»

Тема урока «Расы человека, их происхождение и единство»....