Методический материал по теме "Птицы"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Савина Наталья Васильевна

Ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situaciya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация: «Строение птиц – это закономерность или случайность природы»

                   Цели:

            Действие:

               Средства:

             Результат:

I.Мировоззренческие:

 Осознать, что все в мире подчиняется единым законам.

II. Предметные:

1.Определить значимость знаний о внешнем строении птиц для человека.

2.Осмыслить взаимосвязь между полетом птиц и законами аэродинамики.

3.Рассмотреть место обитания птиц.

4.Расскрыть и понять связь между строением перьев и выполняемыми функциями.

5.Увидеть сходство и различие во внешнем строении птиц и пресмыкающихся обусловленных эволюционным прогрессом.

6.Определить влияние экономической катастрофы на жизнедеятельность птиц.

I.Организация целевого пространства.

1.Создание рабочей атмосферы в классе, музыкальная аранжировка, расположение ТСО

2.Название темы и определение цели.

3.Вопрос к классу- постановка проблемного вопроса «Строение птиц-это закономерность или случайность»

4.Видеоролик «Полет птицы»

5.Для достижения цели все получают карточку-задание и наглядный материал.

II.Организация поисково-исследовательского пространства.

   Презентация «Птицы»

1.Совместное достижение цели.

2.Лабораторная работа «Строение перьев»

3. Лабораторная работа «Влияние нефти на перьевой покров».

4.Разбор схемы питания и места обитания.

5.Коррекция наработанного.

6.Выработка научной нормы.

Музыкальная презентация  «Многообразие птиц»

III.Рефлексивное пространство

1.Чего вы достигли, работая по карточкам?

2.Что осознали, проведя лабораторную работу с нефтью?

3.Какие выводы сделали для себя?

4.Какие были затруднения?

1.Карточки.

2.Чучело птицы.

3.Набор перьев.

4.Лупы ручные.

5.Схемы.

6.ТСО.

Видеоролик: «Полет птицы»,

Презентация «Внешнее строение птицы»,

Презентация «Многообразие птиц».

7.Наглядность.

8.Лабораторная работа

1. «Внешнее строение птицы, строение перьев».

2. «Влияние нефти на перьевой покров».

Ключевые слова:

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ-

СЛУЧАЙНОСТЬ-

Выводные знания:

 

Все в природе целесообразно и закономерно подчиняется единым законам.

Нормы:

1.Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, конечностей.

2.Тело покрыто перьями.

3.Теплокровные.

4.Перо состоит из стержня и расположенного по бокам опахала. Опахало образовано бородками I и II порядка.

5.Цевка-сросшиеся кости стопы.

6.Копчиковая железа-в ней накапливается маслянистая жидкость, которой птицы смазывают  перья.

7.Органы чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух).

Способности:

1.Развитие творческого мышления.

2.Развитие логического мышления.

3.Развитие познавательных способностей.

4.Используя самостоятельную работу, и обсуждая наработанное, происходит развитие речи.

5.Развитие внимания.

ПИТАНИЕ ПТИЦ

1.Хищные                                       2.Насекомоядные                          3.Растительноядные                      4.Всеядные

1. Орнитофаги 

(птицееды)

2. Миофаги

(питаются мелкими млекопитающими)

3. Ихтиофаги 

(добывают рыбу)

4. Энтомофаги 

(питание исключительно одной пищей)

Ястреб,

сокол,

сапсан, чеглок, дербник, перепелятник

Сова,

канюк, пустельга, филин

Чайки, гагары, цапли, утки, крачки, зимородки

Осоед, золотистая щурка

Синицы, воробьи, соловьи, дятлы,

стрижи

Рябчики, тетерева, куропатки, глухари, перепел

Грифы,

орлан-

белохвост, серая ворона, сорока

Полет у этих птиц быстрый, так что они могут схватывать на лету птиц или быстро бегущих зверей или планирующих-эти птицы летают кругами на высоте, высматривая добычу внизу. Живут парами, которые у дневных хищников сохраняются на всю жизнь. Гнездятся на деревьях или скалах. Это гнездовые птицы.

С наступлением ночи, когда затихают голоса дневных птиц, вылетают ночные хищные птицы-совы, филины. У этих птиц крепкие загнутые клювы, острые когти и мягкое рыхлое оперение позволяющее бесшумно летать-в ночной тишине. Бесшумный полет помогает совам хорошо слушать и внезапно появляться над жертвою. Живут в гнездах, дуплах.

Вся их жизнь связана с водоемами. Они прекрасно плавают и ныряют. На суше чувствуют себя неуверенно и выглядят неуклюже. Гнезда устраивают на берегу, на сырых кочках из водорослей и мха.

Осоед и золотистая щурка питается насекомыми на первый взгляд несъедобными осами и шмелями, может охотиться на пчел. За что ее не любят пасечники. С приходом зимы улетают в теплые края, из-за отсутствия пищи.

У синицы клюв тонкий и острый, позволяющий им легко склевывать даже мелких личинок насекомых. Летом синицы держатся в лесу, гнездятся в дуплах. Зимой же многие скапливаются в населенных пунктах-их то мы и видим на кормушках. У зерноядных клюв короткий, но крепкий, позволяющий им раскусывать семена и зерна. Таковы например, всем известные воробьи.

Рябчик, глухарь, тетерев гнездятся на земле. Здесь же часто разыскивают пищу. Эти птицы едят все ягоды: чернику, бруснику, плоды шиповника, срывают зеленые части травянистых растений. Вместе с тем они много времени проводят на деревьях, поедая почки и сережки березы, ольхи. Ночуют обычно так же высоко, среди густых ветвей, но зимой зарываются в рыхлый снег, где проводят не только всю ночь, но в большие морозы и часть дня.

Питаются грифы падалью, которую высматривают с большой высоты. Когти у них слабые (ведь добыча уже мертва). Зато клюв очень мощный-они могут разорвать кожу даже у крупно- копытных.

Сорока строит шаровидное огромное гнездо с боковым входом, но прячет его так искусно в гуще ветвей, что его трудно заметить.

Места обитания птиц связаны не только с питанием, но и с удобными местами гнездования.

ТЕСТ

«ПТИЦЫ»

1.Клюв у птиц-это:

1) костные челюсти, покрытые роговым чехлом

2) видоизмененные челюсти с редуцированными зубами

3) выросты черепной коробки

2.У птиц различают перья:

1)контурные и пуховые

2)контурные и маховые

3)маховые и пуховые

3)Кожа у птиц:

1)тонкая,влажная, покрыта перьями

2)тонкая, много желез

3)тонкая, сухая, есть только копчиковая железа

4)Глаза птиц имеют:

1)два века, верхнее и нижнее

2)два века и мигательную перепонку

3)верхнее веко и мигательную перепонку

5)Пуховые перья наиболее развиты у:

1)водоплавающих птиц

2)дневных хищников

3)ночных хищников

6)Цевка-это часть конечности, образованная:

1)сросшейся частью голени и стопы

2)сросшейся частью костей стопы и костей пальцев

3)сросшимися костями предплюсны и плюсны

7)Ороговевший эпителий у птиц развит на:

1)клюве и пальцах

2)клюве, пальцах, цевке, части голени

3)вехнее веко и мигательную перепонку

8.Температура тела птиц:

1)30◦С

2)36◦С

3)до 42◦С

Ответы к тесту

  «ПТИЦЫ»

1 -1

2 -1

3 -3

4 -2

5 -1

6 -3

7 -2

8 -3

Домашнее задание

Составить кроссворд, используя вопросы. Выписать ответы.

  1. Ноздри располагаются на…?
  2. Как называется часть пера с бородками?
  3. Наука изучающая птиц?
  4. Тип перьев?
  5. Органы зрения птиц?
  6. К какому типу относится класс птицы?
  7. Часть пера на котором нет бородок?
  8. Загадка:

     И петь не поет

     И летать не летает

     За что же тогда

     Его птицей считают?

Можно добавлять и свои вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал

методическая разработка для классного руководителя...

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...