Методический материал по теме "Птицы"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ситуация: «Строение птиц – это закономерность или случайность природы»
Цели: | Действие: | Средства: | Результат: |
I.Мировоззренческие: Осознать, что все в мире подчиняется единым законам. II. Предметные: 1.Определить значимость знаний о внешнем строении птиц для человека. 2.Осмыслить взаимосвязь между полетом птиц и законами аэродинамики. 3.Рассмотреть место обитания птиц. 4.Расскрыть и понять связь между строением перьев и выполняемыми функциями. 5.Увидеть сходство и различие во внешнем строении птиц и пресмыкающихся обусловленных эволюционным прогрессом. 6.Определить влияние экономической катастрофы на жизнедеятельность птиц. | I.Организация целевого пространства. 1.Создание рабочей атмосферы в классе, музыкальная аранжировка, расположение ТСО 2.Название темы и определение цели. 3.Вопрос к классу- постановка проблемного вопроса «Строение птиц-это закономерность или случайность» 4.Видеоролик «Полет птицы» 5.Для достижения цели все получают карточку-задание и наглядный материал. II.Организация поисково-исследовательского пространства. Презентация «Птицы» 1.Совместное достижение цели. 2.Лабораторная работа «Строение перьев» 3. Лабораторная работа «Влияние нефти на перьевой покров». 4.Разбор схемы питания и места обитания. 5.Коррекция наработанного. 6.Выработка научной нормы. Музыкальная презентация «Многообразие птиц» III.Рефлексивное пространство 1.Чего вы достигли, работая по карточкам? 2.Что осознали, проведя лабораторную работу с нефтью? 3.Какие выводы сделали для себя? 4.Какие были затруднения? | 1.Карточки. 2.Чучело птицы. 3.Набор перьев. 4.Лупы ручные. 5.Схемы. 6.ТСО. Видеоролик: «Полет птицы», Презентация «Внешнее строение птицы», Презентация «Многообразие птиц». 7.Наглядность. 8.Лабораторная работа 1. «Внешнее строение птицы, строение перьев». 2. «Влияние нефти на перьевой покров». Ключевые слова: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ- СЛУЧАЙНОСТЬ- Выводные знания:
Все в природе целесообразно и закономерно подчиняется единым законам. | Нормы: 1.Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, конечностей. 2.Тело покрыто перьями. 3.Теплокровные. 4.Перо состоит из стержня и расположенного по бокам опахала. Опахало образовано бородками I и II порядка. 5.Цевка-сросшиеся кости стопы. 6.Копчиковая железа-в ней накапливается маслянистая жидкость, которой птицы смазывают перья. 7.Органы чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух). Способности: 1.Развитие творческого мышления. 2.Развитие логического мышления. 3.Развитие познавательных способностей. 4.Используя самостоятельную работу, и обсуждая наработанное, происходит развитие речи. 5.Развитие внимания. |
ПИТАНИЕ ПТИЦ
1.Хищные 2.Насекомоядные 3.Растительноядные 4.Всеядные
1. Орнитофаги
(птицееды)
2. Миофаги
(питаются мелкими млекопитающими)
3. Ихтиофаги
(добывают рыбу)
4. Энтомофаги
(питание исключительно одной пищей)
Ястреб, сокол, сапсан, чеглок, дербник, перепелятник | Сова, канюк, пустельга, филин | Чайки, гагары, цапли, утки, крачки, зимородки | Осоед, золотистая щурка | Синицы, воробьи, соловьи, дятлы, стрижи | Рябчики, тетерева, куропатки, глухари, перепел | Грифы, орлан- белохвост, серая ворона, сорока |
Полет у этих птиц быстрый, так что они могут схватывать на лету птиц или быстро бегущих зверей или планирующих-эти птицы летают кругами на высоте, высматривая добычу внизу. Живут парами, которые у дневных хищников сохраняются на всю жизнь. Гнездятся на деревьях или скалах. Это гнездовые птицы. | С наступлением ночи, когда затихают голоса дневных птиц, вылетают ночные хищные птицы-совы, филины. У этих птиц крепкие загнутые клювы, острые когти и мягкое рыхлое оперение позволяющее бесшумно летать-в ночной тишине. Бесшумный полет помогает совам хорошо слушать и внезапно появляться над жертвою. Живут в гнездах, дуплах. | Вся их жизнь связана с водоемами. Они прекрасно плавают и ныряют. На суше чувствуют себя неуверенно и выглядят неуклюже. Гнезда устраивают на берегу, на сырых кочках из водорослей и мха. | Осоед и золотистая щурка питается насекомыми на первый взгляд несъедобными осами и шмелями, может охотиться на пчел. За что ее не любят пасечники. С приходом зимы улетают в теплые края, из-за отсутствия пищи. | У синицы клюв тонкий и острый, позволяющий им легко склевывать даже мелких личинок насекомых. Летом синицы держатся в лесу, гнездятся в дуплах. Зимой же многие скапливаются в населенных пунктах-их то мы и видим на кормушках. У зерноядных клюв короткий, но крепкий, позволяющий им раскусывать семена и зерна. Таковы например, всем известные воробьи. | Рябчик, глухарь, тетерев гнездятся на земле. Здесь же часто разыскивают пищу. Эти птицы едят все ягоды: чернику, бруснику, плоды шиповника, срывают зеленые части травянистых растений. Вместе с тем они много времени проводят на деревьях, поедая почки и сережки березы, ольхи. Ночуют обычно так же высоко, среди густых ветвей, но зимой зарываются в рыхлый снег, где проводят не только всю ночь, но в большие морозы и часть дня. | Питаются грифы падалью, которую высматривают с большой высоты. Когти у них слабые (ведь добыча уже мертва). Зато клюв очень мощный-они могут разорвать кожу даже у крупно- копытных. Сорока строит шаровидное огромное гнездо с боковым входом, но прячет его так искусно в гуще ветвей, что его трудно заметить. |
Места обитания птиц связаны не только с питанием, но и с удобными местами гнездования.
ТЕСТ
«ПТИЦЫ»
1.Клюв у птиц-это:
1) костные челюсти, покрытые роговым чехлом
2) видоизмененные челюсти с редуцированными зубами
3) выросты черепной коробки
2.У птиц различают перья:
1)контурные и пуховые
2)контурные и маховые
3)маховые и пуховые
3)Кожа у птиц:
1)тонкая,влажная, покрыта перьями
2)тонкая, много желез
3)тонкая, сухая, есть только копчиковая железа
4)Глаза птиц имеют:
1)два века, верхнее и нижнее
2)два века и мигательную перепонку
3)верхнее веко и мигательную перепонку
5)Пуховые перья наиболее развиты у:
1)водоплавающих птиц
2)дневных хищников
3)ночных хищников
6)Цевка-это часть конечности, образованная:
1)сросшейся частью голени и стопы
2)сросшейся частью костей стопы и костей пальцев
3)сросшимися костями предплюсны и плюсны
7)Ороговевший эпителий у птиц развит на:
1)клюве и пальцах
2)клюве, пальцах, цевке, части голени
3)вехнее веко и мигательную перепонку
8.Температура тела птиц:
1)30◦С
2)36◦С
3)до 42◦С
Ответы к тесту
«ПТИЦЫ»
1 -1
2 -1
3 -3
4 -2
5 -1
6 -3
7 -2
8 -3
Домашнее задание
Составить кроссворд, используя вопросы. Выписать ответы.
- Ноздри располагаются на…?
- Как называется часть пера с бородками?
- Наука изучающая птиц?
- Тип перьев?
- Органы зрения птиц?
- К какому типу относится класс птицы?
- Часть пера на котором нет бородок?
- Загадка:
И петь не поет
И летать не летает
За что же тогда
Его птицей считают?
Можно добавлять и свои вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал
методическая разработка для классного руководителя...
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
2 часть «Музыкально-практический материал» к работе « Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся»
Методический материал для учителя, ноты, тексты песен....
Специальные карточки. Повторение материала. Методический материал "Иди по стрелке"
Методический материал...
Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...